Фильмография:
1954 Укротительница тигров
1955 Двенадцатая ночь
1957 Смерть Пазухина
1958 Шли солдаты
1959 Шинель
1960 Осторожно, бабушка!
1962 Вступление
1963 Знакомьтесь, Балуев!
1963 Пока жив человек
1964 Мать и мачеха
1965 Знойный июль
1966 Дневные звезды
1966 Я родом из детства
1967 Возмездие
1967 Война под крышами
1968 Люди как реки...
1969 Гладиатор
1969 Сыновья уходят в бой
1969 Эти невинные забавы
1970 Белорусский вокзал
1970 Волшебная сила
1970 Срочно требуются седые волосы - фильм-спектакль
1971 Могила льва
1972 Педагогическая поэма - фильм-спектакль
1974 Дом окнами в поле - фильм-спектакль
1974 Мечтать и жить
1974 Премия
1974 Ясь и Янина
1975 Глубокая разведка - фильм-спектакль
1975 На всю оставшуюся жизнь
1975 Память
1976 Вечерний свет - фильм-спектакль
1976 Вы мне писали...
1976 Голубая мечта - короткометражный
1976 День семейного торжества
1976 Длинное, длинное дело
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Иней на стогах - фильм-спектакль
1976 Одни, без ангелов - фильм-спектакль
1977 Открытая книга
1977 Собственное мнение
1978 Красавец-мужчина
1978 Мальчишки
1979 Ивушка неплакучая - фильм-спектакль
1979 Семейный круг
1981 Девушка и Гранд
1981 Танкодром
1982 Вот опять окно...
1982 Солнечный ветер
1984 Время отдыха с субботы до понедельника
1984 Лучшие годы
1985 Воскресный папа
1985 Подружка моя
1986 Потерпевшие претензий не имеют
1987 Запомните меня такой
1987 Сказка про влюблённого маляра
1988 Будни и праздники Серафимы Глюкиной
1992 Барабаниада
1999- 2009 Разведенные мосты
2004 Улицы разбитых фонарей-6
2004 Я тебя люблю
2006 Русские деньги
2008 Азиат
|
УРГАНТ
Нина Николаевна
04.09.1929, Луга, Ленинградская область - 03.12.2021, Санкт-Петербург
Народная артистка РСФСР (1974)
Лауреат Государственной премии СССР (1976, "Премия")
Кавалер орденов "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством"
IV степени (1999), ордена Созидателя Петербурга (№ 8)
Детство
Город Луга, в котором родилась Нина, был основан в конце XVIII века. Исторически
там проживало в основном эстонское население. Оттуда происходил дед Нины, там
жил отец Николай Андреевич - эстонец, женившийся на красивой русской девушке Марии
Петровне, семья которой также обитала в этих краях.
Отец Нины был офицером, поэтому семья кочевала из города в город. Последним
предвоенным местом жительства был латвийский город Даугавпилс.
Когда началась Великая Отечественная война, Нине было 11 лет. Она навсегда
запомнила, как грохотали по мостовым Даугавпилса немецкие танки с черными крестами.
Она и сегодня отчетливо помнит чужую речь, треск мотоциклов, похожих на пулеметные
очереди, и страшный голод. Мать Нины работала грузчиком в булочной и тайно от
фашистов приносила троим детям буханку хлеба, подвергая свою жизнь смертельной
опасности: по законам того времени за такой проступок ее могли расстрелять.
Дебют в театре и в кино
После войны, окончив среднюю школу, Нина Ургант приехала в Ленинград и подала
документы сразу в политехнический и педагогический институты и заодно... в слесарную
школу. Однако в итоге Нина поступила... в Ленинградский театральный институт имени
А.Н. Островского (ныне - Академия театрального искусства), где ее педагогом была
Татьяна Сойникова.
Успешно окончив институт в 1953 году, Нина определилась на работу в Ярославский
академический драматический театр имени Ф. Волкова, где сразу заняла место ведущей
лирической героини. Но проработала она там недолго. Уже через год (в 1954) Ургант
вступила в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, куда ее пригласил
Георгий Александрович Товстоногов, тогда художественный руководитель театра.
Не прошло и года, как Товстоногов решил, что Нина Ургант - не та актриса, которая
нужна Ленкому. И кто знает, что бы ожидало начинающую актрису, не посмотри он
фильм "Укротительница тигров". В этой комедии Александра Ивановского
и Надежды Кошеверовой Нина Ургант сыграла Оленьку - недалекую девушку из циркового
кордебалета, хорошенькую и жизнерадостную. Георгию Александровичу понравилась
работа молодой актрисы, и он не только не уволил ее, но даже увеличил ей оклад.
Зато в кинематографе эта роль сослужила актрисе плохую службу. Поскольку роль
была отрицательной, противопоставленной главной героине, она оказалась вне интересов
кинематографа тех лет. В течение следующих семи лет она сыграла лишь в нескольких
фильмах, да и то в ролях второго плана.
Тем временем в "Ленкоме" Нина Ургант с успехом выступала в главных
ролях, играла премьеру за премьерой. На ее счету в этом театре около 20 ролей:
это Галя Давыдова в спектакле "В добрый час" В. Розова (1955), Лина
в "Первой весне" Г. Николаевой и С. Радзинского (1956), Лушка в "Поднятой
целине" по М.Шолохову (1957), Нинка в "Проводах белых ночей" В.Пановой
(1961), Клава в спектакле "Один год" по Ю. Герману (1961) и др.
Театр драмы имени Пушкина
Наверное, Нина Ургант так и осталась бы в этом театре, который считала уже
родным, но в 1962 году ее пригласили в Ленинградский академический театр драмы
им. А.С. Пушкина (ныне - Александринский театр). Приглашение было уникальным -
ей предложили роль Инкен в широко известной пьесе Г. Гауптмана "Перед заходом
солнца". В течение последующих 10 лет Ургант играла эту роль.
В театре драмы имени А.С. Пушкина актриса осталась навсегда и там сыграла более
30 ролей. Помимо Инкен Петерс в спектакле "Перед заходом солнца" Г.
Гауптмана (1963) - это Мари-Октябрь во "Встрече" Ж.Робера (1964), Варя
в "Деле, которому ты служишь" Ю.Германа (1967), Раневская в "Вишневом
саде" А. Чехова (1972), Ника в спектакле "Из записок Лопатина"
К. Симонова (1975), Ксантиппа в "Беседах с Сократом" Э. Радзинского
(1976), Гертруда в "Гамлете" В. Шекспира (1992) и др. Все работы пользовались
неизменным успехом у зрителя. На спектакли с участием Нины Ургант до сих пор приезжают
жители многих городов, окрестных и дальних - почувствовать ее игру, проникнуться
ее обаянием.
Нина Ургант воплотила на сцене и молодых современниц, таких, как Варя из спектакля
Ю.Германа "Дело, которому ты служишь", и женщин средних лет, таких,
как Анна Георгиевна в пьесе А.Гребнева "Из жизни деловой женщины". Актриса
любит играть в пьесах А.П.Чехова - Раневскую в "Вишневом саде", Машу
в "Чайке". Она - поразительная госпожа Простакова в фонвизинском "Недоросле",
Москалева в "Дядюшкином сне" Ф.Достоевского.
Актерская судьба не раз дарила ей роли королев. Она трактует их по-своему,
с оттенками, присущими только этой актрисе. Это - кокетливая Екатерина II в пушкинской
"Капитанской дочке", это влюбленная в преступного Клавдия Гертруда ("Гамлет"
В.Шекспира), это - Елизавета Английская в одноименной пьесе Ф.Брукнера. Они все
очень разные, королевы Нины Ургант. Особенно неожиданна Елизавета, презирающая
и этикет, и молву. Она открыто любит графа Эссекса, не считаясь с собственной
репутацией, но, обвинив его в государственной измене, находит силы для того, чтобы
в ней победил долг правительницы Великобритании.
Работа в кино
Свою первую большую роль в кино Нина Ургант сыграла в 1962 году в мелодраме
Игоря Таланкина "Вступление". Ее героиня - мать Володи - не имеет имени
собственного, символизируя тип женщин, постоянно ищущих особую, романтическую,
пламенную любовь. Эти поиски заставляют мать Володи держать семью - мужа, сынишку
- на третьих ролях.
Роль написана известной писательницей Верой Пановой как отрицательная, но Нина
Ургант искала и нашла в образе матери Володи такие трогательные черты, которые
заставляют сына, возмущенного появлением в жизни матери безнравственного мужчины,
от всего сердца посочувствовать ей. Нина Ургант исследовала характер таких женщин,
как мать Володи, выступила как бы их адвокатом и выиграла этот "процесс",
поэтому в ответ на благодарственные слова актрисы Вере Пановой за сложную, интересную
роль, писательница ответила: "Я не так написала эту роль - это вы ее сделали,
вам спасибо". До сих пор Нина Николаевна считает эту роль лучшей.
Роль матери предопределила дальнейший образ героинь Ургант в кино. Как правило,
это женщины нелегкой судьбы, но не искореженные жизненными перипетиями, а полные
человеческого тепла, веры в добро.
Вслед за "Вступлением" последовали другие замечательные работы. В
кинофильме "Я родом из детства" (1966) режиссера В. Турова Нина Ургант
играет роль Люси - молодой женщины, овдовевшей в День Победы, и ее горе не поддается
никакому утешению. Режиссер отказался давать актрисе профессиональные указания,
он молча наблюдал за ее игрой. Нина Ургант в роли Люси шла, словно слепая, по
поленьям дров, сложенных во дворе, задыхалась, падала, вставала и снова шла, не
боясь сломать ноги.
Не менее трагичной была и роль Анны Михайловны в кинофильме "Сыновья уходят
в бой" режиссера В. Турова (1971), потерявшей во время оккупации своих сыновей.
Актриса так прочувствовала гибель детей своей героини, что не смогла выйти из
образа, и ее снова лечили - на этот раз от нервного срыва.
Несомненно, наиболее известная и любимая зрителями работа Нины Ургант в кино
- медсестра Рая из фильма Андрея Смирнова "Белорусский вокзал" (1970).
Картина многократно демонстрировалась на телеэкранах и, кажется, нет такого человека,
который не сочувствовал бы Рае, любящей своего комбата и потерявшей его сначала
после войны, потом и окончательно - когда он умер. Всю жизнь она любила только
его. Когда Рае сообщают, что комбат умер, лицо ее каменеет, после чего сквозь
слезы, еле сдерживаемые рыдания она поет под гитару ставшую знаменитой песню Булата
Окуджавы "Нам нужна одна Победа, одна на всех, мы за ценой не постоим"...
Образом Раи актриса Нина Ургант вписала свое имя золотыми буквами в историю отечественного
кинематографа.
Среди других известных ролей актрисы Миленина в драме Сергея Микаэляна "Премия"
(1974) и Нина Николаевна в киноповести Аиды Манасаровой "Вы мне писали"
(1976).
У Нины Ургант много "военных" ролей. И на каждой у нее болело сердце
- она отдавала себя целиком, иначе не могла их сыграть. После съемок сцены получения
похоронки в фильме "Я родом из детства" актриса на два месяца попала
в больницу - у нее отнялись руки: "Я так волновалась, что к съемке похудела
на пятнадцать килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали
снимать и я взяла похоронку - не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась
и пошла, ничего не видя, карабкаясь по поленнице дров, пока не провалилась куда-то
и не замерла..."
Для Нины Николаевны тема войны - священна. Ей даже снятся военные сны, хоть
она не воевала: была еще совсем девочкой. А ветераны Великой Отечественной считают
ее участницей войны и в День Победы Нина Угрант получает письма и телеграммы с
поздравлениями.
Личная жизнь
Когда живы были
и , в доме у Ургант
собиралось человек 20 - 30. Бурное было время: На съемках Нине Ургант ей обязательно
надо было кем-то увлечься, иначе роль не получалась. А потому влюблялась часто
и самоотверженно, большей частью, платонически, но все равно жила под сильным
впечатлением. Когда влюбленность проходила, расставалась безболезненно, без надрыва.
Замуж "официально" выходила три раза, и все три мужа - актеры.
А сын у Нины Николаевны один - ,
шоумен. Из-за огромной загруженности работой, Нина Ургант не могла уделять много
внимания сыну - он ходил в детский садик, два года провел в интернате, потому
что мама была занята сразу в нескольких картинах. Так что рос Андрей по-советски.
По словам матери: "Воспитали его идеально. Андрей - человек очень добрый,
широкий, абсолютно бескомпромиссный. Потому и маялся долго, поменял много театров:
нигде ужиться не мог, любому мог в лицо сказать все. В конце концов "остановился"
на нашем Театре музыкальной комедии: Андрюша прекрасно поет. С сыном мы каждый
день перезваниваемся - мы же волнуемся друг за друга. Он меня опекает, дарит вещи,
которые сама себе позволить не могу. То для дома что-нибудь притащит, то кофточку
какую-нибудь. А как-то раз принес юбочку-"мини". Я ему: "Сынуленька,
ты забываешь, что мне уже энное количество лет!" А он: "Мама, ты для
меня молодая!" Что ж удивляться, что на сцене я до сих пор играю "про
любовь", хотя у самой - уже внуки взрослые".
Внуков у Нины Николаевны двое: - окончил театральный институт, работает на телевидении, радио, пишет
музыку, поет песни; Маша - живет и учится в Голландии.
Работа в настоящее время
Нина Николаевна по-прежнему выступает на сцене Александринского театра. Из
последних ее работ выделяется Татьяна в пьесе Н. Птушкиной "Комедия из нашей
жизни". Любой актрисе было бы нелегко в 70 лет играть совсем не пожилую и
еще довольно привлекательную женщину, в которую влюбляется мужчина значительно
моложе ее. Нина Ургант неотразима. Она женственна, грациозна и, при отсутствии
кокетства, обаятельна. Трогает дочерняя любовь героини к старенькой матери. Сверхзадачу
роли Нина Ургант решает с поразительной убедительностью. Не зря в финале зрители
устраивают любимой актрисе бурную овацию, долго не отпуская ее со сцены.
А на экране актриса не появляется уже давно - нет в кино достойных ролей для
заслуженных немолодых актрис. Хотя как-то Нине Николаевне предложили за хорошие
деньги сыграть пожилую княгиню из "бывших", которая живет на свалке
и совращает мальчиков. Актриса пришла в ужас: "Я сыграла в жизни много ролей,
но таких не играла и играть не буду. Иначе что скажут фронтовики, которые меня
по "Белорусскому вокзалу" помнят, как я им в глаза посмотрю?" Так
что живет Нина Ургант небогато, а с ней - четыре кошки, которых она подобрала
на улице и выходила. Сейчас уже нет ни ее близких, ни товарищей по экрану - из
"пятерки" в "Белорусском вокзале" в живых осталась только
Нина Николаевна. Но она не унывает: "В жизни столько хорошего!"
Нина Ургант - трогательный, благородный человек. "Она - актриса Страдивари,
словно тончайшая скрипка, она играет - как живет, для нее нет разницы между игрой
и реальностью" - эти слова Народного артиста СССР режиссера Игоря Таланкина
как нельзя точно и тонко передают суть явления по имени Нины Ургант.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Нина Ургант. Биография http://www.biograph.comstar.ru;
Нина Ургант. http:// www.peoples.ru
|