Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Тер-Осипян Нина _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Нины Тер-Осипян

Фильмография:

1946 Синегория
1976 Горянка
1978 Женщина издалека
1978 Пять вечеров
1979 Взрослый сын
1979 Бабушкин внук
1979 Жил-был настройщик...
1980 Сицилианская защита
1980 Каникуоы Кроша
1981 Визит (новелла в киноальманахе "Полоса везения")
1981 Люди на болоте
1982 Ищите женщину. История одного убийства
1983 Полоса везения (новелла "Визит")
1984 Выигрыш одинокого коммерсанта
1986 Ягуар
1987 Кувырок через голову
1988 История одной бильярдной команды
1989 Не сошлись характерами
1989 Дежа вю (СССР, Польша)
1990 Паспорт
1991 Блуждающие звезды
1991 Террористка
1993 Настя
2000 Старые клячи

ТЕР-ОСИПЯН
Нина Мамиконовна

05.04 (18.04).1909 - 24.07.2002

Заслуженная артистка РСФСР (1954)
Народная артистка России
Кавалер Ордена Почета (1998)

Школа юниоров

Нина Тер-Осипян родилась в Баку. В Москву она приехала с родителями, когда ей было 10 лет, и тут же поступила в Школу юниоров - студию при театре Революции.

"Мы приехали в Москву из Баку в 1919 году, - рассказывает актриса. - В школе я начала посещать драмкружок, с этого и пошло. Так как у моего дяди - члена ЦИК - был служебный пропуск в Малый театр, в ложе у сцены в бельэтаже, я каждый вечер туда забиралась. До сих пор помню прощание Ермоловой с публикой. В первом ряду сидел Станиславский (я сейчас знаю, что это был Станиславский, а тогда это был седой мужчина с черными бровями). Ее вывели на сцену Остужев и Пров Садовский. Станиславский первый встал, весь зал встал и плакал. И партнеры плакали - какая эта трагедия для актеров, когда уходит такая актриса. Я видела Михаила Чехова во всех его ролях, начиная с Эрика XIV-го, в "Ревизоре", в "Двенадцатой ночи", "Гамлета" я раз 50 смотрела. Весной я кончила восьмой класс и пошла в театр Вахтангова. Но не прошла по конкурсу и попробовала свои силы в Театре революции. Приняли..."

Почти сразу же она, в числе остальных студентов, начала выходить на сцену этого театра и оставалась на ней до конца. Уже на третьем году обучения судьба свела начинающую актрису с великим Всеволодом Мейерхольдом. В его "Доходном месте" Тер-Осипян сыграла Кукушкину.

А еще спустя несколько лет все московские критики пишут о молодой характерной артистке, с блеском исполняющей небольшие роли в спектаклях "Ромео и Джульетта" и "Таня". "У нас в Школе юниоров по актерскому мастерству занимались только отрывками, - вспоминала Нина Мамиконовна. - Остальное - бокс, фехтование, биомеханика. Основной упор был на тело. Когда мне было 15 лет я, конечно, боксировала так, что мне даже нос разбили! А биомеханика! Я падала на спину и спокойно вставала! Люблю балет. Станком занималась всю жизнь. И сейчас соблюдаю форму, хожу в бассейн, каждый год езжу в Сочи и плаваю в море по часу".

Гроза прошла стороной

Нина Тер-Осипян жила с мамой в семье дяди. Саак Мирзоевич Тер-Габриэлян был Председателем Совнаркома Армении, а затем перебрался в Москву, где занимал должность Постоянного представителя Армянской республики в столице. Он был преданным революции и партии человеком, дружил с Кировым и Орджоникидзе. Эти, а также многие другие известные личности часто бывали в доме Тер-Габриэляна, и Нина Мамиконовна с трепетом и волнением слушала их беседы, споры и обсуждения. Но однажды этому настал конец. Саака Мирзоевича арестовали, при обыске избили бюстом Ленина, а потом без суда и следствия расстреляли. Как известно, погибли и Киров, и Орджоникидзе. Нину Тер-Осипян вызывали в комитет комсомола, собирались исключить из своих рядов, требовали отречься от родственников. Но, волею судеб, ни ее, ни ее маму не тронули. Может быть, повлияло письмо Сталину, которое наивная Нина опустила в ящичек у Троицких ворот - ведь когда-то и он был близким другом дяди, а бабушка нежно мыла голову будущему вождю и убийце. Надо ли говорить, какие потрясения, унижения и страхи пришлось пережить семье?

Театр

А вскоре - война. Театр был эвакуирован в Ташкент, где продолжалась активная работа над постановками новых пьес. Но Тер-Осипян заболела амебной дезинтерией и была отправлена на лечение и дальнейшее проживание в Москву. Здесь она вновь вышла на сцену в Театре драмы. Это был единственный функционировавший театр в полупустой столице, где работали все оставшиеся актеры и режиссеры. Здесь Нина Мамиконовна и прослужила до конца войны, а Театр революции, когда вернулся, слился с театром драмы и стал называться Московским театром имени Маяковского.

Амплуа у Нины Мамиконовны сложилось сразу. Характерная внешность армянской женщины не позволяла играть ни Джульетту, ни Офелию, ни Любовь Шевцову. И все равно Тер-Осипян поначалу дико боялась своего носа - подтягивала его, гримировала. Со временем она от грима отказалась и стеснительность свою поборола. Ее по праву называли одной из лучших комедийных актрис московской сцены.

Ведущая актриса театра она создала яркие запоминающиеся образы в спектаклях "Фронт", "Обыкновенный человек", "Гроза", "Легенда о любви", "Дядюшкин сон". С новой силой талант актрисы проявился в последние годы, особенно в спектаклях "Дети Ванюшина", "Закат", "Забавы Дон-Жуана".

Кино

В кино Тер-Осипян снималась совсем немного: сыграла роль Ашуры в фильме "Горянка", тетю Пашу в "Женщине издалека", тетю Ашхен во "Взрослом сыне", бабушку в ленте "Бабушкин внук". Были эпизоды в картинах "Синегория", "Сицилианская защита", "Ищите женщину", "Кувырок через голову", "Не сошлись характерами".

Большое удовлетворение принесла ей совместная работа с Никитой Михалковым, у которого в "Пяти вечерах" Тер-Осипян сыграла роль опять же небольшую, но интересную, единодушно отмеченную кинокритиками. Был в её жизни чилийский режиссер Себастьян Аларкон, который снимал её во всех своих российских фильмах.

Среди последних работ актрисы в кинематографе - образ бабуси-волшебницы в фильме Георгия Данелия "Настя". Она признавалась, что у Данелии готова играть даже "палку, безмолвно стоящую в углу".

Нина Тер-Осипян снималась в основном в эпизодах, но, как это часто бывает с действительно талантливыми актерами, и в маленьких ролях она создавала шедевры. "Чем сложен эпизод? Он крупица, и его или можно сделать хорошо, или получится пустой номер. И когда ты попадаешь в яблочко, вот тогда радость - ради чего ты живешь".

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Сергей Капков, "Нина Тер-Осипян: В борьбе с паспортом я проплываю стометровочку..." actors.km.ru;
фото с сайтов http://actors.khv.ru, http://kino.kulichki.com

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.