Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Иван Пельтцер_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Ивана Пельтцера

Фильмография:

1911 Эстерка Блехман
1916 Сибирская атаманша
1916 Пляска миллионов
1916 Огородник Лихой
1916 Как он устранил своего соперника
1916 Елена Деева
1917 Ясновидящая
1917 Шакалы власти
1917 Мир не скит
1917 Лгущие богу
1917 Из бездны к солнцу
1917 Зверь внутри нас
1917 Жуткая правда о Ленском расстреле
1917 Жертвенник страстей
1917 Вор любви
1917 Волжский богатырь
1918 Заемная жена
1918 Эпизод любви
1924 Красный тыл
1927 Дон Диего и Пелагея
1936 О странностях любви
1936 Последняя ночь
1937 Белеет парус одинокий
1937 Как будет голосовать избиратель - короткометражный
1938 Люди долины Сумбар
1938 Медведь - короткометражный
1938 Честь
1939 Огненные годы
1939 Степан Разин
1939 Человек в футляре
1939, 1946 Большая жизнь
1940 Цена жизни
1941 Дочь моряка
1941 Приключения Корзинкиной - короткометражный
1943 Во имя Родины
1943 Она защищает Родину
1945 Это было в Донбассе
1948 Путь славы
1950 Донецкие шахтёры
1950 Заговор обречённых
1952 Неразлучные друзья
1953 Налим - короткометражный
1954 Море студёное
1955 В один прекрасный день
1955 Васёк Трубачёв и его товарищи

Режиссёр:
1917 Мир не скит
1917 Вор любви

Сценарист:
1917 Вор любви

ПЕЛЬТЦЕР
Иван Романович
(Иоганн Робертович)

09.11.1871, с. Каблуково, Богородский уезд, Московская губерния – 29.03.1959, Москва

Заслуженный артист РСФСР (1925)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1941, за роль в фильме «Последняя ночь»)
Кавалер ордена «Знак Почёта» (1939)
Кавалер орден Трудового Красного Знамени (1950)

Осуществление мечты

Иван Романович Пельтцер (урождённый Иоганн Робертович) – обрусевший немец. Он родился в селе Каблуково Московской губернии в большой семье. Его отец работал механиком на фабрике искусственной шерсти. О том, как в семье относились к служителям театра, Иван Романович впоследствии рассказывал: «Жрецов искусства родители почитали за погибших созданий, погрязших в тине театрального болота».

Хотя семья Пельтцеров и была далека от мира искусства, Иван мечтал о сцене с детства. Тайком от отца он поступил в театральное училище при Малом театре по классу Михаила Прововича Садовского и в 1893 году окончил его.

Театр – 1893 – 1909 годы

После окончания театрального училища Иван Пельтцер дебютировал на сцене Белгородского драматического театра. В последующие годы молодой актёр поездил по провинции, исколесив полстраны. Он играл в театрах Тулы, Костромы, Рыбинска, Ейска, Астрахани, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Самары, Саратова, Майкопа, Ставрополя. Ему довелось играть в спектаклях классического репертуара: «Ревизор» (Хлестаков), «Идиот» (князь Мышкин), «Севильский цирюльник» (Фигаро), «Гроза» (Тихон), «Бесприданница» (Карандышев), «Свадьба Кречинского» (Расплюев), «На дне» (Лука), «Горе от ума» (Фамусов), «Без вины виноватые» (Незнамов и Миловзоров), «Доходное место» (Милогубов) и многих других.

Набравшись опыта, зарекомендовав себя ярким характерным актёром, обладающим чувством юмора, Иван Пельтцер решил попробовать свои силы в Москве. В 1900 году он был принят в труппу Московского театра под управлением известного антрепренёра Фёдора Адамовича Корша. Руководил театром Николай Николаевич Синельников. Театр Корша являлся одним из первых успешных коммерческих театров в России, зрители буквально ломилась на его представления. Зимой театр работал в Москве, летом ездил по провинции. Иван Пельтцер очень скоро стал любимцем публики. В Театре Корша он проработал девять лет, играл в спектаклях: «Дети Ванюшина» (Алёша), «Хоть тресни, а женись» (Сганарель»), «Генеральша Матрёна» (Елпидифор) и др.

Первый брак

Первой супругой Ивана Пельтцера стала Эсфирь Боруховна Ройзен, дочь первого казённого раввина Киева Боруха Ройзена, выходца их купеческой семьи. В 1904 году у них родилась дочь Татьяна Пельтцер, впоследствии ставшая знаменитой актрисой. А в 1906 году родился сын Александр, ставший автоконструктором.

Театр – 1909-1917 годы

В 1909 году антрепренёр Викторов пригласил Ивана Пельтцера в Витебский театр. С этого начался новый его этап путешествий по городам: Тифлис, Саратов, Раменское, Коломна и др. Плюс ко всему, Иван Пельтцер стал пробовать себя и в качестве театрального режиссёра. К сцене он приобщал и свою дочь Татьяну. Совсем юной она вышла на сцену в сезоне 1913-1914 годов в Екатеринодаре в спектакле, поставленном Иваном Пельтцером по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши».

В сезоне 1915-1916 годов Иван Романович сам стал антрепренером. Под его руководством в Харькове работал Театр миниатюр, в котором выступали молодые Леонид Утёсов и Николай Смирнов-Сокольский. А в детских постановках была задействована Татьяна Пельтцер – она играла Белоснежку и Красную Шапочку. Жила семья Пельтцер в достатке, у них был шикарный особняк в Харькове, оснащённый современной по тем годам сантехникой, что могли себе позволить немногие.

Весной 1916 года Иван Пельтцер вместе с семьёй вернулся в Москву и уже там открыл Театр миниатюр. Дочь Татьяну он отдал учиться в гимназию Ржевской. Правда, там девочка не прижилась, и потом её перевели в частную гимназию в Вознесенском переулке.

Кино – дореволюционный период

Впервые в кино Иван Пельтцер снялся в 1911 году на кинофабрике Р. Д. Перского в фильме режиссёра Иванова-Гая и оператора Лемберга «Эстерка Блехман», рассказывающем о бедной девушке, соблазнённой дворянином. Актёр исполнил там сразу две роли: отца Эстерки, слепого скрипача Блехмана, и того самого дворянина-соблазнителя. А роль Эстерки сыграла ученица Ивана Пельтцера актриса Анна Добровольская.

В 1916-1917 годах Иван Пельтцер снялся в целом ряде кинокартин ТД «Русь». У известного режиссёра Александра Чаргонина он сыграл Яшку в драме «Сибирская атаманша» и Павла в уголовной драме «Лгущие богу». Также среди его ролей: биржевой игрок Жуков в драме «Пляска миллионов», детектив Троцкий в драме «Жертвенник страстей», адмирал-изобретатель в драме «Шакалы власти» и др. К сожалению, многие из дореволюционных фильмов с участием Ивана Пельтцера не сохранились.

Театр и кино в 1918-1933 годы

Обе революции 1917 года семья Пельтцер встретила в Москве. После Октябрьской революции кто-то из интеллигенции спешил покинуть страну. Иван Романович, посовещавшись со своей семьёй, принял решение остаться. В конце 1917 года ему предложили возглавить в Москве одну из первых советских киностудий. В качестве режиссёра он поставил два фильма – салонную драму «Вор любви» по произведению Ги де Мопассана и драму «Мир не скит». На экраны картины вышли в начале 1918 года.

В 1918 году Иван Пельтцер вернулся в Театр Корша (в 1920-м он был переименован в 3-й театр РСФСР) и проработал там до 1925 года. В Театре Корша он познакомился с актрисой Ольгой Супротивной, которая стала его второй женой.

В 1925 году Иван Романович одним из первых получил почетное звание Заслуженного артиста Республики.

С 1925 по 1933 год Иван Пельтцер вновь колесил по стране. Он играл в Николаевском театре «Шахтёрка Донбасса», Московском Актуальном театре, Ивановской областной драме, Дальневосточном театре. К этому периоду относятся такие его работы на сцене, как: Бублик в драме «Платон Кречет» Корнейчука, Булычёв в драме «Егор Булычёв и другие» Максима Горького, Ленчицкий в драме «Бойцы» Ромашова.

14 декабря 1933 года Иван Романович по состоянию здоровья покинул сцену.

Кино 30-х годов

В течении полутора лет Иван Пельтцер проходил лечение, и в 1935 году его признали инвалидом второй группы. Однако без дела Иван Романович не остался – он вернулся в кинематограф, который к тому времени стал звуковым.

Его первым большой работой в звуковом кино стала роль Егора Захаркина, отца семейства в историко-революционном фильме «Последняя ночь», поставленном по мотивам повести Е.Габриловича «Тихий Бровкин». Фильм имел успех у зрителей, и Иван Пельтцер после этого стал активно сниматься.

Год спустя Иван Пельтцер сыграл дедушку Гаврика в замечательном детском фильме «Белеет парус одинокий» по одноименной повести Валентина Катаева. Фильм имел долгую экранную судьбу – он продержался в числе любимых подростками приключенческих кинолент не одно десятилетие.

В 1938 году Иван Пельтцер принял участие в короткометражном фильме, дипломной работе на тот момент ещё никому не известного, начинающего режиссёра Исидора Анненского «Медведь» по водевилю Антона Павловича Чехова. В этой картине Иван Пельтцер сыграл роль лакея Луки. Вместе с ним снялись мастера отечественного экрана Михаил Жаров и Ольга Андровская. Премьера короткометражки состоялась в июле 1938 года. Великолепный, остроумный, полный тонкого юмора фильм впоследствии назвали одним из самых успешных режиссёрских дебютов в истории советского кинематографа. Чуть позже Иван Пельтцер сыграл в следующей работе Исидора Анненского – фильме «Человек в футляре», исполнив эпизодическую роль гостя.

До начала войны Иван Пельтцер снялся ещё в нескольких фильмах. Одной из самых заметных его работ стала главная роль шахтёра-стахановца Кузьмы Петровича Козодоева в производственной драме «Большая жизнь».

Пенсия? Нет - работа

В 1939 году Ивана Романовича проводили на пенсию. Однако долго отдыхать он не смог. Уже в 1940 году он возглавил администрацию Театра имени Моссовета. В этой должности Иван Романович проработал в этой должности до 1946 года, параллельно играя на сцене.

Великая Отечественная война застала Ивана Пельтцера в Тбилиси, он там находился с женой Ольгой. Вскоре они перебрались в эвакуацию в Алма-Ата. В годы войны Иван Романович продолжал играть на сцене и сниматься в кино. Так он сыграл Степана Орлова в фильме «Она защищает Родину» и шахтёра Афанасия Петровича Кулыгина в фильме «Это было в Донбассе».

В 1946 году Иван Пельтцер перешёл в Государственный театр киноактёра, где проработал шесть лет. Играл в спектаклях «Три солдата» (Архип Семёнович), «Бедность не порок (Коршунов) и др. В кино он продолжал сниматься до середины 50-х годов, исполняя характерные роли почтенных стариков, заслуженных рабочих и т.п.

Иван Романович с юности обладал крепким здоровьем, занимался физкультурой, не курил, очень редко употреблял алкоголь. Здоровый образ жизни он поддерживал и в преклонном возрасте, что позволяло ему так долго существовать в профессии. Коллеги рассказывали, что и в 80 лет Иван Романович мог поднять тяжёлый мешок или запрыгнуть на подножку трамвая. А ещё он был общительным, задорным человеком, большим балагуром, любителем розыгрышей.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Светлана Новикова–Ганелина, «Иван Пельтцер и дочь его Татьяна», https://proza.ru;
«Знаменитый, но забытый отец Татьяны Пельтцер. Иван Романович Пельтцер – талантливый актёр, режиссёр, весёлый балагур и хулиган!», 7 февраля 2023, https://dzen.ru.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.