Фильмография:
1986 Йа-хха - музыка
1986 Конец каникул - музыка
1986 Рок - музыка, вокал
1988 Асса - актер, вокал, музыка
1988 Игла - актер, вокал, музыка и текст песен, композитор
1989 Последний герой – мюзикл
1990 Город - музыка
1990 Муж собаки Баскервилей - музыка и текст песен
|
ЦОЙ
Виктор Робертович
21.06.1962, Ленинград –15.08.1990, Рига
Дество
Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года в необычной семье преподавателя
физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Родители
настолько были разные люди, что было вообще непонятно, как они жили вместе. Братьев
и сестер у Виктора не было. Он был русским наполовину: мать русская, коренная
ленинградка, а отец - кореец, родом из Казахстана, по-русски говорил довольно
плохо. В семье было правило: один день готовила мама, а другой день готовил отец,
причем готовил с какими-то непонятными корейскими заморочками. Каждую субботу
и воскресение в доме собирались друзья в большой комнате. Хозяйка дома шикарно
накрывала на стол. И лилось море водки, велись политические беседы… Цой немножко
посмеивался над своими родителями и очень их любил.
Мать Виктора не раз слышала о том, что при смешивании кровей разных народов
часто рождаются талантливые люди. Поначалу, правда, ее сын особыми талантами не
отличался: рос и развивался, как и все дети. Мальчик учился в школе, где работала
его мама, так сказать под постоянным присмотром. Всего за время обучения до восьмого
класса он сменил вместе с матерью три школы. Одновременно посещал художественную
школу, где и возникла группа "Палата № 6" во главе с Максимом Пашковым.
"Кино"
Получив восьмилетнее образование, Цой поступил в художественное училище им.
В.Серова. Но быстро был исключен за неуспеваемость. Виктора Цоя такой поворот
в его судьбе, правда, не очень расстроил. Он решил стать специалистом - резчиком
по дереву. В это же время вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским музыкант
создал группу "Кино". И тут же везение: первый электрический концерт
группы в Ленинградском рок-клубе совместно с музыкантами Бориса Гребенщикова "Аквариум".
Виктор Цой оканчивает училище со справкой и поступает работать в реставрационные
мастерские в городе Пушкин резчиком по дереву. И сразу, уже самостоятельный, второй
концерт группы "Кино" в рок - клубе. Успех следует за успехом. Выступление
на фестивале рок-клуба и приз "за творческое совершеннолетие". Начало
"звездных" гастролей: обширные турне по стране, летняя поездка в США,
участие в фестивале "Золотой Дюк".
Песни Виктора Цоя отличались их нерукотворностью. В них нет элемента "слишком
человеческого", свойственного современной поп-музыке. Кстати, Цой говорил,
что возникновение его песен - для него самого загадка: "Я начинаю играть...
Потом появляются какие-то слова".
По мнению Игоря Талькова, Цой был проводником, поддерживал всеми силами тех,
"кому нечего ждать", кого позвала в путь "высокая в Небе Звезда".
С каждым новым альбомом, особенно начиная с "Группы крови", это становилось
все яснее.
Кино
Летом 1986 года Виктор Цой принимает участие в съемках фильма "Йа-хха!"
и тут же в Киеве участвует в музыкальном создании "Конца каникул".
Режиссер Алексей Учитель пригласил композитора для участия в своем фильме "Рок".
В ключевом эпизоде картины рок-звезда сетует, что не знает, нужно ли кому-нибудь
то, что он пишет. Да и в жизни для Цоя, как могло показаться, важнее было то,
что он в своей кочегарке "Камчатка" кидает уголь и точно знает, что
людям от этого тепло. А песни… он просто не мог их не петь, но он не был уверен,
что они кому-нибудь нужны…
В конце декабря 1986 года режиссер Сергей Соловьев решил ухватить хаос времени,
мешанину "старого" и "нового" и показать это в фильме "АССА"
с простеньким сюжетом, придуманным совсем молодым сценаристом Ливневым. Жанр мелодрамы
пришелся впору, ибо послужил задаче освобождения, размораживания чувств.
Молодежь упорно искала кумиров и рукоплескала бардам. Толпа молодых людей ревела,
приветствовала выступление Виктора Цоя. Горели спички, вырывая из темноты восторженные
лица. Звучали слова: "Перемен, мы ждем, перемен". В этой финальной точке
фильма достигла абсолютной точности режиссерская мысль, в которой затаилось предчувствие,
ожидание и надежда на что-то светлое и большое.
В фильме Рашида Нугманова "Игла" Виктор Цой , уже ставший к тому
времени легендарным, сыграл главную роль Моро. Так что фильм стал одновременно
лентой о молодежных проблемах, о наркотиках, и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла.
Последнем его герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего
лирического героя, в "нового романтика" из песен группы "Кино".
И, звучащая в финале "Группа крови" воспринималась как часть киноповествования,
а не песня из нового альбома группы.
В "Игле" музыкант сыграл самого себя. Он и на самом деле был таким
в жизни и в сходных обстоятельствах, наверное, поступил бы точно так же. Ведь
Виктор Цой профессиональным актером все-таки не был. Ему и не надо было перевоплощаться,
он просто остался самим собой.
"Последний герой"
Предложения сделать картину о Викторе обрушились на Алексея Учителя практически
сразу же после аварии. Автор нашумевшего "Рока" - фильма, представившего
миру Цоя, обладал, и это все знали, массой материала, не вошедшего в ту картину.
Стало быть, сам Бог ему велел заняться экранизацией жизни знаменитой рок-звезды.
Но режиссер отказался наотрез. Во-первых, боясь "запашка" спекуляции
на имени. А во-вторых, у Виктора был близкий друг - Рашид Нугманов. Тот самый,
что снял "Иглу". И право на фильм скорее принадлежало ему. Именно поэтому
Алексей Учитель и предложил Нугманову все, что у него есть. Но прошло около года,
и Рашид признался: "Не могу. Мы с ним были слишком близки...".
И тогда Алексей Учитель все же решился на документально - музыкальный фильм
"Последний герой", который он посвятил памяти Виктора Цоя, легендарного
музыканта, лидера группы "Кино", погибшего в автокатастрофе. В фильме
снимались родственники, друзья, близкие. Были использованы отрывки из фильмов
с участием рок музыканта, любительские съемки, концертные выступления.
Личная жизнь
Кто–то из древних мудрых как-то сказал, что человек бывает только тогда счастлив
и доволен своей работой, когда она совпадает с его увлечением. Именно так, работа
совпадает с увлечением. Главным увлечением Виктора Цоя были музыка и песни. Музыка,
конечно, объединяла его и с друзьями. А вот о друзьях Виктора можно говорить бесконечно.
Их было у него много. Собственно это и составляло главную победу в жизни Цоя.
Сам он не отделял друзей от музыки. О своем отношении к ним Цой говорил: "Мы
все друзья. Мы гораздо больше времени проводим вместе вне работы. То есть, в некотором
роде, больше развлекаемся, чем занимаемся делом. Мы просто все друзья и так получилось,
что мы еще и играем". При этом внешне он казался очень замкнутым человеком.
В последние годы певец и композитор сильно изменился. Вероятно, это болезнь,
которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь
забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же,
не он был первый и не он последний. Все мы люди. А потом вдруг он замкнулся, ограничил
круг друзей, практически все время проводил дома. Вся жизнь - концерты, дом.
Последние два года ему было очень одиноко. Не с кем было вместе порадоваться,
приколоться к чему-нибудь. К тому же последнее время ему было сложно общаться
с людьми чисто технически. К нему все постоянно лезли, какие-то посторонние люди...
А с личной жизнью что происходило? Без семьи, без квартиры - молодой, красивый,
популярный... С Наташей Разлоговой Цой познакомился на съемках. С женой он расстался,
но, к счастью, оставался с ней в добрых отношениях. Собирался официально оформить
развод с Марианной и жениться на Наталье. Но Марианна тянула с этим, и он так
и не успел ничего сделать... Очень любил сына, вспоминал его все время, на гастролях
покупал шикарные подарки.
"...Жена незаконная и законная жена Марианна меня любят, сын любит, женщины
обожают. Что еще нужно? Я всем доволен", - сказал как-то Виктор Цой за год
до смерти.
Виктор Цой погиб раним утром 15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе под
Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Явление, личность
Борис Гребенщиков – "крестный рок-отец" Виктора Цоя хорошо сказал
о величии личности певца: "Мне даже, честно говоря, неудобно Цоя называть
Витькой, есть в этом какая-то ложная задушевность, которой никогда не было. Потому
что-то, что я знаю, не назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем - это реальность,
никакого обозначения в языке не имеющая. У него другое имя, и не человеческими
губами его говорить. Виктор - даже не музыка, а явление, личность".
После смерти из рок музыканта пытались сделать некоего ангела. А ведь он не
был ангелом, как не был, впрочем, и демоном. Как и все мы, он был просто человеком
со своими плюсами и минусами. Но в нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать
окончательно популярным. Пока ты жив, тебя почему-то не ценят. Примеров тому,
как известно всем, масса.
Александра Сонечкина
Использованные материалы:
"Отношения к материальным благам", интервью газете "Молодой ленинец",
Волгоград, 1989 г.
"...Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом", интервью Рижской
газете "Советская молодежь", 1989 год.
"Через год после гибели сына", интервью газете "Аргументы и факты",
1991 г.
"Больше всего люблю рисовать", интервью музыкальному журналу "РИО",
1988 г.
"Цой никогда не был шутом", Юрий Белишкин, интервью "Музыкальной
газете", 1990 г.
"И все же... теперь – легенда", Артем Троицкий, газета "Комсомольская
Правда", август 1990 г.
"Заботит отношение людей - в массе", интервью газете "Молодежь
Эстонии", 1988 г.
"Цой Виктор Робертович", "Комментарии дня", 1988 г.
Краткая хронология жизни и творчества Виктора Цоя. Из книги: "Виктор Цой".
Стихи, документы, воспоминания, Санкт-Петербург, 1991 г.
|