Фильмография:
1972 Двенадцать
месяцев
1973 Пожар во флигеле,
или Подвиг во льдах - короткометражный
1974 Этот чудак Андерсен
1974 Баллада о парнишке - фильм-спектакль
1988 Дон Жуан, или Любовь к геометрии - фильм-спектакль
1991 Самостоятельная жизнь
2000 Мифы. Сочинушки - короткометражный
2001 Улицы разбитых фонарей-3
2001 Убойная сила-3
2002 Спецотдел
2002 Агентство "Золотая пуля"
2003 Женский роман
2006 Опера-2. Хроники убойного отдела
2008 Похороните меня за плинтусом
2009 Прянички
2011 Счастливчик Пашка
|
ЖВАНИЯ
Лиана (Лариса) Дмитриевна
Родилась 20.05.1949
Заслуженная артистка РСФСР (1991)
Детство
Лиана Жвания родилась в Тбилиси. Так получилось, что с самого рождения девочка
получила два имени. В свидетельстве о рождении она значилась как Лиана, а дома
её все звали более ласковым и тёплым именем Гуля, что в переводе означает «сердце».
Это имя так и осталось для неё более привычным. «Я так всю жизнь Гулей и хожу,
Лианой себя не ощущаю», - признаётся актриса.
Лиане было шесть лет, когда её семья переехала в Ленинград. Там и прошла остальная
часть её детства. Лиана Дмитриевна вспоминает семейные и клановые посиделки у
бабушки, когда все собирались за круглым столом. Маленькая Гуля уже тогда демонстрировала
артистические способности, выступая перед зрителями. А в качестве реквизита для
своих выступлений девочка использовала дедушкину морскую форму, фуражку и кортик.
Позже, уже учась в школе, Лиана Жвания занималась в театральном кружке и даже
сама поставила спектакль по Чехову, где сыграла Мерчуткину.
Доверие Мастера
Как рассказывает Лиана Жвания, в детстве она была полненькая, щекастая – ну,
куда с такими данными в актрисы… После окончания школы она поступила в педагогическое
училище. Однако тяга к сцене всё же взяла своё, и в итоге девушка подала документы
в ЛГИТМИК на актёрский факультет к известному педагогу Леониду Макарьеву.
На вступительных экзаменах Лиана читала монолог Гамлета и не смогла впечатлить
мастера. Леонид Фёдорович заметил, что её внешность совсем не соответствует передаваемым
внутренним переживаниям. Лиана обиделась, но не растерялась. Выйдя из аудитории,
она увидела другую очередь абитуриентов – на режиссёрский факультет к Зиновию
Яковлевичу Корогодскому. Надо отметить, что о режиссуре девушка тогда имела весьма
смутное представление, но авантюрный характер подтолкнул её попробовать свои силы.
У Корогодского Лиана Жвания вполне успешно прошла два тура, а на третьем ей
задали вполне ожидаемый для данного направления вопрос: «Для чего в театре режиссер?».
Девушка растерялась, а когда пауза начала затягиваться ответила вопросом на вопрос:
«В самом деле, для чего?», чем вызвала хохот приёмной комиссии. В результате на
режиссёрский её не взяли, зато сразу порекомендовали на второй курс актёрского
факультета.
Учиться Лиане Жвании довелось у признанных мастеров сцены Зиновия Корогодского
и Льва Додина, которых она считает своими родителями в профессии. Когда она пришла
на второй курс, студенты уже придумывали наполнение номеров для спектакля. Понятное
дело, что неопытная Лиана чувствовала себя растерянной, пребывая в страхе, что
не сможет оправдать доверия Зиновия Яковлевича. Но опытный педагог сумел вдохнуть
в неё уверенность в своих силах. Как-то он принёс в её гримёрку афишу с надписью
«Лиане Жвания с верой, надеждой и нежностью. Лиана, желаю вам оказаться…».
Всегда вспоминая с огромной теплотой и благодарностью Корогодского и Додина,
Лиана Дмитриевна отмечает, что они научили её стремлению к росту собственной личности,
нравственности и этике, умению слышать и чувствовать жизнь. Их уроки она пронесла
через всю жизнь.
Королева из «Двенадцати месяцев»
Вместе с Лианой Жванией на курсе училась Наталья Попова. Девушки были совершенно
разными – Лиана активной авантюристкой, а Наталья сентиментальной мечтательницей.
Однако такое различие характеров не помешало им стать подругами. В 1972 году они
окончили ЛГИТМИК. На сдаче дипломного спектакля их заметили и пригласили пройти
пробы к детскому фильму «» по одноимённой сказке Самуила Яковлевича Маршака. Фильм ставил режиссёр
Анатолий Граник. Он, недолго думая, утвердил Лиану на роль Королевы, а Наталье
Поповой досталась роль Падчерицы.
Лиана Дмитриевна признаётся, что была очень рада именно этой роли. Взбалмошная,
капризная и своенравная - да, Королева была такой. Но Лиана видела её и другой
– сиротой, которая, в общем-то, не так уж и плоха, а скорее несчастлива. Окружающий
её двор составляют лживые завистливые люди, а единственный порядочный человек
– старый профессор, но от его нравоучений она уже устала. Исходя из всего этого
строились все взаимоотношения Королевы с другими персонажами. И сыграно Лианой
Жванией это было действительно ярко и сочно. К слову сказать, консультантом в
фильме работал сын Маршака Эммануил Маршак. Он признал, что Лиана создала именно
тот образ, который был написан его отцом.
Фильм «Двенадцать месяцев» вышел на экраны 1 января 1973 года и был встречен
зрителями с восторгом, а Лиана Жвания и Наталья Попова вмиг стали всенародно известными.
Хотя сама она утверждает, что заслуга в успехе, прежде всего, принадлежит Анатолию
Гранику, создавшему на съёмочной площадке теплую и творческую атмосферу, а также
выдающемся актёрам, снявшимся в фильме: Николаю Волкову, Татьяне Пельтцер, Ольге
Викланд, Льву Лемке, Георгию Тейху, Леониду Куравлеву, радом с которыми им с Натальей
Поповой посчастливилось работать…
Театр важнее кино
После окончания института в 1972 году Лиана Жвания поступила в труппу Ленинградского
ТЮЗа (ныне - Санкт-Петербургский Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева). Сцена
и стала её призванием. Что же касается кино, то вскоре после «Двенадцати месяцев»
она сыграла учительницу Раису Ивановну в детской короткометражке «» и эпизодическую роль в фильме «Этот чудак
Андерсен», после чего на долгие годы исчезла с экранов. Ради театра актриса отказывалась
от многочисленных предложений в кино. Она отказалась даже от работы с таким мастером,
как Кира Муратова.
За годы работы в театре Лиана Жвания сыграла более полусотни ролей самой разной
направленности – от комических до трагедийных. Среди её наиболее известных работ:
Мисс Ортон в спектакле «Месс-Менд», Липочка - «Свои люди – сочтемся», Марина Мнишек
- «Борис Годунов», Софья - «Тени», Патрон Адриен - «Комедия ошибок», Графиня Берта
- «Ундина», Королева Маргарита - «Бонжур, месье Перро!», Певица - «Крошка Цахес»,
Настасья - «Покойный бес», Бабушка - «Звездный талер», Дора Стрэнг - «Эквус»,
Бабушка - «В горах моё сердце», Настя - «Учитель ритмики».
В театральной карьере актрисы были разные периоды. Были моменты, когда она
думала покинуть ТЮЗ и Ленинград, однако Сергей Юрский, с которым она познакомилась
ещё в юности, отговорил её от этого шага. Благодаря ему Лиана Жвания осталась
в театре и впоследствии никогда об этом не жалела. Спустя десятилетия её имя и
ленинградский-петербургский ТЮЗ стали неразрывными понятиями.
Личная жизнь
В молодости Лиана Жвания пользовалась огромным вниманием мужчин. На съёмках
«Двенадцати месяцев» в неё влюбился Эммануил Маршак. Он посвящал ей стихи, но
актриса ответила отказом на его чувства. Её руки добивались брат Сергея Юрского
театровед Виктор Боровский, а также знаменитый телеведущий Юрий Сенкевич. Вот
только поклонники настаивали на её отказе от работы в театре, а сердце Лианы было
предано сцене.
В конце концов Лиана Жвания всё же вышла замуж – её сердце сумел покорить молодой
студент-медик Алексей, который был моложе её на пять лет. В этом браке у них родилась
дочь Настя. Но затем семейная жизнь у Лианы и Алексея не заладилась. Муж считал,
что Лиане необходимо делать карьеру киноактрисы и настойчиво советовал перейти
из ТЮЗа в Студию киноактера при «Ленфильме». Вероятно, во второй половине 80-х
с финансовой точки зрения это было действительно выгоднее, но Лиана считала немыслимым
уход со сцены. В результате они расстались, Алексей, ставший врачом-онкологом,
уехал из страны и завёл за рубежом другую семью.
В новом веке
Продолжая работать в ТЮЗе, Лиана Жвания уже в новом веке стала изредка сниматься
в различных сериалах, исполняя небольшие роли. Зрители могли видеть актрису в
таких проектах, как: «Улицы разбитых фонарей-3» (соседка), «Убойная сила-3» (мама
Ковалева), «Агентство "Золотая пуля"» (мама Жени), «Опера-2. Хроники
убойного отдела» (главврач) и др.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Лиана Жвания, Наталья Попова - "12 месяцев" - Звезды новогоднего эфира
- Звездная жизнь
http://dayz3.ru
Автор: Омецинская Екатерина, «Лиана Жвания: Театр — это другой берег жизни», http://www.vppress.ru
«Лиана Жвания: пожизненный роман с ТЮЗом», 21.05.2014, http://novayagazeta.spb.ru
|