ИЛЬИНСКИЙ
Игорь Владимирович
11.07 (24.07).1901, Москва - 13.01.1987, Москва
Народный артист СССР (1949)
Герой Соц. Труда (1974)
Лауреат Ленинской премии (1980, за работы в театре и кино)
Лауреат Государственных премий СССР (1941 - за участие в фильме "Волга-Волга",
1942 и 1951 - за театральные работы)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1961), ордена Ленина (1967, 1971),
ордена Дружбы народов (1981)
Начало творческой деятельности
Начиналось всё с театра. Ещё гимназистом Ильинский бегал на спектакли Художественного
и Малого театров. Когда исполнилось шестнадцать лет, он поступил учиться в студию
Комиссаржевской. Шел семнадцатый год, решалась судьба страны, решалась и судьба
молодого Ильинского. Уже через пол года он дебютировал на профессиональной сцене
в театре имени Комиссаржевской, которым руководил отец прославленной актрисы Ф.
Комиссаржевский.
Первая театральная роль И.В.Ильинского - Старик в спектакле "Лисистрата"
Аристофана. Уже в те годы Ильинский заявил о себе, как о комическом актере. Он
играл Селима в спектакле "Похищение из гарема", Антонио в "Женитьбе
Фигаро" и др.
Страсть к эксцентрике нередко заслоняла его драматическое дарование. Возможно,
поэтому в начале своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов.
Он выступал в оперетте, в кабаре "Летучая мышь" (что, несомненно, окажет
влияние на развитие комического дарования актёра), в легендарной первой студии
Художественного театра…
Театр Мейерхольда
В 1920 году Игорь Ильинский пришел в театр Всеволода Мейерхольда. В руках прославленного
мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление.
Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества
самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра.
В театре Мейерхольда он проработал более десяти лет. Участвовал в спектакле
"Зори" Верхарна (фермер Гислен), "Великодушный рогоносец"
Кроммелинка (Брюно), "Свадьба Кречинского" (Расплюев) и др. Одновременно
с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического
театра (играл Тихона в пьесе "Гроза" А.Островского), 1-й Студии МХАТа
(Грумио в "Укрощении строптивой" В.Шекспира).
Критики отмечают, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского.
Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что
он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Надо отметить,
что некоторое время Ильинский был единственным молодым актёром, которого Мейерхольд
называл по имени отчеству - Игорь Владимирович…
Первые роли в кино
Во второй половине двадцатых годов Ильинский начинает сниматься в кино, где
ему также достаются яркие комедийные образы. В 1924 году Яков Протазанов снимает
его в своей картине «».
Тогда же он снимается в комедии «». А в следующем году к молодому актеру приходит первый большой успех. Он снимается
в эксцентрической комедии всё того же Протазанова - «Закройщик из Торжка».
Причем роль Пети Петелькина писалась специально под Ильинского.
В следующем, 26-м году, выходят две картины с участием Ильинского: «Мисс Менд» и «». Зритель
влюбляется в Ильинского. Картины идут с большим успехом. В 20-е начале 30-х годов
все фильмы с Ильинским становятся событием и делают большие сборы. При этом изменяется
и герой актера. Теперь это уже не просто комический образ, а социальный тип.
Яркость образов граничит с цирковым размахом. То ли великий клоун, то ли великий
акробат… "Я могу играть на крыше вагона, на радиаторе движущейся машины,
на скачущей лошади, плавать в море", - писал актер. Многие гэги и трюки актёр
придумывает сам. Талант Ильинского наконец раскрывается с неожиданной стороны.
Он уже не только и не столько смешит зрителя, сколько заставляет его сочувствовать
своему герою.
Творческий кризис
Но кино давало простор не только для кульбитов и многочисленных гэгов. Главным
оружием Ильинского был крупный план. Незабываемые выражения лиц героев, гримасы,
сменяемые с завидной быстротой. Или просто одна поднятая бровь - и уже смешно…
Но образы, сыгранные актёром в то время очень похожи между собой. В основном
это смешные обыватели и прохиндеи. А актёр хочет большего. Это чувство неудовлетворённости
сделанным свойственно большим художникам. И оно никогда не оставляло Ильинского.
Наступает творческий кризис.
Любопытно, что именно в эти годы Ильинский решительно уходит от комических
образов и на театральной сцене. Последней комедийной ролью, которую он сыграл
на сцене театра Мейерхольда, была роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба
Кречинского". После этого Ильинский уходит из театра Мейерхольда. Пять лет
не снимается в кино.
Малый театр
Выйти из творческого кризиса ему удаётся лишь к концу 30-х годов. В 1938 году
поступает в любимый ещё с гимназических лет Малый театр. Один из старейших актёров
едко замечает: "Теперь нам остаётся пригласить ещё и Карандаша!". Но
Ильинский задержится в Малом театре почти на пятьдесят лет. То есть до самой смерти.
Сыграет Хлестакова, Счастливцева и Шмагу в пьесах Островского, Загорецкого в "Горе
от ума"… Будет сам ставить спектакли.
Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть
определенный творческий кризис, когда актеру казалось, он повторяется и не может
создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.
Бывалов
Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино
вместе с известным режиссером Г. Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно
сыграл роль Бывалова в комедии «». Он сознательно лишил своего
героя каких-либо комических черт, создав нарицательный образ бюрократа. Основное
качество Бывалова - неумение делать что бы то ни было. Получив небольшой руководящий
пост, на котором, казалось бы, вообще нечего делать, он умудряется и здесь проявить
свою полную бестолковость, раздавая исключительно дурацкие указания. Но убедительнее
всего Ильинский передает ограниченность героя, его упоение собой.
Для образа Бывалова Ильинский придумал не только особую манеру речи, но и выразительные
внешние штрихи - маленькие прищуренные глазки, семенящую походку и беспомощное
помахивание короткими ручками. Как позже писал сам актер, отправной точкой для
него послужила грациозная и зажигательная героиня , которая стала его партнершей. Он решил создать резко контрастный
образ, что ему блестяще удалось.
Все свои трюки Ильинский выполнял сам. И этот знаменитый прыжок с верхней палубы
тоже. Причём Александров первоначально хотел, чтобы актёр прыгал с нижней. Но
тот себе на голову (думая, что прыгать будет дублёр) пошутил: "Подумаешь,
вот с верхней было бы эффектнее!". "Когда я поднялся наверх, - вспоминал
позже актёр, - в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался,
то понял, как это страшно, во мне все задрожало... Оператор был готов, все, задрав
головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось
делать..."
За эту роль Ильинский получает Государственную премию и новую волну народной
любви. Она же, возможно, спасает актёра и от лагерей. Сталин смотрел фильм шестнадцать
раз. На дне рождения Молотова он бросил актёру: "А, Бывалов! Вы бюрократ,
и я бюрократ. Мы поймём друг друга".
Сороковые - начало пятидесятых
Успех этого фильма определил развитие советской кинокомедии на несколько последующих
десятилетий. Но после него Ильинский практически перестал сниматься, на целых
восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино.
Причина заключалась не только в том, что актер был чрезвычайно требователен
к самому себе, но и в изменившихся условиях времени от комедии требовали не обличения,
а бесконфликтности, которая была глубоко чужда самой природе жанра и сути таланта
Ильинского. Единственная его работа того времени - небольшая роль в комедии "Преступление
и наказание" по сценарию М. Зощенко - не увидела экрана. В связи с известным
постановлением 1946 года фильм был запрещен к показу.
В это трудное время Ильинский напряженно работает в театре, записывается на
радио, где добивается постановки "Вани" по пьесе В. Маяковского, в которой
вновь играет бюрократа. Кроме того, Ильинский много выступает на эстраде, проявив
себя незаурядным чтецом.
Правда, в пятидесятые годы Ильинского снова начинают много снимать, на этот
раз в фильмах-спектаклях, поскольку Министерство культы приняло решение запечатлеть
на кинопленке основные постановки Малого и Художественного театров. Примечательно,
что Ильинский для каждой из них (а речь идет о таких пьесах, как "Горе от
ума" А. Грибоедова, "Ревизор" Н. Гоголя, "Волки и овцы"
А. Островского) не допускал точного повторения того, что им уже было сделана сцене.
Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал
и отрабатывал, обогащая новыми штрихами.
Третья волна популярности
В середине пятидесятых годов Ильинский наконец получил возможность сняться
в картине. Это была легкая комедия "Безумный день". Однако созданный
Ильинским образ отдыхающего Зайцева оказался всего лишь повторением того, что
им было сделано двадцать лет назад.
По настоящему звездную роль в кино после "Волги-Волги" Ильинскому
удалось сыграть только спустя 18 лет. Он снялся в знаменитой комедии Эльдара Рязанова
«», в роли бюрократа Огурцова.
Вспоминает Эльдар Рязанов: "Снимать самого Игоря Ильинского в "Карнавальной
ночи" я не собирался - робел, понимал, что корифей меня просто задавит. И
когда Пырьев предложил его на роль Огурцова, я запаниковал: он же мой кумир с
детства, знаменитый артист Мейерхольда, любимый народом Бывалов, потрясающий Хлестаков
и Городничий, Фамусов и Счастливцев, первый, кто сыграл Присыпкина! А на другой
чаше весов - я, снимающий свою первую игровую картину!
Ильинский читал сценарий, а я мечтал, чтобы он отказался. Но на первой же встрече
кумир и классик меня сразил - был необыкновенно деликатен и ничем не выказывал
своего старшинства. Немного поговорили о Бывалове, и я понял, что мы единомышленники.
Партнером Ильинский оказался прекрасным - совсем лишен гонора и самоуверенности,
и у нас не было ни одного конфликта. Как безупречный профессионал, он привык серьезно
относиться к профессии режиссера, и это именно он задал на съемочной площадке
тон уважительного отношения ко мне. Ничем не давал почувствовать разницы в опыте,
положении, возрасте, и я открыл в нем еще один талант, которым обделены столь
многие, - талант чуткости и такта. Тогда я понял: чем крупнее личность, тем меньше
в ней фанаберии".
Без этой картины долгое время не обходился ни один Новый год в нашей стране.
Появилась целая народная традиция: 31 декабря с друзьями или с семьёй обязательно
смотреть по телевизору "Карнавальную ночь". Это была третья волна (после
"немого" периода и "Волги-Волги") народной любви к Ильинскому.
В новом качестве
Но сам мастер не любил большинство из комедий со своим участием. Когда их крутили
по телевидению, часто просил выключить "этот балаган". Он продолжал
искать, хотеть чего-то большего, чего-то иного, серьёзного. И судьба вознаградила
его.
В 62 году он вновь снимается в картине Эльдара Рязанова. В бессмертной «» он сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав
запоминающийся образ Кутузова. Любопытно, что в работе над ним актер исходил из
трактовки личности полководца, данной Л. Толстым в романе "Война и мир"
И тем не менее этот образ великолепно вписался в героико-комическую стилистику
фильма.
Вспоминает Эльдар Рязанов: "К 150-летию Бородина я затеял поставить "Гусарскую
балладу". Но в Минкульте сочли пьесу Гладкова легкомысленной для юбилея.
К тому же роль Кутузова я предложил Ильинскому - это вызвало на студии шок: когда
появится такой Кутузов, говорили мне, зрители покатятся со смеху! Дальше - больше:
сам Ильинский категорически отказался: "Я ж намного моложе тогдашнего Кутузова!".
Но я был уверен в своем выборе и сказал Ильинскому, что вся студия мечтает видеть
его в этой роли. А на студии сокрушался, что никого не могу найти достойного.
Так удалось снять с Ильинским эпизод проезда фельдмаршала перед войсками. А потом
снег стаял, и переснимать было уже невозможно - студия оказалась перед свершившимся
фактом. А Ильинский увлекся и играл с удовольствием. Он вызывал не только смех,
но, мне казалось, и любовь, что не помешало Министерству культуры заключить, что
я оклеветал образ великого полководца. Фурцева потребовала все переснять, и юбилейный
показ картины был отменен.
Тем бы все и кончилось. Но за неделю до Бородина картину захотели посмотреть
в газете "Известия", где редактором был Аджубей, зять Хрущева. Я напялил
галстук и помчался на Пушкинскую. Там никто еще не знал о решении Фурцевой и о
том, что Ильинский оскорбил Кутузова. Аджубей привел восьмилетнего сына, но, как
только на титрах запели "Давным-давно", тот закричал, что не хочет это
смотреть. Главный редактор взял его за руку и покинул зал, и я понял, что это
конец. Происходящее на экране теперь казалось мне омерзительным. Все смеялись
и после просмотра поаплодировали, но сплавивший сынишку и вернувшийся Аджубей
ничего не сказал.
А вскоре в "Неделе", приложении к "Известиям", появилась
рецензия Натэллы Лордкипанидзе - она фильм хвалила и особенно отмечала замечательную
игру Игоря Ильинского. И сразу все пошло как в сказке. Не думаю, что это случилось
бы, появись рецензия в другой газете, но на выступление известинской "Недели"
реакция была молниеносной: уже через день на фронтоне кинотеатра "Россия"
красовалась афиша моей картины, и на ней победно улыбался фельдмаршал Кутузов
- народный артист Игорь Ильинский".
Последние годы. Театр
На сцене же Малого театра Ильинский перешел к образам глубоко трагических героев.
Он сыграл Фому Опискина в пьесе Ф. Достоевского "Село Степанчиково и его
обитатели", а также Акима в пьесе Л. Толстого " Власть тьмы".
В конце шестидесятых годов Ильинский занялся и театральной режиссурой. Первой
его постановкой стала сценическая версия романа Г. Флобера "Госпожа Бовари".
Заключительный период творчества Ильинского отмечен прежде всего образами Л.
Толстого в пьесе "Возвращение на круги своя" И. Друцэ и Фирса в пьесе
А. Чехова "Вишневый сад". Любители театра до сих пор помнят также игру
Ильинского на сцене Малого театра в комедии Н. Гоголя "Ревизор", где
артисту в разные годы довелось играть и Хлестакова, и Городничего.
А под самый конец жизни в Малом театре создаёт образ Льва Толстого в спектакле
по пьесе Иона Друцэ "Возвращение на круги своя". Это действительно было
возвращение на круги своя. Всё началось с театра. Им и закончилось. Последняя
роль в кино сыграна Ильинским в 71 году. Их орбиты больше никогда не пересекались.
А ведь впереди было ещё долгих 16 лет жизни!
В глубокой старости Игорь Ильинский много играл на радио - его приводили в
студию под руки, он был почти слеп, и ассистент режиссера переписывал для него
роль огромными шестисантиметровыми буквами. Но, взяв в руки текст, артист преображался:
немощь исчезала, наступало чудо театра - Игоря Ильинского заменял его персонаж...
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
"Все обо всех" том 5 (М. "Слово" 1997);
"Когда пробуждаются мертвые". Шедевры старого кино http://www.cultcorp.ru;
100-летний юбилей Игоря Ильинского http://teen.fio.ru;
Алексей Филиппов, "Последний из мастеров" http://main.izvestia.ru
|