Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Комедия "Сказ про Федота-стрельца" Режиссер - Сергей Овчаров. В ролях - Андрей Мягков, Владимир Гостюхин, Ольга Волкова, Виктор Сухоруков, Кирилл Ульянов. Россия. 2001. 104 мин. К нам на утренний рассол Об этом фильме ходили такие жуткие слухи, что поначалу, честно говоря, я просто боялся его смотреть. Почти все знакомые, как на подбор, кричали, что большего отстоя они в своей жизни не видели, что Мягков, вероятно, полный идиот, раз согласился играть в этом кошмаре, но главное - непонятно, как Филатов после этого фильма не сделал с Овчаровым что-нибудь страшное, потому что сварить его в кипящем масле - это самое малое из того, что можно сделать с режиссером, сотворившим подобное со знаменитой Сказочкой... Вот тут я понял, что мой долг - обязательно посмотреть эту картину. Ну просто чтобы быть в курсе, чего же такого кошмарного наснимал Овчаров, что Филатов должен его сварить в кипящем масле. Посмотрел. И по моему лицу долго бродила загадочная улыбка, почти как у Джоконда. Ребята! Вы просто не поняли! Точнее, не были готовы к... Впрочем, давайте обо всем по порядку. Насколько я понимаю, сказку для театра "Про Федота-стрельца" Леонида Филатова читали все. Причем не почти все, а именно все! Потому что Филатов действительно создал совершенно культовое произведение - легкое, ироничное, умное, изящное, забавное и главное - прекрасно запоминающееся! Его читали все, многие "Про Федота-стрельца" помнят практически наизусть, а цитаты из этой сказочки перекрыли по частоте упоминания даже, по-моему, "Джентльменов удачи". Поэтому я не буду сейчас кратко рассказывать о сюжете сказки (и фильма), потому что вы и так в курсе истории любви и предательства, верности долгу и подлой измены, тирании и революции. Стрелец Федот, его верная подруга голубица Маруся, царь, принцесса, нянька, генерал, баба Яга, послы и тому подобные персонажи живут в сказке своей жизнью, влюбляются, работают, плетут интриги, выполняют невыполнимые задания - словом, жизнь в этом сказочном мирке кажется совершенно реальной, а вовсе не сказочной. "Сказ про Федота-стрельца" Леонида Филатова - произведение совершенно самодостаточное. Сам Леонид его писал, как пьесу - сказочку для театра. Подразумевая, что эту пьесу можно будет поставить, и вот тогда она развернется в полном блеске. Однако оказалось, что сказка получилась настолько яркая, что и ставить-то ее нет никакого смысла. Потому что любая постановка ничего к сказке не прибавит, а только ее испортит. Потому что у каждого читателя в голове сформировались свои образы главных героев, и если актеры с этими образами не совпадут, то зрителей данный факт явно будет раздражать. А так как образы у всех в голове разные, значит и поставить эту сказку так, чтобы большинству понравилось - просто невозможно! Ну, как "Мастера и Маргариту". Тоже пример абсолютно самодостаточного произведения, экранизация которого ничего не прибавит к книге, а вот убавить - убавит многое! Поэтому "Сказ про Федота-стрельца" выпускать на экран можно было только в одном единственном виде: чтобы Леонид Филатов сам читал эту сказочку. Так и сделали. Получилось вполне удачно, народ смотрел с удовольствием... Честно говоря, я не знаю, почему Сергей Овчаров рискнул ставить именно "Сказ про Федота-стрельца". В общем, было понятно, что такой яркий, самобытный и оригинальный режиссер может замахнуться и на более сложные задачи, однако это был невероятно рискованный ход, который, в общем, ни к чему хорошему (с точки зрения большинства зрителей) не привел. Однако резоны Овчарова понятны. Он решил попытаться сделать невозможное: постановку сказочки сделать достойной самого текста. То есть не отталкиваться от самодостаточности текста, а сделать фильм так, как будто у него в руках - обыкновенная пьеса, "играющая" только в постановке, а не в прочтении. Ведь известно, что большинство пьес невозможно читать. Их можно только смотреть. Возьмите, например, "Слугу двух господ" Гольдони и почитайте. Заснете на второй же странице, гарантирую. А фильм "Труффальдино из Бергамо" - просто гениальный! Я его смотрел раз двадцать и буду смотреть еще минимум столько же. И Овчаров попытался сделать чистую реакцию ядерного синтеза - очень яркую и полностью самодостаточную пьесу наложить на не менее яркую и самобытную постановку. То есть он решил пойти совершенно другим путем. Не заставлять актеров с благоговением прочитать произведение Филатова, всячески подчеркивая, что они, дескать, просто на сцену вышли, а главное здесь, дорогие зрители, это СКАЗОЧКА, а сделать свой, ОВЧАРОВСКИЙ фильм по сказке "Про Федота-стрельца". И вот тут, как в любой ядерной реакции, результат мог получиться совершенно разный. От совершенно гениального произведения, где постановка поднимает на новый уровень сказочку, а сказочка наполняет постановку мощным содержимым, до полного разноса всей установки вместе с физиками и лириками, находящимися рядом. К сожалению, цепная реакция пошла не в ту сторону, судя по отзывам большинства зрителей. Фильм просто не поняли. Сказочка полностью заслонила очень интересную и действительно классную постановку Овчарова, а постановка Овчарова заслонила сказочку. Получилось, с точки зрения большинства зрителей, ни то ни се. Поклонники сказки были недовольны, потому что актеры все время выделывали там что-то свое, а текст не читали звучно и нараспев, чтобы было отчетливо слышно каждую букву, а играли, - как будто Сказочку можно играть! Сказочку нужно читать - громко и отчетливо. По возможности полностью отвлекая от себя, как актера и чтеца, внимание. Потому что Сказочка - самодостаточна! Ее все знают! Ее не нужно ставить! А поклонники Овчарова (к коим я отношу и себя) были недовольны, что Овчаров для своей - в свою очередь самодостаточной - режиссуры выбрал такое яркое произведение, которое неминуемо должно было затмить его постановочные находки. Увы, так и произошло. Сошлись два однополярных магнита. Блестящее произведение, блестящая постановка Овчарова. Да и получилось-то на самом деле - очень хорошо. Просто магниты друг друга все время отталкивали, причем не в постановке, а в наших головах. Поэтому большинству и не понравилось. Просто не поняли. Не оценили подвиг Овчарова и актеров. А это действительно подвиг. Они шли на огромный риск - не поймут, не оценят... Не поняли и не оценили. Но виноваты в этом, конечно, не зрители, а постановщики. Хотя лично мне было грустно. Я очень люблю Овчарова. "Небывальщина" и "Левша" - фильмы просто гениальные. "Сказ про Федота-стрельца" - сделан на самом деле очень классно. И мне фильм очень понравился, особенно когда я смог - не без довольно серьезных усилий - отрешиться от того, что это сказочка Филатова и стал смотреть ОВЧАРОВА. Без этого невозможно понять, что это за фильм и зачем он сделан. Но я почти уверен, что у 90% зрителей не получится отрешиться от того, что это экранизация сказочки. Между тем, это вовсе не экранизация сказочки. Это фильм Овчарова - яркий, талантливый, веселый, - поставленный по пьесе Филатова, причем пьеса - из-за чего и разгорелся весь сыр-бор, - не является для Овчарова основополагающей. Это всего лишь средство выразить какие-то свои режиссерские мысли. Получился хороший фильм. Увы, совершенно не понятый. (просительно) Может быть, вы попробуете пересмотреть его на кассете, попытавшись отрешиться от того, что это сказочка? Посмотрите его как овчаровский фильм! Посмотрите, насколько классно и забавно это все сделано! Может быть, тогда вы поймете, почему Филатов не стал бить Овчарову морду, и почему в этом фильме снялись очень хорошие актеры, которым не стыдно за то, что они там снялись... Но повторяю, не ваша вина в том, что вы не поняли или не оценили этот фильм. Овчаров просто сделал очень рискованный шаг. И он проиграл. А жаль. Он этого не заслужил. И фильм этого не заслужил. Автор - Алекс Экслер
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|