Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Черная комедия "Изображая жертву" Режиссер - Кирилл Серебренников. В ролях - Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Анна Михалкова, Марат Башаров, Лия Ахеджакова, Марина Голуб, Максим Коновалов, Андрей Фомин. Россия. 2006. 96 мин. Какой противный-то у него Гамлет
получился. В фильме много скрытых цитат из
Гамлета. - Колготки, главное, где-то взяли такие
блядские! Где взяли? А где Полоний? Серебренников нынче очень модный. Очень, очень модный. Это вам скажет любой Стремящийся к Эстетизму, теребя под мышкой затертый от восторга "Духless". А братья Пресняковы - авторы оригинальной пьесы, по которой поставлен фильм - еще моднее! Они, в общем, сейчас уже почти так же актуальны, как и Чехов, скажут Стремящиеся и даже Прорубившие. Ну, в смысле, актуальны сегодня, как Чехов тогда. А уж когда Серебренников ставит Пресняковых - это, ребята, начинается такой культурологический и контркультурный перфоманс, что просто раскрывай рот, после чего плачь, плачь, танцуй, танцуй. Пьесу Пресняковых Серебренников ставил в театре. Потом перенес ее на экран и представил на "Кинотавре". Фильм получил главный приз, чем вызвал бурную, хотя и несколько невнятную радость у одних и легкое недоумение у других. Бурная радость в основном объяснялась тем, что по всем канонам такие фильмы главные призы не получают. А легкое недоумение, что неудивительно, объяснялось теми же самыми мотивами. Впрочем, нам с котом Бубликом, как людям неэстетичным, негламурным, нетусовочным и, в общем, вполне бескультурным, что восторги, что хулы - совершенно до фонаря, поэтому займемся нашим обычным препарированием, невзирая ни на нового Чехова, ни на старых Пресняковых. Вперед, полковник, как в атаку... Сюжет. Некий Валя (Юрий Чурсин) - современный Гамлет. Он, конечно, не принц Датский, а всего-навсего незадачливый полученец высшего образования, которое ему на фиг не нужно, но зато маета у Вали - самая что ни на есть принцдатская, патентованная! Ничто не радует Валю. Да и в датском королевстве - не все ладно. Папа Гамлета, который был то ли военный, то ли милиционер, почил в бозе, скушав отравленных грибочков. Ну, знаете, как оно бывает в Дании: поужинал и умер. Скоропостижно, так сказать, скончавшись. Тем более что проблемы со здоровьем были - ну как не быть! Выпивал папа Гамлета не по-датски, а то ли по-военному, то ли по-милицейски, что на самом деле не отличается ни количеством, ни качеством, ни видом употребляемых напитков. Гамлет Валя внутренне чует, что папа все-таки умер не просто так - уж больно подлый Клавдий, брат отца Вали и по совместительству дядя Гамлета, радуется тому факту, что он смог остаться наедине с Гертрудой - матерью Гамлета. Гертруда - женщина с бюстами и трезвым отношением к жизни. Гамлета она любит, но и Клавдий вызывает в ее теле сочувствие - в конце концов, женщине трудно без мужчины. Да и квартира у них большая и несколькокомнатная, так что Клавдий от них никуда не денется - мужчине без квартиры тоже неприятно. У Гамлета, понятное дело, есть своя баба - Офелия. Ей до боли, до зубовного скрежета и до ломоты в пояснице хочется за Гамлета замуж. Но он все не может себя найти, мается и просит сделать ему онанизм в маске зайчика, одновременно слегка придушив, - вот такие у принца империальные страсти. В общем, перед Гамлетом во всю ширь встает вопрос: тварь он дрожащая или право имеет. В том смысле, что мочить или не мочить дядю Клавдия, который, в общем-то, подлый негодяй. Быть или не быть кровавой мести - этот вопрос волнует зрителей. Да, теперь все-таки о сюжете. Гамлет работает в милиции - изображает жертву в следственных экспериментах, которые снимает на камеру доблестная сотрудница Люда (Анна Михалкова). Перед Гамлетом, Розенкранцем (Виталий Хаев) и бесстрастной камерой проходит целый ряд совершенно отвратительных явлений человеческой жизни: Вольтиманд, Корнелий, Гильденштерн, Карась, Тахир Закиров и, даже страшно сказать, Верхушкин. *** Скажу сразу - восторгов подавляющего большинства критиков (некоторые в рецензиях аж заходятся) и многих зрителей я не разделяю. Однако не буду также утверждать, что кино плохое, оно не плохое. Фильм яркий, действительно авторский (а это только плюс), необычный, во многом провокационный, но провокации в нем какие-то уж больно вычурные и вымученные. Вся эта маета Гамлета в бейсболке - невероятно натужная. Все эти постоянные аллюзии и цитаты "для своих" из Шекспира, Линча, "Донни Дарко" и так далее оставляют впечатление, что режиссер ими затыкает дыры тогда, когда самому сказать уже нечего. Или не о чем. Это как Гензель и Грета - идут и рассыпают зерно, чтобы обозначить свой путь. Серебренников обозначает свой путь цитатами, часть из которых выглядит на редкость неуместно. Но зато когда режиссера отпускает с принцами, тенями отца в фуражке и линчевски-дарковскими зайчиками, вот тогда становится хорошо. Потому что съемки следственных экспериментов, в процессе которых простые парни рассказывают, как они убивали и расчленяли своих жен, любовниц и просто любимых, - они восхитительны. Разумеется, восхитительны не смакованием омерзительных подробностей, а тем, каким образом и какими словами это все рассказывается. Бытовуха! Бытовуха в самом пугающем и самом узнаваемом смысле этого слова. Вот здесь самые подлинные шекспировские страсти, вот здесь в полный голос звучит такая родная и такая знакомая буфетчица тетя Клава, у которой в туалет пошли поссать, а заплатить - не заплатили. В качестве очищающего катарсиса Серебренников запустил мощный, хотя и довольно спорный монолог сорвавшегося от созерцания бесконечных убийств капитана Розенкранца. Капитан, беседуя с очередным недоумком, застрелившим в кафе своего одноклассника (в этой роли весьма слабенько выступил Максим Коновалов, и я был просто поражен, когда в нескольких рецензиях прочитал слова восхищения "блестящей актерской игрой"), в конце концов не выдержал и произнес коротенькую, минут на десять, речь, обличающую потерянное поколение этих недоделанных Гамлетов - они же Евгении Онегины. Речь просто вскипала матом, срывала крышку и переливалась через край. Многие зрители от нее были в восторге, но я опять-таки считаю, что монолог получился слишком длинный, достаточно натянутый и чересчур матерный. Я, конечно, понимаю, что многие люди матом разговаривают, но здесь это как-то явно резало слух. Снижало накал момента. Как говорил один известный переводчик: "Если ты не можешь перевести без мата, значит, у тебя очень бедный лексикон". Но претензии к монологу - чисто постановочные, потому что сам актер Виталий Хаев - лучшее, что есть в этом фильме, он сыграл превосходно. Резюмирую. Авторское кино. Достойное просмотра, однозначно. Но крайне неровное и во многих моментах очень спорное. (Для тех, кому вообще охота спорить в нынешнее время.) Однако за ряд эпизодов (собственно, почти всех эпизодов расследований) можно простить почти все. Ибо действительно отлично сделано. Убрать бы оттуда этого Гамлета и все эти "цитаты" к чертовой матери - о, вот это было бы совсем хорошо, оригинально и про нашу паскудную жизнь. А Гамлет - нет, он не из нашей жизни. Какие-то рыбы-фугу - что за азиатчина? Выпил водки и рубанул дядю по башке топором, как простой испанский хлопец Рамон Меркадер. Вот и все дела. Вот и вся бытовуха. И не надо жертву изображать - вон она, валяется в винегрете. Автор – Алекс Экслер
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|