Заслуженная артистка России (2002)
Лауреат премии «Золотой Овен» в номинации «Лучшая роль второго плана» (2004, за
роль в фильме «Свои»)
Обладатель специального приза гильдии актеров американского кино (2004, за роль
в фильме «Свои»)
Лауреат премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) в номинации «Лучшая
актриса второго плана» (2015, за роль в сериале «Великая»)
Сладкая жизнь в Горьком
Наталья Суркова родилась в Горьком (Нижний Новгород) 14 марта 1967. В это трудно
поверить, но по собственному признанию актрисы, в детстве она была настоящим «тепличным
растением», росла под лучами материнской любви, не зная горя и печали: «У мамы
– такая работа, что она часто ездила в командировки в Москву, в Ленинград, все
привозила. И я считалась благополучной, по тем меркам, девочкой. Хотя сейчас это
звучит, конечно, смешно. Я могла ходить в красивом пальто. У меня был модный чешский
значок «вишенка». Тогда это было!.. Не знаю, с чем и сравнить. Ну, как шестисотый
«Мерседес» сегодня. А у меня таких значков штук шесть было: «смородинка», «малинка»...».
В городе, где колбаса и масло считались дефицитом, внешнее благополучие вызывало
отторжение, а яркая красота привлекала повышенное внимание окружающих, зачастую
негативное, поэтому Наташа нередко сталкивалась с предательством и завистью.
Потребность в общении искала выхода и сублимировалась в создании небольших
дачных представлений, которые сейчас можно было бы назвать перформансами, – все
началось с цирковых номеров, когда соседские мальчишки и девчонки под чутким руководством
пятилетней Наташи изображали слонов и тигров, потом номера становились все продуманнее
и постепенно превратились в небольшие спектакли, в которых Наталья была и режиссером,
и актрисой, и продюсером: «Все соседи по даче приходили смотреть наши выступления,
причем покупали билеты по две копейки. И все у меня работало!». Естественно, театрально-просветительская
деятельность продолжилась и в школе, и после получения диплома об окончании 9
классов девушка без колебаний подала документы в Горьковское театральное училище
и поступила на курс В.С.Соколоверова и Р.Я.Левите.
После поступления у Натальи началась совсем другая жизнь: хотя она и мечтала
о судьбе актрисы, но, как и многие молодые девушки, оказалась неготовой к изнурительному
актерскому труду и учебе, которая продолжается 24 часа в сутки: «У меня были совершенно
другие интересы. На уме была не учеба. И вместе с тем театральное училище было
фильтром, через который человек пропускается, а все ненужное остается на сетке
фильтра. В училище я осознавала, что репетиции – это не то что наказание, но необходимость:
надо собраться, пойти поработать». Возможно, поэтому Наталью Суркову в родном
училище считали актрисой малоперспективной, и по распределению после училища ей
выпало ехать в славный город Чебоксары возрождать местное театральное дело.
Путешествие из Чебоксар в Петербург
Промаявшись в Чебоксарах месяца три, Суркова решила воспользоваться приглашением
И. Владимирова, который был членом госкомиссии на дипломном спектакле и приметил
«неталантливую» актрису. Метр пригласил девушку продолжить театральное образование
в Петербурге – обещал взять к себе на курс вне конкурса. Однако все произошло
совсем не так, как планировала Наталья, и дорога в Петербург, как оказалось, проходит
через Москву – на курс Владимирова она не попала и, подобно сотням юношей и девушек,
отправилась штурмовать театральные училища столицы. В Москве вполне оценили «бездарность»
выпускницы Горьковского театрального: Суркова прошла до последнего тура во всех
ВУЗах, но в финале все-таки сошла с дистанции. По объективным причинам: «Это было
очень смешно, потому что у меня в это время начал резаться зуб мудрости. И я приходила
с перекошенным лицом и говорила приемной комиссии: «Вы не обращайте внимания,
я говорю нормально, просто у меня зуб мудрости режется». Они меня с ужасными дефектами
речи сначала пропускали, а потом думали: «А кто ее знает, как она на самом деле
разговаривает?» И никуда меня не взяли».
Разочарованная и отчаявшаяся, Суркова вернулась в Петербург, где у нее не было
ничего – ни квартиры, ни работы, ни семьи. Наталья стала искать работу в театре,
но ничего не складывалось, пока знакомый (актер ТЮЗа Я. Степанов) не посоветовал
ей «показаться» молодому режиссеру С. Спиваку, который как раз начинал работу
в Молодом театре при Ленконцерте и собирал труппу. Так в 1986 году и родился творческий
союз, который со временем превратился в одну из легенд театрального Питера.
«Свой» театр
Почти двадцатилетнее сотрудничество с Семеном Яковлевичем Спиваком Суркова
считает Божьим подарком – тем более, что начало его было далеко не оптимистичным:
«Бог наградил меня режиссером, который почему-то в меня верил. Что он во мне увидел,
до сих пор не понимаю. Когда мы репетировали мой первый спектакль «Танго», партнеры
при мне говорили ему: «Чего ты с ней мыкаешься? Сними ее с роли! Она, как дура,
два месяца возится, ничего у нее не получается». А через три месяца, когда уже
не хотелось жить, меня пробило».
Сработал «эффект Пигмалиона»: постепенно неуверенная дебютантка превратилась
в яркую, неординарную актрису, способную играть самые разноплановые роли. Аля
(«Танго»), Люсиль («Мещанин во дворянстве»), Панночка «(Панночка», реж. Ю. Дворкин),
графиня де Сен-Фон («Маркиза де Сад»), «Касатка» («Касатка») – не слишком-то богатый
репертуар для актрисы, которой по плечу практически любая классическая роль… Впрочем,
Наталья Станиславовна своей жизнью в театре довольна, ведь каждое ее появление
на сцене – настоящий праздник как для нее, так и для зрителей: «Вы знаете, для
меня важно не количество, важно качество. Можно не вылезать из театра, играть
по 30 спектаклей в месяц, но тебя никто не будет знать и твои роли ничего не будут
для людей значить. А я играю три таких самых звездных спектакля! Для меня эти
роли, настолько разные, очень важны. Редкая актриса может мечтать о таком разноплановом
разбросе самой себя (разбросе в хорошем смысле слова), начиная от девочки Али
в спектакле по пьесе Мрожека «Танго», который Спивак поставил еще в Молодом театре
при Ленконцерте и который мы играем уже 18-й год, и заканчивая графиней де Сен-Фон
в «Маркизе де Сад». И где-то между ними, посередине, роль Маши в «Касатке» по
пьесе Алексея Толстого. Я не умаляю достоинств других наших спектаклей, отнюдь,
но на эти зрители любят ходить по многу раз! Это как мхатовская «Чайка» (особенно
«Танго»). Это, считают многие, спектакли «не для всех». Интеллектуальные. Я была
сейчас в Москве. Первое, о чем меня там спросили: «Когда у тебя «Маркиза»?».
Наверное, поэтому Суркова нисколько не обижается, когда ее называют «актрисой
Спивака»: «Да, я актриса Спивака. В Петербурге ко мне так и относятся. После того,
как я два-три раза под благовидным предлогом отказалась от других спектаклей,
театров, меня ведь больше и не приглашают. Может быть, это и хорошо. Я уверена:
если роль твоя, она и будет твоей, дождется тебя. Если же не твоя, то не надо
ее ни у кого рвать. Потом тебе за это не очень хорошо воздастся. И еще: быть избалованной
Спиваком – значит иметь очень высокую планку. По отношению к себе, к режиссеру,
к искусству. Если ты эту высоту взял, то чего тебе уже бугорки-то перепрыгивать?
И, конечно, хочешь не хочешь, но когда работаешь с другими людьми, меряешь их
по уровню Спивака. И очень серьезно относишься к себе. Я знаю, что если у меня
роль не получится, я что-то не сыграю, завалю спектакль, то получу, что называется,
по первое число. Не потому, что я такая капризная, а потому, что очень требовательная.
И в первую очередь, требовательная к себе. И к людям, которые рядом со мной, отношусь
так же».
Свои
Люди, которые рядом, - это муж, актер питерского ТЮЗа Алексей Титков и 12-летняя
дочка Глаша. Это – «свои», они разделят сомнения, порадуются успехам и утешат
в неудачах. Они требуют внимания и времени, которое успешной актрисе не всегда
легко найти. Но только не Наталье Сурковой. Свой выбор в пользу семьи она сделала
давно и никогда о нем не жалела: «У меня чудная дочка. Иногда смотрю на нее и
удивляюсь: как я могла родить такого разумного ребенка? Когда ей было 5 месяцев,
моя подруга звала ее «тетя Глаша»… Главное в воспитании детей – не навредить,
ведь иногда мы можем забить таланты. Глаша у меня упряменькая, но это прекрасно
– у девочки должен быть характер».
Околотеатральные и кинематографические тусовки, шумные многолюдные вечеринки
– это все в прошлом, теперь чудом найденное время Наталья старается проводить
с семьей и друзьями. А когда не получается найти время, Наталья находит возможность.
Так, перед съемами «Своих» Д. Месхиев отправил Суркову в деревню, чтобы она на
практике изучила быт сельской жительницы – с непременной дойкой коров, уборкой
сена, заготовкой травы для скота и прочими буколическими прелестями. В деревню
Шастово, затерянную в Ростовской области, актриса отправилась вместе с дочерью:
«Жили там три недели. Я всему научилась: и баню топить, и за поросями ходить,
и хряпу для свиней сечь... Разговаривать по-деревенски училась. Дима (реж. Д.
Месхиев) на похвалы не очень распространяется, но когда увидел меня, сказал: «Молодец,
Суркова!»».
«Свое» кино
«Молодец, Суркова!» - вслед за Месхиевым повторили тысячи человек во всем
мире, когда посмотрели фильм, удостоенный всех возможных наград – как будто российское
кино брало реванш за годы простоя и молчания. Два «Серебряных Георгия» (за лучшую
режиссерскую работу и за лучшее исполнение мужской роли) на МКФ XXVI, приз Жюри
Российской кинокритики за лучший фильм, 4 приза XI Минского международного фестиваля
«Листопад», приз «Диалог» на фестивале Восточно-европейского кино в Коттбусе,
приз за лучшую мужскую роль (Б.Ступка) на Международном кинофестивале в Марракеше
(Марокко), 4 «Золотых Овна» (за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую мужскую
роль и лучшую женскую роль второго плана), 3 «Золотых Орла» (за лучший сценарий,
лучшую операторскую работу, лучшую мужскую роль), 5 национальных кинопремий «Ника»
(за лучший фильм, лучшую сценарную работу, лучшую операторскую работу, лучшую
мужскую роль и лучшую работу звукорежиссера), приз за лучшую режиссуру на фестивале
«Виват, кино России!» и еще, и еще, и еще… Нужно было промолчать, чтобы сказать
– так.
Однако если для ученика М. Хуциева Месхиева эта работа стала определенным итогом
(к этому времени он успел снять уже десяток фильмов), то для Натальи Сурковой
фильм «Свои» стал настоящим прорывом в большое кино, уникальным шансом, который
нельзя было упускать.
Ее карьера в кино началась в 1998 году с работы в первой части «Ментов», которую
снимал еще В. Бортко. Он постарался собрать в своем сериале лучших питерских артистов,
«засветить» их перед публикой. Насколько ему это удалось, можно судить по невероятным
рейтингам «Ментов», всяческим продолжениям и популярности «ментовской» темы в
кино. Однако Суркова этой популярности не вкусила: ее роль директора бани, ради
любви идущей на преступление, осталась практически незамеченной.
За «Ментами» последовали еще две работы в жанре сериального детектива: «Агентство
НЛС» (реж. Д. Парменов, 2001) и «Агентство «Золотая пуля»» (реж. Е. Иванов, 2001).
Первым полнометражным фильмом, в котором зрители увидели Наталью Суркову, стал
«Гладиатрикс» (2000) – дебютный фильм Тимура Бекмамбетова, где уже наметилась
необычная стилистика, вполне проявившаяся в нашумевших «Дозорах».
Популярность и зрительская любовь настигли Наталью совершенно неожиданно и
даже против ее желания. Вот что вспоминает актриса о приглашении на пробы в 24-серийный
фильм Месхиева «Линии судьбы»: «Мне позвонила ассистент по актерам Лариса Сергеева:
«Наташа, вы не могли бы прийти на пробы?» Узнав, что снимать будет Месхиев, я
отказалась: «Нет, спасибо, я не пойду!». Про него много чего говорили. (Вот и
верь после этого сплетням!) Я была очень удивлена, что Лариса меня долго уговаривала.
Давайте, говорит, купим лотерейный билет, чтобы выиграть. Обычно ведь как бывает:
нет? Ну и до свидания! А еще она сразила меня тем, что сказала: «Я показала Месхиеву
вашу серию «Менты». Что за ассистент по актерам, который показывает режиссеру
кассету?! Ну, хорошо, думаю, пойду. Чтобы от меня, честно говоря, отстали».
После проб ситуация в корне изменилась: теперь Месхиев взял двухнедельную паузу
на раздумья, а Суркова с нетерпением ждала его решения: «А во время проб мне стало
так интересно с Месхиевым! Это тоже тот редкий, в кино, режиссер, который умеет
работать с актерами. Вышла я в недоумении. Мне захотелось еще поиграть! И вдруг
через две недели мне звонят и говорят, что я утверждена. Я была поражена».
Царившая на съемках творческая и очень дружелюбная атмосфера передалась и зрителям,
которые запомнили и полюбили многочисленных героев сериала. Народной любимицей
стала и «колдунья» Жанна – героиня Натальи Сурковой. После этой роли на актрису
посыпались не только предложения сняться в кино, но и предложения совсем другого
рода: «Приходишь к ребенку в школу, все бегут за тобой: «Вы не могли бы мне погадать?».
Отнекиваюсь, смеюсь: «Вам это будет стоить очень дорого!». В Питере я не езжу
в метро. Есть своя машина, какая-никакая. А в Москве однажды спустилась в метро
и поняла, что больше этого делать не стоит. Глазели, расступались, вдобавок за
мной бежал какой-то человек, дергал меня: «Это вы?!» (Нет, не я!). Чуть не оторвал
рукав от дубленки».
Через четыре месяца после окончания съемок «Линий судьбы» Месхиев запустил
новую картину - "Свои", на которую возлагал большие надежды, поэтому
подготовка к съемкам шла самая тщательная. Особо тщательно подбирали актеров.
Суркову, конечно, пригласили на пробы, но вероятность того, что ее утвердят на
одну из двух женских ролей, была минимальна. В первый раз внешность сыграла с
актрисой злую шутку: оказалось, она недостаточно дородна и слишком хороша, чтобы
убедительно сыграть русскую бабу: «Я не такая уж и худая, но ему подавай толстую
бабу. Отъелась за неделю. Пришла на студию, говорю девочкам: «Пожалуйста, оденьте
меня так, чтобы я была потолще!» Мне очень хотелось с ним работать! Дима зашел
в гримерку, увидел меня: «Так, Суркова, что ты пришла? Я тебя утверждаю без проб.
Но если ты не потолстеешь килограммов на восемь, не обижайся, я тебя не возьму».
И я начала отъедаться. Вела неподвижный образ жизни, много лежала, спала. В итоге
потолстела... на 24 килограмма!»
Вот такую жертву принесла Наталья Суркова-красивая женщина Сурковой-актрисе,
не задумываясь о возможном феноменальном успехе фильма, а просто заботясь о его
достоверности: «Когда я смотрю кино, и вижу, как красивая актриса, с тонкой талией,
несет коромысла, покачивая бедрами… Или свиней выпускать из загона… В этом есть
что-то такое… кустарно неправдашнее. Нет, я не говорю, что нет статных женщин
в деревне, есть, но когда в кино это выглядит как: пошла топ-модель доить корову…
Да еще с накрашенными ресницами… Я такой фильм смотреть не буду, потому что это
полная лажа, извините. Здесь же Дима объяснил, что он хочет, мне кажется, я его
поняла. И мне самой это было интересно».
Старания актрисы были вознаграждены по достоинству: в 2004 она получила «Золотого
Овна» в номинации «Лучшая роль второго плана» и специальный приз гильдии актеров
американского кино. Кроме наград и восхищения Суркова получила и несколько заманчивых
предложений в кино.
Прежде всего, продолжилось сотрудничество с Д. Месхиевым: в 2005 была закончена
работа над сериалом из жизни молодежи «Принцесса и нищий», а сейчас продолжаются
съемки полнометражной «абсолютно хулиганской» герметичной комедии «Семь кабинок».
Герметичной – потому что пространство действия ограничено туалетом модного клуба,
где в семи кабинках, как в трех соснах, и плутают герои. Режиссер не распространяется
ни о сюжете нового фильма, ни о его героях: «Мы пытались сделать так, чтобы зритель
еще до того, как персонаж откроет рот, понял, кто это – по облику, по поведению,
по тому, как человек держится». Отчего может страдать гламурная платиновая блондинка?
Естественно, только от любви. Именно такую задачу поставил перед Сурковой режиссер
– по давно заведенному порядку, для каждого фильма Месхиева Наталье приходится
чем-то жертвовать. На этот раз актриса отделалась относительно легко: осветлила
свои роскошные волосы. Остальные кабинки женского туалета заполнили Н. Бурмистрова,
К. Кузьмина, С. Козик, А. Барабаш и партнеры по «Своим» М. Евланов и Ф. Бондарчук.
Не осталась незамеченной и роль Анны Ричардовны в экранизации «Мастера и Маргариты»
Бортко: «Это поразительная вещь: один съемочный день, одна маленькая сценка и
что-то такой шквал телефонных звонков: мы видели тебя в «Мастере и Маргарите»!
Я думала, что никто и не заметит. Там такая история. Вообще, это один из моих
самых любимых романов. Я читала его раз десять-двенадцать, наверное, еще столько
же раз прочитаю. Когда мне хочется чего-то душевного, я хватаюсь за эту книжку.
Честно говоря, есть такие вещи, для постановки которых требуется огромная смелость.
Я на что-нибудь глобальное в этом материале, наверное, никогда бы не решилась.
Когда мне позвонили по поводу Анны Ричардовны, я даже не вспомнила сначала, что
это. А потом с удовольствием согласилась. С Бортко мы уже встречались на «Ментах».
И работать мне с ним очень приятно. Он очень спокойный человек, обстоятельный.
Чувствуешь мужскую поддержку с его стороны. Сюжет с моим участием снимали один
день. Мне надо было плакать на площадке горючими слезами. Сначала мне хотели что-то
закапать в глаза. Но Бортко сказал, что Суркова – это актриса, которой ничего
не надо капать. И шесть часов я рыдала смертельным ревом».
Закончена работа в двух исторических проектах: 8-серийной драме А. Карелина
(«Чужое лицо», «Золушка в сапогах») «Фаворит» (по одноименному роману В. Пикуля)
и 14-серийном фильме Ю. Кузина «Столыпин». На роль Екатерины II Наталья Станиславовна
согласилась с некоторой опаской: «Сначала страшно было браться за нее. Потом как-то
успокоилась. Думаю, ну надо так надо. Раз мне предложили, надо постараться. Попробую
сделать так, чтобы было интересно». Насколько интересно получилось, зрители смогут
оценить уже весной 2006 – показ фильма запланирован на канале ОРТ.
В монтажно-тонировочном периоде находится и современная мелодрама эстонского
режиссера Адреаса Пуустусмаа «Красный жемчуг любви», где Наталье Станиславовне
отведена роль Александры Евгеньевны. В этой «обычной истории» есть и нелюбимый
муж-бизнесмен (Игорь Яцко), и страдающая от одиночества экстремалка-жена (Оксана
Фандера). Она очень хочет детей, но не может забеременеть. Она скучает, и от нечего
делать или из желания наладить отношения с мужем, она по совету секретарши обращается
к бурятскому шаману. Шаман (Юрий Степанов) дает ей талисман – камень «Красный
жемчуг Любви», который якобы обладает магической силой притягивать любовь. Талисман
нужно все время носить с собой, чтобы он подействовал. С этого все и начинается…
Она полюбила Его (Евгений Цыганов). Они ходят в дорогие спортивные клубы, встречаются
в загородных отелях. На его Харлее они носятся по улицам Киева. Гонщик выступает
в цирке и на авторалли, демонстрируя смертельные номера. Она, затаив дыхание,
следит за его выступлениями. Но у жизни свои законы, и Она снова остается одна.
Она ждет ребенка от Гонщика… В фильме также заняты И. Рахманова, А. Вертинский
и Г. Дрозд. Выход фильма ожидается в конце 2006 года.
От первого лица
О плюсах и минусах сильного характера: Я просто очень требовательно к себе
отношусь. Не пытаюсь быть хорошей для всех, потому что считаю это бессмысленным.
Не считаю нужным заискивать перед людьми, лебезить. У меня что в любви, то и в
дружбе: как правило, все происходит с первого взгляда, то есть «своих» людей я
нахожу практически с первой встречи. И обычно это остается либо надолго, либо
на всю жизнь. Но настоящих друзей у меня мало. Хотя одинокой себя не чувствую.
О силе партнерства и корове Розе: В первый день я смотрела издалека, как ее
доит муж бабы Вали, дядя Вася. На второй день подошла поближе. На третий подбежала,
дернула корову за сиську и убежала. На четвертый день я разозлилась. Елки-моталки!
Я вожу машину и разбираюсь с сотовым телефоном! Неужели корову сама не подою?!
А Роза оказалась чудеснейшей коровой. Под конец она без меня уже не могла, высматривала,
когда я принесу соленый хлеб и свежей травы. Потом я вернулась в Питер. А Месхиев
побоялся, что за месяц, оставшийся до съемок, я всю деревенскую науку забуду,
и отправил меня теперь уже в деревню Раково к бабе Антонине. Тамошняя корова Марта
была с характером. Я сказала Месхиеву: «Если ты хочешь, чтобы у тебя в кадре я
красиво доила корову, бери напрокат Розу». Розу привезли в Раково, а я снова уехала
в Питер играть спектакли. И тут звонит Аня Михалкова: «Наташа, Роза плачет». Тогда
уже заплакала я. Оказывается, Роза решила, что ее везут на мясо. Она перестала
есть, давать молоко, приготовилась к смерти. Я звонила Михалковой каждые 15 минут, когда через неделю приехала, Роза воспряла духом, а в феврале отелилась.
Автор - Marusya
Использованные материалы:
Наталья Суркова на сайте www.ruskino.ru
Наталья Суркова на сайте www.kinoros.ru
Наталья Суркова на сайте www.prazdniki.ru
Наталья Суркова на сайте www.kinobrat.ru
Наталья Суркова на сайте Молодежного Театра www.mtfontanka.spb.ru
Сайт продюсерской компании Д. Месхиева – www.cherepaha.net
Н. Суркова: «Не боюсь быть некрасивой» - www.nashe-kino.ru
Н. Суркова: «Я поставила себя в один ряд с Де Ниро» - www.allrus.info
Н. Суркова: «Я – артистка понятливая» - www.paradisegroup.ru
С. Мазурова «Толстеть – гораздо романтичнее» - www.vsp.ru
О фильме «Столыпин» - www.isjuminka.narod.ru
О фильме «Фаворит» www.mostvf.ru
Абсолютно хулиганский фильм – о съемках «Семи кабинок» - www.aif.ru
Репортаж со съемок фильма «Семь кабинок» - www.tvkultura.ru