Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Романтическая трагикомедия "Зависть богов" Режиссер - Владимир Меньшов. В ролях - Вера Алентова, Анатолий Лобоцкий, Александр Феклистов, Лариса Удовиченко, Жерар Депардье. Россия. 2000. Небольшая предыстория. На сочинском кинофестивале "Кинотавр" картина "Зависть богов" не получила вообще никакой награды, а жюри сделало вид, что ее просто не заметило. На премьеру фильма в Москве Меньшов с Алентовой приехали к самому концу показа (они за день до этого вернулись из Америки и были заняты в спектакле) и отказались отвечать на вопросы журналистов. Во всех интервью, которые дали Владимир с Верой, звучит горькая обида на критику и слова о том, что, дескать, "зрители фильм все равно любят". А критика... Такое ощущение, что Меньшов большинству критиков наступил на причинные места, причем тяжелым кованым сапогом, - до того неприязнен тон рецензий. Многие кинообозреватели, казалось, соревновались друг с другом в том, кто наиболее цинично напишет об этой картине. Общая направленность статей (рекламные анонсы я сюда, разумеется, не включаю) примерно такова: Знаменитый совковый режиссер Меньшов, который снял самую любимую мелодраму домохозяек "Москва слезам не верит", решил не рисковать и сотворил очередную слезливую попсу о том, как простая и зачуханная советская тетка, которую муж плохо трахает, встретила красавца-француза и только с ним по-настоящему узнала, что такое секс. По русской традиции хэппи-энда в картине нет, а вся эта меринхлюдия происходит на фоне советских времен, надоевших уже просто до зубовного скрежета. Алентова в фильме обнажается сверх всякой меры, чем изрядно удивила зрителей, - все-таки тетка далеко не первой свежести. Впрочем, в постельных сценах она выглядит хорошо, видать, Меньшов женушку временами заменял молоденькой дублершей. На мелкую эпизодическую роль Меньшов пригласил аж Депардье, чтобы потом написать его имя огромными буквами на экране, дабы привлечь зрителей. Нехорошо, товарищ Меньшов, нехорошо! Надо быть скромнее! И вот так большая часть рецензий. Я понимал, что, скорее всего, дыма без огня не бывает и, в общем, рассчитывал на то, что новый фильм Меньшова может оказаться в лучшем случае "не фонтан", а в худшем - просто отстоем. Однако в случае с Меньшовым я привык не очень полагаться на мнение критики, прекрасно помня о том, как долбали прелестный фильм "Москва слезам не верит" и чуть ли ни материли "Любовь и голуби", который лично я считаю одним из лучших фильмов советских времен (все руки никак не дойдут о нем написать, но я обязательно это сделаю). Между тем, Меньшов меня, как зрителя, еще ни разу не подводил. Даже картина "Ширли-мырли", которая появилась в дикие перестроечные времена, когда большинство самых именитых и маститых режиссеров как-то надломились и начали снимать черт знает что, мне весьма даже понравилась (правда, не с первого раза), и я ее до сих пор пересматриваю с большим удовольствием (что не скажешь об остальных российских фильмах той поры). Но вспоминая о том, что сейчас снимают другие "зубры" отечественного кинематографа, мне, если честно, было даже страшно покупать кассету. Уж очень не хотелось разочароваться в Меньшове - одном из моих самых любимых российских режиссеров... *** Россия. Андроповские времена. Соня (Вера Алентова) работает мелким редактором на телевидении - носит бумажки с текстом дикторам в программе "Время". У нее обычная советская семья: сын старшего школьного возраста и муж Сергей (Александр Феклистов) - писатель-неудачник, который не сумел создать ничего достойного, и поэтому специализируется на романах о партизанах, на которых зарабатывает неплохие деньги. Соня - классическая зачуханная тетка советских времен: ходит черт знает в чем, сексуально закрепощена в лучших совдеповских традициях, при которых "у нас секса нет", а просмотр фильма "Последнее танго в Париже" у знакомых, которые из-за границы привезли видеомагнитофон, приводит ее в такой шок, что муж позже недоумевает, как она вообще ухитрилась родить ему ребенка. Как-то раз к ним в гости приезжает настоящий француз (Жерар Депардье), с которым Сергей познакомился во время работы над книгой о движении Сопротивления. Героя Депардье сопровождает переводчик - француз русского происхождения по имени Андрэ (Анатолий Лобоцкий), который влюбляется в Соню с первого взгляда. После визита Андрэ несколько раз ищет встречи с Соней, но та старательно уклоняется, ведь на дворе еще самые что ни на есть советские времена, когда любая беседа с иностранцем могла считаться изменой родине, да и целомудренное воспитание не позволяет ей закрутить даже легкую интрижку с очаровательным французом. Однако Андрэ настойчив и очень искренен в своих чувствах, так что Соня в конце концов не устояла и с головой бросилась в омут этой поздней любви, которая из зачуханной нищей советской жизнью тетки вдруг сделала Женщину - стильную, броскую, красивую и как бы озаренную внутренним светом. Но главное, что произошло с Соней, - общение с Андрэ сделало ее сильной и свободной. Она уже не боится пересудов соседей, родственников и знакомых. Она уже почти не боится КГБ, который, разумеется, не может одобрить ее связи с "представителем капиталистического окружения", а также не боится порушить всю свою жизнь во имя настоящей любви. Первый раз в жизни Соня совершенно счастлива, потому что раньше просто не представляла, что в ее жизни могут быть такие сильные, такие красивые чувства. Однако, как сказано у Геродота, "боги не любят счастливых людей". Демонстрация удачи и счастья, как считали древние, может вызвать зависть богов. Счастье и удача - привилегия богов, а не обычных людей. И когда кто-то из людей становится по-настоящему счастлив, боги начинают ему завидовать, а позавидовав - наказывают... *** Посмотрев этот фильм, первым делом я подумал: а не пошли бы эти злобствующие критики куда подальше. От них только и слышишь, что, мол, "где хорошие российские фильмы, почему молодежь смотрит эту бесконечную голливудскую жвачку", а когда появляется что-нибудь действительно достойное, критики считают своим долгом поупражняться в том, кто наиболее цинично напишет об этом фильме. Впрочем, черт с ними, критиками. Какая, в конце концов, разница, что они пишут об этом фильме? К сожалению (или к счастью), Меньшов давно уже привык к нападкам на свои фильмы, так что он вряд ли уж очень сильно расстраивается. Лично мне картина "Зависть богов" очень даже понравилась. Тем более, что, начитавшись критики, я ожидал увидеть попытку сотворить неудачное совдеповское подражание фильму "Последнее танго в Париже" (собственно, сценарий, который лег в основу фильма, назывался "Последнее танго в Москве"), сопровождаемое "рисковыми и очень откровенными эротическими сценами" (цитирую какого-то критика), а вместо этого увидел самых что ни на есть классических Меньшова с Алентовой, сделавших милую, добрую и романтическую трагикомедию, которая здорово поставлена и очень хорошо сыграна. Ура, Меньшов, к моей огромной радости, остался вполне на уровне, причем даже на таком, какого я и не ожидал! Все-таки у него есть поразительный талант делать очень хорошие фильмы на - скажем так - вполне посредственном сценарном материале. Ведь история, о которой рассказывается в "Зависти богов", вполне даже немудреная. Причем это все уже обыгрывалось много раз: любовь зачуханной советской тетки к представителю свободного мира, житейские коллизии вокруг и "аннокаренинский" поезд в конце. Но это все снято и сыграно очень легко, а главное - с большим вкусом. На мой взгляд, нигде ни Меньшову, ни Алентовой не изменило чувство меры. Ну да, в фильме есть несколько эротических сцен. Но я не очень понимаю, чего так поразило критиков. Начиная с перестроечных времен, чуть ли не каждый режиссер стремился нагнать в кадр максимально большое количество голеньких старлеток, демонстрируя таким образом "современный подход" и привлекая зрителей. Некоторые фильмы тех времен просто напоминали женскую баню. Только вот нагнать в кадр голых девушек - много ума не надо. А вот снять красивую эротическую сцену - с этим у нас большие проблемы. Как-то не получается у нас с эротическими сценами. Но у Меньшова - получилось. Причем еще раз подчеркиваю, что снято это все с большим вкусом и большим тактом. И Вера Алентова, вопреки мнению некоторых критиков, выглядит в этих сценах просто замечательно, и вовсе не похожа на, цитирую, "увядшую звезду, которую муж почему-то решил снять в откровенных сценах". Чушь всякую пишут, вот что я вам скажу. Очень неплох Анатолий Лобоцкий, играющий современного Алена Делона. Эта первая его главная роль в фильме, и Меньшов, на мой взгляд, не прогадал. Вполне даже "Делон", вполне даже француз. Депардье в картине действительно снялся в эпизодической роли (но снялся, как всегда, просто здорово), но я не очень понимаю, почему критики возмущались тем фактом, что его фамилию на афишах пишут большими буквами. А какими буквами нужно писать фамилию Депардье, скажите мне на милость? Нонпарелью? Короче говоря, мне фильм очень понравился. Даже (действительно!) изрядно надоевшие советские времена Меньшов ухитрился показать так, что меня ничего там ни разу не раздражало, а даже наоборот - забавляло. И с чувствами и эмоциями Меньшов не пережал: их именно столько, сколько должно быть, не больше и не меньше. Я вообще не любитель дешевой сентиментальности и "высоких отношений", но данная история рассказана и показана именно так, как вполне могло случиться в этой жизни. Впрочем, фильмы Меньшова как раз и отличает очень высокий уровень достоверности и жизненности. И еще в картине звучит прекрасная музыка Виктора Лебедева. Она очень "французская", и я сначала подумал, что ее написал какой-то известный французский композитор. Черт его знает, возможно, часть зрителей с моими восторгами не согласится и придет к мнению, что правы те критики, которые фильм ругали, - что ж, может случиться и так. Но мне фильм вполне даже понравился, и я не стесняюсь в этом признаться. Кстати, в афишах и базах жанр картины определяется как "мелодрама". Но на мой взгляд, это, скорее, именно романтическая и лирическая трагикомедия. Автор – Алекс Экслер
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|