ГОФМАН
Нина Всеволодовна
1895, Москва - 1960
«Сонька Золотая ручка»
Нина Гофман родилась в Москве, в состоятельной семье. Она получила хорошее
образование, изучала иностранные языки, занималась музыкой. С юных лет девушка
заразилась сценой и мечтала стать актрисой. После окончания гимназии она поступила
в театральную школу артистов Малого театра В.А. Сашина. В 1913 году Нина Гофман
начала свою сценическую карьеру в Самаре, а спустя год ей удалось поступить в
труппу Русского драматического театра Корша.
В те годы в России начал стремительно набирать популярность кинематограф. Отечественные
режиссёры стали массово выпускать фильмы. Пришла в кино и Нина Гофман. Среди её
первых работ на экране были роли Нади в фильме «Кубок жизни» (1912) и Маши в фильме
«Дубровский» (1913), экранизации известной повести Пушкина.
В 1914 году известный российский продюсер Александр Дранков задумал съёмки
первого отечественного детективного киносериала «». На главную роль он решил пригласить понравившуюся ему Нину
Гофман, которая к тому времени не была широко известна публике.
Вышедший на киноэкраны фильм имел оглушительный успех у зрителей. За первой
серией последовали ещё пять. Нина Гофман в одночасье стала суперпопулярной, и
с каждой серией её слава только росла. На этой волне актриса снялась ещё в нескольких
лентах. Так в 1915 году у того же Дранкова она исполнила роль Кати Зубовой в драме
режиссёра Александра Гарина «Жертва Тверского бульвара». Картина рассказывала
о девушке, оставшейся одной с маленьким братом и вынужденной, чтобы его прокормить,
идти на панель.
В том же 1915 году у Нины Гофман вышла какая-то размолвка с Дранковым, после
которой продюсер перестал ей выплачивать причитающийся гонорар. В результате Нина
Гофман подала на него в суд и выиграла дело. Однако денег она так и не смогла
получить, поскольку Дранков эмигрировал за границу, передав права на киносериал
другой фирме.
После отъезда Дранкова на продолжение «Соньки» взялись братья Посельские и
Чаргонин. В 1915-1916 годах было выпущено две серии с Ниной Гофман в главной роли.
Последняя, по воспоминаниям самой актрисы, заканчивалась смертью главной героини
в нищете. Успех этих серий был значительно скромнее, и интерес к Соньке стал угасать.
Дальнейшая актёрская карьера
После революции Нина Гофман отошла от кинематографа и стала работать на сцене.
Поначалу она вошла в труппу передвижного театра импровизации «Семперанте», руководимого
Быковым и Левшиной. Особенность этого театра, созданного в 1917 году при поддержке
общества «Долой безграмотность!», состояла в том, что актёры сами придумывали
и ставили сатирические пьесы на современную тематику, высмеивая пороки буржуазного
общества, и при этом постоянно импровизировали во время выступлений.
Кроме того Нина Гофман регулярно давала сольные концерты, на которых исполняла
сцены из «Соньки Золотой ручки». Выступления пользовались успехом и приносили
актрисе дополнительный доход.
В дальнейшем Нина Гофман играла в театрах разных городов Советского Союза.
Долгое время она нигде не задерживалась. Так в 1932 году Нина Гофман стала актрисой
Краснозаводского Харьковского театра. В 1934-1935 годах, она выступала в Горьковском
драматическом театре, а в 1939-1940-х играла в Смоленском театре, исполняя возрастные
роли. Последним её местом работы стал Магнитогорский драматический театр. По свидетельству
очевидцев, жила Нина Гофман скромно.
Личная жизнь
Нина Гофман была замужем за бывшим присяжным поверенным округа Московской судебной
палаты, специалистом по земельному праву Антоном Пересом.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Андрей Тулянцев, «Звезда экрана умыкнула у зрителя часы», dv-gazeta.info
Нина Гофман. vrnguide.ru
Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919). Издательство
Новое литературное обозрение, 2002 г.
|