Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Драма "Куприн" Режиссеры: Влад Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков, Сергей Кешишев
Многосерийный художественный фильм, снят по мотивам повестей и рассказов классика русской литературы Александра Куприна. В картине три части. Фильм 1 «Куприн. Яма» является экранизацией произведений «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист». Фильм 2 «Куприн. Впотьмах» - экранизация произведений «Люция», «Впотьмах», «Путаница», «Система», «Молох». Фильм 3 «Куприн. Поединок» - экранизация произведений «Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка», «Штабс-капитан Рыбников». Во всех трех фильмах в качестве персонажа присутствует будущий писатель Александр Куприн (Михаил Пореченков), который в каком-то смысле становится главным героем своих еще не написанных повестей. Продюсер Денис Евстигнеев: «Каждый из трех фильмов включает в себя одну повесть и несколько рассказов. Мы этим фильмом охватываем почти все творчество Куприна. Русская классика - это, то к чему надо возвращаться. Куприн - замечательный писатель и мастер сюжета, он очень современен и актуален. Это картина для тех людей, которые в телевизионном кино хотят увидеть эмоциональную и страстную историю. Прошло сто лет, но люди не меняются. У всех те же страсти и те же цели. Не меняется наша способность любить и страдать, ревновать, предаваться страстям, мучиться или быть счастливыми». Создатели картины предприняли удачную попытку переплести судьбы героев из разных повестей и рассказов Александра Куприна. В результате, сохранив стиль великого писателя, они, по сути, представили на суд зрителя новые истории, отличные от классического Куприна, объединяет которые одна общая тема - несчастная любовь... Премьера: 2 июня 2014 (Первый канал) Награды: Гран-при XX фестиваля "Литература и кино" в Гатчине (фильм "Куприн.
Впотьмах") В роли главного героя Александра Куприна - Михаил Пореченков Персонажи фильма:
Эпизоды: Роман Евдокимов, Виктор Хориняк, Елена Муравьёва, Юрий Нифонтов, Дмитрий Сутырин, Алексей Васильев, Александр Пугачёв, Юрий Внуков. Сюжет и герои сериалаСквозной персонаж всех трех частей фильма - писатель Александр Куприн. По замыслу сценаристов, Куприн не только исполняет роль рассказчика, но и лично встречается с главными героями, его жизнь вплетена в ткань историй. Продюсер Денис Евстигнеев в интервью «Российской газете» говорит: «Когда мы думали о Куприне - мы пошли от его биографии. У Куприна яркая большая биография - он был военным, наездником в цирке, криминальным репортером, помимо того, что он был писателем. Все это породило образ мужественного и сильного человека. Когда мы сделали возрастной грим Михаилу Пореченкову - мы поняли, что стопроцентно попали. Хотя у Михаила Пореченкова есть самое главное сходство - внутреннее, по энергетике»*. Михаил Пореченков: «Меня подкупил образ Куприна. Весельчак и балагур, он сменил множество профессий»*. «Ради этой роли мне пришлось вспоминать верховую езду. Я ни разу не сидел в седле со времён театрального института. За несколько месяцев до съёмок я специально ходил в конноспортивный клуб, учился с тренером, и теперь могу с лёгкостью ездить верхом. Ещё ради роли Куприна пришлось за два месяца похудеть на 20 килограммов»****. Влад Фурман: «При переводе литературного произведения на язык кино всегда меняются некоторые детали. Повесть Куприна в яркой беллетристической манере рассказывает о жизни публичного дома и наша задача - показать историю со сквозным действом, за которым было бы интересно следить. Потому некоторые изменения мы допускаем, но сюжетную канву и дух Куприна мы стараемся передать в первозданном виде. Конечно, есть некоторые потери, потому что литературная основа богаче и интереснее, подробнее того, что можно показать в кино. Но мы стараемся сделать все, чтобы донести до зрителя выразительность эпохи, а также сохранить идеи и настроения Куприна, ведь в основе произведения лежит боль автора, которую нам необходимо раскрыть»**. «Куприн. Яма» Студент Петр Лихонин (Антон Шагин) собирается жениться на Лене (Евгения Нохрина), в которую влюблен. Совершенно случайно он узнает, что у его невесты есть любовник, и она, к тому же, на содержании у пожилого господина. Горизонт (Евгений Миллер) привозит в публичный дом, называемый «Яма», девушек. В их числе и его молодая жена Люба (Катерина Шпица), которая даже не подозревает куда попала. Девушка шокирована тем, что ее принуждают заниматься проституцией. Вера Шеина (Ирина Леонова) получает письма от таинственного ухажера. Тот признается ей в любви, но Вера таким откровениям совсем не рада. Возмущены этими посланиями ее муж и брат, которые надеются выявить таинственного воздыхателя. Куприн (Михаил Пореченков), наблюдающий за обитателями публичного дома для того, чтобы собрать материал для своей повести, сочувствует Любе, доведенной до крайней степени изнеможения. Он оплачивает время девушки, чтобы дать ей передохнуть. Петр приходит в публичный дом и встречает там Любу. Он решается увезти девушку из «Ямы», в чем ему помогает Куприн.... * * * Соединение в одном фильме рассказов «Яма» и «Гранатовый браслет» наталкивает на мысль о противопоставлении продажной любви, чистому и возвышенному чувству. Перед зрителями разворачивается внутренняя жизнь публичного дома, со всей его мерзостью, жестокостью и полной безнадежностью. Не важно как эти девушки попали в «Яму», важно то, что дальнейшего пути у нех нет. Одну из таких девушек - Тамару - сыграла Полина Агуреева. О своей работе она рассказывает: «Это очень любопытно - соприкоснуться с материалом Куприна, - говорит Полина Агуреева, сыгравшая в фильме роль Тамары. — В моем представлении есть три русских писателя - Лесков, Куприн и Достоевский, в чьих работах витает дионисийский русский дух, необузданность натуры, доходящая до абсурда. Вот и из «Ямы» Куприна мне хотелось вынести эту особенность, отечественную патологию души, доведенную до поэзии великим писателем». «Купринские женщины живут без Бога по определению, - продолжает Агуреева. - Моя героиня - бывшая монахиня, ставшая проституткой. Я придумала, что она поправляет крестик, висящий на зеркале, когда красится перед выходом к клиентам. А во время отпевания подруги в церкви, пытаясь заглянуть за иконы, спрашивает, есть ли там что-нибудь или нет?.. И сегодня русское, если оно еще сохранилось, часто проявляется в таких нелепых, диковатых формах...» На фоне этого,, события «Гранатового браслета» как бы говорят, что настоящая любовь все таки есть. Однако, способы выражения чувств Желтковым (Максим Аверин) несколько странны, отчасти маниакальны. Практически не зная Веру, он создал для себя некий романтический образ, идеал для поклонения и стал забрасывать ее своими откровениями. А Вере они были откровенно не нужны. Поэтому здесь скорее можно говорить не о возвышенной любви, а о трагении маленького человека, выдумавшего для себя иллюзорный мир. Впрочем, Максим Аверин, сыгравший Желткова, иного мнения: «Это очень сложная штука любить - и любить безответно, это очень больно. Но все, что нас не убивает - делает нас сильными. И приходит такой момент, когда человек уже не в силах совладать с этой температурой жизни, потому что этот мир не соответствует представлениям любящего человека. В первую очередь, Желтков - это человек мужественный, который любя, не нарушает жизнь любимого человека». Фильм 2 «Куприн. Впотьмах» Иван Егорович Аларин (Леонид Бичевин) знакомится в Санкт-Петербурге с очень странным человеком по фамилии Абэг (Виталий Кищенко). Тот рассказывает Аларину о некой системе, с помощью которой можно выигрывать в рулетку и в карты. Аларин пробует - и действительно выигрывает. Аларин возвращается свой родной Гусятин. В поезде он заступается за девушку, к которой пристает похотливый попутчик. Благодарная девушка рассказывает, что ее зовут Даша Колосова (Екатерина Тарасова), и она едет в Гусятин, чтобы поступить на службу гувернанткой к Лизе, дочери помещика Кашперова. В Гусятин приезжает цирковая труппа, в которой Куприн работает наездником. В составе труппы - укротительница хищников, своенравная красавица Зенида (Елизавета Боярская). Аларин влюбляется в нее и начинает ухаживать. Куприн же предостерегает Аларина от этой связи. Аларин пытается применить систему Абэга, чтобы разбогатеть и покорить сердце Зениды. Кашперов покорен Дашей и признается ей в любви. Она же влюблена в Аларина, который относится к ней покровительственно. - - - Аларин проигрывает все деньги и обращается за помощью к Даше... * * * Во втором фильме господствует тема неразделенной любви, приправленная темой игры и азарта. Елизавета Боярская, сыгравшая роковую Зениду, рассказывает: «Играть таких сильных, роковых женщин, как Зенида, мне приходится впервые. Это очень интересная и необычная для меня роль. Я могу назвать себя человеком волевым, но до Зениды мне далеко. Она поступает, как ей вздумается, и наплевать, что скажут люди. Она - наглая. А я таких не люблю. И вульгарная... Раньше не доводилось играть подобных героинь. Для того чтобы усилить трагизм образа героини, мы попросили гримеров сильнее подчеркнуть шрам на щеке, который я сама получила в детстве. Мы придумали, что, когда Зениду кто-то сильно раздражает, она без лишних слов делает человеку "сливку", резко зажимая ему нос двумя пальцами»****. Зениде в фильме противопоставлена Даша. Екатерина Тарасова рассказывает: «Даша - полная противоположность Зениды: она скромна, мила, образованна и влюблена в красавца Аларина, роль которого исполняет Леонид Бичевин. По сюжету Аларин предает Дашу, она же, не зная, куда себя деть от горя, бежит на высокий крутой холм - падает с кручи вниз, на замерзшую реку, прямо на лед. Опасный прыжок за меня выполнила дублерша, а вот на льду полежать пришлось мне. Снимали сцену больше двух часов - за это время мой шерстяной платок примерз к ледяной поверхности, пришлось силой его отрывать. При этом он чуть не порвался, зато оставил после себя очень красивый след!» Меж двух этих абсолютно разных женщин - Иван Аларин, эдакий милый, добрый подлец. Леониду Бичевину (уже зарекомендовавшему себя в числе лучших современных молодых актеров) удалось точно передать все тонкости этого характера. Актер признается, что в институте не любил Куприна. Теперь же перед съемками по новому взглянул на его творчество, переосмыслил: «У него очень тонкая психология, знание человеческой природы, характеров. Всё то, что Куприн подглядел и переосмыслил, рождает в его книгах особый купринский колорит»*****. Фильм 3 «Куприн. Поединок» Подпоручик Ромашов (Никита Ефремов) прибывает в часть после училища. Он видит, как недостойно обращается с солдатами капитан Слива (Роман Мадянов), и подает рапорт командиру полка. Ромашов влюбляется в жену своего начальника Шурочку (Екатерина Вилкова). Он ходит к Шурочке каждый день. Ее муж начинает ревновать. В офицерском собрании одного из офицеров ложно обвиняют в краже часов, и он совершает самоубийство. Ромашов знакомится с отставным капитаном, выступающим с дрессированной собакой по имени Пират. Капитан продает собаку за сто рублей купцу Спиридонову, мечтая начать новую жизнь. Однако в один из дней он все пропивает. На пикнике Шурочка признается Ромашову, что будет с ним в том случае, если он сумеет продвинуться по службе. Для этого ему необходимо отличиться на смотре. Однако Ромашов проваливает смотр. Вечером Ромашов напивается в офицерском клубе, обвиняет Петерсона в написании анонимок и вступает в драку с Николаевым. Офицерский суд предписывает Николаеву и Ромашову дуэль. * * * Третья часть - это, прежде всего, рассказ об офицерской чести, связанным с нею самоубийством, с линией несчастной (опять же!) любви, и глупой смертью в безысходности серого нищенского офицерского бытия… Никита Ефремов в очередной раз продемонстрировал свой огромный потенциал, создав образ, совершенно отличный от тех, которые ему доводилось играть в кино ранее. Его поручик Ромашов – настоящий российский офицер, глубоко порядочный и интеллигентный. Ему претят существующие порядки, царящие в полку: грубость, лицемерие, хамство, разврат. Будучи по своей натуре человеком мягким, романтичным и бесконечно добрым, он пытается противостоять сложившемуся укладу и вступает в конфликт с капитаном Сливой. И в этом проявляется его сила духа. В финале картины Ромашов в разговоре с Куприным сетует на то, что он слабый. На это Куприн ему резонно отвечает, что напротив он, преодолевая себя и борясь с этой системой, каждый день совершает настоящий подвиг. Такие чистые и благородные юноши, для которых понятие «честь» всегда оставалось превыше всего, и составляли цвет российского офицерства, Ромашову в картине противопоставлен капитан Слива (Роман Мадянов). С первых кадров он представляется эдаким жестоким солдафоном, раздающим зуботычины солдатам. Однако данное определение оказывается абсолютно поверхностным. Капитан Слива не плох и не хорош, он – продукт своей эпохи, продукт российской царской армии. В армии главное – дисциплина, а в его понимании дисциплина держится на жесткости и страхе. Отсюда и зуботычины. Его так научили, и по-другому он командовать не умеет, да и не считает правильным. В принципе, это приносит свои плоды. Не зря же один из офицеров утверждает, что на таких Сливах армия держится. Еще одно важное качество капитана Сливы: он жесткий, но не подлый, грубый, но не коварный. Он поступает так, как считает правильным. По его понятию бить солдата – это правильно. И его денщику, которого он обзывает протоплазмой, тоже изрядно достается. Но когда денщик заболевает, Слива укладывает его в постель и поит лекарством. Потому что тоже считает это правильным. А когда денщик жалуется, что ему изменила жена, обещает дать отпуск, чтобы тот съездил и убил обоих. «А мы тебя не выдадим. Армия своих не выдает». И это тоже по его понятиям правильно. В поручике Ромашове, не смотря на их конфликт, Слива не видит врага. Он считает его слабым юношей, полным ненужных идей и представлений. Примечательный момент – когда Ромашов едет на дуэль, Слива советует ему стрелять без всякого сомнения, чтобы остаться в живых. И в этой короткой реплике явно сквозит его сочувствие к Ромашову. Роман Мадянов рассказывает: «Поединок» - очень своевременное произведение. Замечательный проект - какой артист откажется от такого материала! Я с огромным удовольствием работаю у Андрея Игоревича Малюкова. Для меня лично капитан Слива - это персонаж, который полностью соответствует моему представлению о том, что происходит вокруг. Рушится дом, когда нет строгого и справедливого хозяина - вот лейтмотив моей роли. Я с Никитой Ефремовым работал еще у Говорухина, когда он был студентом, он - молодец, ищущий и пытливый парень»****** Екатерина Вилкова абсолютно органична в образе Шурочки – натуры чрезвычайно расчетливой. Она явно не любит своего мужа, но рассчитывает с его помощью занять должное место в обществе. Потому и вкладывает в его обучение все свои силы. Увлечение поручиком Ромашовым также происходит не без расчета: молодой человек, который ей явно нравится, да и к тому имеет задатки стать отличным офицером. Потому она ему прямо и заявляет, что будет с ним лишь в одном случае: его успешной военной карьеры. Когда же Ромашова ждет провал, Шурочка не сомневаясь жертвует им во имя своих целей. Интересные фактыДля съемок Пореченкову пришлось вспоминать верховую езду, ведь артист ни разу не сидел в седле со времен театрального института. За несколько месяцев до съемок он специально ходил в конноспортивный клуб и учился с тренером, чтобы с легкостью ездить верхом. Елизавета Боярская играет укротительницу тигров, но в клетку к животным ей зайти не разрешили. Актрису заменила дрессировщица Карина Багдасарова. «Впотьмах» и финальная часть сериала, «Поединок», снимались в Ельце. Место для съемок купринской эпохи было выбрать очень сложно. Это должен был быть старинный город с богатой историей. В поисках такого города художник-постановщик Александр Толкачев изучил виды Торжка, Сергиева Посада, Углича, Ярославля, Костромы, Можайска и еще более двадцати городов, но нашел купринский именно в Ельце. «Все восемь съемочных дней в Ельце стояли морозы, — рассказывает режиссер Андрей Эшпай. — Погода сыграла с нами злую шутку: морозы стояли, а снег так и не выпал! Для того, чтобы создать настоящую русскую зиму, каждый день три грузовика привозили искусственный снег. Несколько часов у художников уходило на то, чтобы создать убедительный зимний пейзаж». Игорь BIN и сайт Калькулятор осаго Моя оценка - 9 из 10 * Сусанна Альперина, «Михаил Пореченков сыграет Куприна в новом проекте» rg.ru ** Виктория Беликова, «Яма» Куприна на «Мосфильме» *** Эдуард Гиндилеев, «Полина Агуреева: «Куприн доводил патологию до поэзии», portal-kultura.ru **** Сергей Грачёв, «Гранатовый» Куприн. Чего ждать от новой экранизации русской классики?», АиФ ***** Виктория Мельникова, Леонид Бичевин: "После съёмок зашивали руку" ****** Валентина Пескова, Елизавета Боярская: «Моя героиня наглая и вульгарная, я таких не люблю» Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|