Фильмография:
1942 Машенька
1949 Академик Иван Павлов
1952 Разлом
1953 Любовь Яровая
1953 Слуга двух господ - телеспектакль
1953 Враги - телеспектакль
1957 Балтийская слава
1957 Рядом с нами
1958 В дни Октября
1958 Андрейка
1958 Кочубей
1959 Достигаев и другие
1961 Балтийское небо
1961 Воскресение
1963 Очарованный странник - телеспектакль
1964 Гранатовый браслет
1964 Сон
1965 Гибель эскадры
1965 Как вас теперь называть?
1965 Верный робот - фильм-спектакль
1965-1967 Война и мир
1966 На диком бреге
1966 Третья молодость
1967 Зеленая карета
1967 Софья Перовская
1967 Генерал Рахманов
1968 Последние дни -
фильм-спектакль
1968 Весна на Одере
1968 Майор "Вихрь"
1969 Старый знакомый
1969 Наши знакомые
1969 Адъютант его превосходительства
1969 Он был не один
1970 Освобождение
1970 Конец атамана
1970 Чайковский
1970 Штрихи к портрету
1971 Крушение империи
1971 Корона Российской империи, или Снова неуловимые
1972 Меченый атом
1972 Приваловские миллионы
1973 Открытая книга
1973 Визит вежливости
1974 Истоки
1974 Моя судьба
1974 Блокада
1974 Дорогой мальчик
1974 Смешные люди
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Соломенная шляпка
1976 Повесть о неизвестном актере
1976 Повесть о человеческом сердце
1976 Преступление
1976 Всегда со мною...
1977 Женитьба
1978 Фронт за линией фронта
1978 Отец Сергий
1978 Ограбление в полночь
1978 Лишние люди
1978 Ханума
1979 Поэма о крыльях
1980 Благочестивая Марта
1980 Мой папа - идеалист
1981 Факты минувшего дня
1981-1982 Россия молодая 1982 Остров сокровищ
1982 Фронт в тылу врага
1982 Вот опять окно...
1984 Европейская история
1984 Время желаний
1984 Перикола - оперетта
1984 Время отдыха с субботы до понедельника
1984 Идущий следом
1985 Огни
1986 Тайна снежной королевы
1986 Лицом к лицу
1986 Исключения без правил
1987 Загон
1987 Гардемарины, вперед!
1992 Тартюф
1993 Владимир Святой
1993 Провинциальный бенефис
|
СТРЖЕЛЬЧИК
Владислав Игнатьевич
31.01.1926, Петроград – 11.09.1995, Ленинград
Народный артист СССР (1974)
Народный артист РСФСР (1965)
Лауреат Государственной премии РСФСР (1971)
Кавалер Ордена Октябрьской Революции (1981)
Герой Социалистического Труда (1988)
Лауреат Премии Международного драматургического общества «За вклад в развитие
драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
Лауреат Премии мэрии Санкт-Петербурга (1995)
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (посмертно, 1996)
Начало начал
Владислав Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде, куда его отец
Игнатий Петрович, выходец из Польши, попал после Первой мировой войны. Отец, будучи
человеком верующим, тайно ходил в костел и всю жизнь очень боялся, что его арестуют.
Владислав Стржельчик был поздним ребенком, рос обыкновенным шалопаем, обожал сладости,
учился средне и уже в школе мечтал о театре. Он поступил в театральную студию
при Большом драматическом театре, но война прервала его учебу.
Всю Отечественную Стржельчик Владислав Стржельчик был на фронте, вначале -
в действующей армии, потом - в военном ансамбле. Часто актер вспоминал голод и
холод тех дней. Тогда свой паек он умудрялся привозить родителям, пока они жили
в блокадном городе. Добирался до Ленинграда за 30 километров - то на попутках,
то пешком, нередко попадая под обстрел. Этого ужаса голода актер не мог забыть
никогда. Видимо, поэтому у него выработалась привычка набивать холодильник продуктами:
покупал все обязательно впрок и в огромных количествах.
После войны в 1947 году Владислав Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском
Большом драматическом театре, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин,
знаменитый исполнитель роли Чапаева. И с 1948 стал актером Ленинградского БДТ
им. Максима Горького, сегодня - им. Г. Товстоногова.
Театр
В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума
из ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Люди,
измученные войной и блокадой и восстанавливающие разрушенный город, как дети воспринимали
иную, фантастическую жизнь, где веселье бьет фонтаном, и где нет места суровой
действительности. Солидная публика ходила в Александринку, на «Стариков», а в
БДТ валом валила молодежь, в основном женского пола, на обольстительного Стржельчика.
Так первый успех и известность пришли к актеру: критика отметила его Грекова в
спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с
кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».
В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить
себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной
ролью, или забывал реплики, или неточно следовал режиссерскому рисунку. Отношение
к делу, для него священному, неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он
всегда был в форме, всегда в голосе - профессионал не может позволить себе посадить
голос, выпить накануне спектакля. Актер переходил от легковесных ролей героев-любовников
к действительно драматическим характерам - Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах»,
Кулыгина в «Трех сестрах»...
Вершина творчества
Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию
образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики Стржельчика
относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества. Образ 90-летнего старика
оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что ему была
уготована долгая жизнь на сцене БДТ, целых четверть века. Менялись партнеры Владислава
Игнатьевича - блистательные
и Ивченко, но именно на нем спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.
Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй,
в «Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича
буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли
не каждое слово и жест артиста.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актеров,
кто строго подчинялся логике. Ольга Андровская говорила, что артисты должны на
сцене взаимодействовать по принципу «петелька-крючочек». Владислав Игнатьевич
был фантастическим партнером, чувствовал партнера, шел от него. В спектакле «Этот
пылко влюбленный» с
все строилось на блистательном партнерстве. Что они выделывали на сцене! Хотя
они — очень разные индивидуальности, но они дружили, Стржельчик был даже крестным
Алисиного внука.
Ломая стереотипы зрительского восприятия, режиссеры от спектакля к спектаклю
открывали все новые и новые грани дарования артиста.
Кино
Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для
актера важны были личность, стереоскопия, объем. Разные краски, разные характеры.
Ни об одном не скажешь, что он для Владислава Стржельчика случаен.
Роль Ковалевского, например, по своему внутреннему наполнению, драматизму,
психологической сложности. И вообще трудно отдавать пальму творческого первенства
ролям и жанрам, в которых выступал актер. Трагикомедия? - Яичница из «Женитьбы».
Мюзикл? – «Соломенная шляпка» и «Ханума». Сатира, гротеск? - Бесноватый маньяк,
атаман Дутов в фильме «Конец атамана», и римский правитель из «Визита вежливости».
Бытовая драма? - Авантюрист Нарышкин, что разгуливал на руках по парапету Эйфелевой
башни из «Короны Российской империи».
Или, к примеру, Каретников в дилогии Евгения Ташкова «Преступление». Кое-кто
из зрителей сомневался, а не «переиграл» ли здесь Владислав Стржельчик, не слишком
ли обаятелен его герой - интеллигентный хапуга? Нет, не переиграл. У него все
продумано заранее, вычислено психологически и социально. Он и стремился к тому,
чтобы Каретников внушал симпатию. Хотелось сказать: задумайтесь, чем он нам симпатичен
и почему стал таким? Хотелось предупредить - это мы сами создаем «удобный климат»
для таких вот Каретниковых. Они расцветают на почве невзыскательности, ротозейства,
короче, на наших недостатках... Пожалуй... Ведь пути заставить человека задуматься,
разные. А есть общечеловеческие проблемы, которые живы всегда: добро, зло, долг,
совесть, любовь...
И ничего лишнего
А вот фильм «Как Вас теперь называть?» ближе к публицистической манере изложения
материала, он требовал от актера лаконизма и точности. Только то, что необходимо
для раскрытия главной темы, главного конфликта, ничего лишнего, ничего отвлекающего
от предмета повествования.
Замечательный человек, выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев
в «Поэме о крыльях». Поразительный характер, масштабный, яркий. В этом человеке
- и человек, и эпоха! Роль благодатная, но очень сложная...
В «Адъютанте Его превосходительства» с его неторопливой манерой изложения есть
выходы в личную жизнь героев, в их быт... И по своей форме это произведение камерное,
несмотря на масштабность темы. Значит, оно и потребовало от актера иной стилистики,
подробностей, деталей в характеристике героя. Таков закон жанра именно этого произведения.
И в нем нельзя играть так же, как, например, в «Войне и мире», где сам характер
философски-обобщенный исключает необходимость подробностей бытовых и даже психологических.
Личная жизнь
По театру о Владиславе Стржельчике ходили всякие сплетни, шушукались, что он
не пропускает ни одной хорошенькой женщины. Он был дамским угодником! Обожал женщин,
обращался к ним не иначе как: «Солнце мое!» У каждой знакомой при встрече обязательно
спрашивал, как дела, как дети. При этом сам был очень ревнивым человеком, прямо
– таки собственником. Мое - и точка! А может быть мужчина и должен быть таким…?
Но свою жену Людмилу он обожал.
У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Накрахмаленные салфеточки,
шикарный фарфор, все подобрано по цветам... Им было дано, что называется, искусство
жить - art de vivre. Они умели жить красиво. Владислав Игнатьевич любил, чтобы
нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна была фантастической хозяйкой: стекла
блестели так, как будто их нет, зеркала сияли, в них можно было войти. В Петербурге
было много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было
изысканно. Старинные вещи - все неслучайные, никакого хлама.
В гармонии с природой
Владислав Стржельчик очень любил природу и на выходные стремился туда обязательно
вырваться. Девять лет семья Стржельчик ездили в настоящую первобытную глухомань:
в Приозерском купили финский домик на берегу красивого озера, тогда там не было
даже электричества.
Приобрели себе хуторок и Ефим с Людмилой Черкасовы. Мужчины жарили шашлыки
на берегу, ездили на рыбалку, ходили в лес за грибами, на катере гоняли по озеру.
К сожалению, с хуторком пришлось расстаться - очень утомительная дорога. Взяли
участок поближе к городу, под Петергофом, в поселке Мартышкино. Стржельчики любили
свою дачу: ухаживали за садом, косили траву, убирали листья. Но шли годы: старели,
стало трудно с домом справляться. Наконец с грустью решили, что надо переезжать
на казенную дачу в Репино, где не будет таких забот.
Страшный диагноз
Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял,
что забыл. Это был четкий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор - рак мозга.
Сгорел Владислав Игнатьевич очень быстро. С момента начала болезни до его смерти
прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая
так и не принесла облегчения. Уход актера из жизни был страшным, мучительным.
В театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только
не Владик». Он был сама жизнь! Смерть и он совершенно не вязались друг с другом...
Детей у Стржельчиков никогда не было. Для Людмилы Павловны Владислав Игнатьевич
составлял смысл ее жизни, в которой все подчинялось только его интересам. Есть
люди, которые не могут после смерти близких жить дома - меняют квартиры, города.
А Людмила Павловна не смогла привыкнуть к мысли, что мужа нет, не смогла оставить
его город, его театр, его могилу...
Татьяна Новитченская
Использованные материалы:
Ирина Зайчик, «Краткая биография», «Караван историй», 2001 г;
В. Рыжова, «Актеры Советского кино», 1972 г;
Андрей Толубеев, «Памяти Владислава Стржельчика», фрагменты документальной повести
«Выпавший из гнезда», Петербургский театральный журнал, 1996 г;
Наталья Лагина, «Слава его не изменила», журнал «Советский экран», 1979 г;
С. Спивакова, «Не все», отрывок из главы «Наш БДТ»;
«Без знаков препинания», отрывок из дневников Олега Борисова, Ленинград, 1975
г;
«Игра в жизнь», отрывок из книги Сергея Юрского
|