Фильмография:
1963 Все остается людям
1964 Метель
1964 Цари
1966 Восточный коридор
1967 Фокусник
1967 Продавец воздуха
1968 Щит и меч
1970 Карусель. Из рассказов и записных книжек А.П. Чехова
1971 Море нашей надежды
1971 Возвращение к жизни
1972 Опасный поворот
1972 Город на Кавказе - короткометражный
1972 Вашингтонский корреспондент
1972-1973 Большая перемена
1973 Нейлон 100%
1973 Не пройдет и года...
1973 И на Тихом океане...
1975 Шаг навстречу
1975 Долгие вёрсты войны
1975 Восход над Гангом
1975 Ау-у!
1976 Дни Турбиных
1976 "Сто грамм" для храбрости
1977 Семейные обстоятельства
1977 Обмен
1977 Мимино
1977 Гонки без финиша
1976 Сентиментальный роман
1978 Целуются зори
1978 Расписание на послезавтра
1978 Ралли
1978 По улицам комод водили...
1978 Отец Сергий
1978 Обман
1978 Звезда надежды
1978 Живите в радости
1979 Тяжелая вода
1979 Карл Маркс. Молодые годы / Karl Marx - die jungen Jahre (СССР-ГДР)
1979 Голубой карбункул
1980 Петровка, 38
1980 Однажды, двадцать лет спустя
1980 Звездный инспектор
1980 Гражданин Лешка
1981 Фруза
1981 Карнавал
1981 Звездопад
1982 Личные счеты
1982 Государственная граница
1983 Нежный возраст
1983 Молодость, выпуск 5-й - киноальманах
1983 Водитель автобуса
1984 ТАСС уполномочен заявить...
1984 Заморозки имеют место - короткометражный
1984 Завещание профессора Доуэля
1984 Восемь дней надежды
1985 Тетя Маруся
1985 И на камнях растут деревья / Dragens fange
1985 Змеелов
1985 Завещание
1986 Железное поле
1986 Верую в любовь
1987 Экзамен на директора
1987 Шантажист
1988 Меня зовут Арлекино
1989 Это было у моря
1989 Ночевала тучка золотая
1989 Женщины, которым повезло
1990 Бес в ребро
1991 Штемп
1991 Царь Иван Грозный
1991 Семьянин
1991 Непредвиденные визиты
1991 Безумная Лори
1992 Преступление не будет раскрыто
1992 Официант с золотым подносом
1992 Дымъ (Россия-ФРГ)
1995 Любить по-русски
1995 Дом
1996 Любить по-русски-2
1999 Умирать легко
1999 Женщин обижать не рекомендуется
2000 Нежный возраст
2003 Другая жизнь
2004 Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант -2
2005 Нечаянная радость
2009 Десантный батя
2011 Амазонки
|
ТИТОВА
Валентина Антиповна
Родилась 06.02.1942, Калининград, Московская обл.
Начало
Валентина Титова родилась 6 февраля 1942 года в городе Калининграде Московской
области. Вскоре ее семья была эвакуирована в Свердловск. Там и прошли ее детские
годы. Будучи школьницей, она дебютировала на сцене Дворца культуры, а чуть позже
- в свердловском Театре юного зрителя. И хотя поначалу актрисой девушка становиться
не собиралась, но затем, как говорится, затянуло…
По окончании школы в 1960 году Валентина Титова поступила в Свердловское театральное
училище. Проучившись два года, она отправилась в Ленинград. «Был единственный
набор в студию при Большом драматическом театре, и я в него попала. Меня притащила
приятельница - мы вместе учились в Свердловском театральном училище и вместе отправились
в Ленинград, к Товстоногову. Сама бы я никогда не посмела: мне казалось, что дистанция
между мной и этими уникальными, талантливыми людьми, которые работают в БДТ, так
велика», - вспоминала впоследствии актриса.
Ленинград-Москва
В студию при Большом драматическом театре Валентина Титова поступила легко,
с первого раза. Учиться у Товстоногова было интересно, и вскоре молодая актриса
уже репетировала главную роль в пьесе Радзинского «104 страницы про любовь». Вот
только сыграть ее ей не удалось…
Георгий Александрович был строгим преподавателям. Своим студентам он запрещал
сниматься в кино. Валентина же тайком умчалась в столицу на «Мосфильм», пробоваться
в картине «Гранатовый браслет». Затем последовал еще один безумный поступок –
Валентина попыталась перевестись в Москву, в Щукинское училище. Сама актриса объясняет
то свое решение влюбленностью. Им стал актер Вячеслав Шалевич.
Валентина Антиповна вспоминает: «Я была такой дурой! Мы познакомились в Свердловске:
я приехала к родителям на каникулы, а там шли гастроли Вахтанговского театра.
Билетов не было, и я смотрела спектакль из оркестровой ямы. Артисты со сцены все
время в нее поглядывали. Все вахтанговцы были прекрасны - тогда ведь красивых
актеров старались отбирать. Все в них влюблялись, я тоже - во всех! Но Слава...
Его я полюбила. И началось... Письма каждый день, внезапные приезды, встречи где
придется. Он в Москве - я в Ленинграде. Я дневала и ночевала в театре, выходила,
только чтобы помчаться на почту за очередным письмом от Славы и отправить ему
свое, до востребования. Воздушный роман, никаких обязательств. Мы были в угаре
чувства, обрушившегося на нас. Светлое, замечательное время, сияющее, сумасшедшее
обожание...»
Все эти нарушения стали известны Товстоногову, и Валентину Титову ждало единственно
возможное наказание – немедленное отчисление. Удивительно, но ее оставили, правда,
с роли в спектакле «104 страницы про любовь», конечно же, сняли.
Встреча с Басовым
В 1964 году Валентина Титова окончила студию при БДТ им. М. Горького. В том
же году на экраны вышла картина «Метель» (по одноименной повести Пушкина), где актриса сыграла свою
первую серьезную роль в кино – Марью Гавриловну, продемонстрировав не по годам
высокое актерское мастерство.
На
Владимира Басова Титова произвела впечатление с первого же взгляда. Он не только
сразу же утвердил ее на роль, но и заявил: «Я женюсь!» «Это невозможно, она влюблена
в другого!» - ответили ему, имея ввиду Шалевича. «Все равно женюсь!» Валентина
Титова вспоминает: «Я вначале даже не поняла, что он за мной ухаживает. Видела
только, что происходит что-то странное. Со мной так иногда бывает - я не влюблена,
просто встречаюсь с кем-то. И вдруг этот человек начинает передо мной прыгать,
устраивать какие-то скачки, и я каждый раз думаю: «Боже мой, очередной безумец!»
И Басов вел себя так. Он рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал,
падал на пол... Мне все это было совершенно не нужно, я просто не понимала, зачем
он все это делает».
Стоит заметить, что, в общем-то, некрасивый (хотя это дело вкуса) и в какой-то
степени нелепый Басов неизменно нравился женщинам. Впрочем, слово «нравился» здесь
мало подходит. Он ошеломлял, покорял, напору его обаяния невозможно было противостоять.
Не устояла и Валенитина Титова... После окончания съемок она вернулась в Ленинград.
И Басов стал регулярно к ней приезжать.
«Басов приезжал, брал напрокат машину и сидел в ней напротив театра. Все ради
того, чтобы на пятнадцать минут забрать меня и накормить обедом. Через два месяца
он приехал со своим приятелем, сценаристом Леонтьевым, чтобы тот просил за него
моей руки. Сам боялся. И это человек, который мог уговорить кого угодно! - рассказывает
Валентина Антиповна, - Разговор происходил в гостинице «Европейская». На предложение
стать женой Владимира Басова я воскликнула: «Но у меня же роман!» «Да, - сказал
Леша Леонтьев, - но романы не всегда кончаются замужеством». И в ту же минуту
раздался телефонный звонок это был Слава Шалевич, который тоже приехал в Ленинград!
«Я здесь, - сказал он, - внизу». «Иду», - ответила я. Леонтьев дал мне успокоительные
таблетки и напутствовал словами: «Не волнуйся, это судьба». Мы со Славой молча
шли к театру, и только когда оказались у дверей, он спросил: «Почему?» Я ответила:
«Мне нужно выйти замуж». – «Но я тоже могу на тебе жениться!» Это прозвучало как
оскорбление: мы ведь оба знали, что он женат и не может этого сделать...»
Валентина Титова вышла замуж за Басова, получив то, о чем так мечтала - семью.
У них родился сын Александр, позже дочь Лиза…
Не бывает маленьких ролей…
Конец 60-х – 70-е годы – расцвет творчества Валентины Титовой. Она много снималась
в кино, порой в главных ролях, но чаще - в ролях второго плана, а то и в эпизодах.
По поводу эпизодов актриса ничуть не комплексовала: «У многих ведь бытует мнение,
что нужно сниматься только в главных ролях. Но лично мне эпизоды дали возможность
показаться с разных сторон, чему я очень рада. Сидеть на трех-четырех главных
ролях - жалкое зрелище! А так у меня в любой республике появлялись свои режиссеры,
привязанности…»
Валентине
Титовой довелось поработать с выдающимися отечественными режиссерами. В социальном
киноромане Игоря Масленникова «Сентиментальный роман» (по мотивам одноименного
романа В.Пановой), относящем зрителей в 20-е годы – время становления Советской
власти, актриса исполнила роль Марианны, жены прокурора Городницкого. Актриса
появлялась в кадре лишь пару раз – сначала во время разговора с мужем, затем провожая
его на вокзале. Красивая, благополучная, она не произносила ни слова, - за нее
говорили глаза. Глаза, наполненные болью и осознанием того, что она навсегда теряет
мужа…
Небольшие, но заметные роли актриса сыграла в комедии Михаила Швейцера «Карусель.
Из рассказов и записных книжек А.П. Чехова» (Мария Семеновна), в мелодраме Наума
Бирмана «Шаг навстречу» (жена Георгия Дмитриевича), в знаменитой комедии Георгия
Данелии «Мимино» (Таня Синицина, жена Родиона), в драме Юрия Чулюкина «И на Тихом
океане» (Варя, невеста Незеласова).
Фильмы мужа
Валентина
Титова регулярно снималась в картинах своего мужа Владимира Басова. Эти работы
стали самыми яркими в ее кинобиографии. Одна из них - в фильме «Щит и меч» (1968),
рассказывающем о советских разведчиках. Картина отличалась он прежних военных
лент, в которых фашисты выглядели карикатурными. С годами пришло переосмысление
войны, осознание того, что страдали все народы, и все это нашло отражение в фильме
Владимира Басова. Валентине Титовой досталась в нем, в общем-то, небольшая роль
курсантки Нины по прозвищу «Спица». Однако ее элегантная, в военной форме героиня
произвела огромное впечатление на зрителей (прежде всего мужскую половину).
Тема войны затронута и в другой картине Владимира Басова – криминальной драме
«Возвращение к жизни» (1971, по мотивам «Записок Серого Волка» Ахто Леви). Эстония,
военные и послевоенные годы. Герой фильма Арно теряет дом и родных, примыкает
к банде националистов, затем – лагеря… Возвратиться к нормальной жизни, правде
и добру, ему помогает Мари (роль которой и исполняет Валентина Титова).
Лучшие работы актрисы отличает сложная драматургия образа. В детективе «Опасный
поворот» (по одноимённой пьесе Дж.Пристли) она сыграла Фреду Кэплен, жену издателя
Роберта Кэплена. Холодная и выдержанная леди в начале фильма, она по ходу фильма
преображается. На глазах у зрителей герои фильма распутывают клубок взаимоотношений,
и вот уже перед нами предстает хищная женщина с ущемленным самолюбием и горечью
не свершившихся надежд.
На
вопрос, не делал ли ей муж каких-то поблажек на съемках, Валентина Антиповна отвечает
категорично: «Нет». И это действительно в характере Владимира Басова. Благодаря
этому и рождались такие шедевры. Еще один - роль Елены Васильевны Тальберг в «Днях
Турбинных» по Булгакову. Актриса сыграла настоящий русский характер – женщину
сильную духом и одновременно токую чувствительную натуру. Сегодня остается только
удивляться, как вообще режиссеру разрешили приступить к съемкам этого фильма.
Фильм о белой гвардии в советское-то время! Да, пьесу любил в свое время сам Сталин,
она с успехом шла в МХАТе. Но одно дело сцена, другое – экран, на котором все
это увидят миллионы зрителей. Об экранизации мечтали многие режиссеры, а добиться
этого удалось лишь Басову. Как тут не вспомнить еще раз о его удивительном умении
убеждать, кого бы то ни было. Картина сразу вышла на экраны, имела огромный успех,
но затем, по понятным причинам, все же была «задвинута» на полку на целое десятилетие.
Георгий Рерберг
С Владимиром Басовым Валентина Титова прожила четырнадцать лет. Как признается
сама актриса, эта жизнь не была постоянным праздником, но, несмотря ни на что,
она его любила и уважала: «У меня была идеальная семья, прелестные дети. И мы
оба не могли жить без работы». И все же они расстались. Причиной тому, по словам
Валентины Антиповны, стал алкоголь…
В какой-то момент в жизни Валентины Титовой появился Георгий Рерберг. О нем
Валентина Антиповна слышала много и раньше – талантливый оператор, работавший
на таких картинах, как «Первый учитель», «Дворянское гнездо», «Зеркало». За Георгием
тянулась слава жесткого человека и жгучего сердцееда. Познакомились они 28 августа
1977 года на съемках фильма Таланкина «Отец Сергий». Актриса рассказывает: «За
ужином я вдруг поняла: да он же ничей... В его глазах была боль одинокого человека.
Поздно вечером он зашел ко мне в номер - якобы за спичками. Мы разговорились.
А когда на следующий день я вернулась в Москву, вместе со мной прилетели сплетни.
Гога ведь покорял всех женщин, поэтому все были убеждены, что и я не устояла.
Конечно, эти разговоры дошли до Басова, он все время пытал меня: правда это или
нет? Наконец я ему сказала: «Ты веришь? Ты считаешь, что мне не дорога моя семья,
мой дом, мой муж? Если спросишь еще раз, выйду замуж за Рерберга». Но остановить
поток сплетен было уже невозможно. Единственный человек, который точно знал, что
я не спала с Рербергом, был сам Георгий Рерберг. Он волновался за меня, звонил…»
Валентина не знала, что Георгий уже тогда принял решение жениться на ней.
После развода с Басовым Валентина Титова сняла двухкомнатную квартиру (дети
остались жить с отцом), и Рерберг переехал к ней. «Я никогда ему не предлагала
жить вместе, и он ничего мне не предлагал. Просто пришел однажды - и остался»,
- рассказывает Валентина Антиповна. Позже, в 1991 году, они перебрались в квартиру
его мамы.
Вместе они прожили двадцать один год. «Рерберг стал единственным мужчиной,
который вторгся в мою жизнь и прилепился ко мне. А потом пришла любовь. Так случилось,
что я, наверное, стала первой женщиной, которая создала ему дом. Он принял мои
домашние устои, стал нежен, послушен. Частенько, правда, пытался порвать эти незримые
цепи, но с невиданной страстью приковывал себя снова».
Кино. 80-е – 90-е. Новый век
Валентина Титова продолжала активно работать в кино до середины 90-х. В 80-е
годы она снялась в детективной ленте «Петровка, 38» (Людмила Аркадьевна Самсонова),
мелодраме«Однажды, двадцать лет спустя» (Леночка Амосова), сериале «Государственная
граница» (Аглая Степановна Баркова), семейной ленте «Нежный возраст» (учительница
немецкого языка Эрна Фёдоровна), картине Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить...»
(реставратор Галина Михайловна Потапенко), фантастическом фильме «Завещание профессора
Доуэля» (Мари Лоран, ассистентка профессора), драме Вадима Дербенева «Змеелов»
(Тамара, жена Котова).
В
начале 90-х на экраны вышли такие фильмы с ее участием, как детектив «Бес в ребро»
(Ангелина, работница ресторана «Эль») и историческая драма «Царь Иван Грозный»
(монахиня, настоятельница монастыря). В 1995-96 годах актриса снялась в знаменитой
мелодраме Евгения Матвеева «Любить по-русски» в роли жены Мухина.
С годами актриса стала реже появляться на киноэкране. В 2005 году режиссер
Мартирос Фаносян поставил 4-серийный фильм «Нечаянная радость», в котором главные
роли исполнили звезды советского кинематографа. Компанию Валентине Титовой составили:
Армен Джигарханян и Надежда Румянцева. В результате получилась чудесная, трогательная
история об обитателях столичной коммуналки, выгодно отличающаяся от многих современных
сериалов, прежде всего, качеством актерской работы.
Из последних работ актрисы – жена Меркулова в военной 8-серийной ленте «Десантный
батя» и директриса в сериале «Амазонки».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Сергей Капков, «Я тоже просилась в разведчики, а мне отвечали: вы не годитесь,
у вас есть лицо!», www.gzt.ru
Интервью с Валентиной Титовой http://www.peoples.ru
|