Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Фильм-катастрофа "Экипаж" Режиссер: Александр Митта «Экипаж» - первая и самая знаменитая советская кинолента, снятая в жанре фильма-катастрофы. Ничего подобного до этого в отечественном кинематографе не снималось. В центре сюжета - работа и будни экипажа советского самолёта, перевозящего грузы и пассажиров. События разворачиваются как в воздухе, так и на земле. А кульминационный момент - посадка самолета в аварийном состоянии с находящимися на борту спасенными во время землетрясении людьми. Премьера фильма состоялась 12 мая 1980 г. Призы и награды: Главные герои: Другие персонажи:
История созданияИдея снять кинокартину в жанре "фильма-катастрофы" родилась у режиссера Александра Митты под влиянием голливудских фильмов на такую тематику, собиравшие внушительную кассу. В совестском кинематографе ничего подобного до этого не снималось. Для написания сценария Митта пригласил опытных Юлия Дунского и Валерия Фрида, с которыми уже работал вместе на фильмах "Гори, гори моя звезда" и "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Сценарий под названием "Запас прочности" был готов в феврале 1977 года, но работа над фильмом началась лишь спустя год. Уже в ходе съемок название было изменено на "Экипаж". Актерский состав "Экипажа" менялся несколько раз. Так поначалу на главную роль Тимченко актерский отдел "Мосфильма" порекомендовал режиссеру популярного Петра Вельяминова, а на роль Ненарокова - Юрия Назарова. Однако уже через пару месяцев Митта на роль Тимченко утвердил Георгия Жженова, а на роль Ненарокова - Николая Караченцова. На роль стюардессы Тамары режиссер пригласил Елену Проклову, на роль бортинженера Скворцова - Олега Даля. В сентябре 1978 года, незадолго до начала съемок, состав поменялся вновь. Караченцов и Проклова отказались от участия в фильме из-за загруженности в театре. В итоге Ненароковым стал Анатолий Васильев, а стюардессой Тамарой - Александра Иванес (впоследствии известная под фамилией Яковлева). В феврале 1979 года в самый разгар съемок по причине болезни отказался от дальнейшей работы Олег Даль. Для режиссера это был большой удар - ведь с Далем уже было отснято немало сцен. Но препятствовать ему Митта не стал - Даль действительно был не в состоянии работать. К счастью, выход нашли быстро - ранее на роль Скворцова вместе с Далем пробовался Леонид Филатов. Его и утвердили... Помимо масштабных катастроф Александр Митта решил, с разрешения директора "Мосфильма" Сизова, включить в фильм эротические сцены. Такого тоже в отечественном кинематографе не было. В сценах принимали участие Александра Яковлева (Иванес) и Леонид Филатов. Как рассказывает сам Митта, если с Яковлевой особых проблем не было (она оказалась готовой раздеться перед камерой), то Филатова пришлось уговаривать долго. В итоге же получились красивые планы с такой степенью откровенности, какая для того времени зрителям и не снилась... Съемки картины производились в павильонах "Мосфильма", в аэропорту Внуково, в аэропорту города Ярославля, в Ялте (сцены аэропорта в Африке), в Куйбышеве (сцены наводнения), в Звездном городке (встреча с космонавтами), на улицах Москвы. Для съемок одной из самых знаменитых сцен в фильме - разлом хвоста самолета - в КБ Туполева была построена модель в масштабе 1:10, в котором специальное электронное устройство отрывало хвост. 3 сентября 1979 года фильм "Экипаж" был представлен на просмотр в дирекцию "Мосфильма". В том варианте командир экипажа Тимченко умирал. Фильм в целом приняли хорошо, но со смертью главного героя не согласились. В итоге Александр Митта переснял финальные сцены, "воскресив" Тимченко. Работа над картиной была завершена в ноябре 1079 года. А в прокат "Экипаж" вышел в июле 1980 года. Успех фильма был невероятный. В прокате он собрал 71.1 млн. зрителей, заняв почетное третье место и пропустив вперед лишь оскароносную мелодраму "Москва слезам не верит" и боевик "Пираты ХХ века". * Фильм-катастрофа по-советскиПри описании фильма «Экипаж», в первую очередь всегда упоминается, что он является первым советским фильмом-катастрофой. Однако оценивать его только с этой точки зрения абсолютно однобоко. «Экипаж», прежде всего, - это сделанная на высочайшем профессиональном уровне картина, в которой соединились талант режиссера, сценаристов, актеров и всей съемочной группы, картина, объединившая несколько жанров, в том числе мелодраму, драму, катастрофу. Мелодраме (а отчасти и драме) отведена в картине первая серия. Это точно просчитанный режиссерский ход, позволяющий зрителю вжиться в заботы и проблемы главных героев, показать их самыми обычными людьми со своими достоинствами и слабостями. И так уж получается, что каждый из главных героев, так или иначе, попадает в конфликтную ситуацию, что постоянно держит в напряжении зрителей. Перед зрителями разворачиваются семейные и бытовые сцены, выяснения отношений, ссоры и примирения. Командир экипажа Андрей Васильевич Тимченко (Георгий Жженов) – уже немолодой летчик, умный, мужественный, сдержанный, готовый брать ответственность на себя и отвечать за свои решения. Словом, настоящий мужик. У него крепкий тыл в лице верной, заботливой жены Анюты (Татьяна Васильева). Тем не менее, в семье но не все в порядке – дочь Наташа (Галина Гладкова), девушка с непростым характером, не хочет считаться с мнением родителей. Будучи беременной, она заявляет, что не хочет связывать свою жизнь с отцом ребенка и будет рожать одна, а потом и вовсе заявляет о намерении сделать аборт… Еще сложнее ситуация у второго пилота Валентина
Георгиевича Ненарокова (Анатолий Васильев). Блестящий пилот, мастер своего дела,
в семейной жизни он оказывается слишком мягким и, порой, нерешительным. Его доброта
выходит ему боком – истеричная, избалованная, психованная супруга Алевтина (Ирина
Акулова), делает его жизнь настоящим адом, параллельно срываясь и на маленьком
сыне. Образ, созданный актрисой, получился необычайно ярким, узнаваемым, вызывающим
бурю негативных эмоций! Ненароков же это, до поры до времени терпит, наверное,
тут сказывается его огромная любовь к сыну. Позже он разведется с женой, и зритель
увидит Алевтину уже с другим мужчиной и совершенно в ином облике – бывшая стерва
вдруг превратится в заботливую супругу. Ее новый муж даже посетует Ненарокову,
мол, дурак, что такую женщину упустил. Возможно, это лишь временное состояние
счастья с новым мужчиной, и тому еще предстоит ее узнать в новом свете, а, возможно,
то ее состояние просто происходило от нелюбви к мужу. Кто знает, вопрос остается
открытым… Для Александры Яковлевой роль Тамары стала дебютом в кино, мгновенно вознесшим ее к вершинам зрительской любви. Яркая, красивая, эффектная, эмоциональная, непосредственная – все эти качества в равной степени можно отнести и к самой актрисе, и к созданному ею персонажу. А участие ее в эротических сценах (которые тогда были просто немыслимы в советском кинематографе) и вовсе возвели актрису в разряд секс-символов. Нельзя не отметить и еще одного члена экипажа – Мишу (Юрий Горобец), списанного пилота. Сцена, где он, отстраненный по состоянию здоровья от полетов, беседует с пошедшим и медкомиссию Тимченко, исполнена просто филигранно – спокойно, без надрыва, но с острой щемящей тоскою. И зритель прекрасно понимает, что следующий черед за Тимченко. Во второй серии создатели картины погружают зрителя в катастрофу. Тут вам и землетрясение, и эвакуация людей, и авария в хвостовой части, и мокрая полоса при посадке. Лихо закрученный сюжет не дает зрителям и минуты передышки. На плечи экипажа ложится ответственность за судьбы людей. И те самые пилоты, обычные люди, не являющиеся в быту какими-то героями, в экстраординарной ситуации забывают все свои ссоры и обиды, сплачиваются в настоящий ЭКИПАЖ, которому все по плечу. Этот коллективизм, спаянность, самоотверженность (а не геройство какого-то супермена) и становятся залогом успешного завершения дела. Известно, что с технической стороны знатоки и асы авиации вправе предъявить фильму множество упреков. В этом плане ляпов предостаточно. Но, честно говоря, совершенно не хочется о них говорить. Высочайшая актерская игра и режиссерское мастерство искупают их с лихвой. Это же стало залогом успеха картины и по прошествии десятилетий. Да, сегодня в плане спецэффектов любой остросюжетный фильм легко переплюнет «Экипаж» Митты. Но фильмы снимаются и забываются, а «Экипаж» в памяти зрителей остается… Игорь BIN Моя оценка - 10 из 10 Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы. * По материалам Ф.Раззаков. "Наше любимон кино о любви". Москва, Алгоритм, Эксмо, 2005, стр. 396-419
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|