МЕНЬШОВ
Владимир Валентинович
17.09.1939, Баку - 05.07.2021, Москва
Народный артист России (1991)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу» (1973,
за фильм «Человек на своем месте»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской (1978, за фильм «Розыгрыш»)
Лауреат Премии «Оскар» в номинации «Иноязычный фильм» (1980, за фильм «Москва
слезам не верит»)
Лауреат Приза гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм (1980, за фильм
«Москва слезам не верит»)
Лауреат Премии за лучший иностранный фильм на КФ американских фильмов в Хьюстоне
(1981, за фильм «Москва слезам не верит»)
Лауреат Государственной премии СССР (1981, за фильм «Москва слезам не верит»)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999)
Лауреат Приз мэра Москвы Юрия Лужкова «За выдающееся произведение о Москве» на
кинофестивале «Московский Пегас-99» (1999, за фильм «Москва слезам не верит»)
Детство
Родители Владимира Меньшова родом из Астрахани. Мама - Антонина Александровна
Дубовская (1905 г.р.) – дочь зажиточного крестьянина из села Чаган, что под Астраханью
– после революции, опасаясь попасть под раскулачивание, покинула семью. Помыкавшись,
она устроилась горничною на судно, совершавшее пассажирские рейсы из Баку в Иран.
Здесь то она и познакомилась с первым помощником капитана Валентином Михайловичем
Меньшовым (1912 г.р.). В 1938 году они зарегистрировали свои отношения, а спустя
год у них родился сын Владимир.
Детские годы Владимира прошли в Баку. Там же, в 1941 году, у него родилась
сестренка Ирина, и мама теперь все свое время посвящала воспитанию детей. Отец
к тому времени уже успел оставить профессию моряка. Ему предложили работу в НКВД,
а от таких предложений в те годы отказываться было крайне опасно.
После войны, в 1947 году, отца Владимира перевели в Архангельск. Сказочная
северная природа России покорила юного мальчика. Впоследствии, став режиссером,
Владимир Меньшов признавался, что на его творчество немало повлияли те детские
впечатления.
Несмотря на переезды, Владимир всегда учился хорошо. Причем заслуга в этом,
прежде всего, его самого. С ранних лет Владимир очень много читал, расширяя свой
кругозор. Как и все мальчишки, начинал он с приключенческой литературы, но постепенно
его вкус развивался, и в старших классах Владимир все больше стал уделять внимания
классике. Эту страсть к книгам Меньшов пронес через всю свою жизнь, собрав впоследствии
солидную библиотеку.
Между тем, в Архангельске семье Меньшовых не пришлось долго задержаться. Уже
в 1950 году Валентина Михайловича вновь перевели – на этот раз в родную Астрахань.
Здесь Владимир и окончил школу. Причем окончил с серебряной медалью! Необходимо
было определяться с профессией…
Путь в актеры
Валентин Михайлович очень хотел, чтобы сын избрал профессию военного. Однако
Владимир мечтал совсем о другом. Еще с детства он увлекся кино. Мальчик не раз
пересматривал советские фильмы, многие из которых знал практически наизусть. Кроме
того, Владимир участвовал в постановках школьных спектаклей, а также серьезно
изучал литературу о кино.
К окончанию школы Владимир твердо утвердился в мысли стать актером. Родители
были не в восторге от выбора сына, - слишком уж сомнительной им казалась эта затея,
но мешать сыну они не стали. Так, в 1957 году Владимир отправился покорять Москву.
Первая попытка оказалась неудачной. Во ВГИКе юношу забраковали. Причем забраковали
по делу, - Владимир оказался совершенно неподготовленным. Но поездка не прошла
даром. Окунувшись в новый для себя мир, он был им просто зачарован, и твердо решил
не отступать от своей цели.
Владимир вернулся в Астрахань и устроился на завод имени Карла Маркса. Там
он работал сначала учеником токаря, а затем токарем. В 1958 году юношу приняли
во вспомогательный состав Астраханского драматического театра, где он начал набираться
столь необходимого опыта для поступления в театральный институт.
В последующие два года Владимир успел поработать шахтером в Воркуте и матросом
в Баку. И только в 1961-м вновь решился на покорение Москвы….
Школа-студия МХАТ. Встреча с Верой Алентовой
В Москве Владимиру Меньшову посчастливилось поступить в Школу-студию МХАТ,
- в те годы одно из лучших учебных заведений страны. Еще, будучи студентом, ему
довелось поработать (пусть и в массовке) рядом со звездами театральной сцены.
И это был ценнейший опыт! Между тем, педагоги не очень-то верили в юношу. По мнению
многих, как актер он был совершенно бесперспективен. Что ж, всем свойственно ошибаться…
На втором курсе произошли изменения в личной жизни Владимира Меньшова. Он женился
на студентке Школы-студии МХАТ .
Незаметно пролетели три года, и подошло время выпускных экзаменов. Вот тут-то
Владимир Меньшов и Вера Алентова впервые испытали жесточайшее разочарование. Если
других студентов распределили по театрам, то для них работы просто не оказалось.
В итоге им пришлось временно расстаться. Владимир Меньшов уехал в Ставрополь,
где был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова,
а Алентова все же смогла устроиться в Москве – в Московский театр имени А.С. Пушкина.
Возвращение в Москву
В Ставрополе Владимир Меньшов проработал два года. Актером и режиссером. Причем
режиссура все больше его захватывала, и в 1967 году он вновь вернулся в Москву,
чтобы поступить теперь уже на режиссерский курс.
Меньшов явился во ВГИК к легендарному Михаилу Ромму и представил ему свои литературные
работы. Молодой актер настолько понравился мэтру, что тот принял его сразу же
на второй курс, специально для него придумав «аспирантуру по режиссуре художественного
фильма». Здесь, под руководством Михаила Ильича Меньшов в течение трех лет постигал
режиссерское искусство.
Что же касается личной жизни, то отношения между Меньшовым и Алентовой складывались
далеко непросто. В 1969 году у них родилась дочь
(впоследствии ставшая популярной телеведущей и киноактрисой), но жили Вера и Владимир
порознь. Причиной тому было элементарное отсутствие жилья. Денег на квартиру у
них не было, вот и приходилось Алентовой с дочерью жить в общежитии театра им
А. С. Пушкина, а Меньшову ютиться во ВГИКовской общаге. Такое ненормальное положение,
в конце концов, привело к тому, что они приняли решение расстаться.
Удивительного в этом ничего нет. Как в свое время писал Маяковский: «Семейная
лодка разбилась о быт». Удивительно другое: прожив не один год врозь, Вера и Владимир
вновь соединили свои судьбы. «То, что мы снова стали жить вместе, - большое счастье.
Я уверена, что расставание пошло нам на пользу. Думаю, если бы мы не расстались
тогда, то наверняка бы расстались позже. Но уже никогда бы не соединились», -
считает Алентова.
Первые роли в кино
В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК. К диплому однокурсник Владимира
Александр Павловский решил поставить на Одесской киностудии комедию «Счастливый
Кукушкин». Владимир Меньшов выступил в ней в качестве соавтора сценария, а также
исполнителя главной роли – молодого рабочего Кукушкина. Дебют Меньшова удался.
В 1971 году картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71».
Не меньший успех имела и вторая актерская работа Меньшова. За роль молодого
председателя колхоза Семена Боброва в фильме режиссера Алексея Сахарова «Человек
на своем месте» он был удостоен первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в
Алма-Ате.
После этого Меньшов вдруг оказался очень востребованным актером. С 1972 по
1976 год он снялся в киноповести «Соленый пес», социальной драме «Последняя встреча»
(колхозный бригадир Клим Авилов), производственной драме «Собственное мнение»
(психолог Петров). В этих картинах Меньшов создавал образ решительных, волевых
людей, обладающих чувством собственного достоинства и обаянием.
Первая режиссерская удача
Несмотря на удачные актерские работы, главным для Меньшова, по-прежнему, оставалась
режиссура. Его первой работой на этом поприще стала короткометражка «К вопросу
о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», снятая еще в годы учебы.
А настоящий дебют в качестве режиссера состоялся в 1976 году.
Картина «Розыгрыш», рассказывающая о жизни современных школьников вызвала у
зрителей бурный успех, составными частями которого стали: правдивый сценарий,
великолепная игра молодых звезд (, , Андрей
Гусев, ), замечательные
песни Александра Флярковского и Алексея Дидурова и, конечно же, качественная режиссерская
работа. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором
Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой были отмечены Государственной премии
РСФСР.
«Москва слезам не верит»
В 1978 году Меньшов приступил к съемкам мелодрамы «Москва слезам не верит».
Стоит отметить, что сценарий к этому фильму, написанный Валентином Черных, долгое
время оставался невостребованным у режиссеров. История девушки-лимитчицы, преодолевающей
жизненные трудности и становящейся директором фабрики, никого не воодушевляла.
В советском кинематографе уже были подобные картины, например «Светлый путь» Григория
Александрова, где главная героиня Таня Морозова волшебным образом из домработницы
вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. Немало
известно и голливудских примеров, самым ярким из которых, конечно же, является
драма Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон». Тем не менее, Меньшова все
это не смутило, он взялся за работу, как оказалось впоследствии, не зря.
В первую очередь Владимир Меньшов полностью переработал сценарий, увеличив
объем до двух серий и введя новых персонажей. На главную роль Кати Тихомировой
он определил свою жену Веру Алентову, а на остальные – популярных и Олега Табакова и молодых Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра
Фатюшина. В своей картине Меньшов очень органично соединил две разные эпохи: Москвы
60-х и Москвы 70-х. Очень умело в ткань фильма была введена ретро-сцена с Леонидом
Харитоновым,
и Георгием Юматовым.
На экраны фильм вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал сердца миллионов
советских граждан. Успех был просто ошеломительным! Люди ходили на него по 2-3-4
раза! Всего за 1980 год только в нашей стране картину посмотрело более 80 миллионов
человек! Не удивительно, что по итогам опроса журнала «Советский экран» «Москва
слезам не верит» была названа лучшим фильмом года.
Большой успех ожидал картину и за рубежом. Более ста стран курили ее для проката,
а в США «Москва слезам не верит» была отмечена высшей кинематографической награды
– «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Кроме того фильм был отмечен
высокими наградами на кинофестивалях в Хьюстоне (США), Кито (Эквадор), Брюсселе
(Бельгия) и в Потругалии.
«Любовь и голуби»
Следующей режиссерской работой Владимира Меньшова стала картина «Любовь и голуби»
по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Эта веселая, бесхитростная комедия неожиданно
оказалась в немилости у «верхов». А все дело в том, что закончил ее Меньшов как
раз в разгар антиалкогольной компании, развернувшейся в Советском Союзе. Руководству
очень не понравилось, что герои фильма нередко прикладываются к стакану, а один
из персонажей и вовсе постоянно появляется в кадре поддатым. Меньшову предложили
вырезать несколько эпизодов, но он не согласился. Тогда режиссера просто отстранили,
а фильм положили на полку. На экраны «Любовь и голуби» вышла (к счастью в полном
варианте) лишь поле того, как антиалкогольная компания утихла.
Зрители (в отличие от критиков) встретили «Любовь и голуби» с огромным восторгом.
Вскоре на фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина
получила Главный приз – «Золотую ладью». И сегодня она является одной из любимейших
зрителями картин.
Актерские работы в 80-е – 90-е годы
Все эти годы Меньшов продолжал активно сниматься в кино в картинах самых разных
жанров. Миллионы зрителей запомнили его по роли Паши Голикова ищущего невесту
с помощью двоюродного брата – добряка и весельчака Генки () в авантюрно-лирической комедии Геральда Бежанова «Где находится
Нофелет?».
Среди других работ 80-х: Олег Николаевич в социальной драме Карена Шахназарова
«Курьер», Сергей в мелодраме Эрнеста Ясана «Прости», Потапов в публицистической
драме Виктора Трегубовича «Магистраль».
Немало интересных работ у Владимира Меньшова было и в тяжелые для отечественного
кинематографа 90-е годы. Он вновь сыграл Меньшикова в исторической драме «Царевич
Алексей» (первый раз образ соратника Петра I был создан Меньшовым еще в 1976 году
в комедии «Как царь Петр арапа женил»), снялся в исторических фильмах «Генерал»
и «Троцкий», а также в других картинах. Но главный успех к Меньшову пришел опять
в качестве режиссера. Речь идет о комедии «Ширли-Мырли»…
«Ширли-Мырли»
В середине 90-х – время полного развала советского кино – большая часть зрителей
обратила свое внимание на западный кинематограф. Поэтому попытка Меньшова создать
веселую и главное кассовую картину выглядит, чуть ли, не подвигом. В своей картине
«Ширли-мырли» Меньшов выступил одновременно и в качестве автора сценария, и в
качестве режиссера, и в качестве актера.
На главную роль многочисленных братьев-близнецов Шниперсонов-Кроликовых он
взял блистательного и неподражаемого . И не ошибся. В том, что картина имела приличный кассовый успех
немалая заслуга именно этого актера. Блистательно сыграли уже маститые Инна Чурикова
и Олег Табаков, а также популярный Игорь Угольников. Главную женскую роль Меньшов
вновь доверил своей жене – Вере Алентовой. На фоне других актеров она смотрелась
чуть бледнее, но в целом со своей задачей справилась.
Сказать, что Меньшов создал шедевр, было бы очень сильным преувеличением. Тем
не менее, картина получилась веселой, с целым набором неожиданных поворотов. Некоторые
из высказываний ушли в народ, став крылатыми, что тоже говорит в ее пользу. Но
главное, она показала, что наш кинематограф по-прежнему жив и способен собирать
большую зрительскую аудиторию.
В новом веке
В новый век Владимир Меньшов вошел с новой режиссерской работой – ретро-мелодрамой
«Зависть богов». Картина раскрывала перед зрителями трагическую историю любви
двух людей. Главная героиня фильма Соня (в очередной раз в этой роли снялась Вера
Алентова) – уже немолодая женщина, у которой, казалось, есть все в жизни: любящий
муж, умный сын, хорошая работа. Но любовь коварная штука, и она без памяти влюбляется
во французского журналиста Андрэ (), приехавшего в СССР.
Небольшую роль в картине исполнил блистательный французский актер Жерар Депардье.
О том, как Депардье попал в фильм, Меньшов вспоминает с улыбкой: «Вообще-то у
нас была договоренность с Бельмондо. Но в то время, на которое были запланированы
съемки, он серьезно заболел. Стало ясно, что сниматься он не сможет. В списке
возможных кандидатов из известных французов нужной нам возрастной категории были
Делон и Депардье – ему позвонили первому. Он дал согласие…»
Критики в который раз прохладно отнеслись к новому фильму Владимира Меньшова,
как в свое время к фильмам «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби». Но главными
судьями всегда оставались и остаются зрители. Они же встретили картину тепло.
Пусть «Зависть богов» и не имела столь бурного успеха, как предыдущие работы Меньшова,
но она заняла достойное место в его режиссерской биографии.
Последние работы
В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера,
и в качестве продюсера. Он блистательно сыграл роль Устинова в историческом сериале
«Брежнев», майора милиции Брагина в сериале «Москва. Центральный округ» и множество
других ролей. Большой успех пришелся на его работу в блокбастерах «Ночной дозор»
и «Дневной дозор», где Меньшов создал образ Светлого мага Гесера.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Биография Владимира Меньшова на сайте http://www.krugosvet.ru;
Биография Владимира Меньшова на сайте www.biograph.ru |