Фильмография:
1951 Большой концерт
1953 Мастера русского балета – фильм-балет
1957 Лебединое озеро – фильм-балет
1959 Хованщина – фильм-опера
1961 Сказка о коньке-горбунке - фильм-балет
1968 Анна Каренина
1969 Похищение
1970 Чайковский
1974 Анна Каренина - фильм-балет
1976 Фантазия - фильм-балет
|
ПЛИСЕЦКАЯ
Майя Михайловна
Родилась 20.11.1925, Москва
Народная артистка СССР (1959)
Герой Социалистического Труда
Лауреат Ленинской премии
Лауреат премии «Триумф» (2000)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2000)
Кавалер Французского Ордена Почетного легиона
Призвание
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье артистически
- балетной. Мама - Ра Мессерер - была актрисой немого кино, а тетка и дядя - Суламифь
и Асаф Мессерер, виртуозный танцовщик и прекрасный педагог, - тогдашние звезды
Большого балета, любимая балетная пара Сталина. Но подражать своим звездным родственникам
Плисецкая совсем не хотела. Ей больше нравилась драма. Другая ее тетка - Елизавета,
была драматическая актриса, часто водила ее в театр, и ей это безумно нравилось.
К сцене у Плисецкой было призвание: с детства ей было интересно сделать роль.
Скорее всего, артистичность - это то, что бывает от природы. Можно выработать
шаг, можно выработать технику... А вот артистичность нельзя выработать ни в каком
виде искусства.
Колоритная внешность черноволосой Рахили Михайловны, матери Плисецкой, во времена
Великого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в
ролях… узбекских женщин. Отец будущей балерины, Плисецкий Михаил Эммануилович,
далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности:
генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля».
Хореографическое училище
На самодеятельной сцене на суровом острове Шпицбергене состоялся дебют маленькой
Майи в опере Даргомыжского «Русалка». Крошечная роль была исполнена блестяще,
и из дома навсегда ушел покой. Юная балеринка ни минуты не сидела на месте, импровизировала,
пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. И на семейном совете было решено:
по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище.
В 1934-м семья Плисецких приехала в отпуск в Москву, и Майю определили в школу
в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
Майе было одиннадцать, когда утром 1 мая 1937 года в дом ввалились чекисты
и увезли с собой Михаила Плисецкого. Его расстреляли через год после ареста. А
мать арестовали прямо в Большом театре, во время представления «Спящей красавицы»,
в которой танцевала Суламифь Мессерер – тетка маленькой Майи. Именно она взяла
в свой дом осиротевшую племянницу, а брата Сашу приютил Асаф Мессерер.
Большой Театр
21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте
училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. Семье Плисецких
удалось эвакуироваться в Свердловск. Целый год она прожила без балетного станка.
И тогда она решилась на отчаянный поступок: без согласия матери и без пропуска
пробралась в Москву и была принята в выпускной класс училища. Наградой за преданность
балету стала пятерка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Большого
театра. Для того, чтобы не терять формы, юная балерина стала участвовать во всех
мыслимых и немыслимых концертах. Почти все концертные и клубные сцены обошла Плисецкая,
отводя душу в сольных партиях.
С первых шагов на сцене Большого проявилась яркая индивидуальность балерины
– необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца. Впервые успех пришел
к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором
она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.
Актриса любила только танцевать, а трудиться совсем не хотела. И только позже
она стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный
ежедневный труд балерины. Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим
главным партиям. В балете «Спящая красавица» была феей Сирени, феей Виолант и,
наконец, Авророй. В «Дон Кихоте» перетанцевала почти все женские партии, но блистательно
исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве.
Кино
Впервые на кино экране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры
Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах
«Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина». Приму Большого
Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие
в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой».
В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Богатырев снялись для телевидения
в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского
хореографа Джерома Роббинса.
В экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Зархи в 1968 года
Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Плисецкая – Бетси, светская дама, которая живет
большими глотками. Она уже знает все наперед, ей известны ответы на все вопросы,
она скучает. И все-таки ей надо продолжать вести тот образ жизни, к которому она
привыкла, потому что лишь на нем держится ее единственная роль в обществе и только
так она может реализоваться как личность. Плисецкая блестяще справилась с ролью,
хотя и опыта маловато, и специфика кино очень сильно отличается от театральной.
Были, правда, у балерины раньше текстовые фрагменты в балетах Бежара. Но все это
не то. Бетси —дебют балерина в академической роли в кино. Потом Майя Плисецкая
снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Таланкина. А режиссер
Вайткус позвал ее в свою картину «Зодиак», где она сыграла музу Чюрлениса.
В 1976 году режиссер Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия»
по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Майя Плисецкая блестяще сыграла роль
Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановки
балетмейстера Елизарьева.
Документальное кино
О великой балерине сняты и документальные фильмы. Самые яркие из них: «Майя
Плисецкая» Катаняна, «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Галантера. Творчеству
Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения,
«Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.
«Майя Плисецкая assoluta» Капниста для французского телевидения, в котором
режиссер показал великую балерину в танце, в торжественном танце великой Плисецкой!
И только неизменными оставались прославившие ее на весь мир лебединые движения
рук.…
Вообще-то балерина думает, что надо танцевать всем телом. Всё участвует в танце
– ноги, корпус, голова, ну, и конечно, руки. Каждая балерина ищет эти крылья по-своему.
Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… «Важно танцевать музыку, а не
под музыку», - считает Майя Плисецкая. Можно «сложить» творческий девиз Плисецкой:
никому не подражай и превращай в движение музыку. И действительно, в ее танце
не проглядывали наброски, сделанные предшественниками. А что касается музыки,
она умела «реагировать» на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала
музыкальные акценты не то что поворотом корпуса или взмахом руки – даже взглядом
или движением брови.
Личная жизнь
Муж блистательной Майи, композитор Родион Щедрин. Познакомившись в гостях у
Лили Брик, композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом.
Может, отпугнула разница в возрасте? В данном случае на семь лет старше оказалась
Плисецкая, но через три года стали встречаться, провели вместе отпуск в Карелии.
И в октябре 1958 года они поженились. «Он продлил мою творческую жизнь по крайней
мере на двадцать пять лет», – говорит Плисецкая о своем муже. Им никогда не было
скучно друг с другом. Несмотря на протесты Щедрина, Майя Михайловна в свое время
не решилась родить ребенка и бросить сцену. Балет вновь победил…
«Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную
физическую форму, – оправдывает ее сегодня Родион Щедрин. – После родов с любой
женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…»
80-90-е годы
Стиль исполнения Майи Плисецкой стал общепринятым каноном... В 1983 году –
неожиданный поворот в судьбе примы: ей предложили стать художественным руководителем
балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, Майя Плисецкая занимала этот пост
в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» для открытой
сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала
возобновление «Федры».
4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом
театре - «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной
труппы привели к тому, что балерина ушла из Большого театра.
Плисецкая живет на три дома
Сегодня дом для Майи Михайловны – это, прежде всего, Москва, ее квартира. Когда
она едет сюда, то всегда думает: «Вот я еду домой». Они с мужем живут также в
Мюнхене, где снимают квартиру. Кроме того, пора признаться, никуда не денешься
- там отличные врачи. А в Германии – лучшее в мире издательство Шотт, которое
имеет авторские права на произведения Бетховена, Шумана и других композиторов
и, которое издает произведения Щедрина – везде хорошо. А Литва - это родина ее
матери: она родилась в Вильнюсе. Они живут в Тракае, в маленькой деревушке, в
своем доме уже более двадцати лет. И любят эту чудную страну, любят ее людей.
И, наверное, они отвечают им взаимностью. В Тракае работается идеально, там Щедрин
столько всего написал.
Плисецкая оставила Россию много лет назад, с тем, чтобы возвращаться сюда на
конкурсы своего имени и юбилеи. Майя Плисецкая знает себе цену, не меньше, чем
цену ей знает мир. Абсолютная женщина и абсолютный талант, гордая и дерзкая, гениальная
и неувядающая, она не видит смысла в кокетстве.
Простая философия великой балерины
Наверное, когда-нибудь о выдающейся балерине Майе Плисецкой снимут художественный
фильм: биография ее богата такими сюжетами, которые невозможно просто придумать.
Сама балерина из своей жизни не делает тайны, написав потрясающую по откровению
и блистательную по стилю книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая».
Чего стоят хотя бы эти строки: «Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель?
Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что
я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса
— я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей?
Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими, намазавшись,
раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила
селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих,
что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую
философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы,
расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших
и очень плохих. И только так».
… Словно личного врага, Майя Плисецкая ненавидела советскую власть, которая,
с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой, тиранила – годами не выпускала
за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось. И в Канаде
или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но она родилась в Москве. В царствие
Сталина. Затем – при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове, Черненко,
Горбачеве, Ельцине жила…. И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое
живи!.. Вот и живет великая балерина – честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших
братьев наших – зверье – не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро
помнила и помнит. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила.
Другого ничего в жизни она делать толком и не умела. Наверное, мало только сделала.
Наверное, куда больше могла. Но и на том спасибо!
Татьяна Новитченская
Использованные материалы:
«Деньги надо вернуть. Второй раз напоминать не будем!», интервью газете «Известие»,
сентябрь 2007 г. ;
«История жизни», интервью «Полит.РУ»;
«Королева и скромница», Игорь Изгаршев, газета «Аргументы и Факты»;
«Я вообще не модная», Александр Шундрин, журнал «Собеседник».;
«В три года я уже играла в «Анне Карениной», Екатерина Кретова, интервью газете
«Известие»;
«Майя Плисецкая: Все научились танцевать и хорошо это делают», Наталья Шадрина,
интервью «sem40. ru»;
«Я никому не подчиняюсь», Юлия Владимирова, газета «Известия»;
«Я могу умереть, а Кармен останется», Ярослав Седов, газета «gzt. ru»;
«Нельзя держать зад веером», Александр Шундрин, «sein40. ru»;
Материалы из книги М. М. Плисецкой «Я, Майя Плисецкая…», издательство «Новости»,
1994 г. ;
«Обожает светлое пиво», Анатолий Мелихов, интервью «Экспресс газете»;
«Майя Плисецкая: "Ни при какой власти я не скажу, что Сталин был золото»,
Лидия Шамина, газета "Известия";
фото с сайта http://krasota.uz
|