Фильмография:
1974 Ищу мою судьбу
1976 Поле перейти
1977 Семья Зацепиных
1981 Всем - спасибо!
1982 Голос
1982 Возвращение Баттерфляй
1983 Двое под одним зонтом
1984 Инфанты
1985 Тайна земли
1985 Зимняя вишня
1985 Софья Ковалевская
1985 Чужой звонок
1985 Меньший среди братьев
1986 Очная ставка
1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается
1987 Избранник судьбы
1987 Очи черные
1987 Филер
1987 Где находится нофелет?
1988 Продление рода
1989 Счастливчик
1989 Хроника сатаны-младшего
1989 Катала
1989 Утоли моя печали
1990 Такси-блюз
1990 Зимняя вишня-2
1991 Бабочки
1993 Аккомпаниаторша (Франция)
1993 По следу телеграфа (Франция)
1993 Ветер с Востока (Франция)
1994 Мадемуазель О (Франция)
1994 Посмотри на меня (Франция)
1995 Зимняя вишня-3
1995 Музыка для декабря
1995 President и его женщина
1997 Алиса (Франция)
1997 Падающее небо (Италия)
1997 Принцесса на бобах
1997 История про Ричарда, милорда и прекрасную жар-птицу
1998 Женская собственность
1999 Поклонник
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2000 Черная комната. Грейпфрутовый сок
2000 Империя под ударом
2002 Виллисы
2002 Don Matteo III (Италия)
2003 Next 2
2003 Пан или пропал
2003 Не прывыкайте к чудесам
2004 Бальзаковский возраст, или Все мужчины сво...
2004 Молоды и счастливы
2005 Принцесса и нищий
2005 Счастливый
2006 Петя Великолепный
2006 Заяц над бездной
2006 Вы не оставите меня
2006 В ритме танго
2007 Игра слов: Переводчица олигарха
2007 Девы ночи (Украина)
2007-2008 Атлантида
2008 Наследство
2008 Мой осенний блюз
2009 Мужчина в доме
2009 Какраки
2009 Как же быть сердцу
2009 Журов
2010 Карусель
2010 Как же быть сердцу. Продолжение
2010 Журов-2
2010 Судмедэксперты
2010 Энигма
2011 Сваты-5 (Украина)
2011 Откройте, это я!
2011 Одуванчик
2011 Новости
2011 Дневник доктора Зайцевой
2011 Время для двоих
2011 Биение сердца
2011 А счастье где-то рядом
2012 Дневник доктора Зайцевой-2
2013 Шанс
2013 Мезальянс
2013 Мама будет против!
2014 С чего начинается Родина
2014 Москва никогда не спит
2014 Королева бандитов-2
2015 Опекун
2015 Дневник свекрови
2015 Весеннее обострение
2016 Разбитые сердца
2016 Портрет любимого
2016 Куба
2016 Жили-были мы
2016 Женщина с лилиями
2017 Тот, кто читает мысли
2017 Старушки в бегах
2018 Динозавр
2019 Смерть на языке цветов
2019 Куба. Личное дело
2019 Звёзды и лисы
2019 Старушки в бегах-2
2020 Смерть в объективе
2021 Бабуля
2021 Виктория
2021 Старушки в снегах
2021 Струны
2022 Не обмани
2022 Грозный папа
2023 Арбатские тайны
2023 Старушки в бегах-3
2023 Зимняя вишня-4 |
САФОНОВА
Елена Всеволодовна
Родилась 14.06.1956, Ленинград
Лауреат Премии за лучшую актерскую работу (1986)
Лауреат Премии «Киношок» (1996)
Лауреат Премии «НИКА» (1996)
Лауреат Премии «Чайка-99» (1999)
Киношное детство
Елена Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде в семье известного актера
и режиссера «Мосфильма»
Валерии Рублевой. Влияние отца предопределило будущую профессию Елены Сафоновой.
Детство прошло в киноэкспедициях - девочка постоянно помогала осветителям, звукооператорам,
кому-то что-то подносила, иногда засыпала прямо на коробках с пленкой.
Всеволод Сафонов был востребованным актёром, снялся в сотне фильмов. Невозможно
забыть его прекрасные роли в кинолентах: «Солдаты», «Цель его жизни», «Дело пестрых»,
«По ту сторону», «Тишина» и, конечно же, «Белорусский вокзал». Ребенок рос в актёрском
окружении: у отца в гостях постоянно бывали Леонов, Евстигнеев, Папанов. Они дружили,
ходили, друг к другу в гости. Все было на виду - их шутки, их юмор, то, как они
работают.
Девочка бегала на киностудию играть, семья жила у «Мосфильма», видела через
окно, как гримируется Евстигнеев, и бросала в окно снежками, а он грозил ей салфеткой...
«Я всегда знала, что буду актрисой. Да я ничего другого и не умею, разве что готовить…»,
- улыбается Елена Сафонова.
А настоящая киношная жизнь началась с картины Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу»,
в ней Елена Сафонова снялась в роли Любы, имея десять классов за спиной.
Учеба
Во ВГИК удалось поступить только с третьей попытки, хотя к тому времени были
съемки уже в двух фильмах. Проучилась, правда, недолго. Начинающая актриса дружила
с диссидентом, которого по идеологическим соображениям не приняли во ВГИК. Парень
эмигрировал в Америку, а студентке второго курса Сафоновой под напором преподавателей
пришлось вернуться в родной Ленинград, где она и закончила ЛГИТМИК. Потом был
один сезон работы в Театре им. Комиссаржевской.
Первая большая роль
Впервые актрису заметили после главной роли Соломии Крушельницкой в биографической
картине Олега Фиалко «Возращение Баттерфляй», вышедшей на экраны в 1983 году.
И хотя с дистанции времени эта роль кажется претенциозной, все равно «Баттерфляй»
запомнился Елене Сафоновой, как красивый фильм. Тогда на пробы она приехала в
джинсиках, совсем девчонка, и режиссер Олег Фиалко долго колебался: «Понимаете,
вы должны будете сыграть очень сильную, мужественную женщину». Актрису это разозлило:
«С моим характером, а он у меня мерзкий, вы еще столкнетесь. Мужественности мне
не занимать, а вот женственность попробуйте сами открыть во мне». Потом в течение
нескольких лет актриса снималась только в небольших эпизодических ролях...
«Зимняя вишня»
Звездный час Елены Сафоновой наступил только через десять лет. Для миллионов
зрителей Елена Сафонова, прежде всего — это фильм «Зимняя вишня». Как это часто
бывает, роль, сделавшую её мегазвездой, актриса получила совершенно случайно.
На главную роль в «Зимнюю вишню» утвердили . Но на съемках в Суздале у нее случился страстный роман, любовь,
выяснение взаимоотношений с американским режиссером и актером Максимилианом Шеллом,
и она напрочь забыла о роли у режиссёра Игоря Масленникова. В срочном порядке
нашли другую актрису – Елену Сафонову, которая успешно сыграла героиню фильма,
показав непросто хорошую, а разностороннюю актрису, обладающую к тому же незаурядными
драматическими способностями. Правда, с её появлением тональность сценария изменилась:
он стал более лиричным и трагичным.
Сама же актриса объясняет свой успех тем, что зрителю хотелось простых и искренних
чувств. Он и получил простую историю с понятными страстями и эмоциями. Исполнителя
главной роли - , тоже
пришлось менять «под Сафонову». На помощь позвали Виталия Соломина, которой прекрасно
изобразил мужскую несостоятельность своего героя. Эта мелодрама была с восторгом
принята зрителями.
«Зимняя вишня» принесла Елене Сафоновой широкую популярность и признание коллег
по искусству. Она была названа лучшей актрисой года, получила премии за лучшее
исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате. Естественно,
когда Лена снималась, она даже заподозрить не могла, что бренд «Зимняя вишня»
так крепко привяжется к ней. Где бы она ни появлялась, на какие бы встречи со
зрителями ни приходила, её везде ассоциируют именно с этой ролью. А ведь она сыграла
в огромном количестве фильмов.
«Очи черные»
После фильма «Зимняя вишня» актрисой всерьез заинтересовались именитые режиссеры
и стали наперебой приглашать ее сниматься - главный показатель успеха. Актриса
стала много играть в картинах у известных режиссеров — у Павла Лунгина, у Сергея
Бодрова-старшего, Сергея Микаэляна.
Следующую
большую роль Сафонова сыграла в советско-итальянском фильме режиссера «Очи черные», который, в отличие от Масленникова, работающего легко
и с юмором, показался актрисе настоящим деспотом. Михалков заранее выстраивает
определенный мир фильма и предоставляет актеру свободу творчества только в жестких
рамках своего видения будущей картины.
В фильме «Очи черные» Елена Сафонова сыграла главную женскую роль, ее партнером
был Марчелла Мастроянни. «Я горжусь этой ролью, хотя знаю, что картина в Москве
тогда всем не понравилась. Символа никакого не было - я просто играла маленькую
женщину Анну с обычной внешностью, какие часто встречаются в жизни, и которая
вдруг стала главной любовью в жизни героя Мастроянни». Эта работа принесла Елене
Сафоновой европейскую известность.
Удивителен тот факт, что много лет Елена Сафонова была «не выездной» актрисой
и лишь Никите Михалкову удалось переломить ситуацию: режиссёр помог актрисе добиться
возможности работать за границей. Встреча с очень большим, очень талантливым режиссером
Михалковым, правда, не нашла творческого продолжения. Но актриса не видит в этом
никакого горя - ни для него, ни для себя.
К сожалению или к счастью, но после съемок в «Зимней вишне» и фильме «Очи черные»
актрисе практически всегда предлагали один и тот же жанр – мелодраму, достаточно
драматическую историю с юмористическим оттенком. Это и Настя в «Филере», и Алла
в ленте «Где находится нофелет?», Ольга в «Продлении рода», и Анна в «Катале»,
Люба в фильме «Утоли мои печали», Нина в «Такси-блюз», и актриса в картине «Бабочки».
Французский период
А потом Сафоновой поступило предложение от французского режиссёра, перевернувшее
всю её жизнь. Актриса сыграла отличную роль в фильме «Аккомпаниаторша» Клода Миллера,
органически вписавшись во французскую среду, во французский ландшафт. В картине
ей предстояло играть любовь с актёром Самюэлем Лабардом, влюбленным в русскую
актрису еще с фильма «Очи чёрные».
Их роман развивался стремительно. Вернувшись после съёмок в Россию, Елена стала
собирать чемоданы, чтобы уехать во Францию к любимому человеку. Ради него она
в одночасье бросила всё - карьеру, дом, близких. Впрочем, во Франции актриса не
оставила свою профессиональную карьеру: актриса работала в театре и продолжала
играть в кино.
Так Елена Сафонова сыграла роль Софи в том же спектакле, где был занят ее муж,
- в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре.
Блестяще справившись со своей ролью, русская актриса заслужила похвальные отзывы
в прессе. После этого поступило сразу несколько предложений от французских режиссеров.
Одно из них особенно заинтересовало актрису - роль жены С.Дали, русской по происхождению
- роль М.Цветаевой, в парижском «Театре 13».
Чтобы легче войти в новую среду, актриса, вообще, решила играть, во французском
кино и театре, роли иностранок. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой - счастье
или гордость, независимость или любовь, - их выбор всегда, в любых жизненных ситуациях,
благодаря обаянию самой актрисы выглядел убедительным. Во Франции актрисе удалось
сняться в нескольких фильмах: «Мадмуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока».
Переселившись в Париж, Елена Сафонова продолжала жить на два дома: трудилась
во Франции и регулярно наезжала в Москву, где ее тоже ждала работа.
«Музыка для декабря»
Режиссёр Иван Дыховичный поехал во Францию, чтобы пригласить Сафонову на главную
роль спившейся и постепенно теряющей рассудок жены «нового русского», в свою картину
«Музыка для декабря». Драматическая история с оттенком юмора. «Лене понравился
сценарий, и она согласилась приехать в Россию, несмотря на то, что ей пришлось
отказаться от многих интересных европейских проектов. Лена одна из немногих русских
актрис, сумевших покорить Европу, - говорит режиссер Иван Дыховичный. - Работать
с Сафоновой одно удовольствие. Она профессионал, начиная с того, что никогда не
позволит себе опоздать на съёмку или прийти, не выучив текст».
Принцесса на бобах
В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким
образом, вполне в духе своих героинь. Постсоветское кино не преминуло воспользоваться
волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. После достаточно эстетской
картины, «Музыки для декабря», были, как говорят, зрительские картины – «Президент
и его женщина» и «Принцесса на бобах». Героиня фильма «President и его женщина»
- Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и, на этот раз, политической
карьерой.
А ее Нина в «Принцессе на бобах» режиссера Виллена Новака? Женщина из знатного
рода Шереметьевых, не подозревающая о своём дворянском происхождении, вкалывает
на нескольких работах. Она в раздумье: остаться гордой, но бедной, или поступиться
принципами и стать женой новориша. По роли Елена Сафонова должна быть немытой,
грязной, с паклей на голове, не накрашенная. Редкие актрисы готовы неприглядно
выглядеть на экране, но Сафонову это не смутило – она в первую очередь думает
о роли и образе своей героини. Вкалывала, как рабочая лошадка: надо по роли драить
полы в подъезде - драила, надо мыть посуду в ресторане - мыла.
В конце фильма героиня, и морально и физически, превращается из «загнанной
лошади» в настоящую женщину, которой подвластно и земное, и неземное. Героиня
фильма смотрит в окно и наблюдает, как герой Сергея Жигунова занимается спортом.
Режиссер хотел, чтобы Сафонова изобразила страсть к мужчине…, на расстоянии изобразила
секс. Иногда слова в фильме значат меньше, чем молчание. И у актрисы всё получилось.
А ведь сыграть это очень трудно.
Просто роли
В кино Елена Сафонова в свой, так называемый, постфранцузский период сыграла
более десяти ролей. И самая главная по-прежнему Ольга в «Зимней вишне-2» и «Зимней
вишне-3». Первая «Зимняя вишня» - фильм, в котором достоверно передан стиль жизни
середины 80 х. И вот «Зимнюю вишню» переделали в сериал, на волне успеха сценарист
и режиссер решили все это продолжить. Наверное, напрасно. Ведь это, как в казино.
Когда что-то получилось, выиграл - забирай и уходи, дальше идет проигрыш. От добра
добра не ищут. Фильм и сериал - это две разные истории. Одна другую не продолжает,
хотя имена те же и лица те же, только слегка изменившиеся не в лучшую сторону.
Тихо,
немалыми усилиями Елена Сафонова начала выкарабкиваться из «лирической героини»:
в киноленте «Поклонник» Николая Лебедева и в замечательной роле Лизы в фильме
«Женская собственность» Игоря Месхиева, доказывая, что может играть другое, что
ее возраст, ее опыт открывает ей какие-то иные возможности, у режиссера А.Зернова
в сериале «Все красное», своеобразном дайджесте по произведениям польской писательницы
И.Хмелевской, которая свои детективные истории разбавляет не менее интересно закрученной
личной интригой, в российско-швейцарском фильме режиссёра Елены Хазановой «Вольный
перевод» - роль русской эмигрантки, такую понятную и близкую ей.
Елена Сафонова продолжает играть женщин с разными судьбами и непростыми проблемами.
Но для актрисы главное, чтобы роль не была скучной. Ведь она в жизни любит посидеть
на кухне с подругами, подурачиться, пошутить. Может быть поэтому она согласилась
сыграть роль королевы Англии Елизаветы в трогательной лирической комедии Тиграна
Кеосаяна «Заяц над бездной».
Театр
По возвращении в Россию Сафонова живет в Москве и не испытывает творческой
невостребованности, в карьере у Елены Сафоновой всё складывается благополучно:
она в отличной форме и режиссёры её любят. За роль Полины на театральной сцене
в комедии «Плачу вперед!», по пьесе Надежды Птушкиной, поставленной театром «Амфион»,
она удостоилась премии «Чайка-99». В составе антрепризы В. Дубровицкого «LA’ТЕАТР»
Сафонова прекрасно играет Крис Горман в комедии «Слухи» по пьесе Нила Саймона
и Маркиза де Мертей, интересная роль в «Опасных связях» по мотивам пьесы Леонида
Филатова и куртуазного романа Шадерло де Лакло. Не менее удачная Марта в спектакле
«Девичник», созданный в продюсерской компании «Независимый театральный проект».
Но ни с одним репертуарным театром актриса не связана и это не из-за того,
что в театрах мало платят. Елена Сафонова иногда работает за чисто символические,
смешные деньги. «Нельзя все время думать только о деньгах, и вообще, о них надо
думать пореже, - считает актриса. - Я человек небогатый и к богатству особо не
стремлюсь. Хочу только, чтобы мне было интересно жить, чтобы меня окружали те
люди, с которыми мне приятно общаться. Поэтому в спектакле «Стакан воды» в театре
имени Станиславского я играю за чисто символические деньги, ради собственного
удовольствия».
Личная жизнь
«Как среди женщин бывают женщины, бабы и девчонки, так есть мужчины, есть мужики,
а есть просто жлобы. Вот мужчин люблю, а остальных нет», - призналась актриса.
Самая знаменитая роль Елены Сафоновой - в «Зимних вишнях» - оказалась в чем-то
для нее пророческой. В судьбе актрисы во многом повторилась судьба ее героини
— и расставание с любимым, который не смог оставить свою семью, и встреча с заморским
принцем, причем не с одним... «У меня были романы и с неженатыми, и с женатыми
мужчинами. Затяжными, правда, они не были: зачем женатому уходить от жены и жить
со мной, если я сама не была уверена, что хочу и могу с ним жить? Мужчины в некотором
смысле все невероятно одинаковые. Только лица разные..., и одних мы любим, а других…»,
- философски рассуждает актриса.
У актрисы, правда, уже был опыт неудачного брака с актером. Это было в России.
Она родила сына Ваню, но с мужем они все же расстались. Однако, понадеявшись на
наше русское авось, она опять-таки отправилась под венец. Потом вместе с сыном
Ваней переехала к своему новому мужу в Париж.
Муж Сафоновой приезжал на съёмки в Москву. Она ждала его, с любовью и нежностью
относилась к нему. Смотреть на влюблённых было очень приятно. Было видно, что
француз тоже её обожает. Но он жутко ревновал, хоть и не имел на это абсолютно
никаких оснований. А болезненная ревность всегда мешает развитию отношений между
мужчиной и женщиной. Муж Самюэль не выдержал. Он поставил условие: или дом, или
кино.
Первое желание было отказаться от актерской карьеры, сидеть дома и воспитывать
детей. Актриса долго думала и решила все же расстаться с мужем. И основная причина
вовсе не в дилемме дом или работа.
Сейчас актриса живет в Москве. Часто бывает в Париже, там живет ее младший
сын Саша, живет с родным папой, что утешает его маму. Он живет среди родных людей,
которые его любят, живет в хороших условиях. «Конфликт между мной и мужем сына
не должен касаться, полагает Елена Сафонова, - Я очень, очень скучала по Москве,
по России. Мне казался совершенно чуждым французский менталитет. Французы, в отличие
от нас, удивительно законопослушные люди. Русские - широкая душа, необязательность
во всем, щедрость, близкая к расточительству... Я не люблю подчиняться обстоятельствам.
Сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение независимой женщины. Когда
я работаю, то я работаю, отрешаюсь от всего, азартный я человек — включаюсь, и
это становится самым интересным».
Елена Сафонова считает, что как актриса она состоялась. Причем в равной степени
в двух странах - России и Франции. Возможно, именно поэтому она и живет с чувством
глубокого удовлетворения. Даже одевается она так, как видит себя, и главным в
одежде считает удобство. Косметику же предпочитает французскую. Полагает, что
все должно быть естественным, не признавая никаких диет и специальных операций
по уходу за кожей. Возможно, в этом и заключается секрет обаяния актрисы - в любых
обстоятельствах оставаться самой собой, не стараясь подделываться под вкусы окружающих
«В жизни позволено все, кроме подлости», - считает народная, пусть неофициально,
актриса Елена Сафонова. Профессию свою «разбавляет» разными домашними делами:
обожает заниматься домом, путешествия предпочитает, когда конкретно куда-то хочется,
а не просто – турист. Всякие занавески, наволочки любит шить, получает такой кайф!..
Любит хорошую еду, комфорт. Себя побаловать любит, но делает, увы, это редко -
мешают обязанности, заботы и финансы. И чувство долга проклятое. Любит, когда
все просто. Не любит двусмысленности.
Татьяна Новитчинская
Использованные материалы:
Я актеров не делю на мужчин и женщин", Андрей Плахов.
"Почему Елена Сафонова ненавидит "Зимнюю вишню"?", Татьяна
Богданова.
"Надо любить русских мужчин", Валерий Бондаренко.
"Грим для души еще не придумали", Татьяна Медведева.
"В антрепризу нас объединил простой человеческий дефект — легкомыслие",
Ольга Пимантьева.
"Елена Сафонова: "Зимнюю вишню" пью честно...", Татьяна Тюрина,
"Вечерняя Тверь".
"Почему Елена Сафонова ненавидит "Зимнюю вишню"?", Татьяна
Богданова.
|