1924 Аэлита
1924 Папиросница от Моссельпрома
1927 Леон Кутюрье
1928 Джимми Хиггинс
1928 Глаза, которые видели
1928 Буря
1929 Две женщины
1930 Земля
Режиссёр:
1935 Аэроград
1939 Щорс
1940 Буковина, земля украинская
1948 Мичурин
1953 Егор Булычов и другие – телеспектакль
1954 Ревизоры поневоле - короткометражный
1958 Поэма о море
1960 Повесть пламенных лет
1964 Зачарованная Десна
1967 Незабываемое
1969 Золотые ворота
1974 Такие высокие горы
1979 Мир в трех измерениях
СОЛНЦЕВА (Пересветова)
Юлия Ипполитовна
25.07 (07.08).1901, Москва – 29.10.1989, Москва
Народная артистка СССР (1981)
Лауреат Сталинской премии II степени (1949, за фильм «Мичурин»).
Награждена Почетным дипломом Всесоюзного кинофестиваля (1959, за фильм «Поэма
о море»)
Лауреат Премии Международного кинофестиваля в Каннах, Франция (1961, за фильм
«Повесть пламенных лет»)
Награждена Почетным дипломом МКФ в Лондоне (1962, за фильм «Поэма о море»)
Лауреат Специального приза Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, Испания
(1965, за фильм «Зачарованная Десна»)
Награждена медалью Золотой Лев святого Марка (1975, за участие в оформлении книги-фильма
«Земля»)
Награждена Золотой медалью им.А.П.Довженко (1980, за фильм «Мир в трех измерениях»)
Детство
Юлия Солнцева (в то время еще Пересветова) родилась 7 августа 1901 года в Москве
в семье Ипполита Пересветова и Валентины Тимохиной. Мама работала в знаменитом
московском магазине «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ) старшим кассиром, а отец…В
семье он был нечастым гостем, да и те визиты нередко оканчивались выяснением отношений.
В 1905 году отец погиб в катастрофе на сахарном заводе. Вслед за ним скончалась
и мама. Девочка осталась на попечении бабушки и дедушки.
Вскоре дедушку перевели в Петербург, и они всей семьей уехали в северную столицу.
Чтобы как-то прожить, Юля вместе с бабушкой шила на продажу женскую одежду. На
вырученные деньги девочка училась в гимназии. Свободное время она отдавала книгам.
Увлечение литературой и подтолкнуло ее после окончания школы поступить на философский
факультет Московского университета.
Начало
В университете Юлия проучилась недолго и вскоре «подалась в артистки», став
студенткой Московской филармонии (впоследствии - Государственный институт музыкальной
драмы).
В 1922 году, после окончания института, Юлия приняла приглашение в труппу Московского
Камерного театра. Для актерской деятельности она выбрала себе псевдоним Солнцева.
Вот только поработать на сцене ей так и не удалось. Причиной тому стал кинематограф…
Звезда немого кино
Юлию
Солнцеву пригласили на пробы служанки в фильм Якова Протазанова «Аэлита»,
где главную роль должна была исполнять Елена Гоголева. Просмотрев пробы, Протазанов
был так очарован молодой актрисой, что изменил свое решение и доверил Юлии роль
Аэлиты. Попадание оказалось идеальным. Красивая, грациозная, властная и загадочная
героиня Юлии Солнцевой сразу же покорила зрителей, а фильм вошел в классику советского
и мирового немого кинематографа. Сама же актриса считала свою работу в «Аэлите»
неудачной и неубедительной и в многочисленных интервью на вопросы об этой роли
старалась отделаться стандартными фразами…
А вот вторую свою роль на киноэкране – Зину Весенину из картины «Папиросница от Моссельпрома» актриса очень любила. Наверное, это неслучайно. Сценарий о девушке,
торгующей на улице папиросами и мечтающей стать кинозвездой, писался специально
под Юлию Солнцеву, и этот образ был ей очень близок.
После этого предложения от кинорежиссеров посыпались одно за другим: Белла
в фильме «Леон Кутюрье», Роза в фильме «Глаза, которые видели», Катя в фильме
«Буря», Крекшина в фильме «Две женщины», Эллен в фильме «Джимми Хиггинс», дочь
Опанаса в фильме «Земля»… Слава черноокой актрисы-красавицы росла. Немало приглашений
было и из-за рубежа (в первую очередь из США), но от них актриса категорически
отказывалась. А затем в ее жизни произошла случай, круто изменивший ее жизнь.
Она влюбилась…
Режиссура
С режиссером Александром Петровичем Довженко Юлия Солнцева познакомилась в
1928 году на съемках картины «Джимми Хиггинс». Юлия Ипполитовна стала не только
его женой, но и верным соратником. Увлекшись искусством кинорежиссуры, она начала
свой путь ассистентом режиссера. Работала на ВУФКУ, «Мосфильме», Киевской киностудии.
Затем, в конце 30-х, в качестве сорежиссера Юлия Солнцева участвовала в создании
фильмов мужа «Щорс» и «Мичурин», а также ряда его документальных лент.
С начала 50-х Юлия Ипполитовна приступила к созданию собственных лент. Одной
из ее первых работ стал телеспектакль «Егор Булычов и другие». Главным учителем,
вдохновителем и одновременно критиком для нее оставался муж, чье мировоззрение
Юлия Ипполитовна безусловно разделяла.
В 1956 году Александр Петрович Довженко ушел из жизни. Неожиданная смерть мужа
стала сильным ударом для Юлии Солнцевой, но не сломила ее. Теперь целью ее жизни
стало претворение в жизнь неоконченных произведений мужа. По сценариям Александра
Петровича Юлией Солнцевой был поставлен ряд фильмов: «Поэма о море» (1958), «Повесть
пламенных лет» (1960), «Зачарованная Десна» (1964); по его военным рассказам и
заметкам - картина «Незабываемое» (1967). В 1969 году увидел свет фильм «Золотые
ворота», посвященный памяти Довженко, а в 70-е вышли картины «Такие высокие горы»
и «Мир в трех измерениях». Кроме того, при непосредственном участии Юлии Ипполитовны
в издательстве «Искусство» в 70-е годы вышло собрание сочинений А. П. Довженко.
Творчество Юлии Ипполитовны Солнцевой неоднократно отмечалась призами на всесоюзных
и международных фестивалях. В 1981 году ей было присвоено почетное звание Народной
артистки СССР.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Юлия Солнцева на сайте www.kino-teatr.ru;
Надежда Тюрикова, «Юлия Солнцева. Биография», Сайт: People's History