Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Петр Репнин_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Петра Репнина

Фильмография:

1924 Гонка за самогонкой
1925 На верном следу
1925 Даешь радио!
1926 Когда пробуждаются мертвые
1926 Эх, яблочко!
1928 Капитанская дочка
1932 Крылья
1934 Пышка
1936 Дети капитана Гранта
1939 Девушка с характером
1939 Подкидыш
1940 Шуми городок
1941 Парень из тайги
1943 Кутузов
1946 Белый клык
1948 Молодая гвардия
1949 Кубанские казаки
1956 Моя дочь
1956 На подмостках сцены
1956 Девочка и крокодил
1957 Девушка без адреса
1959 Верные сердца
1960 Испытательный срок
1961 Вольный ветер
1962 Цепная реакция
1966 Кавказская пленница или Новые приключения Шурика
1968 Щит и меч

РЕПНИН
Петр Петрович

18.09.1894, г Петербург – 01.06.1970, г. Москва

Актер, режиссер, сценарист

Детство

Петр Репнин родился 18 сентября 1894 года в Петербурге, в мещанской семье известного в городе фотографа. Мать занималась воспитанием детей – дочери и двух сыновей. С юных лет маленький Петя больше всего любил играть "в театр".

Увлечение мальчика быстро переросло в участие в ученических спектаклях. Причем он был не только актером, но и декоратором и даже портным. Первой заметной ролью Петра Репнина стала госпожа Простакова в "Недоросле" Фонвизина. Это были годы, когда все мальчишки посещали модные тогда "Тиоскоп", "Синематограф", "Иллюзион". Кино наполняло юную душу сказочными переживаниями, оставляя глубокий след в памяти. И не удивительно, что в один прекрасный день Петр Репнин ступил на профессиональную актерскую стезю.

Учеба

Правда, до этого ему пришлось окончить училище и поработать в конторе Сормовских заводов – надо было помогать семье, рано потерявшей кормильца. Потом он уехал в Алупку к своему крестному отцу. Параллельно с учебой основной юноша два года занимался в художественной школе барона Штиглица и довольно неплохо рисовал, а еще освоил фотоискусство.

Впервые Петр Репнин вышел на профессиональную сцену в 1914 году в любительской антрепризе Вронского и Соколова. Здесь же он освоил азы актерского образования и получил необходимые профессиональные навыки. Тут-то вдруг молодому человеку показалось, что он может организовать свой собственный театр. И Петр Репнин дал объявление в газету о наборе труппы. Наверное, он немножко себя переоценил и из этой затеи, конечно же, ничего не вышло. Зато спустя некоторое время он в составе группы молодых артистов и музыкантов создал "Литературно-художественный кружок", где выступал и как актер и как режиссер. Причем режиссерская профессия увлекла Репнина больше.

Скорее всего, именно поэтому после революции он, переехав в Москву, и поступил на курсы "Мастерской сценических постановок", которыми тогда руководил Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд просто "влюбился" в Репнина, и со временем сделал его своей правой рукой, а когда Всеволод Эмильевич организовал Театр революции, то доверил Петру Репнину сразу две самостоятельные постановки – "Разрушитель машин" Толлера и обозрение "Вертурнов". Но второй спектакль не вышел, и Петр Репнин решил покинуть Театр революции, а через год вообще порвал с Мейерхольдом.

Кино

Характер у Петра Петровича Репнина был не подарок: бойцовский, а самоуверенности и гордости – хоть отбавляй. Да и человеком он был увлекающимся. Вот в итоге он и обратил свой взор на нечто новое и неведомое... Кино! Кино! И только кино!

Оставив позади бесконечные скитания по многочисленным театральным подмосткам, оставив позади маэстро Балиева, великого Мейерхольда, который, правда, вдогонку своему любимому ученику написал письмо: "Петр Петрович, если Вам будет плохо – приходите. Я всегда Вас жду"... Петр Репнин с головой окунулся в мир кинематографа.

Итак, кино. После дебюта в двух не слишком удачных картинах, Петр Репнин сам пишет сценарий фильма "Гонка за самогонкой" и снимается в главной роли Сеньки-подмастерья. Ставит картину друг актера Абрам Роом. Персонаж актера был весьма эксцентричным. По ходу дела, претерпевая немало видоизменений, менял грим, костюмы, проделывал все то, о чем мечтал когда–то юный Петя Репнин, будучи зрителем приключенческих шоу в детстве.

20–е годы

В картине 1925 года "На верном следу" герой Репнина – комсомолец Петька. Хороший малый, но нет у него ни силы, ни смелости своего друга, которого исполнил Борис Барнет. От того и попадает он в невыгодные смешные положения. Однако свои "подвиги" он умело подает товарищам, как героизм, ложность которого всегда вскрывается. Петр Репнин впервые сыграл живой характер без трюков и "штучек" и эта роль определила дальнейший путь приемов игры актера.

В киноленте "Когда пробуждаются мертвые" актер сыграл телеграфиста железнодорожной станции Ардальона Медальонова, неудачного героя-любовника, этакого представителя местной аристократии. В картине "Ухабы" его герой, Петька-балалаечник, старается помирить своего друга с женой, из-за чего сам попадает в смешные ситуации.

В "Комете" герой Репнина – ревнивый и скупой старик, богатый купец Габбидуллин. Роль трагикомическая, гротесковая. В работе над ней была даже сделана попытка перенести игру китайских актеров на психологизм и характерность, присущие русскому кино. Так что Петр Репнин играл много и с удовольствием, а на картинах "Манометр I" и "Манометр II" поработал еще и ассистентом режиссера Роома.

30–е годы

Но то ли Петр Петрович соскучился по сцене, то ли были какие-либо другие причины, но в 1932 году он вновь приходит в театр. И опять кочует из одного коллектива в другой. При этом, правда, и в кино снимается. Популярность артиста растет и среди режиссеров и среди зрителей.

Актер снимается в таких нашумевших картинах, как "Пышка", "Вражьи тропы", "Зори Парижа", "Девушка с характером". За ним закрепляется новое амплуа бытового актера. Положительных героев, правда, он перестал играть вообще. И из фильма в фильм потянулась вереница стяжателей, интеллигентных воров, хапуг, бюрократов, подленьких священников и брюхатых инквизиторов.

"Подкидыш"

Всенародную же славу Петру Репнину принесла роль многострадального Мули в "Подкидыше". Агния Барто и Рина Зеленая, написавшие сценарий очаровательной комедии, сами предложили режиссеру Татьяне Лукашевич исполнителей на главные роли. Они задумали, что это будут самые замечательные и любимые актеры. Так в "Подкидыше" снялись Фаина Раневская, Ольга Жизнева, Ростислав Плятт, Татьяна Барышева и Петр Репнин.

Веселая, солнечная довоенная Москва. Проносятся открытые легковые автомобили, куда-то торопятся приветливые горожане, блестят чистотой витрины магазинов. И вдруг всю эту пестроту закрывает своим телом немолодая, довольно крупная женщина в соломенной шляпке и с необъятным ситцевым зонтом в руке. Рядом с ней покорно плетется кроткий мужичок. Он несет на руках обаятельную девочку, умудряясь не уронить при этом авоськи.

Фразочка "Муля, не нервируй меня!" из популярнейшей комедии преследовала великую Фаину Раневскую всегда и везде. На второго участника знаменитой сцены обрушился не меньший шквал популярности. Его тоже долгие годы дразнили Мулей, потому что Мулю-то сыграл именно он, замечательный русский актер Петр Репнин.

Сам же Репнин отнесся к новому витку своей славы довольно прохладно. Как это ни странно, но после "Подкидыша" Репнин снимался все реже и реже. Парадокс, но "Подкидыш" принес Петру Репнину не столько славы, сколько, разочарования. Его практически перестали снимать. Он пришел в кино еще в 20-е годы, играл в первых советских эксцентрических комедиях, писал сценарии, ассистировал режиссерам. Его любили и почитали. Но Петр Петрович просто не был "удобным человеком". Он говорил что думал, любил компании, менял театры, вел вполне независимый образ жизни.

40-е годы

В первые же месяцы войны, когда в Москве началась паника, когда все кто мог бежали, Петр Репнин в первом Боевом киносборнике сыграл Гитлера. "Петр Петрович, когда немцы войдут в Москву, Вам первому висеть…" – подшучивали "доброжелатели". Актер на это не обращал внимания. Он выезжал с концертными бригадами под Москву, играл скетчи, писал репризы, и даже изредка снимался.

После войны Петр Репнин оказался не востребован ни в кино, ни в театре. Хотя и продолжал сниматься в многочисленных эпизодах. Артист никогда не отказывался даже от пустяковых предложений.

А когда жизнь более-менее наладилась, Петр Репнин вновь стал искать работу, но судьба от него почему-то отвернулась. Актер даже поехал в Ленинград на поклон к Николаю Черкасову, в Александринку. Но Черкасов отказал, напомнив ему, что актер отказал самому Эйзенштейну, когда тот пробовал Репнина на роль Ивана Грозного. "Но я же комик, – опешил Петр Петрович. – Меня бы все равно тогда не утвердили..."

После долгих скитаний Петр Репнин все же был принят в труппу Театра-студии киноактера. А вскоре и вовсе уехал с частью труппы в Германию в знаменитый Театр советских войск. Там актер почувствовал себя великолепно. Петр Петрович превосходно знал немецкий язык, он с удовольствием ходил по магазинам, свободно общался с местными жителями, но артист не учел одного – в труппе было полно осведомителей, а так как он никогда не отказывался от рюмки, то мог сболтнуть что угодно. Во всяком случае, это кого-то насторожило и через год руководитель театра Николай Плотников с актером распрощался.

"Кавказская пленница"

Петр Репнин вернулся в Москву в Театр-студию киноактера. Играл он немного, преимущественно в водевилях и продолжал сниматься в кино в многочисленных эпизодах. Самым известным и популярным из его последних фильмов стала "Кавказская пленница", где актер сыграл главврача психиатрической больницы.

Эпизод небольшой, но очень смешной, запоминающийся. "Я вам вот что скажу, – решительно заявляет Шурик (герой Александра Демьяненко) – Саахов и украл эту невесту!" – «Точно, украл, – обнадеживающе подхватывает врач. – И в землю закопал, и надпись написал!" К сожалению, больше ничего достойного кинематограф не смог предложить замечательному актеру.

Личная жизнь

Петр Репнин официально был женат один раз – на сестре соседа по коммуналке, - актрис он никогда не жаловал, считая их пустышками. Но ей быстро надоели бесконечные съемки, сменяющиеся попойками, и она ушла. Петр Петрович очень переживал, поэтому жениться еще раз зарекся. Все его последующие браки были гражданскими. От последнего родилась дочка Оля. В четыре месяца девочка осталась без мамы, - она умерла совсем молодой. Петру Петровичу было уже 44 года.

Рождение дочери круто изменило его жизнь. Доселе он детей не жаловал, так же как и женщин. Теперь же на его руках оказался маленький, беленький комочек, который стал для пожилого актера и дочкой и внучкой одновременно. В этом комочке сконцентрировались весь мир, вся жизнь, все помыслы. Он стал жить только для ребенка. Как-то бездетная сестра актера Мария попросила отдать Оленьку ей, актер вспылил: "Ни за что! Вы, женщины, глупые, вы не воспитаете моего ребенка как надо, а только испортите его!"

Актер уже почти не работал в театре и мог бы совсем зачахнуть. Но теперь все свое внимание он переключил на дочь. Каждый месяц Петр Петрович устраивал дни рождения Оленьки и собирал актеров-собутыльников. В прихожей вывешивался плакат: "У кого страшная рожа – к кроватке не подходить!" А по вечерам он пел любимую песенку малышки – куплеты водовоза из "Волги – Волги".

Спустя многие годы Ольга Петровна Репнина вдруг осознала, что отец заполнил все ее существо. Что изъясняется она его юморными фразочками, говорит его языком, даже думает как он. Дочь актера всю жизнь проработала на телевидении. По настоянию Ивана Пырьева она освоила профессию монтажера и вскоре встала у истоков творческого объединения "Экран". Монтировала телевизионные фильмы и передачи. Она бережно хранит память об отце, бережет его фотографии, письма, рисунки, документы. Это самое дорогое, что у нее есть.

В отдельную квартиру Петр Петрович въехал в 69 лет. Почти всю жизнь он прожил в коммуналке с 57-ю соседями. Но коллеги по озвучанию стали заставлять Петра Петровича написать письмо Леониду Ильичу Брежневу, который любил актеров и покровительствовал им. Тем более, что "кино про Мулю" он обожал. И лишь когда взрослая дочь, которой как-то надо было налаживать и свою жизнь, активно поддержала эту идею, Репнин сел за письмо. Ордер на новую квартиру не заставил себя долго ждать. Вскоре Репнины въехали в малюсенькую квартирку в одном из Мосфильмовских переулков.

В новой квартире Петр Репнин прожил всего семь лет. Актер по-прежнему любил компании, по-прежнему любил рисовать, никогда не отказывался от съемок. У Петра Петровича всегда было много друзей. Не все, конечно, были надежными. Кто-то мог и предать в трудную минуту. Но сам Репнин дружить любил и умел. Актеры его очень любили, вокруг него всегда слышался смех. Частенько к нему приходил Андрей Абрикосов. Наиболее дорогими и любимыми гостями были Павел Гуров и Евгений Самойлов. Уже в новой, отдельной квартире находилось место и для неименитых знакомых – шоферов, рабочих, бытовых мастеров и даже бандитов, которые очень любили соседей Репнина сверху, Эдуарда Бредуна и Изольду Извицкую, и постепенно перенесли свои чувства на этаж ниже.

Актер жил полной жизнью, насколько позволяли возраст и здоровье. Единственное, что было ему чуждо, – одиночество. Когда дочь вышла замуж, она очень боялась оставлять отца одного. Слишком сильной была их привязанность друг к другу. Но Петр Петрович настоял на том, чтобы дочь устраивала свое личное счастье как положено и о нем не беспокоилась. Оставшись в квартире один, вскоре он умер. Петра Петровича Репнина не стало 1 июля 1970 года.

Автор – Татьяна Новитченская

Использованные материалы:
"Петр Репнин Частная жизнь легендарного Мули", Сергей Капков "Эти разные, разные лица", 30 историй жизни известных и неизвестных актеров.
"Краткая биография: Петр Репнин", Сергей Капков, "Характерные актеры российского кино".

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.