Фильмография:
1973 Где это
видано, где это слыхано - короткометражный
1974 Дорогой мальчик
1976 Весёлое сновидение, или Смех и слёзы
1977 Волшебный голос Джельсомино
|
КРУПЕНИКОВ
Сергей Иванович
22.06.1963, Ленинград – 26.08.2012, Санкт-Петербург
Денис Кораблёв
Сергей Крупенников родился и вырос в Ленинграде. До определённого времени он
вёл жизнь обычного мальчишки, любил кататься на велосипеде, играть в подвижные,
динамичные игры. Однажды ему довелось поучаствовать в массовке одного из фильмов,
после чего фотография Сергея попала в картотеку «Ленфильма». С этого всё и началось…
В 1973 году на киностудии «Ленфильм» было принято решение о съёмке четырёх
короткометражных фильмов по рассказам известного детского писателя Виктора Драгунского
о Дениске Кораблёве и его друзьях. Все фильмы снимали разные режиссёры. Валентин
Горлов взялся экранизировать рассказы «Где это видано, где это слыхано» и «Смерть
шпиона Гадюкина», которые объединяла тема выступления героев в школьной самодеятельности.
Режиссёр уже определился со всеми актёрами, а на главную роль Дениски подходящей
кандидатуры так и не было. В очередной раз просматривая картотеку «Ленфильма»,
он наткнулся на фото Серёжи Крупенникова и сразу понял: этот веснушчатый рыжий
мальчишка – то, что ему надо.
Фильм «» имел громадный успех. Дуэт активного громкоголосого Дениски
и его друга тихони Мишки, исполнявших по кругу один и тот же куплет «Папа у Васи
силён в математике», вызывал просто гомерический хохот у зрителей. Были и ещё
смешные моменты, связанные с другими актёрами, с тем же «шпионом Гадюкиным». Словом,
фильм удался, а Сергей Крупенников в один момент стал известным на всю страну.
Новые роли. Широкая известность
Вслед за фильмом «Где это видано, где это слыхано» последовала новая работа
юного актёра. Режиссер Александр Стефанович пригласил Сергея Крупенникова на одну
из главных ролей в детский музыкальный фильм «Дорогой мальчик». В основу кинокартины
легла пьеса Сергея Михалкова, рассказывающая о том, как двое мальчишек - советский
пионер и сын американского бизнесмена - сообща противостоят шайке гангстеров.
Сергею Крупенникову досталась роль американского мальчика Джорджа Роб-Ронсона,
а советского мальчишку сыграл Саша Елистратов. И, надо отметить, что герой Сергея
смотрелся куда более привлекательнее, чем наш пионер. В нём чувствовалась живость
характера, отсутствие трафаретов. Правда, озвучивать своих персонажей ни Крупенникову,
ни Елистратову не довелось. За них это сделали профессиональные актёры. Так, например,
Джордж говорил голосом актрисы Ярославы Турылёвой. Впоследствии Сергей признался,
что это решение режиссёра было правильным: «…если бы мы в этой картине "звучали"
своими голосами, картина однозначно бы что-то потеряла. У меня мама плакала, когда
Джордж в финале ленты бегает по старому кораблю и надрывно кричит: "Жо-о-ра!"...
Не смог бы ребенок-актер так крикнуть...»
Фильм «Дорогой мальчик» по тому времени получился достаточно авангардным –
в нём сочетались и мюзикл, и комикс, и пародия, и даже боевик. Но что-то не сложилось,
и у зрителей он, как говорится «не пошёл». Как бы то ни было, а слава Сергея Крупенникова
росла. Мало кому из взрослых актёров выпада честь дважды за год попасть на обложку
главного киножурнала страну «Советский экран». Сергей же побывал там – сначала
на четвёртой, а затем и на первой странице.
В 1976 состоялась очередная роль Сергея Крупенникова – в фильме-сказке режиссёра
Игоря Усова «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» он сыграл главную роль 12-летнего
школьника Андрюши Попова. Его герой заболевал и во сне попадал в сказочное королевство,
в котором шахматные фигуры воевали с игральными картами. В этой ленте Сергей сам
озвучивал своего героя. Исключение составила лишь песня про дядю Степу. Как признавался
сам Сергей Крупенников, у него совсем не было музыкального слуха, и за него спела
одна девушка.
Широкая известность особо не повлияла на характер Сергея. Был момент, когда
во время съёмок «Дорогого мальчика» Александр Стефанович в целях раскрепощения
юного актёра посоветовал родителям делать поменьше замечаний сыну. Режиссёр не
учёл, что в таком возрасте вседозволенность может привести к нежелательным результатам.
Как рассказывал сам Сергей, на некоторое время его повело не в ту сторону, но
окружающая школьная среда быстро поставила его на место. После нескольких стычек
со старшеклассниками его задиристость ушла, и он стал куда спокойнее. Да и родители
впоследствии смогли удержать его от звёздного головокружения. Примечательный момент
– когда Сергея довозили до дома на служебной «Чайке», родители всегда требовали,
чтобы сына высаживали за остановку, чтобы не привлекать к нему внимания.
Ещё одной стороной популярности стали мешки писем, которые приходили Сергею.
Зачастую адрес на них был неполным, но почтальоны всё равно доносили их до адресата.
На некоторые отвечал сам Сергей, на другие – его мама, но ни одно письмо они старались
не оставить без ответа.
Последняя работа в кино
В 1977 году Сергей Крупенников был приглашён на главную роль в детский телевизионный
фильм режиссёра Тамары Лисициан «Волшебный голос Джельсомино». Поставленный по
одноименной сказке Дж. Родари, фильм рассказывал о мальчике, обладающем удивительным
голосом, способным рушить стены. Фильм был с политическим подтекстом – Джельсомино
выступал против диктатора и в финале поднимал против него народ.
Надо отметить, что администрация школы всегда негативно относилась к постоянным
отлучкам Сергея на съёмки. По их мнению, кино мешало учебному процессу мальчика.
Хотя, как утверждал сам Сергей, учился он неплохо и даже принимал участие в некоторых
олимпиадах. Тем не менее, «Волшебный голос Джельсомино» стал «последней каплей»
в терпении педагогов – Сергей учился уже в восьмом классе, и надо было серьёзно
задумываться о будущем. Сотрудники киностудии прилагали всяческие усилия, чтобы
убедить руководство школы в необходимости съёмок, важном политическом значении
фильма. В ход шли и различные уловки, когда в школу присылались справки о том,
что Сергей якобы заболел и не может приехать в Ленинград, а съёмки между тем продолжались…
Дальнейшая судьба
«Волшебный голос Джельсомино» стал последней работой Сергея Крупенникова в
кино. Еще ранее, на предыдущих фильмах, мальчик сделал для себя вывод, что кино
– это не его путь. Сергею не нравилась публичность профессии, так называемая «жизнь
напоказ», не нравились постоянные проблемы рейтингов и востребованности.
В старших классах Сергей стал уделять серьёзное внимание учёбе, и после окончания
школы благополучно поступил в Ленинградский технологический институт холодильной
промышленности. После получения высшего образования, Сергей Крупенников был призван
в армию. Службу он проходил на Кольском полуострове в звании офицера, занимая
ответственную должность начальника продовольственной службы полка. О том времени
Сергей Крупенников вспоминал, что это была серьёзная школа, где он научился не
работать, а служить, и осознать чем отличаются эти понятия.
После демобилизации Сергей Крупенников начал свою трудовую деятельность в ленинградской
торговой фирме «Гастроном». Затем грянула перестройка, пришло время кооперативов,
и Сергей на рубеже 80-х – 90-х основал собственный бизнес - компанию по ремонту
и обслуживанию холодильников «Холодильный сервис».
Всё хорошо складывалось и в семейной жизни. Сергей Крупенников женился, завел
семью, у него родился сын Алексей. Когда Алексей вырос, он стал работать в фирме
отца, там же трудилась и супруга Сергея. О своём киношном прошлом Сергей всегда
вспоминал с лёгкой иронией, избегал тусовок, не светился на публике, словом -
сторонился известности, а ещё не любил, когда его называли кумиром. По его утверждению,
первое место в его жизни занимала его семья, второе – работа. Он не любил отдыхать
и говорил, что отдых выбивает его из колеи…
Жизнь Сергея оборвалась внезапно и трагически. Ночью 26 августа 2012 года он
ехал на велосипеде по Александровскому шоссе, и его сбили мотоциклисты…
Игорь BIN
Использованные материалы:
Алексей Старков, Интервью с Сергеем Крупениковым, октябрь 2003 года, специально
для сайта «Хрустальные звездочки» |