Фильмография:
1960 Каток и скрипка - режиссер, автор сценария
1962 Иваново детство - режиссер
1964 Мне двадцать лет ("Застава Ильича") - актер
1966 Андрей Рублев - автор сценария, режиссер
1967 Сергей Лазо - актер
1968 Один шанс из тысячи - худ. рук., автор сценария
1972 Солярис - режиссер, автор сценария
1973 Терпкий виноград - худ.рук.
1974 Зеркало - автор сценария, режиссер
1978 Гадание на ромашке - худ. рук.
1979 Сталкер - режиссер, художник
1983 Ностальгия - автор сценария, режиссер
1986 Жертвоприношение - режиссер, автор сценария
|
ТАРКОВСКИЙ
Андрей Арсеньевич
04.04.1932, с. Завражье, Ивановская обл. - 29.12.1986, Париж
Народный артист РСФСР (1980)
Лауреат итальянской премии «Давид ди Донателло» (1980)
Лауреат Ленинской премии (1990, посмертно)
Детство
Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился
4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области в уникальной своей духовной
одаренностью семье. Его отец – Арсений Тарковский был поэтом, мать – актрисой.
По воспоминаниям однокашников, у Андрея Тарковского уже в детстве было чувство
избранности, аристократичности. Он отличался от своих ровесников, был среди мальчишек
всегда опрятен и свеж. В юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень
бедной, особенно после ухода отца. Арсений Тарковский оставил семью, когда будущему
знаменитому сыну, исполнилось всего пять лет.
Жили Тарковские тогда в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье.
Здесь же Андрей и учился в школе, вместе с другим, не менее знаменитым Андреем
— поэтом Вознесенским. Вел себя ученик Тарковский раскованно, даже с учителями
общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным.
Его выделяло чувство собственного достоинства и внутренней свободы – недопустимые
человеческие качества в советской России.
Окончив Художественную школу имени 1905 года, Тарковский поступил на арабское
отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Потом
учёбу бросил и провел лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка
в Туруханском районе Красноярского края.
Учеба
А по возвращению в Москву, успешно сдав вступительные экзамены, Андрей Тарковский
был принят на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Там он
учился на легендарном курсе — Василий Шукшин, Андрон Кончаловский, Элем Климов
и другие звезды кинопоколения. Курс оказался на редкость пестрым. Но самыми полярными
были все же Тарковский и Шукшин.
Михаила Ромма на последней комиссии все уговаривали не брать ни того, ни другого.
Но тот посчитал, что для создания благоприятной атмосферы две такие непохожие
личности будут очень кстати. Во время учебы Тарковский особенно сблизился с Кончаловским,
курсовые работы по специальности они делали всегда вместе. Дипломная работа начинающего
режиссера, короткометражная лента "Каток и скрипка", на Нью-Йоркском
фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз.
Кино
"Иваново детство"
И вот Андрей Тарковский – режиссер киностудии "Мосфильм". Его полнометражным
дебютом стал фильм "Иваново детство" по мотивам рассказа В.О.Богомолова
"Иван". Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке,
в роли которого талантливо снялся Коля Бурляев.
При очевидном тяготении к стилистике и Брессона, и Куросавы молодой русский
режиссер все же обнаружил талант оригинально мыслящего художника. Кинорассказ
о десятилетнем разведчике был построен на контрасте между естественной гармонией
детства и уродливой стихией войны, конфликтом между жизнью и смертью, светом и
тьмой. Война увидена как конечная точка истории — Апокалипсис. "Иваново детство"
заявило о кинематографе Андрея Тарковского как о нравственном феномене — с единой
генеральной темой — ответственности человека перед всем ходом истории, произвело
подлинную сенсацию в мировом кино.
"Мне двадцать лет"
Марлен Хуциева пригласил Андрея Тарковского сыграть в своем фильме о двадцатилетних
"Мне двадцать лет " или "Застава Ильича". После трескуче-безжизненного
искусства сталинской эпохи двадцатилетние "шестидесятых" жаждали Правды.
Наряду с поэзией и другими художествами картина Хуциева, своими кинематографическими
средствами, удовлетворяла эту жажду.
В ключевой сцене фильма, когда герой Тарковского слушал поэтов, выступавших
на популярных тогда вечерах в Политехническом музее, снимались великие личности
современности: Геннадий Некрасов и Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Андрей
Вознесенский и Вадим Захарченко.
"Андрей Рублев"
Гениальнейшая кинолента, состоявшегося после "Иванова детства", Андрея
Тарковского "Страсти по Андрею", была включена в список ста лучших фильмов
в истории кино. В сценарии, написанном совместно с Михалковым-Кончаловским, проглядывала
двойственность костюмно-исторической саги и авторского фильма-проповеди. С большими
цензурными поправками "Андрей Рублев", под таким названием фильм был
выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий, появился перед советским
зрителем. Зато за границей хвастались картиной Тарковского, демонстрируя, что
при социализме необычный художник имеет возможность реализоваться.
Уже в самом авторском названии задан характер фильма. Жизнь великого иконописца
стала для режиссера отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России.
Сама Россия же 15 века предстала в трагической обыденности. В целом фильм представил
собой размышления русского интеллигента о феномене России, о народе, непостижимо
выживающем в условиях непреходящей катастрофы.
В завораживающем фильме постановочный размах сочетается с классической красотой
каждого кадра. Режиссер впервые в советском кино использовал игру цвета: черно-белый
фильм в конце становится цветным, когда Русь стала свободной, и камера скользит
по иконам Рублева. Грандиозные массовые и батальные сцены отличала виртуозная
организация внутрикадрового движения.
И то, что съемки проходили в древнем Спасо-Андрониковом монастыре, на месте,
действительно связанном с преподобным Андреем Рублевым, помогло режиссеру сохранить
документальную фактуру и добиться яркого художественного воплощения образов. Конечно,
режиссер сделал удачный ход: с помощью земных странствий изобразил "странствия
Духа" и тем самым показал разные стороны жизни Руси того времени. После этого
фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а сам Тарковский
прочно утвердился в звании главного "эстета" и "нонконформиста"
советского экрана.
"Солярис"
Вскоре эстетическое и идейно-нравственное кредо Андрея Тарковского нашло столь
же яркое выражение и в жанре кинофантастики, в философско-фантастической драме
"Солярис", по одноименному роману Лема.
Тема дома стала главным мотивом киноленты "Солярис". Мыслящий океан,
прозрев тайные муки астронавта Криса, порождает на поверхности плазмы фрагмент
земной суши, с рощей вокруг родного дома. С теплым дождем, который барабанит по
крыше, и старым отцом, который перебирает книги на полке.
Что это — явь или сон? Неважно! Важно, что, на родном крыльце, куда вышел отец,
Крис становится перед ним на колени в той самой легендарной позе, которую когда-то
создал Рембрандт на своем полотне "Возвращение блудного сына".
Правда, и здесь Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить
в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома,
бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона семейной
жизни.
"Зеркало"
Высшим достижением режиссера Андрея Тарковского стала картина "Зеркало".
Муза философско-поэтической рефлексии великого художника не сковывалась рамками
традиционного сюжета, а лишь находила нужный ей фрагмент в богатых воспоминаниях
художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно
многомерной.
"Зеркало" — автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях
о детстве, матери и отце, замечательном поэте Арсении Тарковском. Его стихи звучат
за кадром. Рядом с глубоко личными мотивами в фильме присутствовало живое дыхание
истории. Интимные воспоминания сменялись событиями мирового значения, запечатленными
в редких малоизвестных хроникальных кадрах. А наряду с философско-поэтическими
"кодами" в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического
инакомыслия, к примеру, эпизод в типографии. Фильм практически не получил проката
и обострил скрытое противостояние режиссера и власти.
"Сталкер"
Одновременно, примериваясь к своему новому проекту, Тарковский пишет сценарии,
читает лекции по режиссуре, ставит Гамлета в Театре Ленинского комсомола.
И вот в 1979 году он пошел в некотором роде на компромисс, создал картину "Сталкер",
по повести Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине". Причудливый
кинематографический язык Тарковского претерпел ряд изменений, стал внешне аскетичным,
но технически более сложным. Фильм был предельно очищен от внешних примет фантастического
жанра: изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу,
движение внутри кадра порою почти незаметно.
Угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний "зона"
могла быть намеком на кризис "капиталистической" цивилизации. И в этом
же ключе можно было толковать и смысл диалогов, которые ведут между собой писатель,
прекрасная роль Анатолия Солоницына, и профессор, превосходная игра Николая Гринько.
И если это фильм-путешествие, то, скорее всего, в пространстве человеческой души.
Но вместе с тем на деле конфликт все же только углубился. За двадцать лет работы
в кино большому режиссеру позволили сделать на родине всего пять фильмов. И выход
каждого из них сопровождался унизительными издевательствами — бесконечными придирками,
поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой
борьбы с коммунистами Андрей Тарковский не вел, да и не собирался никогда вести.
Он просто снимал гениальное кино. "Сталкер" был последним фильмом, снятым
Тарковским в Советском Союзе.
Заграница
Драму "Ностальгию" Андрей Тарковский снимал уже в Италии. В своем
фильме он рассказывал о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. В
переживаниях главного героя, оторванного от родных корней писателя Горчакова,
великолепно сыгранная роль талантливого Олега Янковского, практически "зеркально"
отразилось состояние душевной горечи и отчаяния самого режиссера.
В картине отчетливо прозвучал мотив личной жертвы, который получил развитие
в следующем шедевре режиссера "Жертвоприношение", снятом в Швеции и
ставшим последним фильмом Андрея Тарковского, по сути, его завещанием.
В этой ленте режиссерская техника достигла предельной высоты и подвела итог
нравственному поиску большого художника и человека. Герой фильма пожертвовал личным
благополучием. Он сжег свой дом. Он оставил семью и горячо любимого сына. Он обрек
себя на молчание — по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной
катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение видел гениальный
режиссер в смысле жизни. Этот последний фильм стал логической точкой в напряженном
богоискательстве, пронизавшем все творчество великого Андрея Тарковского.
Он прославил Россию…
Будучи убежденным, что ни последний фильм "Сталкер", ни его дальнейшие
работы не будут должным образом оценены в СССР, Андрей Тарковский принял трудное
для себя решение остаться за границей. К сожалению, ни последующая лента "Ностальгия",
удостоенная "Гран-при" за режиссуру в Каннах, ни снятая в Швеции мессианская
драма-предсказание о грядущей атомной катастрофе "Жертвоприношение",
так и не открыли в творчестве великого режиссера нового горизонта.
И все же великий мастер решил, что своей судьбой он должен распоряжаться сам.
Он отказался возвращаться в страну, в которой ему не давали работать. В ответ
Союз объявил Андрея Тарковского предателем, изъял из проката его картины, отказался
выпустить к нему сына и жену. Разлука с семьей, разлука с родиной сильно сказались
на его здоровье. Оно продолжало ухудшаться. Западная общественность была поражена
жестокостью советских властей. Михаил Горбачев разрешил жене и сыну поехать к
умирающему лишь после письма президента Франции Франсуа Миттерана.
Страна отказалась от Гения. И, тем не менее, он прославил Россию. Россию, которой
до той поры, да и после, мало что удавалось внести в копилку шедевров мирового
кинематографа. Кинематографа как искусства, а не бизнеса, индустрии, производства...
Андрей Тарковский, гениальнейший российский режиссер, умер 29 декабря и был
похоронен в Париже на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Российский кинематограф
вздохнул спокойно и… учредил "Приз Андрея Тарковского" и вручил режиссеру
Ленинскую премию... Посмертно. Почести отданы. Совесть чиста.
Андрей Тарковский стал легендой еще при жизни. Им восхищались Феллини, Бергман,
любой режиссер и любой зритель. Он стал кумиром для всего мира и изгоем для родной
страны. И просто человеком с неповторимым взглядом на мир, "человеком, который
увидел Ангела", как гласит надпись на его могиле.
Татьяна Новитченская
Использованные материалы:
"Мир и фильмы Андрея Тарковского", А. М. Сандлер, "Искусство",
1990 г.
"Andrei Tarkovsky Collected Screenplays, trans. William Powell and Natasha
Synessios", англ., "Faber and Faber Ltd", 1999.
"Тарковский Андрей Арсеньевич", режиссер", "Коментарии дня".
"Андрей Тарковский", Валерия Горелова, "КМ".
|