Фильмография:
1961 Совершенно серьёзно
1961 Командировка
1962 Чудак-человек
1963 Понедельник – день тяжёлый
1963 Полустанок
1963 Крыса на подносе - короткометражный
1965 Похождения зубного врача
1966 Скверный анекдот
1968 Любить...
1969 Только три ночи
1969 Про Клаву Иванову
1969 Вчера, сегодня и всегда
1970 Шаг с крыши
1970 Расплата
1970 Вас вызывает Таймыр
1971 Хозяин - фильм-спектакль
1971 Расскажи мне о себе
1971 Минута молчания
1971 Месяц август
1972 Человек на своём месте
1974 Рассказы о Кешке и его друзьях
1976 Ну, публика! - фильм-спектакль
1976 Все дело в брате
1977 У нас новенькая - короткометражный
1977 И это всё о нём
1977 Джентльмены, которым не повезло - фильм-спектакль
1977 А у нас была тишина
1978 Шла собака по роялю
1978 Расмус-бродяга
1978 Капитанская дочка - фильм-спектакль
1978 Иванцов, Петров, Сидоров
1979 Фрак для шалопая
1979 Соседи
1979 Приключения
Электроника
1979 Молодая хозяйка Нискавуори - фильм-спектакль
1980 Нора - фильм-спектакль
1980 Крупный разговор
1980 Комедия давно минувших дней
1980 Гражданин Лёшка
1981 Единственный мужчина
1982 Чародеи
1982 Там, на неведомых дорожках...
1982 Солнечный ветер
1982 Просто ужас!
1982 Покровские ворота
1982 Не было печали
1982 Две главы из семейной хроники
1982 Голос
1983 Торпедоносцы
1984 Пеппи Длинныйчулок
1984 Осиное гнездо - фильм-спектакль
1984 Мёртвые души
1984 Букет мимозы и другие цветы
1985 Противостояние
1986 Обида
1987 Цвет корриды
1987 Клуб женщин
1987 Испытатели
1987 Дни и годы Николая Батыгина
1987 Время летать
1987 Виктория
1987 Без солнца
1988 Порог - фильм-спектакль
1988 Дикарь
1990 Самоубийца
1989 Село Степанчиково и его обитатели - фильм-спектакль
1989 Светик
1989 Женщины, которым повезло
1989 Во бору брусника
1990 Очарованный странник
1990 Николай Вавилов (СССР, ФРГ)
1991 Женщина для всех
1991 1000 долларов в одну сторону
1993 Раскол
1993 Провинциальный бенефис
1994 Я свободен, я ничей
1997 Любовь - фильм-спектакль
1997 Принцесса на бобах (Украина, Россия)
2000 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 2. Завещание императрицы
|
НИКИЩИХИНА
Елизавета Сергеевна
17.05.1941 – 28.10.1997, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1984)
Желание стать актрисой
Елизавета Никищихина родилась в 1941 году перед самым началом Великой Отечественной
войны. Так что ее детство пришлось на трагические для нашей страны военные и тяжелые
послевоенные годы. Жила Лиза с родителями, как и миллионы других советских граждан,
в коммунальной квартире. Среди их соседей была семья знаменитого эстрадного чтеца
Сурена Кочаряна.
Елизавете Никищихиной было шестнадцать, когда знаменитый актер, художественный
руководитель Театра Станиславского Михаил Яншин взял ее, еще, будучи школьницей,
в актерскую студию при театре. Отец Лизы, узнав об этом, пришел в бешенство: «Ты
что - хочешь стать проституткой?», а когда дочь попыталась возразить, сильно ударил
ее. Благо, что в тот момент в квартире находились молодые Левон Кочарян и его
друзья Владимир Высоцкий и Андрей Тарковский. Парни утихомирили разбушевавшегося
Лизиного отца и успокоили девушку. Потом ребята вместе встречали на даче Новый
1958 год, где Елизавета окончательно утвердилась в решении стать актрисой.
Из-за конфликта с отцом Елизавета ушла из дома и сняла комнату. Лишь спустя
полгода отец помирился с ней, и дочь, к тому времени учившаяся в театральной студии,
вернулась в семью…
Театр. 60-е – 80-е годы
В 1960 году Елизавета Никищихина окончила театральную студию и была принята
в труппу Театра имени К.С. Станиславского в Москве. Ее первыми работами на этой
сцене стали Машенька в одноименном спектакле по пьесе Александра Афиногенова,
посвященном современной молодежи, Герда в детском спектакле «Снежная королева»
знаменитой сказке Андерсена, Девушка-гид в спектакле «Энциклопедисты» по пьесе
Леонида Зорина.
В 1963 году художественным руководителем театра стал Борис Александрович Львов-Анохин.
Впоследствии в своих воспоминаниях он признавался, что поначалу просмотрев репертуар
Елизаветы Никищихиной, игравшей, в основном, характерные эпизоды, он не увидел
у нее настоящей актерской школы, лишь штампы, грубый нажим и пронзительный голос.
Он даже посоветовал ей уйти из актерской профессии. Борис Александрович рассказывал:
«Она выслушала меня молча, не возражала, ни о чем не просила, не плакала, встала
и так же молча пошла к двери. В ней было такое благородство безысходного отчаяния,
такое скорбное достоинство, такая горечь разбитых надежд, она шла так, словно
несла, не расплескав, чашу непролитых слез. Меня пронзила мысль – как талантливо
она идет, какая гордость раненой, униженной изгнанницы. Я окликнул ее, остановил,
предложил попробовать поработать с ней в пьесе П. Когоута «Двенадцать», которую
тогда репетировали в театре. И в работе я увидел ее творческий фанатизм, одержимость,
истовость. Это была редкая индивидуальность, соединившая способность к самой острой,
смелой характерности с глубочайшим, трепетным лиризмом».
В 1965 Львов-Анохин утвердил Елизавету Никищихину на главную роль в спектакль
«Антигона» по пьесе Жана Ануя. Для многих такой выбор показался более чем странным
– угловатая и резкая актриса в роли античной героини. Однако режиссер оказался
прав. Елизавета Никищихина полностью отдалась работе над этой сложнейшей ролью.
Львов-Анохин вспоминал: «Никищихина играла Антигону босой, она покоряла необычной
пластикой танцовщицы-босоножки, в момент внутренних кульминаций естественно поднималась
на полупальцы. Г.С. Уланова отметила тогда выразительность ее пластики. В роли
Антигоны Никищихина соединила исступление и грацию, ярость и нежность, вдохновенную
отрешенность и абсолютную узнаваемость обыкновенной, только неистово упрямой,
девчонки».
«Антигона» принесла Елизавете Никищихиной широкую известность в театральной
среде, стала ее звездным часом. Актриса доказала всем, что обладает широким творческим
и жанровым потенциалом. В 60-е и 70-е годы она сыграла еще целый ряд ярких, интересных
ролей, среди которых: Сонька в спектакле «Анна» по пьесе Майи Ганиной (1966),
Луиза в драме Шиллера «Коварство и любовь» (1971), Катя в спектакле «Радуга зимой»
по пьесе Михаила Рощина (1975), Васса в спектакле «Первый вариант „Вассы Железновой“»
по Максиму Горькому (1976), Маша в спектакле «Прощание в июне» по пьесе Вампилова
(1976), Лиззи в спектакле «Продавец дождя» по пьесе Ричарда Нэша (1976), Лиза
в спектакле «Исповедь молодого человека по роману Ф.М.Достоевского «Подросток»
(1978).
И все же в полной мере свой огромный актерский потенциал Елизавете Никищихиной
реализовать не удалось. Между действительно значимыми постановками с ее участием
постоянно возникали длительные паузы простоя. Еще больше положение ухудшилось
в 80-е годы, когда Театр им.Станиславского покинул режиссер Анатолий Васильев.
Ролей стало совсем мало. Среди работ актрисы этого периода можно отметить лишь
Мать в драме Дударева «Порог» и Анну Ивановну Веденееву в спектакле «Женский стол
в Охотничьем зале» по пьесе Виктора Мережко.
Кино
Кинематографисты также по-настоящему не использовали многогранный талант Елизаветы
Никищихиной. Нет, она снималась достаточно много, вот только доставались ей в
основном небольшие характерные роли, порой и вовсе эпизоды. На роли лирических
героинь Никищихина из-за своей внешности не подходила, ниша драматических героинь
была прочно занята другими актрисами, и режиссеры использовали ее характерность,
выразительную мимику и чудаковатость клоунессы в комедийных и детских картинах.
Выделить что-то из ролей Елизаветы Никищихиной в 60-е годы сложно – парикмахерши,
телефонистки, секретарши, студентки – сплошные эпизоды. Гораздо более известны
ее работы в 70-е годы. Создать полноценный, многогранный образ с какой-то предысторией
в предоставленном тебе эпизоде – на это способны лишь настоящие мастера. Елизавета
Никищихина подходила к любой своей роли, индивидуализируя персонажа, потому ее
героини и остались в памяти миллионов зрителей. Юные зрители, безусловно, запомнили
ее живых и подвижных Мадлену из фантастического фильма (1970), продавщицу мороженого из фильма «Рассказы о Кешке и его друзьях»
(1974), Елизавету Канарейкину из музыкальной мелодрамы «Шла собака по роялю» (1978),
попечительницу приюта Фрекен Хёк из приключенческого фильма «Расмус-бродяга» (1978).
Одной из самых известных ее ролей стала Маша, помощница профессора Громова в знаменитом
детском фантастическом фильме «» (1979). Между прочим, эту роль она получила, обойдя на пробах
таких мастеров, как Лия Ахеджакова и Ирина Муравьева!
В начале 80-х Елизавета Никищихина снялась в знаменитой комедии Михаила Казакова
«Покровские ворота». Вновь небольшая роль, но эпизодической ее язык назвать как-то
не поворачивается - настолько много в нее вложено. Актриса создала комичный образ
Нины Орлович, мнящей себя интеллектуалкой и боготворящей своего мужа, занимающегося
рифмоплетством (поэзией это назвать невозможно). А ее фраза «Какие высокие отношения!»,
которой она взволнованно-возвышенно наградила отношения между главными героями,
и вовсе стала крылатой. И вспоминается она всякий раз, когда речь заходит об этой
прекрасной кинокартине.
80-е годы были также отмечены ее блестящими ролями в фильме-сказке «Там, на
неведомых дорожках...» (Кикимора Кикиморовна Болотная), экранизации «Мертвых душ»
Н.В.Гоголя (жена Собакевича), детском музыкальном фильме «Пеппи Длинныйчулок»
(фру Лаура), эпизодом в новогодней комедии «Чародеи» (член комиссии, произносящая
в финале: «Это не институт, а Дворец бракосочетаний какой-то!»).
К сожалению работ в картинах других жанров у актрисы было крайне мало, хотя
ее драматическое дарование не раз подтверждалось как на сцене, так и на экране.
Тут можно отметить ее Лидию Ивановну, директора школы из драмы «Виктория» (1987),
Татьяну в драме «Во бору брусника» или ее биолога Щукину в детективе Семена Арановича
«Противостояние» (1985). По сюжету «Противостояния» главный герой полковник милиции
Костенко, расследуя цепь преступлений, сталкивался с различными свидетелями. В
их числе проходила и героиня Елизаветы Никищихиной. В небольшой сцене перед зрителями
разворачивалась внутренняя сущность этой немолодой одинокой особы, упивающейся
своей «высокой духовностью» и «возвышенностью» над окружающими людьми.
Личная жизнь
Елизавета Никищихина была замужем три раза, и все браки были недолговечными.
Самым скоротечным оказался первый – с музыкальным критиком Анатолием Агамировым,
с которым она познакомилась в 1971 году на съемках фильма «Расскажи мне о себе».
Уже в 1972 году она вышла замуж второй раз - за психиатра Эдуарда Лейбова. В этом
браке у нее родилась единственная дочь Катя. Вместе они прожили три года, после
чего Лейбов эмигрировал в Америку.
Третьим мужем актрисы стал писатель и драматург Евгений Козловский, известный
диссидент. За одно из своих произведений он в 1982 году был арестован КГБ по статье
«Заведомо ложные измышления, порочащие советский общественный и государственный
строй» и провел семь с небольшим месяцев в Лефортовской тюрьме. Все это не могло
не затронуть и Никищихину, которую неоднократно вызывали на допросы, а в квартире
у них прошло три обыска. Из-за этого брака не состоялся и переход актрисы в Театр
на Таганке, куда ее звал Анатолий Васильев – руководство театра посчитало невозможным
принять у себя жену диссидента.
К тому времени Елизавета Никищихина уже давно злоупотребляла алкоголем – сказалась
неудовлетворенность работой, как в театре, так и в кино. В конце концов, это привело
к разрыву с мужем. Позже обострились отношения и с дочерью, которая рано вышла
замуж и ушла из дома.
Последние годы
Театр им.Станиславского Елизавета Никищихина покинула в 1994 году. Последние
два года работы в нем подарили ей три интересные роли: Королевe-мать в спектакле
«Томас Беккет» по пьесе Ж. Ануя, Ведьму в спектакле «Отражение «Юген» по Дзэами
Мотокие и А. Чехову и Агафью Тихоновну в гоголевской «Женитьбе».
В 1990-е годы актриса снималась крайне редко. Ее совершенно не устраивал новый
российский кинематограф, в котором было много насилия и «чернухи». «Это такой
ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не хочу этим заниматься. Даже если
бы мне нечего было есть и не в чем ходить», - говорила она. В результате актриса
жила, а точнее выживала на скромную пенсию
Ее последними работами в кино стали роли нищенки-попрошайки в мелодраме «Принцесса
на бобах» и камер-фрау Крамер в исторической драме « Тайны дворцовых переворотов.
Россия, век XVIII Завещание императрицы». Фильм «Тайны дворцовых переворотов»
вышел уже после ее смерти.
Елизавета Никищихина скончалась в полном одиночестве 28 ноября 1997 года в
коммунальной квартире, где проживала последние годы. Похоронена на Востряковском
кладбище в Москве.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Б. Львов-Анохин, «Уход Антигоны», «Экран и сцена», 4-11.12.1997.
Татьяна Рассказова, «С отбитыми пальцами», http://www.peoples.ru
Кирилл Песков, «Актриса Никищихина умерла, подавившись яблоком», 03.02.2011, http://sobesednik.ru
Федор Раззаков. «Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца», Эксмо, Москва,
2010
|