Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Самохина Анна_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Анны Самохиной

Фильмография:

1988 Узник замка Иф
1988 Воры в законе
1989 Дон Сезар де Базан
1989 На железной дороге
1990 Взбесившийся автобус
1990 Волчья стая
1990 Женский день
1990 Царская охота
1991 Брюнетка за тридцать копеек
1991 Гангстеры в океане
1991 Дура
1991 Исчадье ада
1991 Семьянин
1992 Детонатор
1992 Идеальная пара
1992 Рэкет
1992 Тартюф
1993 Волчицы
1993 Страсти по Анжелике
1994 Бульварный роман
1994 Колесо любви
1994 Русский транзит
1994 Сделай мне больно
1994 Трень-брень
1995 Поезд до Бруклина
1996 Театр Чехонтэ. Старые знакомые
1998 Кольца всевластия
1999 Китайский сервиз
1999 Новые приключения ментов. Дама с собакой
2000 Дом надежды
2001 Бледнолицый лжец - фильм-спектакль
2001 Черный ворон
2001 Вицмундир
2003 Бандитский петербург-4 (Арестант)
2003 Бандитский петербург-5 (Опер)
2003 Бандитский петербург-6 (Журналист)
2004 Повторение пройденного
2004 Три цвета любви
2008-2009 Гаишники (Россия, Украина)
2009 Настоящая любовь
2009 Любовь - не то, что кажется
2009 Дом без выхода
2009 Дилер
2009 Цвет пламени
2010 Семейный дом
2010 В стиле jazz
2013 Гена-Бетон

САМОХИНА
Анна Владленовна

14.01.1963, г. Гурьевск Кемеровской обл. - 08.02.2010, Санкт-Петербург

Заслуженная артистка России (2010)

Pretty woman перестроечного кино

Она признавалась, что из всех женщин-коллег ей более всего созвучна Джулия Робертс. В этом выборе есть определенная закономерность. Именно Анна Самохина вошла в историю как главная рretty woman перестроечного кино - именно она, а не Елена Яковлева, не Ингеборга Дапкунайте, не Лариса Гузеева, ни какая-либо другая актриса того поколения.

Ее взлет пришелся на конец 80-х - начало 90-х, на тот короткий период, который сегодня называют эпохой «кино фейерверков», когда в счастливом перестроечном угаре рождалась молодая постсоветская киноиндустрия. Двадцатичетырехлетняя «красотка» ворвалась в экранное пространство под музыку Бизе, красиво и решительно вышагивая на высоких каблучках по сочинской набережной в первом советском криминальном опусе Юрия Кары «Воры в законе», всем своим эффектным и вызывающим внешним видом возвещая «совковому» целлулоидному миру о пришествии на экран роковой и романтичной женщины, отчаянной, опасной, соблазнительной, недосягаемой.

Детство

Анна Самохина родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевске Кемеровской области. Родители Анны работали на одном заводе, папа - в литейном цехе, мама - в конструкторском бюро. Поначалу жили в семейном общежитии, отец пил, и очень часто Аня с сестрой были предоставлены сами себе.

Другого жилья семье очень долго не давали, но в конце концов маме удалось "выбить" комнату в коммуналке, а несколько лет спустя родители наконец собрали деньги на кооперативную квартиру.

С раннего детства Анна была очень самостоятельной. В семь лет маленькой Ане купили фортепиано, она занималась музыкой дома, потом в музыкальной школе. Ее мама мечтала, что дочка, круглая отличница, закончит музыкальное училище, выйдет замуж за военного, сразу получит квартиру… А своенравная дочь в 15 лет решила стать актрисой. И все из–за несчастной любви. Их красивый роман прервали родители Германа, посчитав ее слишком легкомысленной особой . Вскоре он отправился в Москву и стал хоккеистом. «И больше я его никогда не видела, - рассказывала Анна. - Жуткие были страдания, слезы… Вот тогда–то я и решила стать актрисой. Мне хотелось, чтобы он понял, чего лишился, расставшись со мной!»

Учеба. Первый брак

В Ярославле Анна Самохина поступила в театральное училище, прочитав на экзамене всего пару строчек. И тут же, едва поступив и начав учиться, сразу снова влюбилась! О, Саша Самохин был самым красивым на курсе, Аня же была худенькая, бедно одетая и чувствовала себя дурнушкой. «Первый раз Александр меня заметил, когда сестра привезла мне зеленую бархатную юбку и босоножки на каблуках. Однокурсники за мной сразу стали ухаживать, и Саша в том числе». Она сразу почувствовала: это серьезно. В училище все заволновались: ей - 15, ему - 24, и обоим «еще надо учиться». Мама Аню предупредила: «С ребенком я тебя в дом не пущу». Но Саша очень нежно относился к Анне, ждал. А когда ей исполнилось 16, собрались их родители и решили, что теперь у влюбленных - семья.

По окончании училища в 1982 г. их распределили на работу в Ростовский ТЮЗ, а через год у них родилась дочка Сашенька. В театре все ее роли отдали другой актрисе, и Аня находилась в тяжелой депрессии. И вдруг в 1987 г. ее нашла сама Госпожа Удача!

Первые роли в кино

В холодный дождливый день Анна шла по коридору общежития с какими-то кастрюльками - ее нашел ассистент режиссера с Одесской киностудии. Она была неприбранная, в халате, с хвостиком (а как еще может выглядеть женщина, сидящая с маленьким ребенком?). Увидев, как вытянулось у него лицо, и, боясь упустить свой шанс, она завопила: «Вы не смотрите на меня, я не такая! У меня есть фотографии, я вам их сейчас покажу!..»

Когда ее утвердили на роль Мерседес в приключенческом фильме режиссера Георгия Юнгвальд–Хилькевича «Узник замка Иф», собралось пол–общежития. По старой актерской традиции, постелили на пол чистое новое полотенце, и Аня вытерла об него ноги. «Новое полотенце - это как бы чистый, светлый путь. С легкой руки моих подруг по общежитию он и начался».

В свою картину Юнгвальд-Хилькевич подобрал блистательный актерский состав: это и Виктор Авилов, только делающий первые шаги в кино, и молодой, но уже известный Евгений Дворжецкий, и опытный Михаил Боярский, и мэтры нашего кино Алексей Петренко с Алексеем Жарковым. Начинающая актриса не затерялась, исполнив свою роль броско и очень уверенно.

Стремительная кинокарьера

Дебют Анны Самохиной оказался столь удачным, что Юрий Кара тут же пригласил ее на главную роль Риты в картину «Воры в законе» по рассказу Фазиля Искандера. А затем актриса с успехом снялась в роли Маританы в костюмной ленте Яна Фрида «Дон Сезар де Базан» и Княжны Таракановой в исторической драме В. Мельникова «Царская охота».

Столь стремительная кинокарьера позволила актрисе уже в 1989 году покинуть Ростов и перебраться в северную столицу, - Анну Самохину пригласили работать в театр им. Ленинского комсомола.

Между тем наступили 90-е – не самое лучшее время отечественного кинематографа. Актрисе все чаще приходилось довольствоваться тем, что предлагают. Иначе как объяснить ее участие в столь слабых комедиях, как: «Брюнетка за 30 копеек», «Страсти по Анжелики» и др. Но надо отдать актрисе должное, и в этих фильмах она продолжала оставаться необычайно эффектной.

В 90-е годы Анна Самохина возглавила студию «Диапазон». В качестве художественного руководителя этой студии в 1996 году на фестивале в Монако она представляла телефильм «Гроза над Русью», поставленный по «Князю Серебряному» А. Толстого, в котором свои последние роли исполнили Сергей Бондарчук и Олег Борисов.

Конец 90-х. Возвращение

Поле нескольких лет простоя Анна Самохина в конце 90-х вернулась на киноэкран в роли Зинаиды Волошиной в криминальной комедии Виталия Москаленко «Китайский сервиз», где также снялись Олег Янковский, Сергей Безруков и другие не менее известные и прекрасные актеры.

В том же 1999 году актриса появилась в сериале «Улицы разбитых фонарей», в котором, наверное, только ленивый не снялся. Серия называлась, «Дама с собакой», и этой дамой была наша героиня. Анне Самохиной, по ее словам, понравилась работать в «Ментах»: «На площадке «Ментов» все делается профессионально, весело и в быстром темпе».

Сериал «Черный Ворон». Мистика

В 2001 году на экраны страны вышел сериал «Черный ворон», в котором Анна Самохина сыграла мать Тани Захаржевской Аду Захаржевскую, потомственную колдунью. Это эпическая история, охватывающая более полувека - от 1940-х годов до наших дней. Все действие разворачивается вокруг двух главных героинь - Татьяны Захаржевской и Татьяны Приблудовой-Лариной. Женщины не знакомы друг с другом и не подозревают, что они родные сестры. Однако их встреча предопределена судьбой...

В книге Вересова «Черный ворон» роковые события случаются, после того как мать, Ада Захаржевская решила сделать обряд приворота на отца будущего ребенка. Женщина «переусердствовала» с заклятьями. В результате дочка родилась наполовину колдуньей, и вся ее последующая жизнь была связана с чертовщиной.

Когда по каким-либо причинам, так или иначе приподнимается завеса тайны над неизведанным и необъяснимым пока наукой, в реальной жизни начинают происходить совершенно загадочные события, настоящая мистика. Так случилось и во время съемок «Черного ворона».

На съемочной площадке фильма необъяснимое стало твориться буквально в первые дни работы. В книге «Черный ворон» есть глава, в которой водитель привозит Аду с новорожденным младенцем домой, а сам на обратном пути разбивается насмерть, - говорит режиссер Игорь Москвитин. - Мы быстро отсняли этот эпизод для фильма и забыли. Оказалось, что в тот же вечер после съемок актер, сыгравший водителя, повез на дачу своего отца, и в точности повторилась авария, которую он несколькими часами раньше «проиграл» на «Ленфильме»: машина - вдребезги, отец - в реанимации, он сам - чудом остался жив.

Второй случай, который можно назвать мистическим, произошел во время съемок в детском театре. По сценарию там должны были похитить четырехлетнюю дочку Нюру главной героини Тани Захаржевской.

Маленькую актрису, которая исполняла роль Нюры, нужно уже было переодевать, и вдруг нам говорят: «Ребенка нет». Девочка пропала. Все бросились ее искать, перевернули вверх дном весь театр: нет девочки.

И вдруг кто-то вспомнил, что на чердаке есть мастерские и там вполне могла спрятаться девочка. Так и оказалось: мы нашли ее на чердаке, рассматривающую куклы. Точно такое же похищение описано в «Черном вороне» Вересова!

К счастью, за время съемок никто не пострадал: фильм благополучно сняли, но кинематографисты - народ суеверный. Пока они не увидели свое детище на экране, ничто не заставило их сказать, что кино получилось.

В фильме «Черный ворон» много ритуалов, но весь фокус в том, что создатели фильма сознательно исказили некоторые моменты колдовства, чтобы, не дай бог, никто из зрителей не воспользовался ими на практике. Например, в сериале есть такой эпизод, где Ада делает приворот на Алексея Захаржевского. В тот момент, когда женщина заносит нож над восковой куклой, она шепчет заклятье. Актриса Анна Самохина говорила текст ведьм из «Макбета» Шекспира. Хотя при ритуале приворота должны произноситься совсем другие слова, и, конечно, не Шекспир.

«В фильме «Черный ворон» моя героиня влюбляет в себя мужчину с помощью приворотных средств. Я никогда бы не смогла так поступить, как Ада, даже если бы была сильно влюблена, а мужчина - напротив, равнодушен ко мне. Гадания, ворожба - большой грех, а я глубоко верующий человек», - рассказывала актриса.

Театральные работы

Некоторое время Анна Самохина оставалась вне театра. Возвращение на сцену состоялось в 2003 году. Причем не в Москве, и не в Питере, а … в Тольятти! Пригласил актрису председатель правительства Самарской губернии Сергей Сычев. Ей было предложено на выбор несколько пьес, из которых она остановилась на «Наполеоне и Жозефинне» чехословацкого драматурга Иржи Губача. «Сразу предупреждаю, что это не та Жозефина! Не Богарнэ, с которой Наполеон провел свои лучшие годы. Это простая женщина-крестьянка, рядом с которой он провел последние годы жизни на острове Св. Елены, безнадежно больным. И прошу при этом учесть, что это комедия. Такое вот сложное, странное сочетание. Спектакль, на котором и плачут, и смеются. И, на мой взгляд, это удача» - вдохновенно рассказывала Анна.

Спектакль, поставленный тольяттинским театром «Колесо», прошел при полных аншлагах. Организаторы рассказывают, что приезжали люди из соседних городов. Кассирша, устав объяснять, что билетов больше нет, как-то пошутила: «300 долларов!» На что ей ответили: «Хорошо, нам, пожалуйста, 10 штук». Вот это как раз и есть простой пример настоящей популярности и успеха! Впоследствии премьеры состоялись в Самаре и Санкт-Петербурге.

В последние годы Анна Самохина работала в антрепризах. С большим успехом она играла роль маркизы де Мертей в российско-французской постановке по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи».

Последние годы

Анна Самохина в фильме Три цвета любвиВ последние годы Анну Самохину можно нередко было увидеть в сериалах. После «Черного ворона» она снялась в третьем блоке сериала «Бандитский Петербург», где сыграла Катю, главную женскую роль. Кроме того, актриса сыграла Ирину Полянскую в сериале «Повторение пройденного», Машу в сериале «Три цвета любви», няню Виолетту в сериале «Дом без выхода» и другие роли.

О несыгранных ролях в театре и кино Анна говорила без тени сожаления, потому что в ее актерском багаже довольно ярких персонажей, в полной мере раскрывающих многогранный талант актрисы. «Можно говорить только о том, что уже не удастся сыграть. Например, Джульетту я как-то промахнула, Офелия пролетела мимо, да и Золушку, наверное, сыграть не удастся. А все остальное…»

Личная жизнь

Первый брак Анны с Александром Самохиным мирно распался спустя пятнадцать лет. Анне, как человеку очень целеустремленному, всегда надо надо было двигаться вперед, она не терпела застоя ни в каком деле. Ее первая семья, по мнению актрисы, и подверглась такому застою. «Саша очень спокойный, а мне все время чего-то надо, я рвусь вперед. Так вот все и получилось…». Ее дочь Саша пошла постопам мамы, поступив в Санкт-Петербургскую в Академию театральных искусств и снявшись в сериале «Семидесятники».

Второй брак также распался. С бывшим мужем Дмитрием у актрисы остался совместный ресторанный бизнес... Эта вторая профессия очень нравилась Анне Самохиной...

Счастливым оказался третий брак Анны Самохиной. «Человек этот появился в моей жизни не случайно, не на белом коне. Но, как подтверждает жизнь, из приятелей, которые вас достаточно хорошо знают, получаются наиболее надежные друзья по жизни» - рассказывала актриса. Избранником актрисы стал Евгений - офицер-таможенник в отставке.

Ранний уход

Анна Самохина всегда отличалась замечательной фигурой. Она тщательно следила за своим питанием, не ела вредных продуктов, увлекалась диетами. Возможно это и стало причиной страшного заболевания - рак желудка. Выяснилось это уже поздно, и врачи отказались оперировать, так как случай оказался слишком запущенным. Единственное лечение, которое назначили Самохиной – это химиотерапия, но она только ухудшила состояние актрисы.

В понедельник, 7 февраля 2010 года, в ДК "Выборгский" должен был состояться благотворительный концерт в поддержку Анны Самохиной, вся прибыль от продажи билетов должна была пойти на её лечение. В концерте собирались выступить Евгений Дятлов, Михаил Боярский, Георгий Штиль, Евгений Александров, Евгений Леонов-Гладышев и другие актеры России. Планировалось привлечь и батюшку, чтобы помолиться о здоровье Анны Владленовны. Но больная актриса попросила не устраивать никаких мероприятий. А уже 8 февраля ее не стало...

В памяти зрителей

Анна Самохина осталась в памяти зрителей удивительно женственной актрисой. Пышные кринолины, меховые горжетки, шляпки, маленькие черные платья и пестрые цыганские платки, - все это необыкновенно органично ей подходило. Но при этом, снимаясь с самыми брутальными актерами отечественного кино, она никогда не выглядела «аксессуаром главного героя», будь то Михаил Боярский в фильме «Дон Сезар де Базан», Борис Щербаков и Валентин Гафт в «Ворах в законе» или Николай Еременко в «Царской охоте». Критики писали, что в Анне Самохиной проявлялось редкое «взрывное сочетание вамп и инженю, способность предстать как блудницей, так и не тронутой пороком девицей», - Саломея, Мария Стюарт, Кармен и Джульетта в одном флаконе.

Автор - Мила Асланова

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
Анна Самохина. Биография. http://www.peoples.ru
Дмитрий Ткаченко, «Анна Самохина: «...Нужно заниматься тем, что любишь» («Зеркало недели» №47. 2003 г. http://www.zn.ua)
Михаил Садчиков, «Самохина сыграет в ресторане» http://smena.ru
Михаил Садчиков, «Анна Самохина: «А я замуж выхожу!» http://smena.ru
Наталья Цигунова, «У Самохиной две новости: обе хорошие!» («Аргументы И Факты» http://aif.ru)
Елена Помазан, «Актрису похитили во время съемок» («Комсомольская правда. Санкт-Петербург» от 18.04.2003 http://spb.kp.ru)
Капитонов Константин, «Анна Самохина: Антракт затянулся на десять лет» (Trud.ru № 84 за 07.05.2004)
Наталья Ртищева, «Другая жизнь Анны Самохиной» («Родная Газета» № 41(127), 28.10.2005)
Наталья Ветрова, «Анна Самохина: разумная эгоистка» http://www.roscherk.ru
Анна Самохина http://www.proline-film.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.