Фильмография:
1970 Бушует "Маргарита"
1976 Волшебный фонарь
1988 Реквием по филею - короткометражный
1992 Маленький гигант большого секса
1995 Бред вдвоем - телеспектакль
1997 Полицейские и воры
2000 Тихие омуты
2003 Снежная королева (Украина)
2004-2006 Моя прекрасная няня - сериал
2006-2007 Кто в доме хозяин? - сериал
2007 Счастливы вместе - сериал
2007 Кровавая Мэри
2007 Приключения солдата Ивана Чонкина
|
ХАЗАНОВ
Геннадий Викторович
Родился 01.12.1945, Москва
Народный артист России (1994)
Лауреат Государственной премии России (1995)
Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000)
Детство
Геннадий Викторович Хазанов родился 1 декабря 1945 года в Москве. Вырос без
отца в большой московской коммунальной квартире близ Серпуховской площади, где
жил вместе с бабушкой, преподавателем истории, и мамой. Мама мечтала быть артисткой,
но своим родителем не стала перечить и поступила в институт связи. Затем почти
всю жизнь проработала на заводе имени Владимира Ильича. Правда, все эти годы она
выступала в народном театре, который работал во дворце культуры завода. Сын с
детства бывал на этих спектаклях и перенял от матери ее несбывшуюся мечту о большом
искусстве.
Примерным мальчиком Геннадий Хазанов никогда не был. Он был такой вертлявый
и непоседливый, постоянно придумывал всякие разные гадости. Щадил только учительницу
математики. На переменах, а зачастую и на уроках и сам развлекался и развлекал
других. Еще он очень любил ходить на занятия драмкружка в Доме пионеров на Полянке.
В школе он был непременным участником художественной самодеятельности: копировал
чужие голоса, исполнял басни, миниатюры из юмористических журналов, ТВ и радиопередач,
и постоянно получал призы на всех конкурсах. Тем самым выбор профессии был предрешен.
А в 14 лет ему даже удалось познакомиться со своим кумиром – . Юноша получил возможность бывать на его спектаклях. «...В течение
многих лет изучал его работы, как в микроскоп», - скажет впоследствии звезда эстрады.
Учеба
Окончив десятилетку, причем вечернюю школу, а также без особого усердия музыкальную
школу, Геннадий Хазанов попытался поступать чуть ли не во все столичные творческие
учебные заведения - и везде неудачно: на конкурсах во всех театральных институтах
он не проходил даже первых туров.
Потом Геннадий Хазанов оказался в МИСИ. Одновременно уже на первом курсе он
стал артистом студенческого театра, и продолжал лелеять мечту о поступлении в
театральное училище.
Через год Геннадий Хазанов поступил в Училище циркового и эстрадного искусства.
Его педагогом стала Надежда Ивановна Слонова, когда-то много выступавшая на эстраде,
в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры. Уже в студенческую
пору молодой артист начал гастролировать по всей стране. В репертуаре появился
монолог учащегося кулинарного техникума, который прославил актера. Робкий, доверчивый
«маленький человек», чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью,
мгновенно стал всеобщим любимцем. И этот образ надолго привязался к Хазанову.
К счастью, со временем ему удалось избавиться от этого «шлейфа».
Театр
После окончания училища в 1969 году Геннадий Хазанов недолго проработал конферансье
в оркестре Леонида Утесова, а затем, в 1971 году, устроился в «Москонцерт», начав
выступать, как пародист. К числу удачных работ актера на эстраде можно отнести
созданные им в содружестве с Аркадием Хайтом за десять лет моноспектакль «Мелочи
жизни», представление «Очевидное и невероятное» и знаменитую сценку «Попугай».
Лучшие номера юмориста в дальнейшем вошли в программу «Избранное», поставленную
актером на сцене нового театра «Моно», художественным руководителем которого стал
сам артист.
Время от времени Геннадий Хазанов стал пробовать себя и в других жанрах: в
театре и кино. Реализацией мечты о «настоящем» театре стало его приглашение в
спектакль «Игроки», поставленный в 1992 году Сергеем Юрским на сцене МХАТа. В
спектакле были задействованы такие выдающиеся артисты, как , ,
.
Затем артиста стали приглашать участвовать во многих антрепризах, идущих на
сценах различных театров. Одной из лучших работ такого плана стала главная роль
в пьесе Леонида Трушкина «Ужин с дураком». Процесс работы на сцене для Геннадия
Xазанова, по его собственному признанию, был важнее результата. Он учился не только
на репетициях, но и на каждом спектакле, внимательно наблюдая из-за кулис игру
партнеров.
С ноября 1997 года всенародно любимый артист Геннадий Хазанов взвалил на себя
нелегкое бремя - стал художественным руководителем Театра эстрады. И с большим
усердием стал лавировать в поисках новых и неожиданных путей для этого сценического
образа. Магистральное направление, которое он для себя выбрал, как руководитель,
- превратить бывшую концертную площадку для разовых выступлений в полноценный
театр.
Кино
В кино Геннадий Хазанов дебютировал
сразу после окончания циркового училища. В 1970 году он снялся в эпизоде в музыкальном
фильме-комедии Эдуарда Абалова «Бушует циклон «Маргарита». Впрочем, ни этот фильм,
ни, тем более, крошечная роль Хазанова не остались в памяти зрителей.
Настоящим, полноценным дебютом Геннадия Хазанова на киноэкране можно считать
работу в эксцентрической короткометражной комедии Евгения Цымбала «Реквием по
филею» (1988), где актер сыграл главную роль скромного нотариуса при симфоническом
оркестре Гену Мунькина. Хазанов играл ярко, броско, в полную силу, словно наслаждаясь
полученной свободой. Оттого и роль получилась заметной.
Сенсацией стала и главная роль Геннадия Хазанова в комедии Досталя «Маленький
гигант большого секса» (1992) по рассказу Фазиля Искандера «О, Марат!». Актер
проникновенно и воодушевлено исполнил фотографа Марата, который любил женщин,
а они отвечали ему взаимностью… Да и как их не любить! Ведь героинь фильма играли
неподражаемые красавицы:
и Ирина Сабанова, Елена Зорина и , Ирэна Кокрятская, Татьяна Чепикова и Екатерина Кузнецова, Оксана
Калиберда и .
В 1995 году Хазанов блестяще снялся у Бориса Мильграма в трагифарсе по одноименной
пьесе Эжена Ионеско в переводе Екатерины Дюшен «Бред вдвоем» с несравненной . А два года спустя Хазанов продолжил «карьеру» киноартиста у своего
обожаемого режиссера Николая Досталя в эксцентрической комедии «Полицейские и
воры» (римейке одноименного фильма Марио Моничелли, посвященного памяти выдающихся
актеров итальянского кино Тото и Альдо Фабрицио). Здесь Хазанов с блеском исполнил
главную роль хитрого мошенника, разыскиваемого охранником советско-американской
макаронной фабрики. .
Довелось Геннадию Хазанов сняться и у выдающегося режиссера . В картине «Тихие омуты» у Хазанова была маленькая роль Павла - банкира
и школьного друга главного героя ().
Не обошла стороной великого комика и сериальная сторона отечественного кино.
Его приглашали на съемки сериалов «Счастливы вместе», «Кто в доме хозяин» (Николай
Петрович, бывший тесть Никиты), «Моя прекрасная няня» (Жорес Клещенко). Роли небольшие,
правда, но яркие, а главное блестяще сыграны большим комиком нашего времени.
«Ералаш»
Безусловно, Геннадий Хазанов - человек очень занятой, но он все успевает -
и в кино сниматься, и в театре играть, и в концертах выступать, и руководить Театром
эстрады. А еще он успевает сниматься в «Ералаше».
Миллионам зрителей запомнился выпуск «Ералаша», где действие происходило в итальянской
школе. Там Хазанов (кстати, говорящий на итальянском языке) великолепно сыграл
учителя-новичка, укрощающего непослушных учеников. А в сюжете «Лукоморье» актер
появился сразу в двух образах - учителя и ученика.
Геннадий Хазанов «Ералаш» очень любит! «Ералаш» у него вызывает только положительные
эмоции. Он для него - как подкова в доме на счастье.
Личная жизнь
Геннадий Хазанов примерный семьянин. Дочь Алиса – балерина, солистка Большого
театра. Жена Злата Иосифовна является главным менеджером артиста. Фактически она
выполняет все обязанности, как по дому, так и по организации нелегкого гастрольного
быта.
Геннадий Викторович Хазанов больше не «студент кулинарного техникума» и не
«маленький гигант большого секса», а худрук государственного Театра эстрады, которому
необходима реконструкция. И артист рьяно взялся за новое сложное дело, он считает
себя трудоголиком и признается, что без работы не сможет прожить и дня. А еще
он суеверен, верит в предсказания астрологов, постоянно общается с двумя ясновидящими
дамами, которые предсказывают ему «светлое» будущее, а как же еще может быть,
ведь Геннадий Хазанов один из выдающихся людей своего времени.
Александра Сонечкина
Использованные материалы:
Сайт Геннадия Хазанова http://www.hazanov.ru;
Александр Братерский, «Хазанов приговорил российскую интеллигенцию», газета «Известия»,
сентябрь 2002 г.;
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 г.;
Ирина Алпатова, «Геннадий Хазанов: «Ищу выход из кризиса жанра», журнал «Культура»,
апрель 2001 г.;
Ирина Леонидова, «Здравствуйте, я дурак вашего мужа», журнал «Культура», декабрь
1998 г.;
Владимир Славкин, «Я должен рассмешить», журнал «Смена», январь 1976 г.;
Юрий Дмитриев, «Геннадий Хазанов», журнал "Театр", май 1988 г.;
«До и после кулинарного техникума», беседы с Xазановым, журнал «Смена» 1988 г.;
«За что нас приговорили ко всеобщему счастью?», интервью, журнал «Огонек», 1990
г.;
Елена Ланкина, «Маленький гигант большого смеха», обозрение «Семь дней», 1998
г.;
Фото Дмитрия Алешковского. Москва. 2005 г. http://all-photo.ru
|