ГУЛАЯ
Инна Иосифовна
09.05.1941, Харьков - 27.05.1990
Заслуженная артистка РСФСР (1976)
Дебют в кино
В кино Инна Гулая дебютировала в 19 лет. Первой ее работой стала роль Фиры
в комедии Георгия Натансона и Анатолия Эфроса «Шумный день». А чуть позже (в том
же 1960 году) на экраны вышел второй фильм с ее участием. Это была антирелигиозная
драма Василия Ордынского «Тучи над Борском». Сюжет для тех лет был достаточно
популярен. Инна сыграла Олю Рыжову, которую одноклассник заманивает в секту. Сектанты
изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния, а потом совершают
попытку распять ее на кресте…
«Тучи над Борском» мгновенно принесли начинающей актрисе известность Инна рассказывала:
«Когда вышел на экраны кинофильм "Тучи над Борском", я работала на заводе
- зарабатывала стаж, чтобы поступить в театральный. И вот весь цех по очереди
- а это несколько сот человек - выпытывал у меня: не я ли сыграла там главную
роль? Потом точно в таком же порядке все стали ходить и выражать свои сомнения:
не может быть у "нормального" человека такой фамилии - Гулая. Наверняка,
это звучный экранный псевдоним! Приходилось даже несколько раз паспорт показывать,
но все равно каждый день начинался с приема новой партии "неверующих"...»
Впрочем, вскоре Инна поступила в Театральное училище имени Щукина, и ежедневные
«допросы» прекратились.
«Когда деревья были большими»
Талантливая актриса привлекла внимание не только зрителей, но и режиссеров.
В 1961 году Лев Кулиджанов приступил к работе над мелодрамой «Когда деревья были
большими». После многочисленных проб различных актрис режиссер остановился на
кандидатуре Инны. Ей предстояло сыграть деревенскую девушку, к которой приезжает
из города человек, назвавшийся ее отцом. Эту роль в картине исполнял . В то время он уже достаточно популярным клоуном, но как актер еще
не успел проявить себя.
Юрий Владимирович вспоминал о первой встрече со своей партнершей пол фильму:
«До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел ее в кино. Но в жизни
она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря, просто
потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно.
Она умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. И ее огромные, чистые,
пронизывающие душу глаза! В том, что такую актрису ждет только великое будущее,
никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить ее. И я был лишь
одним из многочисленной армии почитателей».
А вот как рассказывала о своем впечатлении от работы Инны Гулая Наталья Фокина:
«Какая-то в ней была «черная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было
что-то обманчивое в ее привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах.
В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос
и волочила ноги. В сцене приезда Кузьмы Кузьмича все это очень выразительно и
усиливает драматизм сцены. После съемок кто-то из группы выговаривал ей: «Как
ты некрасиво ходишь в кадре. Ты же героиня». На что она очень грубо возражала:
«Вы ничего не понимаете, и лучше вам помолчать». Она была совершенно права. Ей
требовалась та самая «клоунада», которую людям, привыкшим к стереотипам, так трудно
принять».
Мелодрама Кулиджанова «Когда деревья были большими» стала одним из лучших фильмов
начала 60-х годов. Эта картина принесла всем актерам, прежде всего Инне Гулая
и Юрию Никулину, необыкновенную популярность. Тогда казалось, что молодую актрису
ждет счастливое будущее…
Трагический исход
В 1964 году Инна Гулая окончила Театральное училище им. Б.В.Щукина. К тому
времени она уже была замужем знаменитым сценаристом, поэтом и режиссером Геннадием
Шпаликовым (по его сценарию был поставлен фильм «Я шагаю по Москве»).
К сожалению, столь блистательно начавшаяся карьера Шпаликова стала клониться
к закату с 19 марта 1963 года. В тот день как раз в день рождения дочери Даши
Геннадий Федорович выступил с горячим обличительным заявлением на встрече руководителей
страны и деятелей советского кино в Кремле. Номенклатурщики не могли простить
«юнца», осмелившегося «учить их жить». Вскоре после этого выступления талантливому
кинематографисту перекрыли кислород.
Пострадала и Инна Гулая. За последующие годы она снялась лишь в нескольких
фильмах. В 1965 году Инна сыграла главную роль в оптимистической драме Михаила
Швейцера «Время, вперед!», годом спустя – в киноповести своего мужа «Долгая счастливая
жизнь». После этого актриса исчезла с экранов. Лишь в 1971 году она вновь снялась
в паре фильмов, но они не вызвали большого зрительского интереса…
Все эти годы Инна работала в Театре киноактера, но это не помогало семье сводить
концы с концами. Исход был страшным. Сначала Геннадий запил, а 1 ноября 1974 года
повесился на одной из писательских дач в Переделкино.
Инна осталась одна - свести счеты с жизнью, по собственному признанию, не имела
права, ведь на руках была маленькая дочь. Однако через 16 лет, 27 мая 1990 года,
ушла из жизни и она. Смерть заслуженной артистки России Инны Гулая до сих пор
окутана покровом тайны. По одной из версий следствия причиной гибели стала передозировка
снотворного...
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
«Инна Гулая: Ее уход - до сих пор тайна» (Еженедельная газета «Городской дилижанс»);
Наталья Фокина, «Когда деревья были большими» («Киноарт» №11 2003 http://kinoart.ru)
|