Фильмография:
1932 Дезертир
1933 Конвейер смерти
1934 Частная жизнь Петра Виноградова
1940 Моя любовь
1941 Первая Конная
1941 Парень из тайги
1941 Морской ястреб
1941 Волшебное зерно
1941 Боевой киносборник №8
1942 Дорога к звёздам
1942 Боевой киносборник № 11
1942 Александр Пархоменко
1943 Родные берега
1943 Два бойца
1944 Иван Никулин - русский матрос
1945 Это было в Донбассе
1946 Первая перчатка
1947 Повесть о "Неистовом"
1948 Третий удар
1948 Суд чести
1950 Кавалер Золотой Звезды
1950 Далеко от Москвы
1951 Тарас Шевченко
1952 Садко
1952 Покорители вершин
1953 Адмирал Ушаков
1953 Корабли штурмуют бастионы
1954 Герои Шипки (СССР, Болгария)
1955 Урок жизни
1955 Тайна вечной ночи
1956 Иван Франко
1957 Полесская легенда
1957 Конец Чирвы-Козыря
1957 Как поймали Семагу - короткометражный
1957 Далекое и близкое
1957 Гори, моя звезда
1957 Во власти золота
1958 Дорогой мой человек
1958 Дело "пёстрых"
1958 Голубая стрела
1958 Киевлянка
1959 Небо зовёт
1960 Мичман Панин
1960 Домой
1961 Иду к вам
1961 Василий Докучаев
1961 Битва в пути
1961 Алые паруса
1962 Молодо-зелено
1963 Тишина
1963 Знакомьтесь, Балуев!
1964 Сокровища республики
1964 Одиночество
1964 Зачарованная Десна
1965 Ярость
1965 Чёрный бизнес
1966 Серая болезнь
1966 Прощай
1966 К свету!
1967 Цыган
1967 Сильные духом
1967 Поединок в горах
1968 Трембита
1968 Новые приключения неуловимых
1968 День ангела
1969 Только правда (ГДР)
1969 Сердце Бонивура
1969 Опасные гастроли
1969 Красная рябина (Польша)
1970 Секретарь парткома
1970-1971 Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые
1971 Человек в проходном дворе
1971 Освобождение
1972 Тайник у Красных камней
1972 Спелые вишни (ГДР)
1972 Первый шторм
1972 Неизвестный, которого знали все
1974 Чисто английское убийство
1974 Фронт без флангов
1974 Приключения в городе, которого нет
1975 Обретёшь в бою
1975 Небо-земля-небо
1976 Солдаты свободы (СССР, Болгария, Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР)
1977 Фронт за линией фронта
1978 Соль земли
1978 Люди на земле
|
ПЕРЕВЕРЗЕВ
Иван Фёдорович
03.09.1914, дер. Кузьминки, Болховский уезд, Орловская губерния
– 23.04.1978, Москва
Заслуженный артист РСФСР (1951)
Народный артист РСФСР (1966)
Народный артист СССР (1975)
Лауреат Сталинской премии (1952, за участие в фильме «Тарас Шевченко»)
Кавалер Ордена «Знак Почета» (1950)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1974)
Детство и юность
Иван Переверзев родился в деревне Кузьминки Орловской губернии в крестьянской
семье. Благодаря родителям Иван рос сильным, здоровым и трудолюбивым. С юных лет
парень мечтал о море и после окончания школы планировал поступать в мореходное
училище. Но родители посчитали, что важнее получить настоящую рабочую специальность.
С этой целью они отправили Ивана в Москву, где он поступил в ремесленное училище.
Закончив обучение, Иван Переверзев устроился работать токарем на завод «Шарикоподшипник».
Какое-то время он трудился у станка, пока его товарищ не предложил на пару с ним
подать заявление в училище при Театре Революции. Иван поддался на уговоры и, неожиданно
для себя, поступил, а вот друг, по иронии судьбы, - нет.
Довоенные работы в кино и театре
Уже в годы учебы Иван Переверзев проявил себя одним из лучших студентов, обладающим
большим творческим потенциалом. Тогда же состоялись его первые работы на киноэкране
– начинающий актёр сыграл крошечные роли в фильмах «Конвейер смерти» и «Частная
жизнь Петра Виноградова».
В 1938 году Иван Переверзев окончил театральное училище и был зачислен в штат
Театра Революции. Тем он проработал один сезон, играя в спектаклях «Два веронца»
(Валентин) и «Гамлет» (Лаэрт).
Первая большая роль Ивана Переверзева в кино могла состояться в 1939 году в
фильме «Вальтер», который должен был рассказать зрителям о немецких антифашистах.
Актёр был утверждён и уже приступил к съёмкам. Однако как раз в это время состоялось
подписание пакта Молотова – Риббентропа, и съёмки по политическим причинам было
решено прекратить. Часть актёров, в числе которых был и Переверзев, благополучно
перекочевали в другую кинокартину – лирическую комедию режиссера Владимира Корш-Саблина
«Моя любовь». Фильм повествовал о девушке, в которую влюблены два парня. Одного
из них - инженера Гришу - и сыграл Иван Переверзев. Эта работа принесла актёру
первую известность…
Годы войны
Великая Отечественная война застала Ивана Переверзева в Одессе, где он снимался
в главной роли капитан-лейтенанта Найдёнова в военно-приключенческом фильме режиссёра
Владимира Брауна «Морской ястреб». Вместе с другими актёрами Переверзев обратился
с просьбой отправить их добровольцами на фронт, в действующую армию. Но было принято
решение продолжать съёмки, а после их завершения актёров из осаждённой Одессы
эвакуировали в тыл.
Находясь в эвакуации в Ташкенте, Иван Переверзев продолжал активно работать
в кино. Советский народ нуждался в патриотических картинах, поднимающих дух и
вселяющих веру в победу. Именно в таких фильмах и снимался Переверзев, создавая
героические образы. Среди его работ в те годы: старший лейтенант в киноальманахе
«Боевой киносборник №8» (1941), стрелок-радист Филимонов в фильме «Дорога к звёздам»
(1942), командир партизанской группы Николай в киноальманахе «Боевой киносборник
№ 11» (1942), красный командир в биографическом фильме «Александр Пархоменко»
(1942), гвардии капитан в фильме «Родные берега» (1943), Толстов в военной драме
«Два бойца» (1943),
Самой же заметной военной работой актёра в кино стала главная роль в фильме
«Иван Никулин - русский матрос». В основу фильма легла реальная история, опубликованная
в газете «Красный флот». Художественно обработанная, она приобретала сказочный,
можно сказать, былинный характер, где русские матросы демонстрировали мужество
и смекалку.
Кроме того, находясь в Ташкенте, Иван Переверзев принимал участие в спектакле
«Без вины виноватые» по пьесе Александра Островского. Спектакль был поставлен
в созданном Михаилом Роммом Театре киноактера.
В самом конце войны Иван Переверзев снялся в героической киноповести «Это было
в Донбассе», поставленной режиссёром Леонидом Луковым по литературным материалам
Бориса Горбатова. В этом фильме, рассказывающем о юных защитниках Донбасса, боровшихся
против фашистов в годы Великой Отечественной войны, он исполнил роль полковника
Степана Андреевича Рябинина.
Послевоенные годы
Всенародную славу Ивану Переверзеву принес фильм режиссера Андрея Фролова «Первая
перчатка» - одна из лучших послевоенных спортивных кинокомедий. Актёр создал образ
крепкого молодого человека Никиты Крутикова, начинающего боксёра, которому прочат
успешную спортивную карьеру.
Благодаря фильму «Первая перчатка» произошли изменения в личной жизни актёра.
На съемках Иван Переверзёв влюбился в исполнительницу главной женской роли 19-летнюю
актрису Надежду Чередниченко. Настойчивые ухаживания Переверзева привели к тому,
что она в итоге дала своё согласие, и в августе 1946 года прямо на съемочной площадке
они объявили о своей помолвке. Вскоре состоялась свадьба, а позже у супругов родился
сын.
У фильма «Первая перчатка» был грандиозный успех, однако каких-то дивидендов
в плане новых ролей он Переверзеву не принёс. Актёр хотя и продолжал сниматься,
но роли ему доставались небольшие, проходные. Справедливости ради стоит отметить,
что в то время вообще снималось крайне мало хороших картин, и те ленты, в которых
довелось сниматься Переверзеву, сегодня вряд ли кто вспомнит: «Повесть о "Неистовом"»
(командир Мезенцев), «Третий удар» (генерал-лейтенант Крейзер), «Суд чести» (учёный
Иван Иванович Петренко).
В отсутствии достойных работ в семье Переверзева осложнились отношения между
супругами, и в 1951 году они расстались. Чуть позже Надежда Чередниченко вышла
замуж за Петра Тодоровского.
Киноработы в 50-е годы
С началом нового десятилетия ситуация в советском кинематографе начала изменяться,
и это напрямую отразилось на творчестве Ивана Переверзева. В 1951 году он исполнил
небольшую, но заметную роль ссыльного студента-математика Петербургского университета
Сигизмунда Сераковского в историко-биографической киноленте Игоря Савченко «Тарас
Шевченко» (фильм был удостоен Сталинской премии). А уже в следующем году режиссёр
Михаил Ромм пригласил актёра на главную роль в свою историческую дилогию «Адмирал
Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
Дилогия Михаила Ромма была посвящена жизни великого русского флотоводца, адмирала
Федора Федоровича Ушакова. Готовясь к съёмкам, актёр прочитал огромное количество
литературы, посвященной легендарному адмиралу. По его собственному признанию,
эта роль отобрала у него много сил и энергии и, вместе с тем, стала одной из самых
любимых работ на экране. В дилогии об Ушакове Михаил Ромм задействовал целое созвездие
великолепных мастеров советского кинематографа: Бориса Ливанова, Николая Чистякова,
Геннадия Юдина, Владимира Дружникова, Сергея Бондарчука, Михаила Пуговкина, Георгия
Юматова и других. В итоге получилась драматическая история, насыщенная яркими
батальными сценами и повествующая о героизме русских моряков, о стойкости и величии
русского духа. А образ Ушакова вышел настолько убедительным, что когда в конце
50-х в Херсоне создавали памятник великому флотоводцу, то за основу взяли внешность
Ивана Переверзева.
После такого успеха новые работы Ивана Переверзева на киноэкране не заставили
себя ждать. Актёр снимался много, исполняя как главные роли, так и роли второго
плана. Из наиболее известных его работ в 50-е годы стоит отметить солдата русской
армии Каторгина в фильме «Герои Шипки», инженер Сергей Терентьевич Ромашко в фильме
«Урок жизни», золотопромышленник Тихон Кондратьевич Молоков в фильме «Во власти
золота», Роман в фильме «Полесская легенда».
Личная жизнь
Иван Переверзев всегда пользовался успехом у женщин и отвечал им взаимностью.
В 1952 году на съёмках фильма-сказки «Садко» (в котором Переверзев исполнял роль
Тимофея Ларионовича) он познакомился с актрисой Аллой Ларионовой. Спустя пять
лет они вновь встретились – теперь уже в Минске на съёмках фильма «Полесская легенда».
На этот раз меж ними вспыхнул роман, и вскоре Ларионова сообщила, что ждёт ребёнка.
Всё бы ничего, но именно в это время Переверзев встречался и с другой актрисой
- Кирой Канаевой, которая также оказалась беременна от него.
В итоге Переверзев сделал выбор в пользу Канаевой, ничего не сказав при этом
Ларионовой. О том, что её возлюбленный женился, Ларионова узнала случайно – убирая
его вещи, она взяла выпавший из кармана паспорт и увидела там штамп о браке. Для
Аллы Ларионовой это известие стало страшным ударом, но нашлось сильное мужское
плечо, на которое она смогла опереться. Это был Николай Рыбников, влюблённый в
неё ещё со студенческой скамьи. Николай, узнав обо всём, сорвался со съёмок фильма,
прилетел к ней и сделал предложение. Дочь Алёна родилась уже в законном браке
с Рыбниковым и получила его фамилию.
С Кирой Канаевой у Ивана Переверзева брак не удался, и они разошлись. В 1961
году к нему вернулась его первая жена Надежда Чередниченко, которая к тому времени
развелась с Тодоровским. Но и тут отношения не сложились – вместе они прожили
лишь полтора года…
Кумир, которому прощалось многое
В числе главных черт характера Ивана Переверзева отмечались его щедрость, открытость
и прямота. Он пользовался огромной популярностью и любовью не только среди обычных
зрителей, но и у руководства всех рангов. Ему прощались и амурные похождения,
и демонстративная дружба с диссидентами, и высказывания, которые он позволял себе,
не взирая на чины. Самым показательным моментом является его история с руководителем
страны Никитой Сергеевичем Хрущёвым, произошедшая в 1958 году в Крыму, на торжественном
приеме американского певца Поля Робсона.
Иван Переверзев, присутствующий на приёме, привлёк внимание Робсона. Они долго
беседовали, выпивали, прохаживались вместе по залу. Хрущёв, желающий пообщаться
с Робсоном, пару раз пытался к нему приблизиться, но настойчивый Переверзев уводил
американца. Когда же Хрущёв подошёл в третий раз, то изрядно подвыпивший актёр
громким голосом послал его на три буквы. Подоспевшие охранники выволокли Переверзева
из зала… После этого можно было ожидать чего угодно – репрессий, опалы и тому
подобного. Однако ничего подобного не произошло - то ли Хрущёв вошёл в положение,
понимая, что в тот момент Переверзев был попросту невменяем, то ли сказалась его
симпатия к актёру (а может и всё вместе). Как бы то ни было, но Переверзев продолжил
активно сниматься в кино.
Киноработы в 60-е годы
В начале 60-х Иван Переверзев сыграл несколько заметных ролей в кино, в числе
которых - боцман Иван Григорьев в фильме «Мичман Панин», профессор Петербургского
университета Василий Васильевич Докучаев в фильме «Василий Докучаев», Лонгрен,
отец Ассоль в экранизации знаменитого романа Александра Грина «Алые паруса». Режиссёры
нередко использовали импозантную внешность актёра, приглашая его на роли всевозможных
руководителей и партийных деятелей. К сожалению, предлагаемый материал был достаточно
однообразен – честные, принципиальные коммунисты без какой-либо глубокой психологической
проработки образов. Это и секретарь обкома Сергей Васильевич Бликин в фильме «Битва
в пути», и главный инженер кирпичного завода Василий Кириллович Черемных в фильме
«Молодо-зелено», и руководитель крупной стройки Павел Гаврилович Балуев в фильме
«Знакомьтесь, Балуев!». Фильм «Знакомьтесь, Балуев!», говоря современным языком,
раскручивался по полной программе - о нём с восторгом писали в прессе и даже выдвинули
на главный приз на Московском международном кинофестивале в 1963 году. Однако
победа, всё же, досталась настоящему киношедевру – знаменитому фильму Фредерико
Феллини «8 ?».
Во второй половине 60-х Иван Переверзев принял участие в съемках ряда известных
кинокартин. Так в знаменитом детском приключенческом фильме «Новые приключения
неуловимых» он сыграл начальника штаба Конармии, в популярной музыкальной комедии
«Трембита» - Прокопа, отца Миколы, в фильме «Сердце Бонивура» - старого крестьянина
Жилина, в приключенческом фильме «Опасные гастроли» - генерал-губернатора Казимира
Казимировича Кульбраса. В 1968 году Иван Переверзев снялся в главной роли капитана
судна «Цесаревич» в фильме Станислава Говорухина «», поставленном в редком для советского кинематографа того времени жанре
фильма-катастрофы. Фильм повествовал о пожаре, вспыхнувшем на судне по время трансатлантического
рейса, и о действиях капитана и его команды, направленных на предотвращение катастрофы.
Образ капитана, созданный в фильме, оказался весьма интересным и неординарным
– волевой руководитель, человек чести и долга, вместе с тем готовый идти на любые,
пусть даже жестокие меры ради поддержания порядка и спасения людей.
Последний брак
Одну из женских ролей в фильме «День ангела», снимавшемся на Одесской киностудии,
исполняла 26-летняя актриса Ольга Соловьева. Она и покорила сердце 53-летнего
Ивана Переверзева. В январе 1968 года они сыграли свадьбу, а спустя некоторое
время у них родился сын Фёдор.
Последние годы жизни и творчества
В последние годы жизни Иван Переверзев испытывал серьёзные проблемы со здоровьем.
Тем не менее, он продолжал сниматься в кино – сыграл начальника ЧК Смирнова в
третьем фильме о похождении Неуловимых «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые»,
генерала Василия Ивановича Чуйкова в знаменитой военной киноэпопее «Освобождение»,
Джона Сильвера в детском фильме «Приключения в городе, которого нет» и ряд других
ролей. В телефильме «Чисто английское убийство» его героем стал дворецкий Бриггс.
Но из-за проблем с голосом озвучить своего персонажа Переверзев не смог, и это
сделал за него его старый друг актёр Евгений Весник.
В 1975 году Ивану Федоровичу было присвоено звание народного артиста СССР.
Актёр продолжал работать до последних дней жизни. Скончался он 23 апреля 1978
года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
В память о знаменитом актёре одному из судов Азовского морского пароходства
было присвоено имя «Иван Переверзев». В 2002 году на здании в Большом Афанасьевском
переулке в Москве в его честь была установлена мемориальная доска.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Федор Раззаков. «Секс-символы России», с.84-92
Андрей Колобаев, «Иван Переверзев не мог устоять под напором женщин», «Мир новостей»
|