Фильмография:
1954 Море студеное
1955 Первый эшелон
1956 Павел Корчагин
1957 Удивительное воскресенье
1957 Шторм
1958 Ветер
1958 Шли солдаты
1959 Баллада о солдате
1961 Жизнь сначала
1962 В мертвой петле
1963 На трассе
1964 До свидания, мальчики!
1964 Они шли на восток
1964 Хоккеисты
1965 Три времени года
1965 Чрезвычайное поручение
1965 Эскадра уходит на запад
1967 Особое мнение
1967 Прямая линия
1971-1989 Следствие ведут знатоки
1971 Слушайте, на той стороне
1972 Вашингтонский корреспондент
1973 Каждый день доктора Калинниковой
1975 На край света
1977 Риск - благородное дело
1978 За все в ответе
1980 День на размышление
1982 Смерть на взлете
1993 Волчицы
|
ЛЕЖДЕЙ
Эльза Ивановна
19.02.1933, Севастополь - 13.06.2001, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1974)
Осуществление детской мечты
Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. Актрисой
девочка хотела стать с ранних лет. Уже в 5 классе она вместе с подружками наведалась
в гастрольное объединение родного города, чтобы «наняться в артистки».
Свою детскую мечту Эльза смогла осуществить после окончания школы. Обладающая
яркой, южной красотой девушка отправилась в Москву и поступила сразу в два театральных
училища: Щукинское и Щепкинское. Свой выбор она остановила на Щепкинском училище.
В 1955 году она его с успехом закончила, после чего стала работать в театре киноактера.
Дебют в кино
В кино Эльза Леждей впервые снялась в 1954 году в исторической драме Юрия Егорова
«Море студёное», рассказывающей о жизни поморов 18 века. В основу картины были
положены подлинные события, когда несколько моряков после встречи с пиратами оказались
на необитаемом острове. Для всех они исчезли навеки, и только поморка Варвара
(в исполнении Эльзы Леждей) продолжала упорно хранить верность своему жениху.
Для начинающей актрисы Эльза Леждей сыграла вполне неплохо. В сценарии роль
была выписана не очень четко, без какой-то особенной психологической глубины.
Актриса, со свойственной для молодости искренностью и эмоциональностью, попыталась,
насколько это можно, «наполнить» ее. И старания Эльзы не остались напрасными,
молодую, яркую, красивую актрису заметили…
Эльза Леждей и Владимир Наумов
Немаловажную роль в становлении Эльзы Леждей как актрисы сыграл кинорежиссёр
Владимир Наумов, за которого она в те годы вышла замуж. В 1956 году в содружестве
с Александром Аловым он поставил знаменитую революционную драму «Павел Корчагин»,
в которой роль Риты Устинович (подруги Павки) доверил своей жене.
, партнёр Эльзы Леждей
по фильму, рассказывал: «Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно...
хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался
так подробно. Знаете, со времён «Павла Корчагина» я вообще стараюсь не участвовать
в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не
имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим».
Образ Риты Устинович в исполнении Эльзы Леждей вышел сдержанным, чуть суховатым.
Но при этом чувствовалось, что самоотверженная комсомолка, это еще и просто девушка,
нуждающаяся, помимо прочего, и в дружбе, и в любви. Особенно ярким получился эпизод,
когда Рита разговаривает с Павлом, который притворяется спящим. Монолог Риты –
это монолог отчаяния. Девушка пытается достучаться до сердца любимого ею человека,
но это ей не удается. Постепенно Рита внутренне сдается, ее взор потухает, и последние
слова звучат уже горько и беспомощно.
В другом фильме своего мужа – оптимистической драме «Ветер» - Эльза Леждей
сыграла проститутку Мари. Эксперты отмечают, что именно эта картина является вершиной
творчества актрисы. Да и сама Эльза Ивановна роль Мари называла в числе самых
любимых.
Процесс работы над образом был долгим и кропотливым. Эльза Леждей вносила в
сценарий свои уточнения, работала над текстом, стремясь понять Мари до конца,
докопаться до ее сути. В результате актрисе в полной мере удалось передать внутренние
перемены, происходящие в ее героине. Мари получилась прекрасной и изысканной,
и в то же время чуточку смешной и нелепой, а в целом - потерянной и одинокой.
Богатство образов
50-е – 60-е годы в творчестве Эльзы Леждей – это время поиска. Яркие, незабываемые
работы чередовались с проходными ролями. Одной из удачных находок стала ее роль
в лирической драме Григория Чухрая «Баллада о солдате» (где главные роли исполнили
и ).
Героиня Эльзы Леждей, молодая, красивая женщина, встречает на перроне вернувшегося
с фронта мужа-инвалида.
И.Шилова: «Плохо одетая, в кургузом пальто с короткими рукавами (как долго
искала именно это пальто актриса!), в сбившейся косынке, она бежит навстречу человеку,
которого ждала, который жив. Это порыв отчаянного счастья. В такие секунды обнажается
все. И все, что есть в этой женщине, - прекрасно. Это и радость, и горечь, и страх
- ведь и она другая, постаревшая, измученная непосильным мужским трудом, с натруженными
работой руками. Ее счастье и духовно и плотско. Исступленно целует она мужа, словно
боясь, что он исчезнет. Огромное женское чувство здесь проявлено с истинно драматической
силой и полнотой».
Еще одной большой удачей актрисы стала роль француженки Жанны-Мари Лябурб в
киноповести «Эскадра уходит на Запад». Изучение биографического материала, а также
французского языка (в фильме ее героиня говорит по-французски) помогло актрисе
органично вжиться в образ, который получился по-настоящему героическим, без излишней
лжепатетики.
К своим работам Эльза Леждей всегда подходила со всей тщательностью, будь то главные
роли, роли второго плана или даже эпизоды. Так в фильме «До свидания, мальчики»
режиссера Михаила Калика ей досталась совсем крошечная роль жены жестянщика. Но
как точно, выверено она играет!
И.Шилова: «У актрисы мало текста, да и пребывание ее на экране исчисляется
секундами. И все же мы узнаем: жена жестянщика - женщина, «видавшая виды», она
умна житейским умой, она знает цену человеку, с которым связана. Ее развлекает
стремление мальчишек открыть ей глаза, объяснить, какой ужасный человек ее муж.
В ней есть и скука, и безразличие, и сознание своего совершенства, и ирония к
себе. Есть и ощущение удобства в избранной для себя жизни. И понимание того, что
в глазах других она, наверное, смешна».
Личная жизнь
В браке с Владимиром Наумовым у Эльзы Леждей родился сын Алексей. Но семейная
жизнь оказалась недолгой. В жизни актрисы появился другой мужчина.
Началось все со съемок фильма «Хоккеисты» в 1964 году. В этой картине партнером
Эльзы Леждей был красавец-актер Вячеслав Шалевич. Шалевичу пришлось пережить тяжелую
любовную драму. Без памяти влюбившись в молодую актрису Валентину Титову, он расстался
со своей женой. Какого же было его разочарование, когда Валентина предпочла ему
знаменитого режиссера .
В этой ситуации Эльза Леждей поддержала своего партнёра, сначала чисто по-человечески,
по-товарищески, а позже между ними завязался роман.
Вячеслав Анатольевич вспоминал: «Так случилось, что Эльза приняла во мне участие
- как-то очень тонко, бережно отнеслась к моей любовной драме. Постепенно мы присмотрелись
друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет. Правда,
поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то время мы жили
вместе».
Однако в официальный брак они так и не вступили. Со временем их любовные отношения
сошли на нет, они расстались, оставшись друзьями.
Вторым мужем Эльзы стал Всеволод Сафонов. Впервые с этим интеллигентным красивым
актёром она встретилась ещё в 1957 году, на съемках фильма «Шторм». Но тогда между
ними ничего не произошло. Вновь они встретились, спустя 20 лет. К тому времени
Сафонов уже успел пережить и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем.
Эльза согласилась на брак при условии, если Сафонов победит свою пагубную привычку.
И он справился с этим. С тех пор они больше не расставались…
Кибрит
В 1971 году в творчестве Эльзы Леждей наступил новый этап – триумфальный и
роковой. На экраны страны вышла первая серия ставшего в последствии легендарным
телесериала «». Зрителям сразу же пришлась по душе милицейская
троица Знаменский () – Томин () – Кибрит (Эльза Леждей). Актеры удачно дополняли друг друга, создавая,
тем самым, неповторимый, органичный ансамбль.
За период с 1971 по 1989 год вышло 22 фильма о знатоках. За эти годы они стали
настоящими народными любимцами, воплотив на экране всеобщее представление об идеальных
блюстителях порядка. Да, конечно, это была выдумка, отчасти сказка, да и дела,
которые раскрывали Знатоки, по сегодняшним меркам кажутся наивными. Но как необходимы
они были тогда! Люди полностью отождествили актеров с их персонажами, и на душе
становилось спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как
Кибрит, Знаменский, Томин.
Такого успеха можно было добиться, лишь вкладывая в работу всю душу, что собственно
и делала Эльза Леждей. Она сама выстраивала судьбу своей героини, пресекала все
попытки режиссеров привнести в сериал личную жизнь, объясняя, что это может разрушить
образ: «Зина - человек дела. Тем и симпатична».
В тоже время роль Зиночки Кибрит оказалась для Эльзы Леждей роковой, практически
поставив крест на дальнейшей творческой карьере актрисы. Для зрителей Кибрит и
Леждей стали по сути одним лицом, и режиссеры попросту не решались приглашать
ее на другие роли. А ей так хотелось сыграть Дездемону, Настасью Филипповну и
мамашу Кураж!
Последние годы
В 1989 году вышла последняя серия «Знатоков», а потом сериал закрыли. Эльза
Леждей неожиданно для себя оказалась без работы. Режиссеры по-прежнему не хотели
приглашать в свои картины актрису с ярлыком Зиночки.
Спустя три года она осталась одна. Умер ее муж Всеволод Сафонов. Вместе они
прожили 21 год, относясь друг к другу с огромной нежностью и любовью. Последние
годы Всеволод Дмитриевич тяжело болел, и Эльза Ивановна делала всё возможное,
чтобы продлить жизнь дорогого ей человека.
После смерти мужа Эльза Ивановна замкнулась. Она редко выходила из дома, жила
на скромную пенсию и на помощь Гильдии киноактеров, пыталась рисовать, писать
статьи в различные журналы.
Своего мужа Эльза Ивановна пережила на девять лет. Ее часто навещал сын Алексей,
в последнее время он приходя почти каждый день. Он то и обнаружил мать мертвой.
Врачи определили рак легких и сердечный приступ.
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2002;
И. Шилова, «Эльза Леждей. Творческая биография» http://www.russkoekino.ru;
Эльза Леждей. Биография http://proekt-wms.narod.ru;
Павел Подкладов, «Эльза Кибрит - Зиночка Леждей» http://in-versiya.ru;
Татьяна Алексеева «Океан Эльзы» (газета «Моя семья» №49, 2005)
|