Фильмография:
1988 Бич божий - автор сценария
1990 Катафалк – режиссер
1990 Морской волк - автор сценария
1990 Гамбринус - автор сценария
1991 Кикс – продюсер
1991 Любовь – режиссер, автор сценария, продюсер
1991 Циники - автор сценария
1991 Отдушина - автор сценария
1992 Над темной водой - автор сценария
1993 Над темной водой 2 - автор сценария
1994 Подмосковные вечера – режиссер
1997 Человек свиты - автор сценария
1997 Странная женщина - актер
1998 Двойник - автор сценария
1998 Страна глухих - режиссер
1998 Любовник – режиссер
1999 Поклонник – продюсер
2000 Женская собственность - сериал - режиссер монтажа
2001 Московские окна – сериал – продюсер
2001 Семейные тайны – сериал – продюсер
2001 Леди на день – продюсер
2002 Тайга. Курс выживания – продюсер
2002 Бригада – сериал – продюсер
2002 Закон – сериал – продюсер
2003 Линии Судьбы - сериал
2003 Женщины в игре без правил – сериал – продюсер
2003 Небо и земля – сериал – продюсер
2003 Вокзал – сериал – продюсер
2003 Команда – сериал – продюсер
2003 Идиот – сериал – продюсер
2003 Каменская-3: Иллюзия греха – продюсер
2003 Тартарен из Тараскона – продюсер
2003 Дневник убийцы – продюсер
2004 Красная капелла – продюсер
2004 Морской дьявол – продюсер
2004 Три цвета любви – сериал – продюсер
2004 Сестры – сериал – продюсер
2004 Мастер и Маргарита – сериал – продюсер
2004 Мужчины не плачут – сериал – продюсер
2004 Курсанты – сериал – продюсер
2004 Человек-амфибия – продюсер
2004 Мой сводный брат Франкенштейн - режиссер
2006 Последний забой – сериал – продюсер
2006 Охота на пиранью – сериал – продюсер
2006 Обратный отчет – сериал – продюсер
2006 Бухта Филиппа – сериал – продюсер
2007 Ваша честь - сериал - актер
|
ТОДОРОВСКИЙ
Валерий Петрович
Родился 09.05.1962 года, Одесса
Актер, продюсер, кинорежиссер, драматург, сценарист
Детство
Валерий Петрович Тодоровский родился 9 мая 1962 года в Одессе в кинематографической
семье: папа - оператор Одесской киностудии – будущий классик советского и российского кино, и мама - Мира
Тодоровская – будущий продюсер.
Отец – уже в то время известный режиссер Петр Тодоровский – маленького сына
всегда брал на съемки. В павильонах киностудии мальчику нравилось все: как крепятся
декорации, где устанавливают камеры, куда подвешивают софиты. Нравилось, что в
огромном павильоне киностудии его отец во время съемок - самый главный, он может
и покричать, и помолчать, и все всегда будут слушаться его.
«Мой папа не имеет никаких принципов воспитания. Он мне давал большое количество
свободы, и я провел замечательное детство в прекрасном городе Одесса. А потом
мы переехали в столицу. Папа всегда был очень занят, снимал кино, был постоянно
в отъездах, и я жил сам по себе.… И все же, наверное, отец сумел донести мне какие-то
важные вещи про эту жизнь, но сделал это очень ненавязчиво. Я захотел стать таким
же, как папа. Узнав об этом, отец сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать.
Он почувствовал во мне будущего конкурента...» – с большой любовью в голосе всегда
о своем детстве вспоминает Валерий Тодоровский.
Учеба
В жизни Валерия Тодоровского все происходило естественно, без особых усилий.
Не поступив сразу на режиссерский во ВГИК, он пошел на сценарный факультет, за
что теперь благодарит Бога - пять лет провел не бессмысленно. Но как только появилась
возможность снимать, тут же за нее ухватился.
Продюсер
А с приходом замечательной перестройки и необъятной гласности… все вдруг стали
продюсеры. На студии Горького каждый второй человек - продюсер! Людьми двигало
необъяснимое чувство: «Ух, теперь я наконец-то не буду иметь начальников!!! Как
хотим, что хотим - то и снимаем!»
В 89-90-х начали создаваться первые независимые студии. Валерий Тодоровский
с Толстуновым и Ливневым зарегистрировали компанию «ТТЛ» (аббревиатура так и расшифровывалась:
Тодоровский, Толстунов, Ливнев). В наши время, конечно же, понятие «продюсер»
существенно изменилось. Кто-то как-то невзначай гениально определил суть профессии
продюсера: «Это человек, который умеет радоваться успехам других...»
Артист… это не главное
Артистом Валерий Тодоровский никогда не стремился быть - всегда хотелось самому
делать историю, да и не очень был уверен в своих способностях в этом плане, да
и никогда не испытывал амбиций видеть себя на экране. И все же в четырнадцать
лет состоялся дебют – Валерий Тодоровский снялся в кинокартине «Странная женщина».
А еще однажды Леша Балабанов, друг и коллега, утвердил на большую роль олигарха
Бурова в свою картину «Американец», которую он начал снимать в Нью-Йорке. Но спустя
какое-то время по независящим обстоятельствам фильм закрыли, тогда Тодоровского
это почему-то очень расстроило. Правда, потом, еще несколько раз в качестве артиста
приглашали сниматься, но что-то всегда все срывалось.
И в итоге сценарист Валерий Тодоровский, однажды поработав монтажером в сериале
«Королева Марго», стал режиссером и продюсером, хотя совмещать эти две, свои самые
«главные роли» в жизни, он так и не научился. «У меня наступает раздвоение личности.
Я, когда продюсер, - один, а когда режиссер – другой», - толи с гордостью, толи
с тоской говорит всегда Тодоровский.
На интересующий сейчас всех непростой вопрос: «Могут ли российские фильмы начать
бить рекорды в кинотеатрах?», продюсер Тодоровский отвечает не задумавшись, правда
с большой грустью в голосе: "Безусловно. Но для этого надо делать такие фильмы,
которые перекрутят зрительское сознание, сформировав убеждение, что смотреть про
себя интереснее. Я думаю, главное - в кинематографе до сих пор нет внятного цивилизованного
продюсерства, продюсера, который сочетает в себе качества продюсера-творца, продюсера-бизнесмена,
продюсера-прокатчика и продюсера-раскрутчика. Такое продюсерство осуществляет,
на мой взгляд, только Сергей Сельянов (продюсер «Брата», «Брата-2», «Войны», «Сестер»,
сопродюсер «Бумера»).
Те-ле-ки-но!
Валерий Тодоровский - огромный приверженец телекино и его роли в стране. Для
него - это полигон для новых идей... он и сам когда-то всерьез отнесся к жанру
телекино, и заставил других отнестись к этому всерьез. Телевидение дисциплинирует
- здесь нельзя не задавать себе вопроса: для кого и зачем? Валерий Тодоровский
пришел на канал РТР, когда сериальный бизнес начал бурно развиваться. У него уже
был, пусть небольшой, опыт - первая «Каменская» делалась для НТВ. В этот момент
на ТВ к сериалам относились насторожено, некоторые актеры отказывались играть
в сериалах, опасаясь замараться. Но ведь сериал - это всего лишь романная форма,
история. А историю можно рассказать за десять минут, за час - а можно за двадцать
часов.
На фоне бесконечных «ментов» был сделан «Закон» - выдающийся сериал, детище
режиссера Велединского и продюсера Тодоровского. Вскоре стало понятно: в сериалах
можно все - нельзя только, чтобы получалось скучно, иначе зритель на твоем фильме
переключит канал, и тогда… ты можешь быть гением, но об этом никто не узнает.
Владимир Дмитриев, киновед, хранитель госфильмофондовского архива, считает:
…есть хорошие фильмы, есть плохие, а есть просто фильмы этой эпохи. Так и сериалы.
Они помогают понять, что происходило и происходит в стране, и именно сериалы могут
послужить инструментом исследования самих себя. Они, как никакая другая киноформа,
отражают жизнь, поскольку сама жизнь и есть сериал, где каждый день - следующая
серия.
«Мастер и Маргарита» - миф рассеян
Самый крупный, масштабный сериал – «Мастер и Маргарита», режиссер Владимир
Бортко. Тяжелейшая, сложнейшая, непредсказуемая картина, которую люди в нашей
стране ждали, ждали давно. Роман, об экранизации которого мечтали многие. Целый
миф о том, как «Мастер и Маргарита» не поддается кино, история несостоявшейся
картины Элема Климова, история исчезнувшей лента Юрия Кары – все рассеяно. На
этот раз никакой мистики не возникло, и все 10 серий были сняты и показаны на
телеканале «Россия». Форма сериала здесь уместна: роман большой, и любые попытки
рассказать его за два часа - нереальны. А Бортко - отважный человек, он решился
и прошел очень уверенно своей дорогой с замечательной командой актеров – , , , , , , , и
др.
«Мой сводный брат Франкенштейн» – социальная картина
Первая в жизни режиссера Валерия Тодоровского социальная картина «Мой сводный
брат Франкенштейн» - современная драма... простая история, но с двойным дном,
и про войну тоже.
На главные роли сознательно были взяты очень известные артисты, нужны были
знаковые лица, поэтому играют и ,
большие роли у
и , а вот
главный из тех, кто везет на себе картину, молодой актер , который и есть сын Франкенштейна. Это история одной семьи. Нормальные,
не жирующие, но в меру благополучные люди. Подержанный автомобиль «Гольф» - не
дорогой, но и неплохой. Дети ходят в хорошую школу. Компания старых друзей, с
которыми хорошо. Такой вполне устроенный мир.
И Павлик… Тодоровский хотел показать человека, который изначально ни к какой
войне отношения не имеет. Павлик по природе субтильное существо, и если бы не
попал на войну, то работал бы в своем Батайске в художественной самодеятельности.
Но его взяли и научили. А он на той войне уже так много нафантазировал о замечательном
папе, что папа просто не может быть плохим и виноватым - папа святой! Павлик приехал
защищать семью и ничему плохому про нее не поверит, и в свое сознание он не допускает
самую идею судить семью, которую считает своей. Если бы Павлик мог обижаться на
папу, или на Риту, или на мальчика, организовавшего его избиение, - была бы другая
история. Для Павлика мир делится на «своих» и «чужих». «Свои» - семья, все остальное
- опасно. И Даня Спиваковский с его негероической внешностью тут на месте: он
и ударить - то не может нормально, потому что «удар-то сильный, но рука вылетает».
Он здесь абсолютно случайный и потому точно передал тему фильма, который от этого
только выиграл.
Тодоровский старший, Тодоровский младший…
Извечная проблема всех поколений – отцы и дети, обошла Тодоровских стороной.
Нет, разногласия, конечно же, существуют, но… Тодоровский – старший считает, что
"сын даже талантливее. Ну и хорошо. Было бы очень печально, если бы он был
менее талантливым. Конечно, Валера — интересный режиссер. Очень много внимания
уделяет форме. Валерий со мной советуется, как со старшим товарищем. Я читаю сценарии,
высказываю свои соображения. Но больше помогает мне он. Когда монтирую картину,
я ему показываю. Уже, кажется, все выскреб, убирать больше нечего. А он свежим
глазом может посмотреть, сказать…
А если глобально: все-таки это поколение больше обращается не сюда (Петр Ефимович
подносит руку к сердцу), а сюда (притрагивается ко лбу). К сожалению. Я вижу,
как здорово сделано, но не заражаюсь. Как зритель я должен соучаствовать, сопереживать.
А этого нет… Мне нравится «Любовь», мне нравится «Страна глухих». Ну а «Подмосковные
вечера»… Это уже так. Нет, сделано очень хорошо. Но это все-таки другие люди:
другое поколение, с другими возможностями. Мы были абсолютными идеалистами: не
думали ни о фестивалях, ни о деньгах - только бы дали снимать…»
Семья
Талантливый режиссер Валерий Тодоровский признается, что в его жизни существует
только, и только кино. Он избегает светских тусовок, не любит отдыхать. У него
нет хобби, для него не существует семейных традиций, даже место за столом он занимает
в зависимости от настроения, каждый раз другое.
Ни о семье, ни о личной жизни Валерий Тодоровский старается не рассказывать.
Но в той самой, личной жизни, о которой он так не хочется говорить, есть несколько
и интересных моментов. С первой женой знакомство произошло в буфете ВГИКа. Наташа
училась тоже на сценарном факультете, но на курс моложе. О том, что она дочь писателя
Виктории Токаревой, стало известно не сразу. Устойчивость своего первого брака
Тодоровский объясняет невероятной терпимостью жены, которая подходила философски
к его невыносимому характеру.
Детей своих любит, доверяет им, пытается быть с ними честным, открытым и готов
в любой момент протянуть им руку помощи. И при всем при этом считает себя отцом
безалаберным, неорганизованным, но неплохим. В глазах общественности Валерий Тодоровский
долгое время был почти что идеальным - успешный режиссер и продюсер, добропорядочный
отец семейства, зять Виктории Токаревой.
И вот тебе на…развод! Нынешняя супруга, молодая актриса Евгения Хиривская, привлекла
своего будущего мужа на кастинге одного телесериала.
В свои сорок с лишним лет Валерий Тодоровский выглядит гораздо моложе, прямо
как мальчишка. На вопрос о своей моложавости, он четко отвечает: «Предполагаю,
что мой внешний вид обусловлен генетикой, и благодарить я должен маму с папой.
Потому что я не хожу ни в какие спортивные залы, работаю на износ, пью, курю и
всячески разрушаю свой организм, хотя иногда и задумываюсь: а не пора ли уже за
себя взяться?!»
Татьяна Новитченская
Использованные материалы:
«Несекретные материалы», Елена Грибкова
Юрий Гладильщиков, «Валерий Тодоровский: Нашему кино нужно стать адекватным» (газета
«Известия»)
Валерий Кичин, «Валерий Тодоровский: Я увидел параллельный мир» («Российская газета»
22.10.2004)
|