Фильмография:
1969 Завтра, третьего апреля
1971 Клоун
1971 Малыш и Карлсон, который живет на крыше
1972 Командир счастливой "Щуки"
1973 Много шума из ничего
1974 Свой среди чужих,
чужой среди своих
1974 Ночь ошибок
1975 Ольга Сергеевна
1977 Труффальдино из Бергамо
1978 Двенадцатая ночь
1978 Из записок Лопахина
1987 Остров погибших
кораблей
1989 Руанская дева по прозвищу Пышка
1989 Комедия о Лисистрате
1991 Тень, или Может быть, все обойдется
1993 Русский регтайм
1993 Стреляющие ангелы
1994 Простодушный
1996 Двадцать минут с ангелом
2002 Неудача Пуаро
2007 Синьор Тодеро хозяин - фильм-спектакль
2008 Косметика врага - фильм-спектакль
2009 Король Лир - фильм-спектакль
2012 Не все коту масленица - фильм-спектакль
|
РАЙКИН
Константин Аркадьевич
Родился 08.07.1950, Ленинград
Народный артист РФ (1993)
Лауреат премии Станиславского (1999)
Лауреат премии деловых российских кругов «Кумир» (1999)
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1999/2000)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2010)
"Сын Райкина"
Константин Райкин родился в послевоенное время. Отец – – был актером и художественным руководителем Государственного
театра миниатюр, мама – Руфь Марковна, работала вместе с мужем. Война к тому времени
давно кончилась, но жизнь у семейства Райкиных по-прежнему была тяжелой. Отец,
Аркадий Исаакович, всегда был в постоянных разъездах вместе с театром. И семья
где - то на два месяца приезжала в Москву, чуть дольше жила в Ленинграде, и по
месяцу "гастролировала" вместе с папой-артистом в разных городах.
Маленького Костю таскали за собой "в рюкзаке за плечами". В гостинице
"Москва", где у семьи был постоянный номер, Костю оставляли на попечение
бабушки. В этом номере Райкины прожили немного-немало - 25 лет, начиная с первых
гастролей театра в 1942 году. В Ленинграде, правда, были три комнаты в большой
квартире в доме на Греческом проспекте, но там кроме Райкиных обитало еще шесть
жильцов.
Воспитанием маленького Кости также занималась нянечка, - безграмотная татарка.
Константин Райкин вспоминает: «Я очень переживал, когда моя няня, чрезвычайно
заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном
месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Мне казалось, что я
обкакаюсь от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало
от одной мысли…» Как бы то ни было, а «звание» «Сына Райкина» - звание почетное
и в тоже время очень обременительное – во многом воспитало его.
Рос Костя живым, подвижным мальчишкой. Видя его активность, родители отдали
его в секцию спортивной гимнастики. Там, выполняя упражнение на брусьях, он сломал
себе нос. Впоследствии он еще не раз сломает нос, правда, уже участвуя в драках…
При этом мальчик очень прилежно учился в школе. Родители, отдали его в физико-математическую
школу для одаренных детей при Ленинградском университете. Костя обучался в классе
с биологическим уклоном, всё свободное время пропадал в Ленинградском зоопарке,
делал самую чёрную работу, убирал за животными. По окончании школы он даже решил
поступать на факультет биологии Ленинградского университета. Мог бы он стать в
будущем биологом? Может быть. Хотя…
Мир театра, совершенно особый мир, манил его к себе, пьянил. Райкин - младший
долго думал: может, ему всего этого хочется по инерции? А больше всего поддразнивало
отношение к нему просто как к сыну великого Аркадия Райкина.
Учеба
Но в перерыве между вступительными экзаменами в Ленинградский университет,
когда родители уехали на гастроли в Чехословакию, он вдруг внезапно для самого
себя решил всё же испытать судьбу: примчался в Москву "биться о скалы"
Щукинского театрального училища. Конкурс при поступлении в то время был просто
огромный и чтобы прорваться, надо было придумать что-то особенное. А главное —
чтобы экзаменаторы не прервали: "Стоп! Спасибо". И абитуриент Райкин
буквально ошеломил всех: в безумном, клиповом темпе то декламировал, то танцевал,
то изображал животных. И его сразу же с первого тура перевели на третий. Но он
все же заявился и на второй тур и, что называется, взял приемную комиссию измором.
Потом легко сдал все образовательные предметы и был зачислен в знаменитую "Щуку"
на курс замечательного актера и педагога Катина-Ярцева. Оказалось, что и родители,
особенно отец, всегда втайне были уверены, что их старший сын станет артистом,
но выбор предоставили все же ему самому…
Многие тогда поступление Константина Райкина восприняли скептически: мол, поступил
благодаря знаменитой фамилии. Однако уже на первом курсе он опроверг это мнение.
По словам народного артиста СССР, профессора Владимира Этуша – одного из педагогов-наставников
Константина Райкина, он был необыкновенно талантливым студентом, отличался удивительной
дисциплинированностью и работоспособностью. Не прийти на репетицию, опоздать было
для студента Райкина немыслимым. Его хватало на все: на работу с ролью, на костюмы,
грим, декорации. Театр для него уже тогда не ограничивался игрой на сцене, он
знал и умел в нем многое.
Театр
В 1971 году Константин Райкин окончил училище и получил приглашение Галины
Волчек в театр "Современник". Начинать было непросто: многие долго воспринимали
его как сына великого отца. Перед ним стояла сложнейшая задача: под грузом фамилии
обрести свою дорогу, независимость и, конечно же, признание. В "Современнике"
Константин Райкин проработал 10 лет, сыграв за это время множество ролей и больших,
и малых в спектаклях: "Валентин и Валентина", "Из записок Лопатина",
"Балалайкин и Ко".
Затем, в 1981 году, он стал актером Государственного театра миниатюр, который
в 1987 году был переименован в Московский театр "Сатирикон", под руководством
Аркадия Райкина. Большим успехом для актера оказался моноспектакль "Давай,
артист!".
А в 1988 году художественное руководство театром "Сатирикон" перешло
к сыну Аркадия Райкина. Перед Константином Райкиным встала сложнейшая задача:
ему предстояло найти новое лицо для театра, долгие годы бывшего театром одного
великого актера - Аркадия Райкина.
Раньше отец и сын часто и много говорили о будущем театра, об ансамбле актеров.
Считали, что в центре внимания должен быть уже не один, а многие. Мечтали о сценической
выразительности, зрелищности спектаклей. Строительство нового театра, формирования
полноценного драматического репертуара, в постановках известных режиссеров, теперь
стало главным делом жизни Константина Райкина.
Кино
В кино Константин Райкин дебютировал в 1969 году совсем маленькой ролью в школьном
фильме "Завтра, третьего апреля…", снятом по мотивам рассказов Зверева
. А свою первую большую роль - Пелле в телеспектакле "Малыш и Карлсон, который
живет на крыше" – Константин сыграл в 1971 году. Затем была небольшая роль
судового кока в военной картине "Командир счастливой "Щуки".
Известность же к актеру пришла после выхода в 1974 году первого советского
вестерна (или, как говорили «истерна») "Свой среди чужих, чужой среди своих"
режиссера Никиты Михалкова. По сценарию героя Райкина звали Кадыркун, и был он
казахом. Но затем на худсовете было принято решение изменить его персонажу национальность
на татарина, а, заодно, поменять и имя. Так появился татарин Каюм. В работе над
ролью Константину очень пригодились его детские наблюдения за своей нянечкой-татаркой.
Выражения «кажный шакал», «какай бай» и другие он заимствовал из ее словарного
запаса. Кроме того, актер сам, без дублера, выполнял все трюки.
Большой зрительский успех сопутствовал актеру после заглавной роли в музыкальной
комедии режиссера Владимира Воробьева " Труффальдино из Бергамо". Актер
буквально сжился со своим веселым, смелым и храбрым героем Труффальдино. А какое
партнерство – сама обаятельная Наталья Гундарева своей блестящей игрой оттеняла
талант Райкина.
Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко
проявились в философской сказке-фильме "Тень, или может быть, все обойдется"
Михаила Козакова по пьесе Евгения Шварца, где актер блестяще исполнил сразу две
роли – Ученого и его Тени. Вместе с Райкиным режиссер пригласил на съемки целую
плеяду талантливых знаменитостей: , ,
, , ,
Лолита Милявская.
Легкая измена театру
Вообще то, Константин Райкин снимается в кино очень редко. Ну, разве что раз
в несколько лет он разрешал себе такой адюльтер - легкую измену театру. Как он
сам любит говорить: "Раз в 5-10 лет - это позволительно для верного супруга".
Актер давно сделал выбор: в театре ему гораздо интереснее. "В кино дубляж,
монтаж, компьютерная графика, всякие фигли-мигли способны нас обмануть. На экране
и бездарный человек может очень неплохо выглядеть. Я, наверное, сегодня не так
популярен, как раньше, когда снимался. Но это мой выбор. И я совершенно из-за
него не страдаю. Зато, как Колобок, мог бы составить список тех, от кого я ушел,
кому отказал, начиная от Алексея Германа, все-таки великого режиссера, и заканчивая
Спилбергом".
И, тем не менее, такая жизненная позиция по отношению к великому кино, все
же не помешала Райкину согласиться в 2002 году на роль Эркюля Пуаро. Хотя, он
не собирался сниматься и в данном случае, по части кино с ним практически не возможно
иметь какие-нибудь дела. Но тут…. Эту роль, скорее всего, надо расценивать как
зов сердца: "Я люблю Агату Кристи и Эркюль Пуаро - интересный образ. А главное,
это связано с режиссером Сережей Урсуляком. Я его просто обожаю, он талантливый
человек, когда-то он работал у меня. Кроме того, Серёжа так построил процесс съемок,
что это не помешало моей работе в театре", - как будто оправдывается большой
артист.
Личная жизнь
Актер Константин Райкин живет нормальной жизнью современного человека. У него
есть семья, но ей, к сожалению, удаётся уделять меньше времени и внимания, чем
это хотелось бы актеру. Он интересуется всем, что происходит в мире, жадно общаясь
с людьми. Театр же занимает основное время и силы, это не только его профессия,
это его жизнь, способ самосовершенствования. Но сказать, что ничего, кроме театра
Константина Райкина не интересует - нельзя.
И расслабления у него, разуметься, бывают. Конечно же, ночью он спит, расслабляется.
Ему хватает. Приезжает на дачу вечером, встречается со своими двумя здоровенными
собаками. Дотрагивается до них, из него что-то накопленное, плохое выходит. Вообще,
на даче, когда он туда приезжает, то просто по кустам смородины проводит рукой,
и из него опять что-то уходит ненужное.
Коротко о главном
Константин Райкин крестился в православии. Считает себя человеком по сути русским
- по культуре, языку, менталитету.. Может, прозвучит смешно, но он "боится
остаться... без учета". "Там. Потом. Боится не значиться в списках".
При этом не прочь "побаловаться" водочкой и русскими пельмешками.
Из писателей и композиторов предпочитаете Достоевского и Верди. Пушкина и Шуберта.
В людях же больше всего ценит доброту, а не любит рабство. Живет по формуле,
определяющей впрочем, всю его жизнь - везет тому, кто этого заслуживает.
А вот анекдоты, тусовки различные терпеть не может. И в жизни больше всего
любит заниматься любимым делом.
Александра Сонечкина
Использованные материалы:
«Пресс прессы», интервью, «Санкт-Петербургский университет», 6 июня 1997 г.,
Федор Раззаков, «Наше любимое кино о войне», Москва, «Эксмо», 2005 г;
Юлия Кантор, «Константин Райкин: «Радуюсь, когда не знают моего отчества», газета
«Известия»;
«Просто Костя», интервью, «Екатеринбургский летописец», 19 июля 2000 г.;
Полина Лимперт, «Константин Райкин: «Я становлюсь лучше, играя мерзавца», сайт:
MigNews.COM;
Ольга Романцова, «Человеку приятно вспоминать, что он животное», www.gazeta.ru;
Ирина Начарова, «Я буду первым, кто решил приватизироваться», газета «Известия»;
«От совести не спрячешься", Сергей Васильев, www.sem40.ru;
Давыдова, «Борется с комплексами», www.sem40.ru;
Полина Лимперт, «Театр стоит не на звездах», сайт "MigNews.COM", июль
2007 г.
Ольга Егошина, «Бесы Константина Райкина», газета «Театральные Новые известия»,
апрель 2005 г.;
Ольга Егошина, «Константин Райкин поставил пьесу Рея Куни», газета «Театральные
Новые известия», ноябрь 2005 г.
|