Фильмография:
1918 Валерия Бельмонт
1918 Безупречная женщина
1919 Люди гибнут за металл
1921 Черная пантера (Германия)
1922 Интриги мадам Поммерей (Германия)
1922 Доктор Мабузе - Игрок (Германия)
1923 Кукольный мастер из Кианг-Нинг (Германия)
1924 Нибелунги: Месть Кримхильды (Германия)
1924 Нибелунги. Зигфрид (Германия)
1932 Друзья совести
1949 Встреча на Эльбе
1950 Жуковский
1952 Композитор Глинка
1955 К новому берегу
|
ЮРОВСКИЙ
Юрий Ильич
настоящее имя - Григорий Саруханов
21.04 (03.05).1894, Тифлис - 30.12.1959, Рига
Народный артист Латвийской ССР (1950)
Народный артист СССР (1956)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1950, за роль в фильме «Встреча на Эльбе»)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1951, за роль в фильме «Жуковский»)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени
Кавалер Ордена «Знак Почёта»)
Начало артистической карьеры
Юрий Юровский (настоящее имя Григорий Саруханов) родился 21 апреля (по новому
стилю – 3 мая) 1894 года в Тифлисе. Там прошло его детство, и там же он дебютировал
на сцене - в 1912 году 18-летний юноша поступил в труппу Тифлисского русского
театра «Артистическое общество», взяв себе артистический псевдоним «Юрий Юровский».
В 1914 году Юрий Юровский покинул Тифлис, начав свой путь по стране. В последующие
четыре года он играл в театрах Екатеринбурга, Пензы, Одессы, Драматическом театре
Суходольских в Москве, работал в Ростове-на-Дону в антрепризе известного театрального
деятеля и режиссёра Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, где играл в спектаклях:
«Горе от ума» по Грибоедову (Молчалин), «Бесприданница» по Островскому (Цыган),
«На дне» по Максиму Горькому (Васька Пепел).
1919 год Юрий Юровский провёл в широко известном Харьковском театре. Этот театр,
созданный ещё до революции Николаем Николаевичем Синельниковым, в своё время считался
лучшим провинциальным театром. После революции Синельников остался руководить
труппой. Юрий Юровский сыграл на этой сцене ряд ярких ролей, среди которых: граф
Альмавива в знаменитой комедии Бомарше «Женитьба Фигаро», Клеант в комедии Мольера
«Мнимый больной», Жадов в комедии Островского «Доходное место», Генрих в сказке
Гауптмана «Потонувший колокол». Одновременно с актёрской работой Юровский исполнял
в труппе обязанности ассистента режиссёра.
К этому времени относится и начало кинематографической деятельности Юровского.
В 1918 году, находясь в Одессе, он принял участие в съёмках немых фильмов режиссёра
В. Черноблера «Валерия Бельмонт» и «Безупречная женщина», поставленных ателье
«Синяя птица» А.Сибирякова. В 1919 году Юровский исполнил роль Белинского в драме
режиссёра Александра Волкова «Люди гибнут за металл», производства крупнейшей
российской кинокомпании Товарищество «И. Ермольев», располагающейся в то время
в Ялте.
Работа в Европе
В 1920 году Юрий Юровский в составе в Передвижного театра Е. А. Полевицкой
выступал сначала в Севастополе, а затем, в связи с полыхающей на территории России
Гражданской войной, вместе с труппой выехал в Европу. Четыре года артисты гастролировали
в Болгарии, Германии и Чехословакии. Юрий Юровский принимал участие в постановках:
«Дворянское гнездо» (Паншин), «Последняя жертва» (Дульчин), «Дама с камелиями»
(Арман Дюваль), «Накануне» (Инсаров), «Гроза» (Борис), «Роман» (пастор Армстронг),
«Дни нашей жизни» (Константин), «Екатерина Ивановна» (Стебелев).
Помимо работы в театре Юрий Юровский снимался в фильмах германских кинематографистов:
«Черная пантера», «Интриги мадам Поммерей», «Доктор Мабузе», «Кукольный мастер
из Кианг-Нинг», «Нибелунги. Зигфрид», «Нибелунги: Месть Кримхильды».
Театральная карьера в Риге
В 1924 году Юрий Юровский переехал в Ригу, где вошёл в труппу Камерного театра
Е. Н. Рощиной-Инсаровой в качестве актёра и режиссёра. На этой сцене им были поставлены
спектакли «Мечта любви» А. Косоротова, «Счастье» Брамсона, «Певец своей печали»
О. Дымова. В последнем он сам же исполнил роль Иошки-музыканта. Кроме того, стоит
отметить сыгранные Юровским роли Рогожина в драме «Идиот» Достоевского и Побяржина
в спектакле «Вера Мурцева».
В том же 1924 году Юрий Юровский возглавил драматическую студию, на базе которой
в 1926 году был основан Рижский рабочий театр. Театр просуществовал до 1934 года,
и за это время Юровский поставил в нём ряд спектаклей.
Одновременно с 1925 года Юрий Юровский начал сотрудничество Рижским театром
русской драмы (в 1940—1958 годах он носил название Государственный русский драматический
театр Латвийской ССР). Этой сцене Юровский посвятил всю оставшуюся часть своей
жизни. На сцене он создал целую галерею разноплановых персонажей – от трагедийных
до остросатирических. Его героями становились: Петруччо в комедии У. Шекспира
«Укрощение строптивой», Макбет в трагедии У. Шекспира «Макбет», Король Лир в одноимённой
трагедии У. Шекспира, Михаил Борисович Лыняев в комедии А. Н. Островского «Волки
и овцы», Юлий Капитонович Карандышев в драме А. Н. Островского «Бесприданница»,
Михаил Львович Астров в драме А. П. Чехова «Дядя Ваня», Родион Романович Раскольников
в драме Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Васька Пепел в пьесе М.
Горького «На дне», Сомов в пьесе М. Горького «Сомов и другие», Чацкий в пьесе
А. С. Грибоедова «Горе от ума», Арбенин в трагедии М. Ю. Лермонтова «Маскарад»,
Прозоров в пьесе А. П. Чехова «Три сестры», Петя Трофимов в пьесе А. П. Чехова
«Вишнёвый сад», Незнамов в комедии А. Н. Островского «Без вины виноватые», Андрей
и Кармин в комедии А. Н. Островского «Женитьба Белугина», Глумов в комедии А.
Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и многие-многие другие.
В качестве режиссёра на сцене Рижского театра русской драмы им были осуществлены
постановки: «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, «В огне» Р. Блауманиса, «Дядя Ваня»
А. П. Чехова, «Таня» А. Н. Арбузова, «Так и будет» К. М. Симонова, «Полковник
Фостер признаёт себя виновным» Р. Вайяна, «Скутаревский» Л. М. Леонова, «Машенька»
А. Н. Афиногенова, «Пигмалион» Б. Шоу, «Укрощение строптивой» У. Шекспира.
Параллельно работе в Рижском театре русской драмы Юрий Юровский занимался постановкой
спектаклей в Театре драмы Латвийской ССР им. А. Упита и в Латвийском театре оперы
и балета («Отелло» Дж. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского).
Начиная с 1932 года и на протяжении многих лет, Юрий Ильич передавал свой богатый
опыт, преподавая в Государственном театральном институте Латвийской ССР и в различных
латвийских театрах.
Киноработы – 40-е – 50-е годы
В кино Юрий Юровский снимался крайне мало. В 1949 году он сыграл профессора
Отто Дитриха в военной ленте режиссёра Григория Александрова «Встреча на Эльбе».
За эту работу актёр был удостоен Сталинской премии первой степени.
Спустя год Юровский вновь снялся у Александрова в историко-биографическом фильме
«», исполнив там
главную роль. Картина рассказывала о жизни и деятельности основоположника русской
авиации Николая Егоровича Жуковского. Юровским был создан яркий, живой, запоминающийся
образ выдающегося учёного, увлечённого небом и полностью отдающего себя науке
самолётостроения. Эта роль, как и предыдущая, также была отмечена Сталинской премией.
В 1952 году всё тот же Александров вновь пригласил Юровского в свою новую ленту
– биографический фильм «Композитор Глинка». На этот раз актёр сыграл роль второго
плана – русского музыкального деятеля Михаила Юрьевича Виельгорского.
Последней работой Юрия Юровского на экране стала роль Кикрейзиса в исторической
драме режиссёра Леонида Лукова «К новому берегу», поставленной по роману В.Лациса
и рассказывающей о драматической судьбе одной латышской семьи.
Скончался Юрий Юровский 30 декабря 1959 года. Похоронен на Кладбище Райниса.
Игорь BIN
Использованные материалы:
материалы сети
|