Фильмография:
1985 Этот фантастический
мир. Выпуск 11 - фильм-спектакль
1987 Завтра была война
1988 Маленькая Вера
1988 Автопортрет неизвестного
1989 В городе Сочи темные ночи
1992 Назад в СССР (Back in the U.S.S.R.) - США-Россия
1992 Товарищ на лето (Comrades of Summer) - США
1993 Закон и порядок (Law and Order) - США
1996 Every Minute is Goodbye - США
2009 Бубен, барабан
|
НЕГОДА
Наталья Игоревна
Родилась 12.11.1964, Москва
Лауреат кинопремии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» (1988,
«Маленькая Вера»)
Лауреат Гран-при «Золотой Хьюго» за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале
в Чикаго (1988, «Маленькая Вера»)
Лауреат Пеpвого пpиза как лучшей актрисе на Международном кинофестивале в Женеве
(1989, «Маленькая Вера»)
Маленькая Наташа
Наталья Негода родилась в Москве 12 ноября 1964 года. Уже в раннем детстве
Наташа ощутила вкус артистической жизни – ее родители имели непосредственное отношение
к творчеству: мама работала режиссером на телевидении, а отец был актером. Учиться
девочка не любила, а школьная рутина долгое время вызывала панический ужас, ведь
Наташа мечтала не о катетах и уравнениях с какими-то неизвестными, а о балетных
антраша: «Со школы учебу ненавижу, как вошла в нее, так и вышла – белым листком,
только чуть помятым. Все время пыталась уйти в балерины. Была маленькая, страшная
и толстая – щеки, как у барсука. Сказки читала до очень позднего возраста, плакала».
Однако такой сентиментальный и романтический характер скрывался за неприметной
в буквальном смысле внешностью – из-за роста на Наташу долго не обращали внимание
ребята-ровесники и не принимали всерьез взрослые. А она представляла себя только
актрисой – великой и гениальной, поэтому сразу после школы отправилась штурмовать
театральные. В толпе статных красавиц будущая первая секс-бомба СССР, а пока «гадкий
утенок» Негода просто терялась. Но девушка не сдавалась – сказывалось Скорпионье
упрямство: «У меня была проблема с ростом: маленькая, никто не видит, поэтому
на экзамен в Школу-студию МХАТ приходилось таскать в сумочке туфли с десятисантиметровыми
каблуками и переобуваться в скверике. На «танцах», конечно же, свернула каблук,
и к всеобщей радости уковыляла, извинившись». Первая мечта Наташи Негоды сбылась
только через год – она стала студенткой Школы-студии МХАТ (мастерская О. Ефремова).
В 1986 году Негода окончила Школу-студию и пережила мучительный период показов
в театры, который закончился приемом в ТЮЗ: «Мы всем скопом ходили показываться,
и везде: нет, нет, нет, а когда меня взяли в ТЮЗ, мне казалось, что это грандиозный
случай, а прошел год, и я поняла: боже мой, меня засасывает болото, мой талант
гниет, моя молодость погибает». Юношеский максимализм Негоды – как и всякий максимализм
20-летнего человека – был вполне оправдан, к тому же, в 1986 уже закончились съемки
в фильме Ю. Кары «Завтра была война» по одноименному роману Б. Васильева, где
у Натальи была одна из главных ролей – десятиклассницы Зины: «Студенткой Б. Васильева
прочла – «Завтра была война» - всю ночь прорыдала, пришла на учебу – режиссер
Ю. Кара немедленно ко мне: «Хочешь сниматься в фильме «Завтра была война»?» -
«Да!!!». Именно благодаря этому фильму состоялось знакомство с начинающим режиссером
В. Пичулом.
«Маленькая Вера»
Встреча с 27-летним режиссером Василием Пичулом произошла совершенно случайно.
Вот что позже вспоминал Пичул о работе с Негодой: «Она пришла на студию Горького
получать гонорар за роль комсомолки Зины в фильме «Завтра была война». Там ее
увидел наш администратор и привел ко мне. Дальше были пробы. Сначала на роль Веры
планировалась , но
ее пригласили в фильм «Башня». Негода не пыталась вызвать к себе никакой симпатии,
про нее всегда рассказывали жуткие истории — как она ведет себя в жизни, как в
театре… Получалось нечто ужасное, и я, конечно, не горел желанием приглашать ее
в фильм. И когда Апексимова отказалась от роли, Татьяна Лиознова, бывшая по тем
временам вроде продюсера, заставила показать еще раз пробы и выбрала Негоду. А
я был так раздавлен предательством предыдущей актрисы, что мне было совершенно
все равно». Вопреки ожиданиям режиссера и съемочной группы, Негода никак не проявляла
свой пресловутый дурной характер: «С ней работать было легко, даже постельная
сцена (первая откровенная в отечественном кино) далась на удивление просто. Она
великая актриса, а про великих всегда говорят гадости. Она реально не понимала
эту жизнь, но органично в нее вошла — это не от мозга идет, а от таланта. И я
благодарен и судьбе, и Татьяне Лиозновой, потому что Негода стала тем нервом,
который внес в фильм энергетику. Это мой первый фильм, в нем масса ошибок, но
никто их не видит, потому что там есть энергетика». Возможно, именно эта сумасшедшая
энергетика, а не обнаженная грудь Негоды привлекли в кинотеатры более 50 миллионов
зрителей – и это в то время, когда о мощных пиар-технологиях и слыхом не слыхивали.
Так в конце 1980-х символом веры в то, что и мы будем жить лучше, стала маленькая
провинциальная девушка Вера. Вера – отвязная и резкая, добрая и чуткая девчонка,
рвущая от жизни всё, что удается. Но не то она рвет, и оторванные куски не доставляют
радости. Да и что можно оторвать в провинциальном, рабочем поселке с дикими драками
под портретами вождей, танцплощадкой и прочими прелестями социализма? Что могут
сказать очумевшие от работы и борьбы за выживание родители только что окончившей
школу дочери, найдя у нее в сумочке 20 долларов? Она задыхается, как и всем
людям, ей нужны счастье и любовь. Вера вдруг понимает, что если не начать брыкаться
и драться прямо сейчас, то серая рутина засосет навечно. Фильм произвел эффект
разорвавшейся бомбы. И главной «пострадавшей» стала Наталья Игоревна Негода. На
исполнительницу роли маленькой Веры обрушился целый шквал эмоций – от негодования
до восхищения… Негода хорошо помнит, как во время премьеры в Доме кино раздался
возглас «Позор!» и большая группа покинула зал: «Мне кажется, что «маленькая Вера»
- это не просто моя героиня. Тут другой смысл. Это маленький мир маленьких людей
с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира».
Кроме Негоды, в фильме снимались Юрий Назаров, Людмила Зайцева, Александр Алексеев-Негреба,
Александра Табакова, Андрей Фомин, Александр Миронов и . А партнером Натальи, с которым по сюжету у нее был бурный роман и
первая в отечественном кино эротическая сцена, стал студент первого курса Щукинского
училища : «Сниматься
с Наташей было вовсе не сложно. Говорят, будто она была капризной актрисой, -
это абсолютная неправда. А к той постельной сцене режиссер настолько тонко и грамотно
нас подвел, что никакого стеснения не возникало. И никакими первопроходцами мы
себя не чувствовали, это была наша работа, и мы просто старались сделать ее качественно.
А о том, что картину станут считать точкой отсчета нового кинематографа, мы даже
не предполагали».
А между тем пресловутой сцены в картине могло и не быть. Режиссер Василий
Пичул придумал ее уже после того, как отснял весь фильм. Просматривая материал,
он понял, что не хватает чего-то такого, что «полоснуло» бы по сознанию зрителя.
Вспоминает Андрей Соколов: «Мне неожиданно из Наташкиной квартиры позвонил Пичул:
- Андрюх, приезжай, надо обсудить одну вещь. У нас не хватает чего-то такого,
что «врезало» бы по-настоящему.
И мы сидели втроем, обсуждали. Надо сказать, Вася оказался очень мудрым человеком.
Сколько ему тогда было – двадцать шесть, двадцать семь лет… Но он настолько тактично
нас к этому подвел: надо работать, давай так – ну давай. Сцена-то была непростая.
Вокруг нас стояло человек двадцать пять: кто со светом, кто с гримом, кто просто
глазел... Но оператор нас вел: «Подвинься туда» - я подвинулся, «Сделай так» -
я сделал. В общем, как-то прошло...».
К сожалению, в свое время за формами Негоды почти пропало содержание этой великолепной
драмы. Кинокритики советской школы как-то не заметили, что фильм этот глубокий
и идеально воссоздает атмосферу среднего провинциального города. Что картина эта
об одиночестве и безысходности, о маленькой Вере, большой Любви и робкой Надежде.
По опросу журнала «Советский экран» Наталья Негода была признана лучшей актрисой
1988 года, а фильм получил множество наград на международных фестивалях: Большой
специальный приз жюри Международного кинофестиваля 1988 года в Монреале, премию
ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля 1988 года в Венеции, Гран-при "Золотой
Хьюго" за лучшую женскую роль Наталье Негоде на Международном кинофестивале
1988 года в Чикаго, приз «Голубой берег» Международного кинофестиваля 1989 года
в Трое, пеpвый пpиз лучшей актрисе Наталье Негоде на Международном кинофестивале
1989 года в Женеве, приз «Феликс-89» за лучший сценарий Марии Хмелик, Гран-при
за лучший полнометражный фильм на Международном кинофестивале 1989 года в Анже,
приз киноакадемии "Ника-88" лучшей актрисе года Наталье Негоде, призы
кинофестиваля «Созвездие-89» за роли второго плана Юрию Назарову и Людмиле Зайцевой.
Негода привнесла в образ максимум личного обаяния и ту меру исповедальности,
которая сделала ее героиню символом поколения, а фильм – символом эпохи. Образ
Маленькой Веры принес Негоде небывалый успех и крушение личного счастья. По крайней
мере, именно из-за этой роли закончился трехлетний роман с Ефремовым-младшим.
Получив международное признание и всенародную славу, актриса Негода продолжала
воплощать противоречивые образы зайчиков-попугайчиков на сцене московского ТЮЗА:
«В театре кругом левые, правые, кривые, прямые, думай, что говорить, кому, как
и где, и немедленно примыкай, а я от этого устаю. Не было ни врагов, ни друзей.
Ни ролей. Зато все массовки – зайчики, попугайчики, клены и березки – мои. Пичул
мне сказал: «Ну, и что тебе в этом? У тебя впереди открытый проект, поездки»».
Негода задумалась, но не надолго – выбор между сомнительным будущим в ТЮЗЕ и сногсшибательными
рекламными компаниями в Италии, Испании и предложением сняться в «Плейбое» был
легким. В 1988 году Наталья Негода ушла из театра навсегда.
«Маленькую Веру» закупили для проката в 12 странах, а Наталья Негода изъездила
полмира и даже выступала зарубежной соведущей на церемонии вручения «Оскара».
Скандальный успех фильма принес Негоде дивиденды в форме предложения сняться для
разворота «Плейбоя» - в СССР это было просто неслыханно. Как позже признается
Негода, она приняла это предложение из интереса и из-за денег, и попросту не думала,
что ее поступок будет иметь такой резонанс: «Я думала, что слухи не дойдут до
Союза. Но «Плейбой» сделал мне такую рекламу, что, когда я приехала в Нью-Йорк,
поняла, что придется выставлять вперед кулаки для защиты. В Америке я давала по
7 – 8 интервью в день». Через несколько месяцев слоган From Russia – with love!
(«Из России – с любовью!» - именно такой девиз был напечатан на одной из маек
плейбоевской серии) стал самым популярным во всем западном мире.
Профессиональное мастерство Негоды сыграло с ней злую шутку, а точное попадание
в образ Веры стало для актрисы не только триумфальным, но и роковым. Для зрителей
Наталья Негода так и осталась «маленькой Верой». Роль Веры в фильме «Автопортрет
неизвестного» (реж. В. Криштофович, 1988) осталась незамеченной, а ее Лена из
фильма «В городе Сочи темные ночи» (реж. Пичул, 1989), столичная интеллигентка
с несложившейся судьбой, снова взбалмошная и бунтующая, оказалась перепевом звездной
роли.
В 1989 в интервью журналу «Огонек» самая популярная актриса советского кино
откровенно рассказывала о своих страхах: «Я боюсь, что все, что со мной произошло,
случайно. Сошлись звезды на небе. А завтра этого уже не будет. И жди следующих
звезд. Мне было бы очень страшно не выезжать больше никогда за границу… Боюсь,
что не будет предложений. Я хочу много зарабатывать денег, тратить их на себя
и тех, кого люблю. Я боюсь, что наша жизнь развернется в обратную сторону. Боюсь,
что мы идем по чужим следам и повторяем этапы чужого пути: поствьетнамский синдром,
сексуальная революция, студенческие волнения ожидают и нас. Я боюсь потерять близких
и любимых. Я очень боюсь остаться одна». Существует мнение, что человеком управляют
его страхи. Эта причина кажется особенно убедительной, если страхи уравновешены
заманчивыми перспективами: безденежье и вереницы «маленьких» Вер, Лен и Кать –
на одной чаше весов, и «карьера Мишель Пфайффер» (насколько фантастически бы это
не звучало), благополучие – на другой. И снова Негода сделала выбор. Решительно
и бесповоротно.
Новая жизнь
В начале 90-х Наталья Негода окончательно перебралась на Запад, вышла замуж
за русского эмигранта, экономиста по профессии, и поселилась в Лос-Анджелесе.
Где живет и сейчас. Правда, уже без мужа. Наталья в Голливуде сыграла главные
роли в трех фильмах: «Назад в СССР» (реж. Д. Сэрафьян, 1992), «Товарищ на лето»
(1992), «Закон и порядок» (реж Томм Ли Уоллас, 1993) и «Every Minute is Goodbye»
(1996). Актриса ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с
прессой почти не общается, на тусовках не появляется: «Я давно не работаю. Неинтересно
стало. А сидеть и ждать, что вдруг позовут на очередную пробу и я стану Мишель
Пфайффер... Вдруг не бывает. И Мишель Пфайффер я там никогда не стану. И вот как
только я перестала реагировать на то, что моя жизнь все меньше связана с кино
– с тем, чем я раньше зарабатывала деньги, - я стала свободна и счастлива».
В 2003 году Н. Негода стала героиней фильма Б. Бермана и И. Жиндарева «Звучная
фамилия Негода, или «Маленькая Вера» 15 лет спустя», который с успехом прошел
по Первому каналу.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Наталья Негода на сайте www.kinox.ru;
Наталья Негода на сайте www.kinofilm.kz;
Наталья Негода на сайте www.dreamtech.ru;
Наталья Негода на сайте www.krugosvet.tu;
А. Терехов «Девушка нашей мечты» - Огонек, 1989;
В. Чумаков «Маленькая вера большой страны» (www.ogoniok.ru);
«Маленькая Вера 15 лет спустя» – «Аргументы и факты» – № 45 (1202) от 05.11.2003;
«Первая русская грудь» – «Харьковские окна» от 11.11.2004;
М. Забелина «Голая правда» советского кино» – «Наше кино» - № 4 (12) 2005
|