1961 В пути - короткометражный
1961 Приключения Кроша
1961 Девять дней одного года
1963 Теперь пусть уходит
1963 Последний хлеб
1964 Через кладбище
1964 Помни, Каспар!
1965 Время, вперед!
1965 Первый посетитель
1966 Последний жулик
1966 Нет и да
1966 Айболит-66
1966 Не самый удачный день
1966 Кто вернется
1966 Город мастеров
1967 Арена
1967 Операция "Трест"
1968 Золотой теленок
1968 Бриллиантовая рука
1968 Солдат и царица
1968 Майор "Вихрь"
1968 Щит и меч
1969 Семейное счастье
1970 Обратной дороги нет
1971 12 стульев
1971 Человек с другой стороны
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1972 Приваловские миллионы
1972 Руслан и Людмила
1972 Бой после победы
1972 Могила льва
1972 Без трех минут ровно
1973 Каждый день доктора Калинниковой
1973 За облаками небо
1974 Чудо с косичками
1974 Парашюты на деревьях
1975 Не может быть!
1976 "Сто грамм" для храбрости
1976 Там, за горизонтом
1976 Легенда о Тиле
1978 31 июня
1978 По улице комод водили...
1979 Тот самый Мюнхгаузен
1979 В одно прекрасное детство
1980 Однажды двадцать лет спустя
1980 Через тернии к звёздам
1981 Товарищ Иннокентий
1981 Брелок с секретом
1981 Отпуск за свой счет
1981 Полоса везения
1982 Похождения графа Невзорова
1982 Предчувствие любви
1982 Не хочу быть взрослым
1982 Ассоль
1982 Кафедра
1983 Витя Глушаков - друг апачей
1983 Оставить след
1983 Мэри Поппинс, до свидания!
1983 Нежданно-негаданно
1983 По законам военного времени
1983 Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
1983 Человек из
страны Грин - фильи-спектакль
1984 Гостья из будущего
1984 Зудов, вы уволены!
1984 Восемь дней надежды
1984 Шанс
1984 Дом на дюнах
1984 Шутки в сторону
1985 Жил отважный капитан
1985 Танцы на крыше
1985 Город невест
1987 Гардемарины, вперед!
1987 Друг
1987 Ловкачи
1987 Сильнее всех иных велений
1987 Мио, мой Мио
1987 Лиловый шар
1988 Артистка из Грибова
1989 Криминальный квартет
1990 Подземелье ведьм
1990 Сестрички Либерти
1991 Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке
1991 По прозвищу "Зверь"
1991 Преступление лорда Артура
1992 Черный квадрат
1992 Байрон. Притча об одержимом
1992 Мушкетеры, двадцать лет спустя
1993 Русская певица
1993 Про бизнесмена Фому
1993 Осенние соблазны
1994 Графиня Шереметева
1995 Петербургские тайны - сериал
1996 Маркиз де Сад
1996 Королева Марго
1996 Волшебное кресло
1997 Маленькая принцесса
1998 Не послать ли нам... гонца?
1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского
2000 Ростов-папа
2001 Часы без стрелок
2001 Саломея
2001 Русский водевиль. Бледнолицый лжец
2001 Дальнобойщики
2002 Тайна Лебединого озера
2002 Старичок с ноготок - короткометражный
2002 Марш Турецкого (3 сезон)
2002 Каменская-2
2002 Даже не думай!
2003 Спас под берёзами
2003 Сибирочка
2003 На углу у Патриарших-3
2003 Москва. Центральный округ
2003 Всегда говори "всегда"
2003 Бульварный переплет
2003 Белое золото
2003 Амапола
2004 Четыре таксиста и собака
2004 Год лошади - созвездие Скорпиона
2004 Барабашка
2005 Убойная сила-6
2005 Сыщики-4
2005 Счастье ты моё
2005 Статский советник
2005 Русский бизнес XXI века
2005 Девять неизвестных
2005 Горыныч и Виктория
2005 Брежнев
2005 Адъютанты любви 2006 Четыре таксиста и собака-2
2006 Человек-ветер
2006 Форсаж да Винчи
2006 Формула зеро
2006 Пороки и их поклонники (Россия, Украина)
2006 Печорин. Герой нашего времени
2007 Трое сверху - 2
2007 Рекорд - фильм-спектакль
2007 Полонез Кречинского
2007 На пути к сердцу
2007 Звезда Империи
2007 Джоконда на асфальте
2008 Четыре возраста любви
2008 Хлеб той зимы
2008 Фотограф
2008 Сад
2008 Прогулка по Парижу (Россия, Франция)
2008 Монтекристо
2008 И все-таки я люблю...
2008 Ермоловы
2008 Выйти замуж за генерала
2008 Ванька Грозный
2009 Самая лучшая бабушка
2009 Пуля-дура - 2
2009 Московский дворик
2009 Когда мы были счастливы
2009 Глухарь. Приходи, Новый год!
2010 Чёрный монах - фильм-спектакль
2010 Узел - короткометражный
2010 Скрипка Ротшильда - фильм-спектакль
2010 Энигма
2011 Пандора
2011 Охотники за бриллиантами
2011 Коробка - короткометражный
2011 Голубая кость - короткометражный
2012 Три товарища
2012 Твой мир
2012 Одесса-мама (Украина)
2012 Обратная сторона Луны
2012 Красотка
2012 Бедные родственники
2013 Земский доктор. Возвращение
2013 До смерти красива
2013 Былое и Дума - документальный
2013 Близкие
2014 Я всё преодолею
2014 Шредер - короткометражный
2014 Феликс и его любовь - короткометражный
2014 Скорая помощь (Украина)
2014 Разрывая замкнутый круг (Казахстан)
2014 Новогоднее дежурство
2014 Земский доктор. Любовь
вопреки
2014 Алхимик. Эликсир Фауста
2016 Личное пространство
2017 Три сестры
2017 Жених для дурочки (Польша, Россия, Украина)
2017 Только не они
2017 Серебряный бор
2017 Кровавая барыня
2017 Короткие волны
2019 Книга жизни
2019 Дипломат
2019 Мосгаз. Дело №6. Формула мести
2019 Дорогой папа
2019 Коридор бессмертия
2020 Волк
2020 Виктория
2020 Документалист. Охотник за призраками
2020 Московский роман
2021 Всё хорошо
2021 Седьмая симфония
2021 Добро пожаловать в семью (Беларусь)
2023 Добро пожаловать в семью: Повар из Неаполя
2023 Престиж
2024 Дипломат-2
2024 Наследники
ЯСУЛОВИЧ
Игорь Николаевич
24.09.1941, село Рейнсфельд, Куйбышевская область - 19.08.2023
Заслуженный артист РСФСР (1988)
Лауреат Государственной премии России (2001)
Детство
Игорь Ясулович родился 24 сентября 1941 года в Рейнсфельде, сейчас это Самарская
область, в обыкновенной семье советского офицера и матери домохозяйки. В любой
момент семья по приказу по службе отца могла отправиться жить в другой город.
Смена обстановки и друзей - это было привычным явлением для маленького Игоря,
пока их семья стабильно не осела в Таллинне, где мальчик и пошел в школу.
Воспитание мальчика в том и заключалось, что его не слишком много воспитывали.
Отец все время был занят, вот и гоняло юное создание по улицам босиком, играл
в компаниях в войну, в казаков-разбойников, что-то придумывал.
Свободолюбивому ученику таллиннской школы Игорю Ясуловичу еще в юности хотелось
заняться чем-то таким чем-то особенным, чтобы душу наизнанку выворачивало. Все
это стало возможным, когда парень был принят в театральный кружок. Тогда им руководил
известный актер драмтеатра в Таллине Иван Россомахин и уже скоро талантливый юноша
оказался в числе лучших учеников.
В драмкружке спектакли играли на сцене Русского драматического театра. Это
было очень престижно, ребята чувствовали себя, как теперь принято говорить, элитой.
Иван Россомахин сыграл решающую роль в становлении будущего актера, он и помог
своему ученику раскрыть талант и поверить в собственные силы.
Вкусив волшебство театрального искусства, Игорь Ясулович по окончании школы
прямиком отправился в Москву, но там уже все вступительные потоки были пропущены...
Юноша попытался поступить в ГИТИС и срезался на втором туре, но удача все равно
ему улыбнулась - только уже во ВГИКе! Прочитав басню, стихотворение и пройдя тест
на киногеничность, он был зачислен на курс к великому мастеру Ромму. Быть учеником
Ромма — обязывает… Вообще-то, у гениального Ромма Ясулович учился дважды: сначала
на актерском, а потом на режиссерском. На режиссерском актер
учился с Кончаловским, Смирновым, Эсадзе, Трегубовичем.
Театр
После института полный сил и энергии Игорь Ясулович организовывал экспериментальный
театр пантомимы "Эктемим", но пластические "аккорды" и "гаммы"
не слишком пригодились молодому актеру в пьесах Театра киноактера, куда Ясулович
поступил на службу. Зато там шли Шекспир, Лопе де Вега, мюзиклы.
Позже в ТЮЗе все же появилась возможность использовать накопленный багаж "Эктимима".
В постановках "Черный монах", "Скрипка Ротшильда", "Гроза",
"Борис Годунов" Игорь Ясулович погружался в глубинные слои психологии
своего героя через пластику. В театре у Ясуловича было немного крупных ролей,
но его герои кроме груза собственного характера всегда несли еще и функцию "отражения".
Они были движителями драмы, зеркалом, в котором герои спектакля открывали в себе
новое и поэтому каждая сыгранная актером роль в стенах знаменито ТЮЗа не осталась
незамеченной публикой и критиками.
Кино
Свой путь в кино Игорь Ясулович начал у своего любимого учителя Михаила Ромма
с маленькой роли в интеллектуальной драме, эталоне советского кино, картине "Девять
дней одного года" . Хотя роль и маленькая, но Игорь Ясулович сыграл ее талантливо,
в полную силу.
Да он вообще по поводу маленьких ролей не особенно переживал, ведь можно и
большую роль сыграть бессмысленно. Особенно, когда понимал, что играть нечего.
Просто ему жалко было тратить на ерунду скоротечную жизнь, но зато если в маленькой
роли был человек, тут то уж Ясулович выступал настоящим ювелиром!— Играл с несказанным
удовольствием.
У Швейцера в неистовой картине "Время, вперед!" он сыграл корреспондента,
энтузиаста с горящими глазами. Это была замечательная школа Михаила Абрамовича.
Режиссер вытягивал из артиста его потенциал, выстраивал такую атмосферу на площадке,
такой градус эмоции, что льдина "пылала".
А в быковском "Айболите-66"
актер предстал трагиком. Целое лето в белом пластическом гриме, что через несколько
часов под софитами даже кожа начинала дьявольски гореть… Большой резонанс вызвала
и роль Скульптора в "Ехали в трамвае Ильф и Петров". Там у актера был
дуэт с чудной партнершей Ольгой Гобзевой.
Интеллигентная внешность
Игорь Ясулович никогда не боялся экспериментов. Он чувствовал себя комфортно
и в комедиях, и в детективах, и в драмах, и главной виной тому была его слишком
интеллигентная внешность. Такой некий худосочный интеллигент, в котором что-то
есть, есть какая-то червоточинка. По этой линии режиссеры его и эксплуатировали.
Вот гражданин с собачкой, которого маленькая собачонка тягает по газонам. Там
нельзя выгуливать собак, и жилец, выгуливающий собаку, страдает от этих запретов
- такой герой Ясуловича в комедии Леонида
Гайдая "Бриллиантовая рука". Или бесхитростный Аппель в киноленте
"Майор "Вихрь". Или через чур напыщенный адвокат в "Семейном
счастье".
Для большинства кинозрителей, поклонников и тех, кто знает, кто такой актер
Ясулович, это, прежде всего, инженер Щукин из "Двенадцати стульев".
А самое первое и самое яркое, что приходило в голову – это голый человек на лестнице.
Тогда Ясулович стал первой обнаженной натурой в советском кинематографе, открыл
нечто такое эротическое. А каков эксцентрический Электрон Иванович Ясуловича в
детском фильме «Гостья
из будущего».
Киноуспех
Каждой новой ролью Игорь Николаевич открывает в себе что-то новое. Актер ювелирно
и тонко прорабатывает грани каждого своего персонажа. В основе своего киноуспеха
актер всегда считал полное доверие режиссеру. Он всегда был уверен, что режиссеру
надо просто поверить и выполнить то, что ты, может быть, до конца и не понял.
Так актер и работал над ролями и всегда был на высоте. Киномеханик Никита Зудов
в комедии "Зудов, вы уволены!" В драме "Жил отважный капитан"
– Макароныч. Виктор в "Городе невест". Корн в приключении "Гардемарины,
вперед!", Андреич в "Друге" и Эно в сказке "Мио, мой Мио".
И почти цирковой в черном трико Кощей Бессмертный у Павла Арсенова в "Лиловом
шаре". Случилась целая история, как тогда искали костюм и грим. Режиссер
хотел видеть деревенского Кощея в валенках, а кости для него взять у "учебного
скелета", наклеили их на черный костюм. Потом они над валенками двигались,
как на шарнирах…
В кино Игорь Ясулович прожил всю жизнь… на глубокой периферии, но на нехватку
работы актеру было бы грех жаловаться, он был всегда востребован. Острый характер
внешнего рисунка Игоря Ясуловича с тончайшей психологической связью внутреннего
ощущения героев — редчайшее свойство актерского дарования, конечно же, умноженное
ежедневным тренингом.
В актерской биографии Игоря Николаевича нет-нет, да и проскользнет главная
роль. Пчелкин пригласил актера на роль не безупречного, но тонко чувствующего
людей Юзича, который пытался выжить в законах петербургских трущоб. Параллельно
Ясулович блестяще снялся в своих любимых маленьких ролях в драме "Королева
Марго" и Дармоедов в телеспектакле "Бледнолицый лжец".
Может маленькие роли тем и хороши, что их можно быстро отыграть, и тут же начать
новую жизнь уже с другим героем. Скорее всего, Игорь Ясулович и жил по этой неприхотливой
аксиоме. Актер никогда не отказывался от роли в интересном для него проекте. Туруцкий
в сериале "Саломея", профессор Тараканов в комедии "Даже не думай!",
психолог в сериале "Каменская" и Григорий Матвеевич "Всегда говори
всегда".
Характерный актер
Игорь Ясулович - характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой
драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. И Ясулович всем был нужен!
Он очень хороший профессионал. Он дисциплинирован: утром просыпается и через пять
минут уже на съемках. Актер с резким характерным, именно запоминающимся лицом.
Да просто надежный актер, что очень важно для режиссера. Режиссеры любили Игоря
Ясуловича – он снимался невероятно много. За один год мог сыграть до нескольких
ролей. И как сыграть!
Суслов в политическом киноромане "Брежнев". Данила Романович в детективе
"Пороки и их поклонники". В притче по мотивам рассказа Маркеса "Человек-ветер"
в авторской картине Хуата Ахметова Ясулович сыграл трагичную роль стареющего ангела.
А в трагикомедии "Джоконда на асфальте" успешно снялся в роли Питера,
"хозяина", отца Ольги. А еще в сериале "Девять неизвестных",
"Формула зеро". И это все за один только 2006 год!
С возрастом актеру грима надо было все меньше Игорь Ясулович — последний из могикан
высокой театральной эксцентриады, местоблюститель прерванных традиций мейерхольдовской
и таировской школ. Сам актер себя называет "фруктом позднего созревания.
Делаю то, что созвучно моему внутреннему состоянию".
Лицо Ясуловича — даже мельком замеченное в кадре, врезается в память навсегда.
Благородный Фирс в драме "Сад". В картине "Четыре возраста любви"
Сергея Мокрицкого великолепен дуэт Игоря Ясуловича с Лией
Ахеджаковой… Там актер замечательно сыграл педанта и зануду, цифрами и бумажками
отгородившегося от настоящей жизни. Ярко засветился Ясулович и в комедии "Выйти
замуж за генерала".
Игорь Ясулович с большой любовью занимается режиссурой. Помогает
ему в этой жизни и работа со студентами. Свои режиссерские амбиции он вполне удовлетворяет
тем, что возится с ребятами и делает все с удовольствием.
А вообще для Ясуловича обычная жизнь – это бесконечная работа. "Так тем
профессия и хороша актерская. Она так разнообразна. Ведь не приходится делать
одно и то же. Разные роли, разные люди. Смысл актерской профессии в том, чтобы
разобраться в себе самом, разобраться в мире, который тебя окружает. И тогда эта
профессия имеет смысл, потому что в общем, ведь это, так скажем высокопарно, ведь
это – человековедение", - философски рассуждает большой человек, великий
актер Игорь Николаевич Ясулович.
Автор - Екатерина ТУР
Использованные материалы:
"Игорь Ясулович", интервью, сайт "Записки журналистов", июнь
2008 г.
"Игорь Ясулович", статья, Лариса Малюкова, сайт "novayagazeta.ru",
февраль 2008 г.
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 года.
"Еще в молодости я понял, что блестящая карьера в кинематографе мне не уготована",
статья, сайт " Ностальгия км.ру", июль 2008 г.
"Счастья как не было, так и нет ", статья, Анна Трефилова, журнал "
Театральные Новые известия", апрель 2006 г.
"Игорь Ясулович в гостях у Фёклы Толстой", интервью, "Дневное шоу
Фёклы Толстой и Петра Фадеева", радио "Маяк", сентябрь 2008 г.
"Народный артист России, педагог и режиссер Игорь Ясулович", интервью,
Виктор Шендерович, Вероника Боде, сайт "svobodanews.ru", апрель 2006
г.
"Игорь Николаевич Ясулович", интервью, К. Ларина, программа "Дифирамб",
радиостанция "Эхо Москвы".