Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Ромашин Анатолий _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Анатолия Ромашина

Фильмография:

1958 Ветер
1961 Длинный день
1962 На семи ветрах
1962 Жертвы - короткометражный
1963 Именем революции
1963 Знакомьтесь, Балуев!
1964 Помни, Каспар!
1965 Гиперболоид инженера Гарина
1966 "Циклон" начнётся ночью
1966 Утоление жажды
1967 Сильные духом
1967 Седьмой спутник
1969 Христиане - фильм-спектакль
1970 Угол падения
1971 Освобождение
1971 Минута молчания
1971 Егор Булычов и другие
1971 Девушка из камеры №25
1972 Хроника ночи
1972 Свеаборг
1972 Любить человека
1972 Былое и думы - фильм-спектакль
1972 Бой с тенью
1974 Совесть
1974 Мегрэ и старая дама - фильм-спектакль
1974 Время её сыновей
1975 Такая короткая долгая жизнь
1975 Следствие ведут Знатоки. Дело №10. Ответный удар
1975 Горожане
1975 Агония
1976 Псевдоним: Лукач
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Время ее сыновей
1976 По волчьему следу
1977 Воскресная ночь
1977 Неоконченная пьеса для механического пианино
1978 Фотографии на стене
1978 Соль земли - сериал
1978 Где ты был, Одиссей?
1978 Маршал революции
1978 Жизнь Бетховена
1978 Однофамилец
1978 Младший научный сотрудник
1978 Кузнечик
1979 Точка отсчета
1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова
1979 Прилетал марсианин в осеннюю ночь
1979 Выгодный контракт
1979 Сцены из семейной жизни
1979 Антарктическая повесть
1980 Мнимый больной
1980 Копилка
1980 Белый снег России
1980 Долгие дни, короткие недели
1980 Нора
1981 Ответный ход
1981 Две строчки мелким шрифтом
1981 Черный треугольник
1981 Незваный друг
1981 Долгий путь в лабиринте
1981 Твой брат Валентин
1982 Пространство для маневра
1982 Братья
1982 День рождения
1982 Грачи
1982 Смерть на взлете
1983 Анна Павлова
1983 Рецепт ее молодости
1983 Гори, гори ясно
1983 Люблю. Жду. Лена
1983 Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова
1984 Особый случай
1984 Герой ее романа
1984 Зеленый остров
1984 Успех
1985 Грубая посадка
1985 Тетя Маруся
1985 И на камнях растут деревья – читает текст
1985 Любимец публики
1986 Дорогой Эдисон!
1986 Потерпевшие претензий не имеют
1986 Семь криков в океане
1986 За Ветлугой-рекой
1986 Кто войдет в последний вагон
1986 К расследованию приступить
1986 Чичерин
1986 Борис Годунов
1987 Пять писем прощания
1987 Десять негритят
1987 Друг
1989 Оно – читает текст
1989 Этюды о Врубеле
1989 Благородный разбойник Владимир Дубровский
1989 Без надежды надеюсь – актер, режиссер
1990 Под северным сиянием
1990 Смерть в кино
1991 Коктейль-мираж
1991 Плащаница Александра Невского
1991 Высший класс
1992 Месть пророка
1992 Ключ
1992 Грех
1992 Волкодав
1993 Желание любви
1995 Дом
1998 Незримый путешественник
1998 Самозванцы – сериал
1999 Тайна Нардо, или сон белой собаки
2000 Романовы – венценосная семья
2000 Третьего не дано - сериал
2001 Часы без стрелок
2001 Чудеса да и только, или Щука по московски
2007 Джоконда на асфальте (Мадонна на асфальте)

РОМАШИН
Анатолий Владимирович

01.01.1931, Ленинград – 08.09.2000, Пушкино Московской обл

Народный артист РСФСР (1982)
Лауреат Государственной премии СССР (1977)

Осуществление детской мечты

Анатолий Ромашин родился 1 января 1931 года в Ленинграде. В детстве мальчик был очень любознательным, увлекался литературой. Очень любил ходить вместе с родителями в театр. Театр для юного Толи Ромашина всегда был большим, ярким праздником. Но, почему–то, он считал его недоступным для себя.

Тем не менее, окончив школу, Ромашин сумел перебороть все страхи и сомнения и отправился в Москву, где с первого раза поступил в Школу-студию МХАТа. Там ему довелось учиться с будущими звездами отечественного театра и кино. Достаточно сказать, что в общежитии молодой Ромашин жил в одной комнате с Евгением Урбанским, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым.

Театр

Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1959 году Анатолий Ромашин пришел в труппу Театра имени Маяковского. Уже в те годы в молодом актере чувствовалась порода, врожденный аристократизм. Эти качества, скажем прямо, подходили не для каждого театра. Попади Ромашин в какой другой, кто знает, как бы в дальнейшем сложилась его судьба. Но с «Маяковкой» он «угадал».

Со временем Анатолий Ромашин выдвинулся на первые роли. Что за звездная когорта тогда играла в театре! Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян, Татьяна Доронина, Евгений Лазарев, Анатолий Ромашин… Актеры с большой буквы! Каждый из них – это целая эпоха в истории отечественного театра.

В Театре имени Маяковского Анатолий Ромашин проработал до 1984 года, создав большое количество незабываемых образов в постановках по произведениям Брехта и Достоевского, Булгакова и Радзинского. О нем говорили, как об умном, интеллектуальном актере. А еще, как об очень хорошем партнере. Их дуэт с Евгением Лазаревым неизменно вызывал овацию публики. За театральные работы Анатолий Ромашин в 1977 году был удостоен Государственной премии России, но самое главное, это огромная зрительская любовь, которая его всегда сопровождала.

В 1990 году Анатолий Ромашин вернулся в театр Маяковского и еще в течение двух лет радовал зрителей своими работами. Одна из последних и, пожалуй, одна из лучших его ролей - Клим Самгин в постановке Андрея Гончарова «Жизнь Клима Самгина» по роману Максима Горького.

В последние годы Анатолий Ромашин с успехом играл на сцене Московского Театра Луны, в спектаклях «Фауст», «Византия», «Ночь нежна».

Кино. Первые роли

Свою первую роль в кино Анатолий Ромашин исполнил в 1959 году в фильме «Ветер» кинорежиссера Владимира Наумова. С блестящего дебюта в этой картине актер стал подниматься к вершинам своей творческой биографии. Кстати, какое совпадение - его последняя киноработа также была в фильме у Наумова «Мадонна на асфальте»: оставалось доснять всего дней семь-восемь.

Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Анатолия Ромашина на роли всевозможных белогвардейцев и иностранцев. Но, по иронии судьбы, одной из ранних работ актера стала роль Феликса Дзержинского в фильме «Именем революции» (1963). В целом же, вплоть до начала 70-х кинематограф не мог в полной мере раскрыть таланта Ромашина. К счастью, пути актера пересеклись замечательным режиссером Элемом Климовым.

Николай II

Разве нормальный человек мог в середине шестидесятых не то чтобы снять, даже помыслить снять исторический фильм о Распутине и о последнем русском царе вне контекста официальной точки зрения? Да еще приурочить его к 50-летию Октябрьской революции? Таким «нормальным» оказался режиссер Элим Климов. Он создал воистину бессмертную драму «Агония». Распутина в ней сыграл Алексей Петренко, и это одна из лучших ролей в его репертуаре. А Анатолий Ромашин блистательно создал образ царя - отнюдь не кровавого злодея, а страдающего отца, любящего семьянина и безвольного, внушаемого человека, неспособного справиться с народной стихией. Николай II у Ромашина – бесконечно несчастный и одинокий человек. Он пытается укрыться за кулисами истории, но та безжалостно выталкивает его на авансцену, делая последнего русского царя невольным участником распада и заката целой эпохи.

Именно в этой роли наиболее полно проявился мощный актерский дар Анатолия Ромашина. Но картину ждала печальная участь. В 1975 году она получила разрешительное удостоверение и даже вышла в прокат, но уже вскоре ленту запретили. «Агония» пролежала «на полке» до самой перестройки. Вновь зрители смогли увидеть ее лишь в 1985 году, к тому же переделанную…

Широта таланта

Анатолий Ромашин снимался в кино очень много. При этом его актерский диапазон был колоссален. Он мог играть в картине любого жанра - как в гротескной, так и в лирической. В 1974 году актер удачно сыграл в детективном телесериале Юрия Кавтарадзе «Совесть» о разоблачении военного преступника, долгие годы скрывавшегося под чужим именем. Затем была не менее удачная роль простого врача районной больницы, беспредельно преданного своей профессии, в телесериале режиссера Вадима Зобина «Дни хирурга Мишина» (1976). В 1978 году режиссер Анатолий Васильев пригласил актера в свою ретро – мелодраму «Фотографии на стене» на роль отца, сыном которого был герой Дмитрия Харатьяна. С тех пор Анатолий Владимирович при встречах обращался к Харатьяну только: «Здравствуй, сынок».

Его герои были разными, но большинство их отличало одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные качества умело трансформировались, создавая образы, начиная с мягкотелых интеллигентов до стоических аристократов. Наверное, поэтому ему бесподобно удавались роли в экранизациях российской классики, как, например, Герасим Кузьмич Петрин в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977).

Большое количество интересных работ было создано актером в 80-е годы. Это: - генерал-майор Нефедов в героико-патриотической кинодилогии «Ответный ход» (1981) режиссера Михаила Туманишвили, Александр Демьянович в мелодраме «Люблю. Жду. Лена» (1983) Сергея Никоненко, Сергей Кузьмич Курихин в криминальной драме Игоря Шатрова «Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова» (1983), доктор Аристонг в детективе Станислава Говорухина «Десять негритят» (1987).

Блистательно актер проявил себя в исторических кинолентах: в биографическом фильме «Чичерин» (1986), о первом наркоме иностранных дел Советского государства, дипломате Г.В.Чичерине; в драме «Борис Годунов» (1986) по одноименной драме А.С.Пушкина режиссера Сергея Бондарчука; в картине по литературным материалам Эразма-Мелик Карамяна режиссера Юрия Ерзинкяна «Пять писем прощания» (1987).

В 1989 году Анатолий Ромашин впервые выступил в качестве режиссера, сняв социальную драму «Без надежды надеюсь», где также сыграл главную роль писателя Косташа.

Все эти годы актер с большим успехом работал на радио, читая поэтические произведения Гейне, Верхарна, Огарева, Кирсанова, страницы романа Тургенева «Накануне», «Записки на манжетах» Булгакова, рассказы Бондарева. Этот опыт пригодился Ромашину в картине Сергея Овчарова «Оно», где звучит его закадровый голос, мягкий и проникновенный.

Кино в последние годы жизни

К началу 90-х Анатолий Ромашин был уже мастером высочайшего класса. Но именно в этот период в российском кино наступил глубочайший кризис. Умные, интеллигентные актеры вдруг оказались не нужны. Пришло время боевиков и низкопробных комедий. Это было не его кино.

Со второй половины 90-х Ромашин снялся лишь в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала многосерийная лента «Романовы – венценосная семья». Остается только сожалеть о колоссальной творческой невостребованности выдающегося актера.

Личная жизнь

У Анатолия Владимировича была бурная жизнь, он много любил и был человеком страстным. В его жизни было три официальных жены и пять браков. Спросите – как это? Просто на второй своей жене он женился три раза!

Последней избранницей Анатолия Ромашина стала студентка театрального института Юлия. Они познакомились в Киеве, куда Анатолий Владимирович приехал на съемки фильма «Этюды о Врубеле». Девушке тогда было 18 лет, а маститому актеру уже минуло 58. Но разница в возрасте не помешала Ромашину влюбиться, как простому мальчишке. Влюбиться окончательно и бесповоротно. На предложение руки и сердца девушка ответила согласием.

Юля переехала в Москву, где окончила Щукинское училище. А в 1997 году у супругов родился сын Митя. В 66 лет! Эти не каждый может похвастаться. Элем Климов, глядя на Митю, сказал тогда Ромашину: «Митя - это твое лучшее произведение».

На вопрос, сколько же у него всего детей, Анатолий Ромашин говорил: «По совокупности у меня трое детей», а потом, шутя, добавлял: «Это официально. Но есть французская поговорка: «Мужчина, проходя мимо ребенка, погладь его по голове. Не исключена возможность, что это твой ребенок».

Трагедия

Анатолий Ромашин предполагал, что проживет до 83 лет. Так ему в свое время предсказала гадалка. Предсказанию было не суждено сбыться.

Трагедия произошла 8 августа 2000 года. В те роковые августовские дни он почему–то грустным-прегрустным вернулся в Москву с фестиваля «Орленок», который проходил в Туапсе. Дальше все было как в кошмарном сне. Ромашин поехал на дачу в подмосковное Пушкино и там, в порыве хозяйственного усердия и «для разминки» решил спилить старое ненужное дерево. Оно, по загадочным законам земного притяжения, рухнуло прямо на него. Смерть наступила мгновенно...

Смерть Анатолия Ромашина стала горькой, страшной нелепостью: в свои 69 лет актер был счастлив, здоров и любим. У него было много планов, его ждали новые роли в кино и в театре. 1 января 2001 года у Ромашина должен был состояться юбилей. Специально к этому событию в Театре Луны готовили спектакль «Метеор», в котором он должен был играть главную роль. Всего этого не случилось…

Человек никогда не слышит намеков судьбы. А может быть, Анатолий Ромашин все же слышал и поэтому и был в последнее время такой грустный.

Татьяна Новитченская, Игорь BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
Ксения Ларина, «Памяти Анатолия Ромашина», 12.08.2000, http://fro196.narod.ru;
Иван Сас, «Не стало Анатолия Ромашина», газета «Сегодня», август, 2000, http://www.segodnya.ru;
«У меня все еще впереди», - говорил Анатолий Ромашин», «Московский комсомолец», 12.08.2000
Мария Борисова, «Несчастная любовь Юли Ромашиной», «Экспресс-газета», октябрь 2004 г;
Наталья Ртищева, «Анатолий Ромашин: меня спросили, сколько мне осталось...», «Московский комсомолец», 13.08.2000.;
«Погиб Анатолий Ромашин», «Новая газета», 10.08.2000;
Анатолий Ромашин, http://baraban.ua;
Людмила Грабенко, «Анатолий Ромашин: «Все мы уже похожи на человечков на веревочках», 18.12.1998, http://www.day.kiev.ua

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.