1942 Годы молодые
1942 Как закалялась сталь
1942 Открытие сезона
1943 Радуга
1944 Дни и ночи
1944 Человек номер двести семнадцать
1946 Старинный водевиль
1947 Сельская учительница
1949 Великая сила
1953 Званый ужин
1955 Двенадцатая ночь
1955 Овод
1957 Рассказы о Ленине
1957 Смерть Пазухина
1958 Матрос с «Кометы»
1958 Пучина
1959 Мальчики - автор сценария
1963 День счастья
1964 Весенние хлопоты
1964 Зайчик
1965 Ленин в Польше
1970 Волшебная сила
1971 Достояние республики
1973 Исполняющий обязанности
1974 Помни имя свое
1974-1977 Рожденная
революцией - сериал
1975 Петербургские квартиры - фильм-спектакль
1975 Любовь с первого взгляда
1977 Нос
1978 Три ненастных дня
1979 Трое в лодке, не считая собаки
1980 Лялька-Руслан и его друг Санька
1982 Где-то плачет иволга...
1983 Высокая проба
1985 Семь крестиков в записной книжке - фильм-спектакль
1989 Транти-Ванти
1989 Искусство жить в Одессе
1990 Закат
1991 Изыди!
1993 Мимолетные сады - короткометражный
ЛИСЯНСКАЯ
Анна Григорьевна
19.10 (01.11).1917, Николаев – 02.12.1999, Израиль
Дебют в еврейском театре
Анна Лисянская родилась 1 ноября (по новому стилю) 1917 года в городе Николаеве в семье
Гирша Лисянского, руководителя николаевского еврейского театра. В этом же театре
играли и ее мама Софья Дышлис, и родная тетя (сестра отца) Дора Лисянская.
В шестилетнем возрасте на сцену театра начала выходить и юная Аня. Среди первых
ее работ были роли в инсценировках по Шолом-Алейхему – «Швэр цу зайн а ид», «Стемпеню»
и «Тевье-молочник».
Стоит отметить, что Николаевский еврейский театр обладал одной из сильнейших
полупрофессиональных - полулюбительских трупп. Спектакли с удовольствием посещала
местная публика, о постановках восторженно писали газеты. Пресса отметила и появление
новой актрисы Ани Лисянской, обратив внимание на её органичность, достоверность
и детскую непосредственность, которую она впоследствии сохранила на всю жизнь.
Киевский ТЮЗ
В 1932 году Анна Лисянская поступила в театральную студию при Киевском ТЮЗе.
В 1936 году она ее окончила и, вернувшись домой, два сезона проработала в Николаевском
ТЮЗе.
В Киевском ТЮЗе не забыли талантливую девушку, и в 1938 году Анна была приглашена
в труппу. На сцене этого театра Лисянская сыграла Джульетту в знаменитой трагедии
Шекспира, Юлиньку в «Доходном месте» А.Островского, Елену в «Месяце в деревне»
И.Тургенева и другие роли.
Кино. 40-е годы
В Киевском ТЮЗе молодую актрису приметил сценарист Игорь Савченко. Благодаря
ему, Анна в 1941 году дебютировала в кино, исполнив главную роль Насти в фильме
Григория Гричер-Чериковера «Годы молодые».
В последующие годы ею были сыграны роли в революционной драме «Как закалялась
сталь» (Христина), военном фильме «Радуга» (Малючиха), историческом фильме «Дни
и ночи» (Аня Клименко), киноповести «Это было в Донбассе» (заключенная Маруся),
мелодраме «Сельская учительница» (Дуня Острогова), драме «Великая сила» (Евдокия
Милягина). Большой успех актрисе принесла роль Акульки в картине Игоря Савченко
«Старинный водевиль».
50-е – 60-е годы. Расцвет творчества
С 1949 года Анна Лисянская стала актрисой Ленинградского Академического театра
драмы им. А.С.Пушкина. Здесь ей доводилось играть самые разнообразные роли: служанок,
купчих, баронесс, героинь классических произведений и современности.
Некоторые из ролей Анны Лисянской перешли со сцены на экран. Так с большим
успехом ею была сыграна роль Марии в экранизации Яном Фридом Шекспировской «Двенадцатой
ночи». «Мария Лисянская, - писал один из критиков, - была воплощением эпохи Возрождения,
в ней жизнь искрилась, переливалась через край. Хохочущая Мария была вызовом ханжеству,
пуританству, всяческим условностям».
Среди других работ актрисы в те годы: жена Грассини и знаменитой драме «Овод»,
Мария Ульянова в историческом фильме «Рассказы о Ленине», Наталья Константиновна
Крупская в картине «Ленин в Польше» и др.
Особым зрительским успехом пользовалась роль Соседки в телефильме «Волшебная
сила искусства» с Аркадием Райкиным, вышедшим на экраны в 1970 году
Помимо театра и кино Анна Лисянская много работала на радио и телевидении.
Здесь она снялась в оперетте И.Дунаевского «Женихи», где сыграла невесту Аграфену
Саввишну. В этой работе открылась новая сторона актерства Лисянской, которая жила
в ней всегда, но не имела повода проявиться, - музыкальность, особая грация, пластичность,
легкость, с которой она переходила от диалога к арии, от песенки к танцу.
Начиная с 1967 года, Анна Лисянская стала выступать на сцене театра Музкомедии.
В течении года она совмещала работу в двух театрах, после чего окончательно не
остановила свой выбор на Музкомедии.
Последние годы жизни и творчества
В последние годы в творчестве Анны Лисянской вновь стали появляться еврейские
персонажи. В театре «Эксперимент» она подготовила моноспектакль «Одесская свадьба»
по Михаилу Жванецкому. В 1989 году актриса сыграла роль тети Песи «Искусство жить
в Одессе», год спустя - мадам Вайнер в картине режиссёра А.Зельдовича «Закат»
по произведению Бабеля, а в 1991 году - мать большого еврейского семейства в картине
Дмитрия Астрахана «Изыди!».
В начале 90-х Анна Лисянская тяжело заболела, и ее близкая подруга, актриса
Лилиан Малкина помогла Анне Григорьевне в 1993 году переехать в Израиль к родным.
Здесь прошли ее последние годы. Умерла Анна Лисянская 2 декабря 1999 года в Израиле.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000")
Сергей Капков, Биография Анны Лисянской на сайте "Характерные актеры российского
кино" http://actors.km.ru;
Е.Биневич, "В Израиле умерла Анна Григорьевна Лисянская" http://www.jew.spb.ru