Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Сегель Яков_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Якова Сегеля

Фильмография:

1936 Дети капитана Гранта
1969-1970 Две улыбки


Режиссёр:
1954 Переполох - короткометражный
1956 Это начиналось так...
1957 Дом, в котором я живу
1959 Первый день мира
1960 Прощайте, голуби!
1962 Течёт Волга
1966 Серая болезнь
1967 Разбудите Мухина!
1969-1970 Две улыбки
1973 Капля в море
1977 Риск - благородное дело
1979 В одно прекрасное детство
1982 Я вас дождусь
1984 Инопланетянка
1986 С неба на землю

Сценарист:
1954 Переполох - короткометражный
1955 Секрет красоты - короткометражный
1956 Это начиналось так...
1960 Прощайте, голуби!
1963 Он жив - короткометражный
1962 Течёт Волга
1966 Серая болезнь
1967 Разбудите Мухина!
1969-1970 Две улыбки
1973 Капля в море
1977 Риск - благородное дело
1979 В одно прекрасное детство
1982 Я вас дождусь
1984 Инопланетянка
1986 С неба на землю

СЕГЕЛЬ
Яков Александрович

10.03.1923, Ростов-на-Дону - 19.05.1995, Москва

Народный артист РСФСР (1980)
Лауреат Первой премии на Всесоюзном конкурсе сценариев (1956, за фильм «Дом, в котором я живу», совместно с Львом Кулиджановым)
Лауреат Премии «За лучшую постановку» Международном кинофестивале в Брюсселе (1958, за фильм «Дом, в котором я живу», совместно с Львом Кулиджановым)

Роберт Грант

Вышедший в 1936 году на экраны страны фильм режиссера Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» имел грандиозный успех. Да и как иначе – захватывающие приключения отважных героев не могли не тронуть сердца миллионов зрителей, прежде всего подростков. Одну из главных ролей в фильме сыграл московской школьник Яша Сегель. Его герой Роберт Грант лихо взбирался по вантам и распевал песню про веселый ветер…

По сценарию герой Яши Сегеля Роберт должен был уметь и на лошади скакать и плавать как рыба. Яша ни того ни другого не умел. Но ему очень хотелось сыграть эту роль, и мальчик соврал режиссеру, что умеет…

Съемки перехода через горы происходили на Кавказе. Мальчику посчастливилось познакомиться с членом съемочной группы, бывшим кавалеристом, служившим в прошлом красноармейцем в 1-й Конной армии Буденного. Ему–то он все и рассказал. «Да, - вздохнул он и задумался.- Как же нам исправить твою неправду… Ну, не беда! Сегодня ночью, как только взойдет луна, я приведу двух оседланных лошадей. Попробую тебя немного научить, чтобы ты и вправду мог скакать на коне. Только правдой можно исправить неправду». Всю ночь Яша учился ездить верхом, сначала медленно, потом - порезвее, а уже совсем под утро скакали во всю прыть… Когда на другой день Яша в костюме Роберта Гранта проскакал перед киноаппаратом, режиссер прокричал ему вслед: «Прекрасно! Отлично! Чудесно! Великолепно! Молодец!»

Исправив первую неправду, надо было исправлять и вторую. Признаться в том, что он не умеет плавать, у Яши не хватало духа. В горах негде было учиться плавать, и мальчик каждое утро уходил подальше. Он ложился животом на траву и махал руками, представляя, будто плывет. «Я учился плавать все время. Даже ночью мне снилось, что я плыву через огромное море, берегов не видно, свищет ветер, вздымаются огромные волны, а я плыву себе спокойненько да еще пою песню из нашего фильма: Кто привык за победу бороться, С нами вместе пускай запоет: Кто весел, тот смеется. Кто хочет, тот добьется, Кто ищет, тот всегда найдет!» - вспоминал Яков Александрович.

Когда же съемочная группа приехала на Черное море, Яше стало по-настоящему страшно: оно оказалось гораздо больше, чем в его снах. Он хотел признаться в своем неумении режиссеру, костюмерше, лодочнику… И опять как-то это не вышло… Съемки проходили достаточно далеко от берега. Яше предстояло прыгнуть в воду и плыть. И он прыгнул. «Я прыгнул потому, что началась съемка. Я прыгнул потому, что Роберт был храбрый мальчик. Я прыгнул потому, что не хотел, чтобы меня считали обманщиком», - признавался он впоследствии. И случилось чудо – его руки сами заработали, как бешеные, а от ног полетели невероятные брызги. И он вдруг понял, что... плывет! «Превосходно, прекрасно, великолепно! Оказывается, ты плаваешь просто как рыба!» - заявил ему после съемок режиссер. Действительно: Кто хочет – тот добьется!

Война

А затем грянула Великая Отечественная война. До 1942 года Яков Сегель учился в высшем военно-гидрометеорологическом институте, затем - 1942-1943 годах - в Харьковском артиллерийском училище. Потом был фронт, где Яков Сегель воевал десантником…

Ему повезло, с войны он вернулся целым и невредимым. А опыт, приобретенный на фронте, пригодился ему впоследствии в жизни…

Тандем с Кулиджановым

После окончания войны Яков Сегель учился в театральной студии при Театре имени Моссовета, затем - на режиссерском факультете ВГИКа у Сергея Герасимова, который окончил в 1953 году.

Это было удивительное время – так называемая «оттепель», когда вдруг появился проблеск свободы, надежды на действительно светлое будущее. Общее настроение отразилось и на кинематографе, в который буквально ворвались молодые режиссеры, прошедшие войну: Василий Ордынский, Марлен Хуциев, Александр Алов, Владимир Наумов, Тенгиз Абуладзе, Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий, Игорь Таланкин, Георгий Данелия, Лев Кулиджанов и наш герой Яков Сегель. Казалось, прежнему, официозному кино приходит конец…

Свой путь в режиссуре Яков Сегель начал в тандеме со своим сокурсником Львом Кулиджановым. Их первая совместная работа – молодежная социальная драма «Это начиналось так» - повествовала о группе московских комсомольцев, прибывших на целинные казахские степи и сталкивающихся с бюрократизмом и безалаберностью. Фильм получился слабым, но зато в нем молодые режиссеры ярко расставили свои приоритеты, показали свое стремление к созданию социального, проблемного, «не приглаженного» кино.

Свое видение недавно прошедшей войны Сегель и Кулиджанов отразили в своей следующей ленте замечательной, искренней драме «Дом, в котором я живу». Военные действия там остались за кадром, а на первый план вышли вечные темы: дружба, любовь, мечты и стремления, потери… В картине снялись блестящие актеры: Жанна Болотова и Владимир Земляникин (именно эта картина принесла им известность), а также Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, Нинель Мышкова. Песню «Тишина за Рогожской заставою» (впоследствии ставшей по-настоящему народной) исполнил легендарный актер Николай Рыбников.

В 1957 году картина «Дом, в котором я живу» стала одним из лидеров советского проката, собрав на своих сеансах 28,9 млн. зрителей. В том же году она заняла почетное пятое место в рейтинге фильмов, составляемом по опросу читателей газеты «Советская культура». А год спустя пришло и международное признание: фильм получил один из главных призов на международном кинофестивале в Брюсселе.

60-е годы

В дальнейшем Яков Сегель работал уже самостоятельно. В 60-е годы им было поставлено по собственным сценариям несколько интересных картин. Одна из них – лента «Прощайте, голуби!» - стала культовой у молодежи тех лет. В ней чувствовалось дыхание вольного ветра, надежды на перемены, романтика счастливой юности. А песня Марка Фрадкина «Вот и стали мы на год взрослей», звучавшая в кадре, стала гимном поколения 60-х.

Картина Якова Сегеля «Прощайте, голуби!» открыла зрителям молодых Алексея Локтева и Светлану Савелову. Непохожие, но оба яркие и талантливые, они вспыхнули на кинонебосклоне 60-х. Локтев впоследствии прославится благодаря картине Данелии «Я шагаю по Москве», а Савелова – по незатейливой комедии «Семь стариков и одна девушка». В дальнейшем судьба и Локтева, и Савеловой не сложится, но оба они останутся в памяти зрителей, став олицетворением тех лет

Впрочем, вернемся к Якову Сегелю. 60-е годы – расцвет его творчества. Он преподает во ВГИКе, снимает кино. Помимо вышеперечисленных картин на экраны вышли: короткометражка «Он жив», киноповесть «Течёт Волга», приключенческая комедия «Разбудите Мухина!» (с Сергеем Шакуровым в главной роли), абсурдистская трагикомедия «Серая болезнь».

В период съемок фильма «Серая болезнь» произошла трагедия, чуть было не унесшая жизнь Якова Александровича. Вместе с директором картины они выбирали место для съемок на одном из московских бульваров и были сбиты проезжавшей мимо военной машиной. Директор скончался на месте, а Якова Александровича, в котором еще теплилась жизнь, погрузили в машину, и Лилия Алешникова (его жена, актриса, снимавшаяся в большинстве его картин, верная подруга всей его жизни) помчалась на огромной скорости в Институт Склифосовского. Ее не смогли остановить даже гаишники, догнавшие машину лишь у ворот института. А узнав в чем дело, помогли ей донести мужа в приемный покой.

Благодаря усилиям врачей Яков Александрович вернулся к жизни. Затем были два года усиленной физкультуры, тренировок, которые помогли ему восстановиться и вернуться к работе. Съемки фильма «Серая болезнь» под его руководством все же были завершены!

70-е, 80-е, 90-е

Преодолев тяжелейшую травму, Яков Сегель, к сожалению, не сумел преодолеть творческий кризис. В 70-е годы он не смог найти себя в качестве режиссера. За десятилетие – лишь три фильма (детский фильм «Капля в море», спортивная драма «Риск - благородное дело», музыкальная комедия «В одно прекрасное детство»), да и те сегодня вряд ли кто вспомнит.

В начале 80-х Яков Александрович снимает очень тонкую, лиричную драму «Я вас дождусь», вновь относящую зрителя в годы Великой Отечественной войны (тема наиболее близкая для режиссера). Герой фильма, возвращающийся после ранения на фронт, спешит навестить своих родных. Однако квартира уже занята другими людьми - чудным стариком и его внучкой. Они проведут вместе совсем короткое время, но успеют стать друг другу родными…

Кратковременный успех не повлиял на дальнейшее творчество режиссера. В 1984 году он снял научно-фантастическую ленту «Инопланетянка» (где роль главной героини инопланетянки О исполнила Лилиана Алешникова), а затем опять обратился к теме войны в драме «С неба на землю» (1986). Эта лента стала последней в его фильмографии. В дальнейшем Яков Александрович занимался литературной деятельностью.

Скончался Яков Александрович Сегель 19 мая 1995 года в Москве. Лилиана Алешникова пережила своего супруга на 13 лет и ушла из жизни в 2008 году.

Игорь BIN

Использованные материалы:
«Яков Сегель: кино как жизнь», «Еврейский журнал»
«Сегель Яков. Дорога из кинопленки», http://www.tvkultura.ru
Юрий Калещук, «Старое кино» http://www.peoples.ru
«Честное слово», «Советский экран» № 16, август 1975 года

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.