Фильмография:
1984 Парад планет
1985 Покушение на ГОЭЛРО
1986 Плюмбум, или опасная игра
1990 Повесть непогашенной луны
1990 Такси-Блюз
1991 Крапачук – (Испания-Франция-Бельгия)
1991 Армавир
1991 Затерянный в Сибири
1992 Гроза над Русью
1992 Осколок «Челенджера» - (Франция-Россия)
1992 Прорва
1993 Завещание Сталина
1994 Псы-2. Последняя кровь - (Польша)
1994 Шамара
1995 Концерт для крысы
1995 Крестоносец
1995 Мусульманин
1998 Цирк сгорел, и клоуны разбежались
2000 Русский бунт
2001 Мишка
2000 Дальнобойщики
2002 Охота на зайцев
2002 Темная лошадка
2002 Захват
2002 Сыщики-2
2003 Участок
2004 Богатство
2004 Формула
2004 Ангел на обочине
2004 Дзисай
2005 Хиромант
2005 Маленькие судьбы (Испания)
2006 Сдвиг
2006 Свободное плавание
2006 Последний забой
2006 Завтрашние заботы
2006 Волкодав из рода Серых Псов
2007 Железная дорога
2007 Бухта пропавших дайверов 2007 Сыщик Путилин
2008 Пассажирка
2008 Две судьбы-3. Новая жизнь
2009 Я
2009 История Летчика
2009 Тарас Бульба (Россия, Украина)
2011 Сибирь. Монамур
2011 Дом
2011 Девичья охота
2012 Марьина роща
2012 Легавый
2012-2014 А у нас во дворе...
2014 Марьина роща-2
2015 Ленинград 46
2016 София
2019 Годунов
|
ЗАЙЧЕНКО
Петр Петрович
01.04.1943, хутор Кайсацкий, Волгоградская область - 21.03.2019, Волгоград
Заслуженный артист России
Лауреат Приза «За лучшую мужскую роль» на Международном кинофестивале в Испании
(за фильм «Крапачук»)
Вместо вступления
Перед тем как встретиться с Петром Петровичем Зайченко, мы поинтересовались,
каков он в общении. «Очень простой, открытый человек», - ответили нам. И вот я
звоню Петру Петровичу, представляюсь, прошу о встрече и получаю добро на этот
же день.
Вечером мы встречаемся с ним. Лукавая улыбка, чуть прищуренный взгляд… Уже
минут через десять создается впечатление, что мы с ним давно знакомы. Петр Петрович
действительно держится очень просто, непринужденно. В нем нет никакой «звездности»,
а общаться с ним легко и интересно.
Время пролетает быстро. Мы ничего не записывали, чтобы не нарушить той ауры,
которая возникла во время нашей встречи. Да и зачем? Петр Петрович предоставил
нам полный и интересный материал о своем творчестве, снабженный большим количеством
фото, на основании которого и родилась эта статья.
Детство
Как утверждает сам Петр Зайченко, ему отчаянно везет всю жизнь. Начиная с самого
факта появления его на белый свет, чему он обязан, честно говоря, случайности.
Отца ранило на фронте, и командование танкового полка, где служил Зайченко-старший,
отпустило его на две недели домой. Через девять месяцев Отец погиб в страшном
бою под черниговским селом Конотопчево, спустя несколько дней после рождения наследника.
Все свои детские и отроческие годы Петр прожил в семье деда, известного на
всю округу первоклассного сапожника и печника. Надо сказать, что хотя Пантелей
Иванович и был казаком старой закваски, он очень уважал культуру и мечтал вырастить
из любимого внука учителя, взамен старшего сына Василия (дяди Петра Зайченко)
– директора школы, также погибшего на войне. По этой причине дед Пантелей первым
на деревне купил радиоприемник «Родина». Слушать из репродуктора передачу «Театр
у микрофона» приходили все соседи.
Внес свою лепту в «театральное» воспитание внука и купленный вскоре главой
семейства патефон с большим набором пластинок с записью выступлений известных
советских артистов, а также книги Мамина-Сибиряка, Чехова, Толстого, которые Петр
читал по вечерам по требованию деда, дабы отрабатывать учительский голос.
Выбор пути
Окончив школу, Петр Зайченко решил твердо стать артистом, для чего он отправился
в Волгоград. Он вспоминает: «Пришел в музыкальное училище, что на улице Пушкина,
а мне там про какое-то сольфеджио начали говорить, - я и слов то таких не знал,
даже обиделся, ругаются, подумал. Но один знакомый посоветовал мне пойти в культпросветшколу.
Отбор там происходил по такому принципу: умеешь играть (хоть немного) на каком-то
инструменте, гармошке или балалайке, - добро пожаловать на оркестровое отделение,
слух есть – примут на хоровое, а уж если совсем ничего не умеешь – дорога тебе
на театральное. Куда я и рвался».
Проучившись год в Волгограде, Петр Зайченко отправился в Саратов в театральное
училище им. И. Слонова, где в разное время учились такие прославленные актеры,
как Борис Андреев, Владимир Конкин, Олег Янковский, Евгений Миронов. Там он был
принят в мастерскую Н. Шляпниковой и Ю. Сагьянца.
Вспоминая о своей учебе, Петр Петрович рассказывает такой случай. Как-то преподаватель
французского пожаловалась его наставнице Надежде Дмитриевне Шляпниковой, что Зайченко
нужно больше внимание уделять ее предмету. На что Надежда Дмитриевна ответила:
«Пусть французским занимается Янковский, с его внешностью может быть и придется
играть болконских или карениных, а удел Зайченко – это роли бандитов, секретарей
обкомов, солдат, в лучшем случае – офицеров…».
Действительно, впоследствии Зайченко чаще доставались именно такие роли. Однако
немало пришлось сниматься и в элитном, интеллектуальном кино, приходилось играть
в картинах зарубежных режиссеров, но об этом чуть позже…
Встреча с Шукшиным
Окончив в 1971 году театральное училище с красным дипломом, Петр Зайченко был
направлен в родной город – в Волгоградский драматический театр им. Горького, где
проработал до 1974 года. Здесь молодой актер загорелся идеей поставить «самый
лучший спектакль всех времен и народов» по сценарию «Я пришел дать вам волю». Однако с кем он только ни говорил на эту
тему, взаимности не находил.
Отчаявшись найти поддержку у себя в городе, Петр послал письмо на «Мосфильм,
режиссеру Василию Макаровичу Шукшину». Это письмо было настоящим криком души со
своими довольно-таки острыми рассуждениями на тему о родных людях, земляках, которых
и любишь и ненавидишь одновременно, о своих крестьянских корнях и стремлении служить
народу «на высокой струне духовной нравственности».
В ответ через пару месяцев Петр Зайченко получил от Шукшина приглашение приехать
поговорить в Клетский район Волгоградской области, где в то время полным ходом
шли съемки фильма «Они сражались за Родину».
«Мне нужны не просто способные исполнители роли, а единомышленники, у которых
кроме таланта артиста, непрерывно должна быть душа, способная болеть за народ,
- сказал при встрече Василий Макарович. – По этой причине приглашаю принять участие
в съемках моего фильма «Я пришел дать вам волю», которы в настоящее время находится
в запуске. Недавно вот ездил смотреть натуру и выбрал прекрасное местечко на Волге,
потихоньку набираю съемочную группу. Заполни, пожалуйста учетную карточку киноактера…»
Не чувствуя ног от радости «единомышленник» вернулся в Волгоград и стал нетерпеливо
ждать вызова на съемку. Но, надеждам не суждено было исполниться. Вскоре Василия
Макаровича не стало…
Театр одного актера
В ожидании приглашения в кино Петр Зайченко не сидел без дела. Все это время
он работал в Волгоградской филармонии. Здесь он сделал множество художественных
произведений в так называемом театре одного актера: это "Холстомер"
и "Севастопольские рассказы" Льва Толстого, "Сашка" Вячеслава
Кондратьева, "Усвятские шлемоносцы" Евгения Носова и другие. В качестве
чтеца он объездил все районные центры Волгоградской области, а также многие глубинные
села, поселки, хутора и даже полевые станы. Не зря же памятью о тех годах служит
его медаль "За трудовую доблесть", которой он по-праву гордится до сих
пор.
Немало его выступлений было записано и демонстрировалось по местному телевидению.
К сожалению, впоследствии при переходе на современное оборудование многое было
утрачено, что-то так и осталось забытым, но некоторые записи "гуляют"
по стране и по сей день, демонстрируются по региональному телевидению.
Дебют в кино
А что же кино? Со времени встречи с Шукшиным прошло девять лет, и заполненная
учетная карточка киноактера сделала свое дело. В 1983 году Петр Зайченко был приглашен
режиссером Вадимом Абдрашитовым на одну из главных ролей в картине «Парад планет».
Об этом фильме, который попадает под определение «интеллектуальное кино», надо
сказать отдельно. Уже в самом названии - «Парад планет» - заложено что-то загадочное,
тревожное, масштабное. Есть в нем отзвуки глобального и экстремального явления,
живет в нем отзвук коллективного бессознательного ожидания беды. Герои фильма
– ученый-астроном (Олег Борисов), мясник Султан (Сергей Шакуров), Иван Пухов с
арматурного (Петр Зайченко), интеллигент-архитектор (Александр Пашутин), депутат
горсовета (Сергей Никоненко), разнорабочий из магазина (Алексей Жарков) - каждый
целый мир, каждый как самостоятельная планета.
Эти совершенно разные люди, вряд ли когда встретившиеся в обычной жизни, собираются
вместе на военных сборах. Странный, загадочный мир предстает на экране. Все происходящее
в фильме имеет два измерения - современное и вечное, бытовое и бытийственное.
И время фильма слагается из нескольких взаимопроникающих пластов сегодня, вчера,
всегда. Это время социальной современности (эпизоды сборов, военных учений), социальной
истории (сцены в доме престарелых), пространство мифа (ад войны, рай города женщин,
чистилище города стариков). А так же время жизни каждого героя - молодость (в
городе женщин), зрелость (мир войны), старость (в доме престарелых)…
Европейская известность
Первая работа Петра Зайченко была высоко отмечена и кинокритиками и миллионами
зрителей. В итоге появились предложения от других режиссеров. В 1990 году он был
приглашен на роль таксиста в советско-французскую психологическую драму Павла
Лунгина «Такси-блюз». Вместе с Петром Мамоновым они создали в картине потрясающий
дуэт. Это - история о том, как жизнь сводит двоих ни в чем не схожих людей - практичного
таксиста и безвольного спившегося музыканта.
Фильм имел большой успех на Каннском фестивале 1990 года, получив приз за лучшую
режиссуру. Безусловно, это способствовало популярности актера не только на родине,
но и за рубежом.
Своеобразную манеру актера «впечатывать в пленку свою душу» заметил в «Такси-блюзе»
и должным образом оценил испанский режиссер Энрике Габриэль, сразу же предложив
российскому актеру главную роль в испано-франко-бельгийском фильме «Крапачук».
Выбор одного из мэтров испанского кино оказался более чем удачным. Зайченко столь
блестяще сыграл на фоне европейских красот и достопримечательностей родную ему
славянскую душу, волей судьбы закинутую за кордон, что по единодушному решению
жюри международного кинофестиваля в Испании был удостоен приза «За лучшую мужскую
роль».
Фильмы, неизвестные российскому зрителю
После столь впечатляющего триумфа талантливого волгоградского актера, его послужной
список стал пополняться все новыми и новыми кинолентами, которых к концу 90-х
уже перевалило за 30. К сожалению, часть из них российский зритель так и не увидел,
поскольку демонстрировались они только в западноевропейских странах, как, например,
фильм «Крапачук». А кто из вас видел трагифарс Олега Ковалова «Концерт для крысы»
(1994) по произведениям Даниила Хармса, где Петр Зайченко снимался в одной главных
ролей?
Некоторые картины вышли в российский прокат после многих лет забвения. Так,
например, историческую картину «Гроза над Русью», снятую по произведению Алексея
Толстого «Князь Серебряный», наши зрители смогли увидеть лишь спустя десять лет
после его выхода. А ведь в ней снимались такие актеры, как Олег Борисов (в роли
Ивана Грозного), Вацлав Дворжецкий, Виктор Степанов, а Сергей Бондарчук и вовсе
сыграл там свою последнюю роль в жизни – боярина Морозова. Не случайно, что на
Западе картину высоко оценили, большой успех она, например, имела в Канаде.
Петр Зайченко в «Грозе над Русью» играл опричника Матвея Хомяка. О своей роли
в этой картине Петр Петрович вспоминает: «Я просто попросился к этим мэтрам. Салтыков
читает вслух сценарий, сидят Бондарчук и Борисов со своими сценариями и правят
текст, и вдруг возникает какая-то фраза, Борисов говорит: «Это Иван Васильевич
говорить не будет. Салтыков говорит: «Олег, извини, эта фраза нужная для сюжета,
ее же должен кто-то сказать». Он говорит: «Вот он и скажет» - и на меня указывает.
Салтыков говорит: «Олег, извини, ты забыл – его к этому времени уже убили в драке».
«Его? Его не убьешь, нет. Он выжил». Так и сняли, - выжил мой персонаж, и даже
в финале появляется».
Роли второй половины 90-х
Из наиболее известных фильмов второй половины 90-х, стоит упомянуть боевик
Михаила Туманишвили «Крестоносец» (1995) и историческую драму Александра Прошкина
«Русский бунт» (1998). Кроме того, заметную роль Петр Зайченко сыграл в драме
Владимира Хотиненко «Мусульманин».
В «Крестоносце» Зайченко досталась роль наркоторговца Тоши, провозящего свой
товар через границу в коробках из-под кинопленки. Впоследствии, пересекая границу
вместе со съемочной командой, актер вспоминал эпизод из этого фильма. Таможенники,
«наученные» фильмом, действительно не раз страстно желали вскрыть коробки.
В «Русском бунте» Зайченко снялся в роли казака Пьянова - ближайшего сподвижника
Емельяна Пугачева, которого исполнил . Петр Петрович сыграл очень органично, правдоподобно. Стараясь глубже
войти в образ, он специально для этой роли отпустил бороду и прихватил на съемки
настоящую казацкую плеть, подаренную ему казацким атаманом Бирюковым.
Роли последних лет
И по сей день Петра Зайченко практически невозможно застать дома. Съемки, роли…
Он по-прежнему востребован кинематографом, снимается и в главных ролях и в эпизодах.
Причем персонажи актера самые разные…
Так в одной из серий «Дальнобойщиков» он сыграл главную роль - инвалида, попадающего
в «тиски» мафии. Из этой ситуации его спасают Сашок и Петрович - герои Владислава
Галкина и Владимира Гостюхина.
В картине Светланы Стасенко «Мишка» (2000) Петр Зайченко исполнил роль отчима
главного героя, являясь ему во сне в виде такого грозного самурая. А в короткометражном
фильме Игоря Волошина «Охота на зайцев» (2002) по мотивам повести Кеньи Маруямы
«В снегу» Зайченко снялся в роли деда. Это художественный краткометражный фильм
сделан в жанре философской притчи, рассказывающей о мальчике, который впервые
сталкивается со смертью. Мальчик приезжает на похороны бабушки в деревню. Не меньше
его поражает смерть зайцев на охоте…
Много Петр Петрович в последнее время снимается и в телесериалах. Так в сериале
"Захват" он играет дежурного на турбазе Василия - такого крестьянина-философа,
персонажа шукшинского типа.
Неожиданной оказалась работа Зайченко в сериале "Темная лошадка",
где он играет сыщика Иглова. Петр Петрович рассказывает: "Начиналось все
очень интересно. Мой мудрый 11-летний внук говорит как-то: "Эх дед, снялся
бы ты в роли Человека-паука или сыграл в фильме ужасов..." И вскоре вызывает
меня Газаров в Москву, приезжаю, говорю: "Внук, мол, такой вот заказ сделал",
а он мне в ответ: "Петрович я предлагаю тебе роль как раз по заказу внука".
И действительно, роль у меня яркая, комедийная, острая. Я играю старика-следователя
уголовного розыска, капитана Иглова. Созвучие неслучайное - Жеглов-Иглов. Он не
просто смешной, он трагикомичный персонаж. Его уволили в годы перестройки, такой
списанный дед-следователь. Но приходит момент, и начинают понимать, что без старых
кадров не обойтись... Ничего подобного я еще не играл".
После "Темной лошадки" Петр Петрович снялся в сериале "Формула",
где ему предложили роль чудаковатого пожилого склонного к философии человека,
не принявшего нынешних реформ и уехавшего жить на постоянное местожительсво в
село.
В сериале «Хиромант» Зайченко сыграл начальника тюрьмы дядю Славу - ближайшего
родственника главного героя. Его племянник Сергей (Юрий Чурсин) - оттачивает свое
мастерство, изучая судьбу по линиям на руках заключенных, подопечных дяди. «Я
вообще-то в подобные вещи не верю, но когда позвали сниматься - нашел дома книжку
толстую по хиромантии, начал штудировать. Сначала даже понравилось, пытался разобраться,
где у меня какие линии, что они значат… Совпадения стал искать в том, что начертано
и что уже произошло в жизни. Но быстро запутался и забросил: хироманта из меня
не получилось!» - смеется Зайченко.
В 2004 году актер снялся в телесериале Эльдора Уразбаева «Богатство». В фильме
о войне с японцами Зайченко сыграл купца Растригина, который отдал все свои сбережения
для победы русской армии.
В том же году он снялся в четырехсерийной картине «Дзисай». Петр Петрович рассказывает:
«Дзисай – это человек, неотлучно находящийся при японском императоре и принимающий
на себя все неприятности и боли своего господина. Выпил, например хозяин, а у
дзисая и голова болит, и на душе муторно. В фильме я играю генерала ФСБ, который
в России хочет обеспечить такими вот дзисаями всех членов правительства. Роль,
надо сказать, забавная, хоть и небольшая».
Еще одна новая работа актера - роль певца Петра Душенко в фильме испанского
режиссера «Маленькие судьбы». Петр Зайченко играет некогда популярного артиста,
выступавшего вместе со знаменитыми Ивом Монтаном и Шарлем Азнавуром. Теперь же
он в полном забвении, и от прошлого осталась лишь старая грампластинка. Герой
Петра Зайченко, боясь, что она когда-нибудь разобьется, и прошлому наступит конец,
мечтает записать компакт-диск. Он мечется по Испании, пытаясь осуществить свою
мечту, пытается всем петь по-русски, но его не слушают...
Помимо Петра Зайченко в фильме снимались популярные испанские актеры Ана Фернандес,
Анхела Молина, Роберто Энрике и другие. Они по-достоинству оценили блестящую игру
нашего актера. Жаль только отечественный зритель вновь не сможет посмотреть очередную
картину с участием Петра Зайченко.
Небольшую роль Фителлы Петр Зайченко исполнил в картине «Волкодав» по одноименному
роману Марии Семеновой. Столь популярный сегодня жанр фентези, большое количество
известных актеров (, ,
, Нина
Усатова, , , ),
вызвал огромный зрительский интерес.
Принял участие актер и в нашумевшей экранизации гоголевского «Тараса Бульбы»,
где сыграл казака Метелицу. Среди других персонажей Петра Зайченко: машинист в
картине Алексея Федорченко «Железная дорога», чернобылец в драме Игоря Волошина
«Я», лесник в мелодраме «Две судьбы-3».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000")
Юрий Астров, «Петр Зайченко: Актерами становятся двоечники, отличники идут в продюсеры»
(«Панорама» №20 2002);
Анатолий Королев, «Охота пуще неволи» («Вечерний Волгоград» от 16.04.2002);
Вероника Волгарева, «Его удел – роли бандитов и секретарей обкомов, зачем ему
французский язык?» («Трактир по пятницам» №11 от 24.08.2001);
«И поднимется Россия» (СКН № 43-44 от 27.12.2002);
Валерий Журавлев, «Учитесь хорошо, чтобы не быть актером!» («Крестьянская жизнь»
от 11.12.2003);
Елена Веселая, «Звезда, которую не узнают на улице» («Московские новости» №49
от 16-23.07.1995);
Петр Зайченко, «От Палласовки до Польши» («Земля Волгоградская» №92 от 24.09.2004);
«Ради сериала на ОРТ Зайченко изучал хиромантию» ("Комсомольская правда.
Волгоград" от 15.03.2005 http://volgograd.kp.ru);
Фото из личного архива Петра Петровича Зайченко |