1964 Государственный преступник
1964 Банкир - фильм-спектакль
1968 Урок литературы
1968 Неоконченная симфония - фильм-спектакль
1971 Офицеры
1972 Нежданный гость
1972 А.П. Чехов. Дядя Ваня - фильм-спектакль
1973 Ступени - фильм-спектакль
1973 Истоки
1973 Волны над нами - фильм-спектакль
1975 Барабанщица - фильм-спектакль
1977 Доброта
1977 Вызов - фильм-спектакль
1978 Васса Железнова - фильм-спектакль
1979 Трое в лодке, не считая собаки
1984 Прохиндиада, или Бег на месте
1985 Такой странный вечер в узком семейном кругу - фильм-спектакль
1985 Город над головой
1986 Осенняя кампания 1799 года - фильм-спектакль
1989 Следствие ведут Знатоки. Дело №22. Мафия
1991 Расстанемся - пока хорошие
1993 Умирает душа
1993 Кодекс бесчестия
2001 Семейные тайны
2006 Слабости сильной женщины
2011 Волки и овцы - фильм-спектакль
ПОКРОВСКАЯ
Алина Станиславовна
Родилась 29.02.1940, Сталино (ныне – Донецк)
Заслуженная артистка РСФСР (1973)
Народная артистка РСФСР (1988)
Кавалер Ордена Дружбы (2000)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010)
Кавалер Ордена Дружбы Афганистана
Награждена медалями «850-летия Москвы» и «Ветеран труда»
Детство
Алина Покровская родилась в Донецке в 1940 году. Тогда город носил название Сталино. Её мама Александра Андреевна Коваленко была актрисой и певицей, а папа Станислав Карлович Новак - дирижером филармонии. Спустя полтора года после рождения девочки грянула Великая Отечественная война. Отец отправился на фронт, Александра Андреевна, как и многие артисты, стала выступать на передовой в составе передвижной концертной бригады, а Алину вместе с младшей сестрой мамы Линой отправили в эвакуацию во Фрунзе.
Два с половиной года Алина находилась во Фрунзе на попечении своей молодой тёти Лины. Находясь в эвакуации, Лина досрочно окончила медицинский институт и уехала на фронт. После этого девочку направили к маме в Чимкент. Алина Станиславовна вспоминает, что, отвыкнув от мамы, она её даже поначалу не узнала и какое-то время называла тётей. Впрочем, вскоре всё наладилось, они переехали сначала в Вологду, а после завершения войны – в Москву. В Москве мама Алины встретила новую любовь и вышла замуж за музыканта и дирижёра Валентина Александрова.
Мир искусства вошёл в жизнь Алины с юных лет. Мама и отчим постоянно выезжали на гастроли, и дочку они брали с собой. Девочка выучила весь репертуар и нередко в свободные минуты отдых выступала перед артистами. Сам Исаак Дунаевский отметил её талант, и когда же в 1946 году на гастролях в Прибалтике заболела балерина, исполнявшая партию маленькой девочки в танцевальной композиции «Встреча», выпустил на сцену шестилетнюю Алину. Так и состоялся её артистический дебют.
Щепкинское училище
По признанию Алины Станиславовны, огромное влияние на формирование её личности оказал её отчим. Он уделял ей много времени, занимаясь воспитанием, водил по различным музеям и выставкам, рассказывал о литературе и музыке. Благодаря ему у Алины и возникло желание связать свою жизнь со сценой. Правда, сама себе она казалась неуклюжей, некрасивой и нескладной, на всех фотографиях располагалась в последнем ряду и стеснялась рассказывать о своей мечте. Но желание стать актрисой было настолько горячим, что после окончания школы она всё же решилась и подала документы в театральные вузы столицы.
Удача улыбнулась девушке сразу в двух вузах – в Школе-студии МХАТа и в Высшем Театральном училище им. М.С. Щепкина. Знакомые посоветовали Алине Щепкинское училище, где преподавал известнейший педагог того времени народный артист РСФСР Леонид Андреевич Волков. Она последовала совету и ничуть не пожалела. Секреты актёрского мастерства ей довелось постигать под руководством таких замечательных педагогов, как Валентин Сперантов, Александр Грузинский, Михаил Гладков, Михаил Новохижин, Алексей Покровский. Последний сыграл в жизни девушки важную роль…
Как это порой бывает, опытный педагог Алексей Покровский покорил сердце молодой студентки, и вспыхнувший между ними роман привёл к браку. Впрочем, долго вместе они не прожили – сказались разница в возрасте, во взглядах на жизнь. В итоге они разошлись друзьями, а Алина оставила на всю оставшуюся жизнь от бывшего мужа его фамилию.
Театр Советской Армии
Щепкинское училище Алина Покровская окончила в 1962 году. Выпускницу приглашали к себе сразу несколько театров - Театр им. Маяковского, Театр на Таганке и Центральный академический театр Советской (ныне – Российской) Армии. Последний в те годы был на подъёме, его репертуар отличали интересные, неординарные постановки. Его-то и выбрала Алина Покровская.
Актриса сразу окунулась в театральную жизнь. В 60-е годы на сцене Театра Советской армии она исполняла роли Марты Штетлер в спектакле «Физики» по Дюрренматту, Лики в спектакле «Мой бедный Марат» по пьесе Арбузова, Нилы Снижко в спектакле «Барабанщица» по Салынскому, Ларисы в знаменитой «Бесприданнице» Островского, Ирины в спектакле «Смерть Иоанна Грозного» по Алексею Толстому, Фелисианы в спектакле «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега, Елены Андреевны в постановке пьесы Чехова «Дядя Ваня». В 70-е к ним добавились: Луиза Жермон в спектакле «Давным-давно» по Гладкову, Рашель в спектакле «Васса Железнова» по Максиму Горькому, Женя Комелькова в спектакле «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева, Паулина в спектакле «Птицы нашей молодости» и Мария в спектакле «Святая святых» по пьесам Друцэ. В 80-е: Садофьева в спектакле «Молва» по Салынскому, Маргарита Готье в спектакле «Дама с камелиями» по роману Александра Дюма, Екатерина маленькая в спектакле «Обретение» по пьесе Друцэ. И это лишь небольшая часть из множества образов, созданных актрисой на сцене.
Кино
В кино Алина Покровская дебютировала ещё в 1964 году главной ролью Майи Саранцевой-Чернышёвой в детективе режиссёра Николая Розанцева «Государственный преступник». В последующие несколько лет актриса практически не снималась, и если и появлялась на экране, то в основном в фильмах-спектаклях. Сама она всегда ощущала себя театральной актрисой. Как она призналась в одном из интервью: «В кино я не чувствую себя свободной. Мне нужен зритель, мне нужны глаза, дыхание зала, его энергетика». Тем не менее, именно кино принесло ей всенародную известность. А точнее говоря – один фильм. Речь идёт о знаменитой военной мелодраме Владимира Рогового «Офицеры», вышедшей на экраны в 1971 году.
Сюжет фильма «Офицеры» вокруг судьбы двух друзей Ивана Вараввы и Алексея Трофимова, а также жены Ивана Любы Трофимовой. Роль Любы изначально должна была исполнить актриса Елена Добронравова. Однако в ходе съёмок у неё возникли разногласия с режиссёром из-за трактовки образа. В результате пришлось срочно искать замену. И тогда Роговой обратил внимание на Алину Покровскую. Она в то время находилась на гастролях с театром, но режиссёр сумел отозвать её на съёмки.
Фильм «Офицеры» стал настоящим гимном героизму, самоотверженности и патриотизму наших военных, образы которых создали великие мастера Георгий Юматов и Василий Лановой. А Алина Покровская воплотила на экране образ настоящей жены офицера – стойкой, верной, преданной и мудрой женщины. Недаром, и спустя десятилетия «Офицеры» продолжают оставаться в числе самых любимых зрителями фильмов.
После «Офицеров» Алина Покровская продолжила периодически сниматься в кино. Она исполнила главную роль Ольги Петровны в мелодраме «Нежданный гость», поставленной режиссёром Владимиром Монаховым по мотивам рассказа Эммануила Казакевича «При свете дня», сыграла Юлтю Солнцеву в исторической драме «Истоки», Эмилию в известной комедии «Трое в лодке, не считая собаки», Веронику в детективном телесериале «Следствие ведут Знатоки» и ряд других ролей. Безусловно, каждая из этих работ по своему интересна, но сравниться с ролью Любы Трофимовой из «Офицеров» ни одна не может.
Личная жизнь
Как уже отмечалось, первый брак Алины Покровской оказался коротким и неудачным. Второй раз она связала себя узами в начале 60-х с известным актёром Владимиром Сошальским. Ей казалось, что на этот раз она найдёт своё счастье. Однако у Покровской и Сошальского оказались совершенно разные взгляды на семейную жизнь. Она предпочитала спокойный отдых и мечтала о ребёнке, а Сошальский был любителем шумных компаний и вечеринок. Главное же, он категорически не хотел детей, считая, что ему достаточно дочери от первого брака. В итоге, прожив вместе десять лет, они разошлись.
Обрести семейное и материнское счастье Алине Покровской удалось со своим третьим супругом, которым стал актёр Герман Юшко. Что интересно, служил он в том же театре, что и Алина Покровская. Нередко им доводилось вместе выходить на сцену, и, порой, играли они влюблённых. В какой-то момент чувства между Покровской и Юшко вспыхнули и в реальной жизни. В начале 70-х они поженились.
Вместе Алина Покровская и Герман Юшко прожили долгую совместную счастливую жизнь. У них родился сын Алексей, который не пошёл по стопам родителей. Актёрской карьере он предпочёл историю. Алексей окончил с красным дипломом исторический факультет МГУ и стал работать в Государственном историческом музее.
Театр навсегда
Попробовав себя в 70-е – 80-е годы в кино, Алина Покровская затем сосредоточилась на работе в театре. Она на всю жизнь осталась верна сцене Театра Российской Армии, создав галерею незабываемых, разноплановых образов. Со временем она перешла на возрастные роли. В новом веке актриса была занята в постановках «Приглашение в замок» (Мадемуазель Капюла), «Аккомпаниатор» (Кораблева), «Дуэль королевы» (Сара Бернар), «Волки и овцы» (Мурзавецкая), «Одноклассники» (Евгения Петровна Костромитина). Как говорит сама актриса: «Театр – это моя жизнь, моя судьба».
Изредка актриса появлялась и на экране. Так в 2001 году она сыграла роль Натальи Валерьевны в сериале «Семейные тайны», а в 2006-м исполнила роль мамы Леры в 8-серийной мелодраме «Слабости сильной женщины».