МАКСАКОВА
Людмила Васильевна
Родилась 26.09.1940, Москва
Народная артистка РСФСР (1980)
Лауреат Государственной премии (1995)
Лауреат Премии им.К.Станиславского (1996)
Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот»
Детство
Людмила Максакова родилась 26 сентября 1940 года в семье оперной певицы Марии
Петровны Максаковой. Девочка воспитывалась в строгости. Родители никуда не отпускали
ее одну – ни в кино, ни к подругам – «чтобы не было лишних впечатлений». О своем
детстве Людмила Васильевна вспоминает: «Я все время была под прицелом взглядов
и сплетен. Чего не могу сказать о Центральной музыкальной школе, где я училась
по классу виолончели. Там практически все дети имели известных родителей, и это
было в порядке вещей».
Параллельно с обычной школой Людмила Максакова окончила Центральную музыкальную
школу, однако музыкантом она не стала. На ее профессиональный выбор повлиял случай.
Однажды девушка увидела по телевизору отрывок пьесы на французском языке. Людмила
хорошо владела этим языком, ее буквально заворожила мелодика речи и красота актеров.
Девушка подумала: «Боже мой, неужели этому можно где-то научиться?!» Этого было
достаточно, чтобы она тут же приняла решение поступать в театральный…
Щукинское училище
При поступлении в Театральное училище им. Б.Щукина Людмила Максакова выдержала
огромнейший конкурс, после чего была зачислена на курс знаменитого актера и педагога
Владимира Абрамовича Этуша. Поначалу учеба давалась ей непросто. «Особенно когда
начались поиски образа: от себя, не от себя... Я это или не я (и шляпа не моя)
- ничего ровным счетом понять нельзя. Тут уж я здорово испугалась: теряю себя,
профессию, погибаю. Хорошо, одна сокурсница посоветовала мне взять репетитора.
Это меня и спасло», - признавалась Людмила Васильевна.
Начало театральной карьеры
В 1961 году Людмила Максакова окончила Щукинское училище и пришла в Театр им.
Евг. Вахтангова, на сцену которого выходила еще студенткой. Здесь она сразу же
получила две роли: Машу Чубукову в «Стряпухе замужем» А.Софронова и Машу в «Живом
трупе» Л.Н.Толстого.
Спустя два года режиссер Рубен Симонов восстановил легендарный спектакль Вахтангова
«Принцесса Турандот» К.Гоцци. Людмиле Максаковой он доверил одну из главных ролей
- татарскую княжну Адельму. Молодая актриса прекрасно справилась с поставленной
задачей, продемонстрировав великолепные данные: сильный голос, безупречную пластику,
врожденное чувство стиля. Благодаря этой работе о Максаковой заговорила вся театральная
общественность.
В последующие годы актриса создала галерею самых разнообразных сценических
характеров. Это и героические Лолия - «Дион», Книппер-Чехова - «Насмешливое мое
счастье» и комедийные: Николь - «Мещанин во дворянстве» (1968 г.), и лирические:
Мария в «Конармии» и острохарактерные Мамаева - «На всякого мудреца довольно простоты»
(1968 г.).
Первые роли в кино
В кино Людмила Максакова начала сниматься с середины 60-х. Она дебютировала
ролью Нины в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой».
Затем последовали главные роли в историко-революционном фильме «Татьянин день»
(о судьбе руководителя первой рабочей молодежной организации Татьяны Огневой),
психологической мелодраме «Неподсуден» (Надежда), в трагической мелодраме «Плохой,
хороший человек» (Надежда Федоровна), а также роли второго плана в фильмах «Твой
современник», «Поезд в завтрашний день» и других.
В середине 70-х произошло событие, которое могло сильно отразиться на актерской
карьере Людмилы Максаковой, а связано оно было с ее личной жизнью…
Личная жизнь
Первым мужем Людмилы Максаковой был великолепный художник Лев Збарский. В этом
браке у Людмилы Васильевны родился сын Максим.
Второй раз замуж Максакова вышла в середине 70-х. Это событие наделало много
шума, поскольку ее избранником стал гражданин Германии Петер Андреас Игенбергс.
Людмила Васильевна вспоминает: «Мы познакомились в подъезде. По случаю юбилея
театра нескольким нашим артистам были присвоены звания. Звания заслуженной артистки
была удостоена и я. Мне позвонила моя приятельница Лиля, жена кинорежиссера Александра
Митты, и уговорила поехать куда-то отметить это событие. И вот я, как сейчас помню,
в синем вязаном платье спускаюсь по лестнице вниз и вижу в подъезде какого-то
человека в дубленке, очках и в ушанке. Причем ушанка почему-то с опущенным козырьком.
Это и был мой Питер. Потом, провожая меня, он там же, в подъезде, совершенно неожиданно
сделал мне предложение стать его женой».
Брак с иностранцем чуть было не поставил крест на карьере Максаковой. Отовсюду
были изъяты фотографии с ее изображением, актрису перестали приглашать на съемки,
а затем осложнилась обстановка и в театре. Период простоя продолжался до середины
70-х, когда в театре вдруг стали появляться приглашенные иностранные режиссеры:
Белович, Ковальчик, Белинский…
Возвращение на сцену
Приглашение иностранных режиссеров не только вывело актрису из застоя, но и
привнесло в ее репертуар новые краски. С возрастом ее героини стали глубже, острее,
драматичнее. Это и баронесса арлота в спектакле югославского режиссера Мирослава
Беловича «Господа Глембаи», и Жорж Санд в спектакле «Лето в Ноане» польского режиссера
А.Ковальчика, и герцогиня Мальборо в спектакле «Стакан воды» А. Белинского, и
многие другие.
Не менее убедительно актриса выглядела в водевилях. Так, в спектакле «Старинные
русские водевили» (1980) актриса создавала пять разнообразных женских образов.
Этапной ролью в биографии Людмилы Максаковой стала Анна Каренина в одноименном
спектакле Романа Виктюка (1983). Впоследствии Максакова сыграла еще в нескольких
спектаклях этого режиссера – «Дама без камелий» (Паола), «Соборяне» (Бизюкина),
«Я тебя больше не знаю, милый» (Луиза). А в 1990 году Максакова дебютировала как
режиссер-ассистент в спектакле Романа Виктюка «Уроки мастера» Д.Паунелла, поставленном
им в вахтанговском театре.
Работы в кино в 70-е – 80-е годы
Во второй половине 70-х Людмила Максакова сыграла одни из лучших своих ролей
в кино. Речь идет о таких замечательных и совершенно разных картинах, как драма
Игоря Таланкина «Отец Сергий» (Маковкина) по одноименной повести Л.Н.Толстого
и фильме-оперетте Яна Фрида «Летучая мышь» (Розалинда) по одноименной оперетте
Иоганна Штрауса.
В 80-е годы Максакова снималась гораздо реже. В 1985 году она блеснула в мелодраме
Петра Фоменко «Поездки на старом автомобиле», сыграв милую и обаятельную Зою Павловну,
режиссера самодеятельного театра. Стоит также отметить ее Аллу в трагикомедии
Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром», а также мисс Брент в детективе
Станислава Говорухина «Десять негритят».
90-е годы
В постперестроечное время Людмила Максакова практически не снималась в кино,
полностью сосредоточившись на работе в театре. Очень интересным стало ее сотрудничество
с режиссером Петром Фоменко. За роль неукротимой интриганки Коринкиной в спектакле
«Без вины виноватые» Максакова удостоилась Государственной премии РФ (1995) и
премии им. К.Станиславского (1996). Впоследствии актриса сыграла в «Пиковой даме»
по Пушкину (1996) и в спектакле «Воскрешение, или Чудо святого Антония» М. Метерлинка
(1999).
Помимо работы в театре, Людмила Максакова преподает актерское мастерство в
театральном училище имени Б.Щукина.
Дети
Сын Людмилы Максаковой Максим (1970 г.р.) – бизнесмен, живет и работает в Москве.
Дочь Маша, от второго брака, окончила вокальное отделение в Гнесинском институте
у Зураба Соткилавы.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Биография Людмилы Максаковой http://www.krugosvet.ru;
Биография Людмилы Максаковой http://www.biograph.ru;
Елена Караколева. Интервью с Людмилой Максаковой (Журнал "ELLE", август
1997)
|