1928 Кружева
1931 Златые горы
1932 Изящная жизнь
1932 Встречный
1934 Песнь о счастьи
1935 Флаг стадиона
1935 Вражьи тропы
1936 Бесприданница
1937 Шахтеры
1937 Тайга золотая
1938 Человек с ружьём
1938 Профессор Мамлок
1940 Яков Свердлов
1942 Швейк готовится к бою
1942 Боевой киносборник. Лесные братья
1943 Новые похождения Швейка
1943 Лермонтов
1945 Здравствуй, Москва!
1947 Русский вопрос
1949 Падение Берлина
1949 Алитет уходит в горы
1951 Пржевальский
1953 Великий воин Албании Скандербег (СССР, Албания)
1954 Об этом забывать нельзя
1955 Фонтан - короткометражный
1955 Нестерка
1955 За витриной универмага
1956 За власть Советов
1960 Сизиф и смерть - фильм-спектакль
1960 Драма - короткометражный
1962 Яблоко раздора
1968 Гибель "Эппи Нийбур" - фильм-спектакль
1969 Актриса - фильм-спектакль
1970 Смерть Сесили - фильм-спектакль
1970 Дело мертвого тигра - фильм-спектакль
1971 Золотая карета - фильм-спектакль
1973 Райские яблочки
1973 Мегрэ
и человек на скамейке - фильм-спектакль
1974 Мегрэ и старая
дама - фильм-спектакль
1978 Старомодная комедия - фильм-спектакль
1979 Следствие ведут Знатоки. Дело N14. Подпасок с огурцом
1982 Мегрэ колеблется
- фильм-спектакль
1986 Жизнь Клима Самгина - фильм-спектакль
1987 Вспомним, товарищ
ТЕНИН
Борис Михайлович
10.03 (23.03).1905, Кузнецк, Саратовская губерния – 08.09.1990, Москва
Народный артист Таджикской ССР (1944)
Народный артист РСФСР (1950)
Народный артист СССР (1981)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939, за роль в фильме «Человек с ружьём»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1948, за роль в фильме «Русский вопрос»)
Дореволюционные годы
Борис Тенин родился 23 марта 1905 года в городе Кузнецке Саратовской губернии
(в настоящее время город располагается в Пензенской области) в семье железнодорожного
телеграфиста Михаила Герасимовича и акушерки Александры Павловны. Когда Борису
было восемь месяцев, его родители перебрались в Тулу. Вскоре отца за участие в
забастовках служащих Тульской железной дороги выслали на Кавказ. Семью он решил
оставить в Туле и впоследствии навещал жену и сына лишь по праздникам, когда ему
разрешали такие поездки.
Мать Бориса работала в больнице, была постоянно занята, и мальчик рос предоставленным
самому себе. Сильный характер, проявившийся у него с ранних лет, помог Борису
успешно пройти испытание улицей, утвердившись среди сверстников. Бывало всякое,
он попадал в разные передряги, но из всего извлекал урок.
Успехи в учебе у Бориса были неважные, но зато уже тогда у мальчика стали проявляться
артистические способности. Увлеченный игрой уличных куплетистов, он разучился
игре на отцовской губной гармошке, а позже освоил банджо, гавайскую гитару и другие
музыкальные инструменты. Да что там инструменты, - мальчик извлекал музыкальную
гамму из ряда стеклянных бутылок, по-разному наполненных водой.
Но самой большой любовью Бориса стала сцена. В гимназии, где учился Борис,
его окрестили «будущим артистом». И когда мальчика спрашивали, какие роли он будет
играть, когда вырастет, тот отвечал: «Комические!». Так однажды он с блеском выступил
на новогоднем празднике в роли клоуна, собственноручно сшив себе клоунский наряд,
раскрасив лицо и соорудив рыжий парик.
Сам Борис Михайлович вспоминал: «Какие истоки породили во мне любовь к смеху?
Быть может, виноваты в этом балаганы, в которые на Масленицу любил водить меня
отец. Но подлинная страсть к театру началась лет с 10, когда меня стали отпускать
на детские утренники. И то, что эти спектакли всегда носили веселый характер,
отражалось и на моих представлениях дома».
Окончательно Тенин определился с будущей профессией, когда попал на спектакли
провинциальной труппы Суходольского, гастролировавшей в Туле. Иного пути кроме
сцены для него больше не существовало…
Начало театральной деятельности
После Октябрьской революции отец Бориса Тенина Михаил Герасимович, вступивший
в партию большевиков, занялся партийной работой. В 1919 году его перевели в Москву,
и он, наконец, смог забрать с собой свою семью.
В столице Борис осуществил свою мечту играть на сцене, поступив в Драматическую
студию Бутырского Совета депутатов, которой руководил Е.А. Петров-Краевский. Вскоре
состоялся дебют молодого актера - Борис Тенин сыграл приказчика Сеню в спектакле
режиссера Н. Вошкевича «На бойком месте» (по пьесе А.Н. Островского). К сожалению,
студия просуществовала недолго – зимой ее закрыли из-за того, что нечем было топить
помещение.
На следующий, 1920-й год 15-летний Борис Тенин предпринял попытку поступить
сразу в пять театральных студий. В итоге он был принят в Государственный институт
музыкальной драмы (ГИМДР), позже реорганизованный в Институт театрального искусства.
Его педагогом стал А. Зонов. Одновременно Борис Тенин вступил в труппу Вольного
театра, которую возглавлял Всеволод Мейерхольд.
В годы учебы, Борис Тенин играл в постановках студенческого коллектива ГИМДР
«Как он был редактором» по рассказу Марка Твена (старый подписчик) и «Марчбэнкс»
(по Бернарду Шоу), а также в спектаклях Московской драматической студии «Альба»
(«Всех скорбящих», роль – пономарь) и 1-го Театра РСФСР («Мистерия-буфф», роль
– слуга).
В 1924 году Борис Тенин окончил институт и был принят в Московскую группу «Комедианты».
Труппа активно гастролировала по разным городам страны, и потому Борис тут же
отправился в свою первую поездку. Проработал он всего лишь один сезон, но за это
время сыграл огромное количество ролей, зарекомендовав себя ярким, эксцентричным
комедийным актёром-импровизатором, склонным к гротеску и буффонаде. Среди его
сценических персонажей: Претор Красс в спектакле «Спартак», Восмибратов в спектакле
«Лес» (по А.Н. Островскому), Ванька-Встанька в спектакле «Яма» (по А.И. Куприну),
Земляника в гоголевском «Ревизоре», генерал Тычков в «Обрыве» (по А.А. Гончарову),
граф д`Альбафьорита в «Трактирщице» К. Гольдони, Купавин в спектакле «Вторая молодость»
П. Невежина, Индюков во французском водевиле «Из любви к искусству», Кристи в
«Ученике дьявола» Б. Шоу, синьор Грассини в «Оводе» Э. Войнич и др.
Театр. 1925-1936 годы
Возвратившись в столицу, Борис Тенин стал активно сотрудничать с коллективом
«Красная гармошка» (один из коллективов популярного в те годы направления «Синяя
блуза»). Осенью 1925 года Тенин был принят в театр В.Мейерхольда, однако там он
не прижился. Самобытному артисту, чья натура требовала творческой свободы, претило
слепое повторение того, что было сыграно ранее другими, и потому он в скором времени
покинул труппу.
Недолгое время (1927 год) Борис Тенин играл в Московском театре современной
буффонады, принимал участие в спектаклях: «Королева ошиблась» (Папаша), «Вредный
элемент» (Чубчик), «Женитьба» (Степан), «Солистка его величества» (Курортник).
А затем несколько лет (1929-1933 годы) работал в Московском театре Дома печати
(впоследствии Театр обозрений). Был занят в спектаклях: «Тщетные огорчения» (Гожибюс),
«Емельян Чернозёмный» (Емельян), «Опустите занавес» (пять ролей), «Со своей колокольни»
(Китаец).
С 1932-го по 1936 год Борис Тенин являлся артистом эстрадного театра Мюзик-холл.
Среди его работ на этой сцене: Клоун Боцо в спектакле «Артисты варьете», Мартынов
в спектакле «Севильский обольститель», Мюзерель в спектакле «Святыня брака». Кроме
того в 1933 году Тенин преподавал в Московском цирковом техникуме клоунаду, в
1935 году выступал клоуном на манеже Московского цирка.
Начало кинокарьеры
Дебют в кино для Бориса Тенина стал, в какой-то степени, неожиданным. В 1927
году, актер познакомился с молодым театральным художником и режиссёром Сергеем
Юткевичем. Юткевич приступал к съемкам фильма «Кружева», рассказывающем о жизни
рабочей молодежи конца 1920-х годов, и предложил в нем Тенину роль завклубом.
Фильм вышел в 1928 году. Сам Тенин посчитал эту роль неудачной, однако сниматься
в кино после этого продолжил.
Именно у Юткевича Борис Тенин сыграл свою первую по-настоящему яркую роль в
кино – в 1932 году в фильме «Встречный». Особенность этой работы состояла в появлении
на советском киноэкране абсолютно нового типажа. До этого в кинематографе царили
железные, несгибаемые большевики, а тут в исполнении Тенина перед зрителями предстал,
хотя и партиец (секретарь парткома Турбинного завода Василий Васильевич), но абсолютно
живой, обаятельный человек со всеми его достоинствами и недостатками, сильными
сторонами характера и обычными слабостями, присущими любому другому. Герой Бориса
Тенина привлекал зрителя своей простотой, задором, ему хотелось верить, за ним
действительно хотелось идти.
В 30-е годы вышло еще несколько картин с его участием, и везде Борис Тенин
старался быть разным, не повторяясь ни внешне, ни характером. Его героями становились:
матрос британского флотаФрэд, прибывший на стройку Днепрогэса в фильме «Изящная жизнь», Василий Данилович Вожеватов в драме «Бесприданница» (экранизации знаменитой
пьесы А.Н.Островского), бывший пастух Роман Каргаполов в драме «Вражьи тропы»,
мечтающий о шубе английского короля золотоискатель Саша Мраморов в фильме «Тайга
золотая», архитектор Тарасов в комедии «Флаг стадиона».
После ряда кинематографических удач пришла к Борису Тенину и настоящая слава.
Произошло это с выходом на экраны в 1938 году картины все того же Сергея Юткевича
«Человек с ружьём». Фильм был посвящен событиям Великой Октябрьской революции,
и Тенин исполнил в нем главную роль солдата Ивана Шадрина, который ищет встречи
с Лениным. Актер создал яркий образ крестьянского мужичка, за внешней простотой
которого скрывалась глубокая народная мудрость. Картину приняли «на ура» миллионы
советских зрителей. Понравилась она и самому Сталину. В результате в 1941 году
Борис Тенин был удостоен Сталинской премии (1941).
Личная жизнь
Впервые узами брака Борис Тенин связал себя в середине 20-х, когда работал
в театре «Красная гармошка». Его избранницей стала актриса того же театра Клавдия
Коренева. Вместе они прожили около года. Спустя некоторое время Борис Тенин женился
во второй раз – на артистке мюзик-холла Ольге Александровой. Но и этот брак просуществовал
не долго.
Третьей супругой Бориса Тенина вновь стала актриса - в начале 30-х он женился
на Галине Степановой, которая тогда играла на сцене Детского театра (впоследствии
она стала актрисой Театра Сатиры). Вскоре у Тенина и Степановой родился сын Михаил.
Казалось – вот оно, наконец обретенное, семейное счастье. Несколько лет они прожили
вместе, а затем Борис Тенин ушел из семьи.
После стольких браков за Борисом Тениным укрепилась репутация ветреного мужчины.
И когда он, поступив в 1937 году в труппу Ленинградского театра комедии, познакомился
с работавшей там актрисой Лидией Сухаревской, многие посчитали эту связь такой
же кратковременной. Эти «прорицатели» оказались посрамлены. В лице Сухаревской
Борис Тенин нашел и любимую женщину, и настоящего соратника на всю жизнь. Они
прожили вместе пятидесяти лет, уважая и обожая друг друга и став символом настоящего
крепкого и счастливого брака.
Стоит отметить, что при этом Борис Михайлович сохранил добрые отношения со
своей предыдущей женой и старался принимать участие в воспитании сына. Михаил
впоследствии вспоминал: «Воспитывала меня мама. Но я не могу пожаловаться на недостаток
отцовского внимания. Он проводил со мной много времени. Я видел – у отца с матерью
хорошие, ненатянутые отношения, и был благодарен им за это. С Лидией Петровной
мы тоже нередко общались, я не испытывал к ней неприязни или ревности. А как иначе
– я же видел, что они с Лиличкой (так отец называл Сухаревскую) не могли друг
без друга. Я не припомню ни одной их крупной ссоры. А незначительные конфликты
тут же превращались в шутку. Отец вообще в принципе был неконфликтным человеком.
Умение вовремя вставить остроумную шутку, сгладить острые углы было одним из его
главных достоинств. Но жить с ним было непросто. С его фанатичной приверженностью
театру мог смириться только человек с такой же "зависимостью". Думаю,
сцена и семья в его доме сливались в одно целое, он не отдыхал от работы, он ею
жил».
Предвоенные и военные годы
Как уже отмечалось, в 1937 году Борис Тенин пришел работать в Ленинградский
театр комедии. До начала Великой Отечественной войны он сыграл в спектаклях: «Терентий
Иванович» (Сухарев), «Весенний смотр» (Страхов), «Двенадцатая ночь» (Тоби Бэлч),
«Сын народа» (учитель Пархоменко), «Опасный поворот» (Стентон), «Малыш» (Огюстен),
«Тот, кого искали» (Врач-полярник Женечка), «Тень» Евг. Шварца (людоед Пьетро),
«Преступление в улице Лурсен» (Ляглюме).
В 1939 году Борис Тенин и Лидия Сухаревская выезжали с концертами в части Красной
Армии, принимавшихучастие в советско-финской войне.
С началом Великой Отечественной войны Театр Комедии был эвакуирован в Таджикистан,
и его труппа продолжила свою работу там до 1944 года. В эти годы вышли спектакли
с участием Тенина: «Похищение Европы» (Жермон), «Питомцы славы» (поручик Ржевский),
«Братишка» (близнецы Василий и Виктор), «Дорога в Нью-Йорк» (Питер Уорн), «Дорога
в Нью-Йорк» (Элли Эндрюс). За свое театральное творчество Борис Тенин 5 января
1944 года был удостоен звания Народного артиста Таджикской ССР.
Однако основная деятельность Бориса Тенина и Лидии Сухаревской разворачивалась
не в тылу. Они оба были включены в состав труппы Оборонного театра миниатюр и
активно выступалив госпиталях и на передовой, поднимая дух наших бойцов. Некоторое
время супруги жили в блокадном Ленинграде, и окружающие отмечали мужество и глубокую
порядочность Тенина и Сухаревской, готовых всегда прийти на помощь нуждающимся.
Кроме того в годы войны Борис Тенин принимал участие в съемках кинокартин.
Среди его работ: авторитетный вор Луи Гавар в комедии «Швейк готовится к бою»,
генерал Апполон Васильевич Голофеев в фильме «Лермонтов» и самая звездная работа
того периода – роль Швейка в комедии «Новые похождения Швейка».
Послевоенное десятилетие
В 1946 году, через год поле окончания Великой Отечественной войны, Борис Тенин
и Лидия Сухаревская покинули Театр Комедии и перебрались в Москву в Театр-студию
киноактёра. За десять лет работы там Борис Тенин принял участие в таких постановках,
как: «За тех, кто в море» (Лишев), «Русский вопрос» (Боб Мерфи), «Софья Ковалевская»
(Пигалкин), «Флаг адмирала» (Потёмкин), «Раки» (Ленский), «Смерть Пазухина» (Прокофий
Пазухин).
В эти годы Борис Тенин стал регулярно появляться на экране. Правда, особо заметных
работ на экране у актера практическине было. Зрители могли видеть его в фильмах:
«Русский вопрос» (Боб Мерфи), «Падение Берлина» (генерал-лейтенант Чуйков), «Алитет
уходит в горы» (Чарли Томсон), «Пржевальский» (казак-переселенец Егоров), «Великий
воин Албании Скандербег» (албанский воин-силач Дин), «Об этом забывать нельзя»
(следователь Марьян Максимович), «Фонтан» (Логинов), «Нестерка» (Нестёрка), «За
витриной универмага»(Егор Петрович Божко), «За власть Советов» (Жора Колесничук).
Сказать, что эти фильмы пользовались большой популярностью у зрителей – слукавить.
А спустя десятилетия большинство из них и вовсе позабыли.
Театр, кино и ТВ
В 1955 году Борис Тенин и Лидия Сухаревская вновь сменили сцену, перейдя в
труппу Московского театра сатиры. Там они проработали до 1962 года. Надо заметить,
что супруги за свою жизнь сменили несколько театров. Они не боялись уходить в
новые коллективы и уходили всегда вместе. «Мы не быдло, мы – актеры», - утверждали
они и сами решали, где и с кем им работать. Народный артист РСФСР Александр Вилькин
называл их странниками и утверждал, что внутри них был такой стержень, благодаря
которому переходы из театра в театр ни как не влияли на них.
С 1962-го по 1974 год Борис Тенин играл в Московском драматическом театре на
Малой Бронной. К тому времени спектр его ролей изменился. Если в начале своей
карьеры он тяготел к эксцентрическим, комедийным ролям, то теперь наряду с комедийными
Борис Тенин нередко воплощал на сцене драматические, психологические образы. Его
персонажами были: Отец в спектакле «Мать» (по Карлу Чапеку), Альфред Илл в драме
Ф. Дюррематта «Визит старой дамы», Питер Калишерв спектакле «Мятеж неизвестных»
и другие.
С 1974 года и до конца жизни Борис Тенин являлся актёром Академического театра
имени Владимира Маяковского. И здесь он демонстрировал многогранность своего таланта,
исполняя разноплановые роли.
В отличие от театра с кинематографом Борису Михайловичу не везло. Лучшие работы
актера остались в 30-х годах. А в 60-е – 80-е годы ничего достойного Тенину практически
не предлагали. Именно в эти десятилетия актер нашел еще одно применение своему
таланту – телевизионные постановки. Борис Тенин с успехом снялся в ряде фильмах-спектаклях,
самыми известными из которых стали картины режиссера Вячеслава Бровкина о комиссаре
Мегрэ – «Смерть Сесили», «Мегрэ
и человек на скамейке», «Мегрэ и старая
дама»,
«Мегрэ колеблется». Создателям этих картин удалось в полной мере передать дух
романов Жоржа Сименона, в которых наряду с детективной составляющей вскрывались
социальные вопросы и противоречия того времени. Немаловажная заслуга в этом и
Бориса Тенина, создавшего сочный, объемный образ знаменитого французского сыщика.
Сам Жорж Сименон признавался, что Борис Тенин являлся лучшим исполнителем этой
роли.
Заключение
Борис Тенин прожил долгую, творчески насыщенную жизнь. И всегда рядом с ним
была его верная спутница Лидия Сухаревская. Ушли из жизни они тоже практически
вместе. Борис Михайлович скончался 8 сентября 1990 годав Москве. Похоронили его
на Ваганьковском кладбище. Лидия Сухаревская скончалась спустя год…
Внук Бориса Тенина, тоже Борис Тенин, продолжил актерскую династию...
Игорь BIN
Использованные материалы:
Биография Бориса Тенина, http://www.algunos.ru
Леонид Филатов. "Чтобы помнили. Фильм 110. Борис Тенин".