Фильмография:
1980 Имя на снегу
1981 Последнее облако
1981 Сладкий запах успеха
1991 Побег на край света
1993-2010 Счастливые с 13 улицы (Эстония) - сериал
2006 Никаких других желаний
2009 Иван Грозный
2010 Ярослав. Тысячу лет назад
2012 Синдром дракона
(Россия, Украина)
2013 На крыльях
2015 Морские дьяволы. Смерч -2 - сериал
|
ИВАШКЕВИЧ
Александр Георгиевич
Родился 27.04.1960, Харьков
Обладатель звания «Лучший актёр года» по версии Союза театральных
деятелей Эстонии (2000, за роль Мышкина в спектакле «Идиот»)
Лауреат Премии «Железная роза» на международном театральном фестивале в Тарту
(2001, за роль Мышкина в спектакле «Идиот»)
Лауреат Приза зрительских симпатий в Русском Драматическом театре Эстонии (2003)
Обладатель звания «Лучший актёр года» (2004)
Лауреат премии «Лучший актер кинофестиваля» на ХХ Международном Детском кинофестивале
«АРТЕК» (2012, за роль в фильме "Ярослав. Тысячу лет назад»)
Обладатель специального приза за «Лучшую балетмейстерскую работу» на IV молодежном
фестивале-конкурсе «Чечётка-2012», проходившем в Ярославле (2012, за хореографию
«Libertango»)
Лауреат премии фонда «Благовест» (2013, за роли в спектаклях «Пять вечеров» и
«Одна летняя ночь в Швеции»)
Начало карьеры
Александр Ивашкевич родился и вырос в Харькове. Там же он в 1982 году окончил
Харьковский Художественный институт по специальности «актёр театра и кино» и был
принят в труппу Национального театра в Харькове. Затем актер поработал в Латвийском
театре Балтийского флота (Лиепая) и в Калининградском театре.
В 1985 году Александр Ивашкевич перебрался в Эстонию, где стал актером Русского
театра. На этой сцене он сыграл в спектаклях: «Сон в летнюю ночь», «Ловушка №46,
рост 2», «Прикосновения и слияния», «Чао, Руди». В 1993 году Александр Ивашкевич
исполнил роль слепого мальчика Дона Бейкера в спектакле «Эти свободные бабочки»
(по пьесе Л. Герша). Эта работа стала в его театральной карьере особой. Спектакль
полюбился зрителям, став источником жизненных сил для нескольких поколений. В
течение 13 лет зрители не позволяли ему уйти из репертуара, неизменно обеспечивая
аншлаг.
Степ
В начале 90-х в Таллинне гастролировала группа из Америки. Американцы представляли
шоу и давали показательный урок степа. На том уроке Александр Ивашкевич обратил
на себя внимание и получил предложение поучиться степу в Нью-Йорке. Он решил не
упускать такого шанса и в 1993 году отправился в США.
Александр Ивашкевич рассказывает: «Когда я стал заниматься степом и поехал
в Америку, мне было 32 года. Это кардинально изменило мою жизнь. Координально!
Все говорили, что я больной, сумасшедший. Думали, что я прыгаю там где-то и ногами
что-то стучу, называя это степом. И вообще, что я странный! Когда я сказал, что
хочу ехать в Америку учиться, мне сказали, что я ненормальный. Но через три месяца
я был уже в Нью-Йорке».
Помню, что тогда я очень этого хотел. Так хотел! Я точно знаю, что если ты чего-то
очень хочешь, если это искренне, тебе обязательно это удастся! А если ты не уверен,
то те, кто может тебе помочь, тоже не уверены в своем решении помогать тебе или
нет. Поэтому все зависит от искренности твоего желания.
В течение семи месяцев Александр жил и обучался степу в Нью-Йорке. Было невероятно
трудно: абсолютное незнание языка, традиций, отсутствие денег. Но все это оказалось
не напрасным. Он признается: «Я много изменил в себе как в человеке, поняв и увидев
другой мир и иную жизнь. Я встречался с такими звездами, что и представить себе
не мог раньше такого. Так что, если хочешь, – иди. Но для всего нужна мотивация».
Вернувшись в Эстонию, Александр Ивашкевич продолжил занятия степом (параллельно
работе в Русском театре). Он регулярно организовывал шоу, концерты. Свой опыт
артист передает и молодому поколению. Александр организовал детскую студию Duff
Tap Studio, и его ученики завоевывают различные награды на многочисленных международных
конкурсах и фестивалях.
Театр
Со временем Александр Ивашкевич стал ведущим актером Русского театра. Его работы
в спектаклях «Домовой» (Тийт Пийбелехт), «Капризы Марианны» (Оттавио), «Бульвар
заходящего солнца» (Джо), «Укрощение строптивых» (Петруччо), «Пересечение с главной
дорогой» (Роланд) принесли актеру любовь эстонской театральной публики. А за роль
князя Мышкина в спектакле «Идиот» (премьера состоялась в 2000 году) Ивашкевича
признали «Лучшим актером года» в Эстонии. Для русского актера это просто невероятное
достижение!
Такому успеху сопутствовало очень удачное сочетание, как внешних данных актера,
так и его богатое драматическое дарование, которое Александр Ивашкевич постоянно
совершенствует. Высокий, стройный, красивый, владеющий шпагой, он словно создан
для героических костюмных ролей. И таких работ в его репертуаре хватает (Дон Жуан
в одноименном спектакле, Фредерик Леметр в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений»).
Но актер столь же органично перевоплощается и в совершенно иных персонажей. Он
блестяще исполняет Кочкарева в гоголевской «Женитьбе», Ломова в «Свиданиях в июне»
(по рассказам А. Чехова), Кулигина в «Грозе» Островского, Ильина в «Пяти вечерах»
Володина или Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова.
В разные годы Александр Ивашкевич был занят в таких спектаклях, как: «Призрак
любви» (Дон Мануэль), «Французские страсти на подмосковной даче» (Сергей Иванович),
«Тойбеле и её демон» (Алхонон), «Голая правда» (Дени Дидро), «Русский смех» (Семён
Семёнович), «Опасные связи» (Виконт де Вальмон), «Костюмер» (Норман), «Счастливых
будней!» (Фред), «Одна летняя ночь в Швеции» (Тарковский), «Остров Полынь» (Дядя
Ваня), «Да, господин премьер-министр» (Посол Куранистана).
Кино
Как и любой актер театра, Александр Ивашкевич, конечно, мечтал сниматься в
кино. В молодости он снимался в украинских телефильмах. Затем в 1991 году актер
снялся в философской притче Александра Майорова «Побег на край света», где его
герой попадал в другую эпоху. Как признается сам Александр Ивашкевич, ему нравился
процесс, были какие-то кинематографические планы, но именно в это время Советский
Союз распался. Актер оказался в другой стране. Наступили совершенно иные времена:
кинематограф и в России то переживал глубокий кризис, а в Эстонии с кино было
и того хуже…
Свою первую большую роль на экране Александр Ивашкевич исполнил после долгого
перерыва в 2006 году. Он сыграл модного фотографа глянцевых журналов в мелодраме
Розы Орынбасаровой «Никаких других желаний». А широкий российский зритель открыл
для себя этого интересного актера спустя несколько лет, когда на экраны вышли
исторические ленты «Иван Грозный» и «Ярослав. Тысячу лет назад».
В «Иване Грозном» героем Ивашкевича стал Андрей Курбский – очень противоречивая
историческая личность. В сознании многих Курбский – трус и предатель. Ивашкевич
с этим не согласен: «Легко судить историческую личность, которая, поверьте, ничем
не хуже нас с вами. Курбский был интеллектуалом, одним из самых образованных людей
той эпохи, отчаянным храбрецом – он первым вошел в Казань. <…> Я играю человека,
который перед собой абсолютно честен. О нем отдельный фильм можно снимать. А мы
даже не всё, что было в сценарии, снять успели. Кризис помешал: деньги кончились.
Курбский – антипод Ивана. Один хочет свободы, другой власти. Хочет повелевать
везде и всюду».
В отличие от Курбского другой исторический персонаж, воплощенный на экране
Александром Ивашкевичем, вызывает куда как меньше вопросов: настоящая легенда,
признанный лидер древней Руси. Режиссер фильма «Ярослав. Тысячу лет назад» Дмитрий
Коробкин признался, что искал на главную роль актера именно такого плана как Ивашкевич:
«Нам нужен был именно такой актер. Актер с мудрыми глазами, интеллигентный, со
своим внутренним миром, в котором есть все для того, что невозможно сыграть. Потому
что Ярослав в нашем фильме не какой-то горячий тип, который потом становится Мудрым».
Александр Ивашкевич рассказывает, что когда он готовился к этой роли, то очень
многое смотрел, много слушал, общался и о времени, и о нравах той эпохи: «О Ярославе
знают очень мало, информация о некоем периоде его жизни вообще отсутствует. Играть
легенду, это конечно очень сложно, поэтому я пытался вжиться в образ. Мне было
очень важно личностное начало Ярослава».
После двух исторических картин Александр Ивашкевич снялся в детективном сериале
«Синдром дракона», в основу которого был также положен реальный исторический факт.
В этой ленте актеру досталась небольшая, но достаточно заметная роль – одного
из фигурантов по делу рок-музыканта Олега Малышева.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Сайт Александра Ивашкевича http://www.a-ivashkevich.com
Этери Кекелидзе, "Александр Ивашкевич. Актер, которому мало театра",
http://www.inieberega.ru
Хеди Росма, "Александр Ивашкевич: "Все зависит от искренности твоих
желаний", Журнал "Audi", 2011
Борис Тух, "Александр Ивашкевич: известный и неизвестный", 25.04.2010,
День за днем
|