Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Ильинский Игорь _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Игоря Ильинского

Фильмография:

1924 Аэлита
1924 Папиросница от Моссельпрома
1925 Закройщик из Торжка
1926 Мисс Менд ("Приключения трех репортеров")
1926 Процесс о трех миллионах
1927 Поцелуй Мэри Пикфорд
1927 Чашка чая ("Закрытые двери", "Арестуйте меня")
1928 Кукла с миллионами
1930 Праздник Святого Йоргена
1931 Механический предатель
1931 Шахта 12-28 ("Донбасс")
1936 Однажды летом
1938 Волга-Волга
1939 Хирургия
1940 Преступление и наказание
1942 Концерт фронту
1952 Волки и овцы
1952 Горе от ума
1953 Званый ужин ("Разбитые мечты")
1956 Безумный день
1956 Карнавальная ночь
1962 Гусарская баллада
1963 Мелодии Дунаевского
1969 Старый знакомый
1971 Эти разные, разные, разные лица
1975 Свадьба Кречинского

Режиссёр:
1936 Однажды летом
1969 Старый знакомый
1971 Эти разные, разные, разные лица

Сценарист:
1965 Встречи с Игорем Ильинским

ИЛЬИНСКИЙ
Игорь Владимирович

11.07 (24.07).1901, Москва - 13.01.1987, Москва

Народный артист СССР (1949)
Герой Соц. Труда (1974)
Лауреат Ленинской премии (1980, за работы в театре и кино)
Лауреат Государственных премий СССР (1941 - за участие в фильме "Волга-Волга", 1942 и 1951 - за театральные работы)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1961), ордена Ленина (1967, 1971), ордена Дружбы народов (1981)

Начало творческой деятельности

Начиналось всё с театра. Ещё гимназистом Ильинский бегал на спектакли Художественного и Малого театров. Когда исполнилось шестнадцать лет, он поступил учиться в студию Комиссаржевской. Шел семнадцатый год, решалась судьба страны, решалась и судьба молодого Ильинского. Уже через пол года он дебютировал на профессиональной сцене в театре имени Комиссаржевской, которым руководил отец прославленной актрисы Ф. Комиссаржевский.

Первая театральная роль И.В.Ильинского - Старик в спектакле "Лисистрата" Аристофана. Уже в те годы Ильинский заявил о себе, как о комическом актере. Он играл Селима в спектакле "Похищение из гарема", Антонио в "Женитьбе Фигаро" и др.

Страсть к эксцентрике нередко заслоняла его драматическое дарование. Возможно, поэтому в начале своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов. Он выступал в оперетте, в кабаре "Летучая мышь" (что, несомненно, окажет влияние на развитие комического дарования актёра), в легендарной первой студии Художественного театра…

Театр Мейерхольда

В 1920 году Игорь Ильинский пришел в театр Всеволода Мейерхольда. В руках прославленного мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление. Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра.

В театре Мейерхольда он проработал более десяти лет. Участвовал в спектакле "Зори" Верхарна (фермер Гислен), "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (Брюно), "Свадьба Кречинского" (Расплюев) и др. Одновременно с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического театра (играл Тихона в пьесе "Гроза" А.Островского), 1-й Студии МХАТа (Грумио в "Укрощении строптивой" В.Шекспира).

Критики отмечают, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского. Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Надо отметить, что некоторое время Ильинский был единственным молодым актёром, которого Мейерхольд называл по имени отчеству - Игорь Владимирович…

Первые роли в кино

Во второй половине двадцатых годов Ильинский начинает сниматься в кино, где ему также достаются яркие комедийные образы. В 1924 году Яков Протазанов снимает его в своей картине «Аэлита». Тогда же он снимается в комедии «Папиросница от Моссельпрома». А в следующем году к молодому актеру приходит первый большой успех. Он снимается в эксцентрической комедии всё того же Протазанова - «Закройщик из Торжка». Причем роль Пети Петелькина писалась специально под Ильинского.

В следующем, 26-м году, выходят две картины с участием Ильинского: «Мисс Менд» и «Процесс о трех миллионах». Зритель влюбляется в Ильинского. Картины идут с большим успехом. В 20-е начале 30-х годов все фильмы с Ильинским становятся событием и делают большие сборы. При этом изменяется и герой актера. Теперь это уже не просто комический образ, а социальный тип.

Яркость образов граничит с цирковым размахом. То ли великий клоун, то ли великий акробат… "Я могу играть на крыше вагона, на радиаторе движущейся машины, на скачущей лошади, плавать в море", - писал актер. Многие гэги и трюки актёр придумывает сам. Талант Ильинского наконец раскрывается с неожиданной стороны. Он уже не только и не столько смешит зрителя, сколько заставляет его сочувствовать своему герою.

Творческий кризис

Но кино давало простор не только для кульбитов и многочисленных гэгов. Главным оружием Ильинского был крупный план. Незабываемые выражения лиц героев, гримасы, сменяемые с завидной быстротой. Или просто одна поднятая бровь - и уже смешно…

Но образы, сыгранные актёром в то время очень похожи между собой. В основном это смешные обыватели и прохиндеи. А актёр хочет большего. Это чувство неудовлетворённости сделанным свойственно большим художникам. И оно никогда не оставляло Ильинского. Наступает творческий кризис.

Любопытно, что именно в эти годы Ильинский решительно уходит от комических образов и на театральной сцене. Последней комедийной ролью, которую он сыграл на сцене театра Мейерхольда, была роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского". После этого Ильинский уходит из театра Мейерхольда. Пять лет не снимается в кино.

Малый театр

Выйти из творческого кризиса ему удаётся лишь к концу 30-х годов. В 1938 году поступает в любимый ещё с гимназических лет Малый театр. Один из старейших актёров едко замечает: "Теперь нам остаётся пригласить ещё и Карандаша!". Но Ильинский задержится в Малом театре почти на пятьдесят лет. То есть до самой смерти. Сыграет Хлестакова, Счастливцева и Шмагу в пьесах Островского, Загорецкого в "Горе от ума"… Будет сам ставить спектакли.

Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть определенный творческий кризис, когда актеру казалось, он повторяется и не может создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.

Бывалов

Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино вместе с известным режиссером Г. Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно сыграл роль Бывалова в комедии «Волга-Волга». Он сознательно лишил своего героя каких-либо комических черт, создав нарицательный образ бюрократа. Основное качество Бывалова - неумение делать что бы то ни было. Получив небольшой руководящий пост, на котором, казалось бы, вообще нечего делать, он умудряется и здесь проявить свою полную бестолковость, раздавая исключительно дурацкие указания. Но убедительнее всего Ильинский передает ограниченность героя, его упоение собой.

Для образа Бывалова Ильинский придумал не только особую манеру речи, но и выразительные внешние штрихи - маленькие прищуренные глазки, семенящую походку и беспомощное помахивание короткими ручками. Как позже писал сам актер, отправной точкой для него послужила грациозная и зажигательная героиня Любови Орловой, которая стала его партнершей. Он решил создать резко контрастный образ, что ему блестяще удалось.

Все свои трюки Ильинский выполнял сам. И этот знаменитый прыжок с верхней палубы тоже. Причём Александров первоначально хотел, чтобы актёр прыгал с нижней. Но тот себе на голову (думая, что прыгать будет дублёр) пошутил: "Подумаешь, вот с верхней было бы эффектнее!". "Когда я поднялся наверх, - вспоминал позже актёр, - в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался, то понял, как это страшно, во мне все задрожало... Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать..."

За эту роль Ильинский получает Государственную премию и новую волну народной любви. Она же, возможно, спасает актёра и от лагерей. Сталин смотрел фильм шестнадцать раз. На дне рождения Молотова он бросил актёру: "А, Бывалов! Вы бюрократ, и я бюрократ. Мы поймём друг друга".

Сороковые - начало пятидесятых

Успех этого фильма определил развитие советской кинокомедии на несколько последующих десятилетий. Но после него Ильинский практически перестал сниматься, на целых восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино.

Причина заключалась не только в том, что актер был чрезвычайно требователен к самому себе, но и в изменившихся условиях времени от комедии требовали не обличения, а бесконфликтности, которая была глубоко чужда самой природе жанра и сути таланта Ильинского. Единственная его работа того времени - небольшая роль в комедии "Преступление и наказание" по сценарию М. Зощенко - не увидела экрана. В связи с известным постановлением 1946 года фильм был запрещен к показу.

В это трудное время Ильинский напряженно работает в театре, записывается на радио, где добивается постановки "Вани" по пьесе В. Маяковского, в которой вновь играет бюрократа. Кроме того, Ильинский много выступает на эстраде, проявив себя незаурядным чтецом.

Правда, в пятидесятые годы Ильинского снова начинают много снимать, на этот раз в фильмах-спектаклях, поскольку Министерство культы приняло решение запечатлеть на кинопленке основные постановки Малого и Художественного театров. Примечательно, что Ильинский для каждой из них (а речь идет о таких пьесах, как "Горе от ума" А. Грибоедова, "Ревизор" Н. Гоголя, "Волки и овцы" А. Островского) не допускал точного повторения того, что им уже было сделана сцене. Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал и отрабатывал, обогащая новыми штрихами.

Третья волна популярности

В середине пятидесятых годов Ильинский наконец получил возможность сняться в картине. Это была легкая комедия "Безумный день". Однако созданный Ильинским образ отдыхающего Зайцева оказался всего лишь повторением того, что им было сделано двадцать лет назад.

По настоящему звездную роль в кино после "Волги-Волги" Ильинскому удалось сыграть только спустя 18 лет. Он снялся в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в роли бюрократа Огурцова.

Вспоминает Эльдар Рязанов: "Снимать самого Игоря Ильинского в "Карнавальной ночи" я не собирался - робел, понимал, что корифей меня просто задавит. И когда Пырьев предложил его на роль Огурцова, я запаниковал: он же мой кумир с детства, знаменитый артист Мейерхольда, любимый народом Бывалов, потрясающий Хлестаков и Городничий, Фамусов и Счастливцев, первый, кто сыграл Присыпкина! А на другой чаше весов - я, снимающий свою первую игровую картину!

Ильинский читал сценарий, а я мечтал, чтобы он отказался. Но на первой же встрече кумир и классик меня сразил - был необыкновенно деликатен и ничем не выказывал своего старшинства. Немного поговорили о Бывалове, и я понял, что мы единомышленники. Партнером Ильинский оказался прекрасным - совсем лишен гонора и самоуверенности, и у нас не было ни одного конфликта. Как безупречный профессионал, он привык серьезно относиться к профессии режиссера, и это именно он задал на съемочной площадке тон уважительного отношения ко мне. Ничем не давал почувствовать разницы в опыте, положении, возрасте, и я открыл в нем еще один талант, которым обделены столь многие, - талант чуткости и такта. Тогда я понял: чем крупнее личность, тем меньше в ней фанаберии".

Без этой картины долгое время не обходился ни один Новый год в нашей стране. Появилась целая народная традиция: 31 декабря с друзьями или с семьёй обязательно смотреть по телевизору "Карнавальную ночь". Это была третья волна (после "немого" периода и "Волги-Волги") народной любви к Ильинскому.

В новом качестве

Но сам мастер не любил большинство из комедий со своим участием. Когда их крутили по телевидению, часто просил выключить "этот балаган". Он продолжал искать, хотеть чего-то большего, чего-то иного, серьёзного. И судьба вознаградила его.

В 62 году он вновь снимается в картине Эльдара Рязанова. В бессмертной «Гусарской балладе» он сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав запоминающийся образ Кутузова. Любопытно, что в работе над ним актер исходил из трактовки личности полководца, данной Л. Толстым в романе "Война и мир" И тем не менее этот образ великолепно вписался в героико-комическую стилистику фильма.

Вспоминает Эльдар Рязанов: "К 150-летию Бородина я затеял поставить "Гусарскую балладу". Но в Минкульте сочли пьесу Гладкова легкомысленной для юбилея. К тому же роль Кутузова я предложил Ильинскому - это вызвало на студии шок: когда появится такой Кутузов, говорили мне, зрители покатятся со смеху! Дальше - больше: сам Ильинский категорически отказался: "Я ж намного моложе тогдашнего Кутузова!". Но я был уверен в своем выборе и сказал Ильинскому, что вся студия мечтает видеть его в этой роли. А на студии сокрушался, что никого не могу найти достойного. Так удалось снять с Ильинским эпизод проезда фельдмаршала перед войсками. А потом снег стаял, и переснимать было уже невозможно - студия оказалась перед свершившимся фактом. А Ильинский увлекся и играл с удовольствием. Он вызывал не только смех, но, мне казалось, и любовь, что не помешало Министерству культуры заключить, что я оклеветал образ великого полководца. Фурцева потребовала все переснять, и юбилейный показ картины был отменен.

Тем бы все и кончилось. Но за неделю до Бородина картину захотели посмотреть в газете "Известия", где редактором был Аджубей, зять Хрущева. Я напялил галстук и помчался на Пушкинскую. Там никто еще не знал о решении Фурцевой и о том, что Ильинский оскорбил Кутузова. Аджубей привел восьмилетнего сына, но, как только на титрах запели "Давным-давно", тот закричал, что не хочет это смотреть. Главный редактор взял его за руку и покинул зал, и я понял, что это конец. Происходящее на экране теперь казалось мне омерзительным. Все смеялись и после просмотра поаплодировали, но сплавивший сынишку и вернувшийся Аджубей ничего не сказал.

А вскоре в "Неделе", приложении к "Известиям", появилась рецензия Натэллы Лордкипанидзе - она фильм хвалила и особенно отмечала замечательную игру Игоря Ильинского. И сразу все пошло как в сказке. Не думаю, что это случилось бы, появись рецензия в другой газете, но на выступление известинской "Недели" реакция была молниеносной: уже через день на фронтоне кинотеатра "Россия" красовалась афиша моей картины, и на ней победно улыбался фельдмаршал Кутузов - народный артист Игорь Ильинский".

Последние годы. Театр

На сцене же Малого театра Ильинский перешел к образам глубоко трагических героев. Он сыграл Фому Опискина в пьесе Ф. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели", а также Акима в пьесе Л. Толстого " Власть тьмы".

В конце шестидесятых годов Ильинский занялся и театральной режиссурой. Первой его постановкой стала сценическая версия романа Г. Флобера "Госпожа Бовари".

Заключительный период творчества Ильинского отмечен прежде всего образами Л. Толстого в пьесе "Возвращение на круги своя" И. Друцэ и Фирса в пьесе А. Чехова "Вишневый сад". Любители театра до сих пор помнят также игру Ильинского на сцене Малого театра в комедии Н. Гоголя "Ревизор", где артисту в разные годы довелось играть и Хлестакова, и Городничего.

А под самый конец жизни в Малом театре создаёт образ Льва Толстого в спектакле по пьесе Иона Друцэ "Возвращение на круги своя". Это действительно было возвращение на круги своя. Всё началось с театра. Им и закончилось. Последняя роль в кино сыграна Ильинским в 71 году. Их орбиты больше никогда не пересекались. А ведь впереди было ещё долгих 16 лет жизни!

В глубокой старости Игорь Ильинский много играл на радио - его приводили в студию под руки, он был почти слеп, и ассистент режиссера переписывал для него роль огромными шестисантиметровыми буквами. Но, взяв в руки текст, артист преображался: немощь исчезала, наступало чудо театра - Игоря Ильинского заменял его персонаж...

BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
"Все обо всех" том 5 (М. "Слово" 1997);
"Когда пробуждаются мертвые". Шедевры старого кино http://www.cultcorp.ru;
100-летний юбилей Игоря Ильинского http://teen.fio.ru;
Алексей Филиппов, "Последний из мастеров" http://main.izvestia.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.