Режиссёр:
1954 Переполох - короткометражный
1956 Это начиналось так...
1957 Дом, в котором я живу
1959 Первый день мира
1960 Прощайте, голуби!
1962 Течёт Волга
1966 Серая болезнь
1967 Разбудите Мухина!
1969-1970 Две улыбки
1973 Капля в море
1977 Риск - благородное дело
1979 В одно прекрасное детство
1982 Я вас дождусь
1984 Инопланетянка
1986 С неба на землю
Сценарист:
1954 Переполох - короткометражный
1955 Секрет красоты - короткометражный
1956 Это начиналось так...
1960 Прощайте, голуби!
1963 Он жив - короткометражный
1962 Течёт Волга
1966 Серая болезнь
1967 Разбудите Мухина!
1969-1970 Две улыбки
1973 Капля в море
1977 Риск - благородное дело
1979 В одно прекрасное детство
1982 Я вас дождусь
1984 Инопланетянка
1986 С неба на землю
СЕГЕЛЬ
Яков Александрович
10.03.1923, Ростов-на-Дону - 19.05.1995, Москва
Народный артист РСФСР (1980)
Лауреат Первой премии на Всесоюзном конкурсе сценариев (1956, за фильм «Дом, в
котором я живу», совместно с Львом Кулиджановым)
Лауреат Премии «За лучшую постановку» Международном кинофестивале в Брюсселе (1958,
за фильм «Дом, в котором я живу», совместно с Львом Кулиджановым)
Роберт Грант
Вышедший в 1936 году на экраны страны фильм режиссера Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» имел грандиозный успех. Да и как иначе – захватывающие приключения
отважных героев не могли не тронуть сердца миллионов зрителей, прежде всего подростков.
Одну из главных ролей в фильме сыграл московской школьник Яша Сегель. Его герой
Роберт Грант лихо взбирался по вантам и распевал песню про веселый ветер…
По сценарию герой Яши Сегеля Роберт должен был уметь и на лошади скакать и
плавать как рыба. Яша ни того ни другого не умел. Но ему очень хотелось сыграть
эту роль, и мальчик соврал режиссеру, что умеет…
Съемки
перехода через горы происходили на Кавказе. Мальчику посчастливилось познакомиться
с членом съемочной группы, бывшим кавалеристом, служившим в прошлом красноармейцем
в 1-й Конной армии Буденного. Ему–то он все и рассказал. «Да, - вздохнул он и
задумался.- Как же нам исправить твою неправду… Ну, не беда! Сегодня ночью, как
только взойдет луна, я приведу двух оседланных лошадей. Попробую тебя немного
научить, чтобы ты и вправду мог скакать на коне. Только правдой можно исправить
неправду». Всю ночь Яша учился ездить верхом, сначала медленно, потом - порезвее,
а уже совсем под утро скакали во всю прыть… Когда на другой день Яша в костюме
Роберта Гранта проскакал перед киноаппаратом, режиссер прокричал ему вслед: «Прекрасно!
Отлично! Чудесно! Великолепно! Молодец!»
Исправив первую неправду, надо было исправлять и вторую. Признаться в том,
что он не умеет плавать, у Яши не хватало духа. В горах негде было учиться плавать,
и мальчик каждое утро уходил подальше. Он ложился животом на траву и махал руками,
представляя, будто плывет. «Я учился плавать все время. Даже ночью мне снилось,
что я плыву через огромное море, берегов не видно, свищет ветер, вздымаются огромные
волны, а я плыву себе спокойненько да еще пою песню из нашего фильма: Кто привык
за победу бороться, С нами вместе пускай запоет: Кто весел, тот смеется. Кто хочет,
тот добьется, Кто ищет, тот всегда найдет!» - вспоминал Яков Александрович.
Когда же съемочная группа приехала на Черное море, Яше стало по-настоящему
страшно: оно оказалось гораздо больше, чем в его снах. Он хотел признаться в своем
неумении режиссеру, костюмерше, лодочнику… И опять как-то это не вышло… Съемки
проходили достаточно далеко от берега. Яше предстояло прыгнуть в воду и плыть.
И он прыгнул. «Я прыгнул потому, что началась съемка. Я прыгнул потому, что Роберт
был храбрый мальчик. Я прыгнул потому, что не хотел, чтобы меня считали обманщиком»,
- признавался он впоследствии. И случилось чудо – его руки сами заработали, как
бешеные, а от ног полетели невероятные брызги. И он вдруг понял, что... плывет!
«Превосходно, прекрасно, великолепно! Оказывается, ты плаваешь просто как рыба!»
- заявил ему после съемок режиссер. Действительно: Кто хочет – тот добьется!
Война
А затем грянула Великая Отечественная война. До 1942 года Яков Сегель учился
в высшем военно-гидрометеорологическом институте, затем - 1942-1943 годах - в
Харьковском артиллерийском училище. Потом был фронт, где Яков Сегель воевал десантником…
Ему повезло, с войны он вернулся целым и невредимым. А опыт, приобретенный
на фронте, пригодился ему впоследствии в жизни…
Тандем с Кулиджановым
После окончания войны Яков Сегель учился в театральной студии при Театре имени
Моссовета, затем - на режиссерском факультете ВГИКа у Сергея Герасимова, который
окончил в 1953 году.
Это было удивительное время – так называемая «оттепель», когда вдруг появился
проблеск свободы, надежды на действительно светлое будущее. Общее настроение отразилось
и на кинематографе, в который буквально ворвались молодые режиссеры, прошедшие
войну: Василий Ордынский, Марлен Хуциев, Александр Алов, Владимир Наумов, Тенгиз
Абуладзе, Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий, Игорь Таланкин, Георгий Данелия,
Лев Кулиджанов и наш герой Яков Сегель. Казалось, прежнему, официозному кино приходит
конец…
Свой путь в режиссуре Яков Сегель начал в тандеме со своим сокурсником Львом
Кулиджановым. Их первая совместная работа – молодежная социальная драма «Это начиналось
так» - повествовала о группе московских комсомольцев, прибывших на целинные казахские
степи и сталкивающихся с бюрократизмом и безалаберностью. Фильм получился слабым,
но зато в нем молодые режиссеры ярко расставили свои приоритеты, показали свое
стремление к созданию социального, проблемного, «не приглаженного» кино.
Свое видение недавно прошедшей войны Сегель и Кулиджанов отразили в своей следующей
ленте замечательной, искренней драме «Дом, в котором я живу». Военные действия
там остались за кадром, а на первый план вышли вечные темы: дружба, любовь, мечты
и стремления, потери… В картине снялись блестящие актеры: Жанна
Болотова и Владимир Земляникин
(именно эта картина принесла им известность), а также Евгений
Матвеев, Михаил Ульянов, Нинель
Мышкова. Песню «Тишина за Рогожской заставою» (впоследствии ставшей по-настоящему
народной) исполнил легендарный актер Николай
Рыбников.
В 1957 году картина «Дом, в котором я живу» стала одним из лидеров советского
проката, собрав на своих сеансах 28,9 млн. зрителей. В том же году она заняла
почетное пятое место в рейтинге фильмов, составляемом по опросу читателей газеты
«Советская культура». А год спустя пришло и международное признание: фильм получил
один из главных призов на международном кинофестивале в Брюсселе.
60-е годы
В дальнейшем Яков Сегель работал уже самостоятельно. В 60-е годы им было поставлено
по собственным сценариям несколько интересных картин. Одна из них – лента «Прощайте,
голуби!» - стала культовой у молодежи тех лет. В ней чувствовалось дыхание вольного
ветра, надежды на перемены, романтика счастливой юности. А песня Марка Фрадкина
«Вот и стали мы на год взрослей», звучавшая в кадре, стала гимном поколения 60-х.
Картина Якова Сегеля «Прощайте, голуби!» открыла зрителям молодых Алексея
Локтева и Светлану Савелову. Непохожие,
но оба яркие и талантливые, они вспыхнули на кинонебосклоне 60-х. Локтев впоследствии
прославится благодаря картине Данелии «Я шагаю по Москве», а Савелова – по незатейливой
комедии «Семь стариков и одна девушка». В дальнейшем судьба и Локтева, и Савеловой
не сложится, но оба они останутся в памяти зрителей, став олицетворением тех лет
Впрочем, вернемся к Якову Сегелю. 60-е годы – расцвет его творчества. Он преподает
во ВГИКе, снимает кино. Помимо вышеперечисленных картин на экраны вышли: короткометражка
«Он жив», киноповесть «Течёт Волга», приключенческая комедия «Разбудите Мухина!»
(с Сергеем Шакуровым в главной роли), абсурдистская трагикомедия «Серая болезнь».
В период съемок фильма «Серая болезнь» произошла трагедия, чуть было не унесшая
жизнь Якова Александровича. Вместе с директором картины они выбирали место для
съемок на одном из московских бульваров и были сбиты проезжавшей мимо военной
машиной. Директор скончался на месте, а Якова Александровича, в котором еще теплилась
жизнь, погрузили в машину, и Лилия Алешникова
(его жена, актриса, снимавшаяся в большинстве его картин, верная подруга всей
его жизни) помчалась на огромной скорости в Институт Склифосовского. Ее не смогли
остановить даже гаишники, догнавшие машину лишь у ворот института. А узнав в чем
дело, помогли ей донести мужа в приемный покой.
Благодаря усилиям врачей Яков Александрович вернулся к жизни. Затем были два
года усиленной физкультуры, тренировок, которые помогли ему восстановиться и вернуться
к работе. Съемки фильма «Серая болезнь» под его руководством все же были завершены!
70-е, 80-е, 90-е
Преодолев тяжелейшую травму, Яков Сегель, к сожалению, не сумел преодолеть
творческий кризис. В 70-е годы он не смог найти себя в качестве режиссера. За
десятилетие – лишь три фильма (детский фильм «Капля в море», спортивная драма
«Риск - благородное дело», музыкальная комедия «В одно прекрасное детство»), да
и те сегодня вряд ли кто вспомнит.
В начале 80-х Яков Александрович снимает очень тонкую, лиричную драму «Я вас
дождусь», вновь относящую зрителя в годы Великой Отечественной войны (тема наиболее
близкая для режиссера). Герой фильма, возвращающийся после ранения на фронт, спешит
навестить своих родных. Однако квартира уже занята другими людьми - чудным стариком
и его внучкой. Они проведут вместе совсем короткое время, но успеют стать друг
другу родными…
Кратковременный успех не повлиял на дальнейшее творчество режиссера. В 1984
году он снял научно-фантастическую ленту «Инопланетянка» (где роль главной героини
инопланетянки О исполнила Лилиана Алешникова), а затем опять обратился к теме
войны в драме «С неба на землю» (1986). Эта лента стала последней в его фильмографии.
В дальнейшем Яков Александрович занимался литературной деятельностью.
Скончался Яков Александрович Сегель 19 мая 1995 года в Москве. Лилиана Алешникова
пережила своего супруга на 13 лет и ушла из жизни в 2008 году.
Игорь BIN
Использованные материалы:
«Яков Сегель: кино как жизнь», «Еврейский журнал»
«Сегель Яков. Дорога из кинопленки», http://www.tvkultura.ru
Юрий Калещук, «Старое кино» http://www.peoples.ru
«Честное слово», «Советский экран» № 16, август 1975 года