Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Криминальная драма "Апрель" Режиссёр: Константин Мурзенко. Выходец из детдома Петр Апрель (Евгений Стычкин) попадает в сложную жизненную ситуацию - его подставляют. Причем кто и зачем, он понять не может и за помощью обращается к интеллигентному предпринимателю, бывшему криминальному авторитету (Михаил Круг). Тот рассказывает Апрелю, кто стал причиной его несчастий. Более того, он "заказывает" этого человека - бизнесмена, который, в результате некорректного ведения бизнеса, "попал на бабки". Начинается охота, но финал ее остается неясным до последней минуты. Премьера: 9 мая 2002 Герои фильма: Рецензия от Алекса Экслера Об этом фильме говорили и писали довольно много. Рецензии были, в основном, положительные, причем не просто положительные, а прямо-таки восхищенные. Я читал и даже удивлялся... Я знал Константина Мурзенко как соавтора Максима Пежемского по сценарию к фильму "Мама, не горюй", снятого Пежемским, где практически все действующие персонажи беседуют современным новорусско-блатным языком, причем в отличие от большинства других фильмов на подобную тему, их диалоги слушались вполне естественно. Однако фильм "Мама, не горюй" собой, в общем-то, ничего особенного не представлял - комедия из бандюганской жизни и только-то, - поэтому я очень удивлялся рецензиям на "Апрель", преподносившим Мурзенко чуть ли не как российского Копполу. Тем более, что это была его первая режиссерская работа. Вот буквально несколько примеров: Это первый за долгие годы отечественный фильм, который, раз взявшись, невозможно не досмотреть: действительно интересно, чем дело кончится... (Васильев) "Апрель" - не только самый поэтичный криминальный фильм последних лет, но, возможно, и самый поэтичный и нежный из всего российского кинематографа за последний как минимум год... (Барабаш) Если средний уровень нашего кино, которое выше среднего, будет таким, то авось и цены на нефть волновать перестанут... (Гладильщиков) Мурзенко не обманул ожиданий прогрессивной общественности. Возможно, он закрывает криминальную тему в нашем кино, как ее закрыл по Франции Жан-Пьер Мельвиль, а в Америке - Абель Феррара... (Трофименков) И тут я понял, в чем заключается основная моя беда! За редкими исключениями, я не читаю рецензии до просмотра фильма. А зря! Потому что тогда в случае с фильмом "Москва", который я посчитал очень манерной и на редкость претенциозной пустышкой, я бы знал, что это гениальный постмодернизм, а в случае с фильмом "Апрель" я бы изначально был в курсе, что это безумно поэтичный и нежный фильм, средний уровень которого не будет волновать цены на нефть, а режиссер Мурзенко прикрыл криминальную тему в нашем кино раз и навсегда. И что экзистенциальная метафоричность обоих фильмов не снизит толерантности брутального постмодернизма концептуальных перверсий рефлексирующего режиссерского нерва. Однако, увы, мне, простому деревенскому парнишке, не понять изысков критиков, поэтому каждый фильм я смотрю с совершенно идиотской точки зрения - то есть своей собственной. И мне обычно глубоко по барабану, кто там кого брутально рефлексировал, потому что если это все плохо, то я так и говорю - плохо. А если хорошо, то, значит, хорошо. Вот такая совершенно нехитрая посконная и домотканная философия, которая, увы, никак не сочетается с рецензентским витийством. Впрочем, хватит уже вступлений, давайте перейдем к делу. Сначала, как обычно, немного о сюжете... Петр Апрель (Евгений Стичкин) - бывший воспитанник детского дома, который, видимо, от безысходности прибился к неким, как сейчас говорят, криминальным элементам. Не очень понятно, правда, чем он там занимался. Но явно не убийствами и мордобоем, потому что герой Стичкина - существо достаточно тихое и аморфное. Апрель угодил в передрягу. Каким-то образом случилось так, что все криминальные элементы бандитской группировки, в которой подвизался Петя, были повязаны янычарами (то есть доблестными органами правопорядка). Но самого Апреля почему-то не повязали. Какой вывод из всего этого может сделать братва? Только один: Апрель - иуда и предатель. А значит - мочить. Однако Петя банду не предавал. Ему, вроде как, незачем. Поэтому он идет на встречу к одному крупному авторитету Леониду Петровичу (Михаил Круг) и просит совета. Леонид Петрович объясняет Петру, что его подставили два негодяя - бандюган по имени Артур (Юрий Куценко) и бизнесмен Владимир Дергач (Денис Бургазлиев). Поэтому ты, Петя, ласково говорит Леонид Петрович, возьми-ка волыну и отправляйся валить этих падл. После этого, разумеется, с тебя все спишется, и перед братвой ты будешь чист, вот тебе моя порука. Да и еще возьми деньжат тыщ десять. Возьми, Петро, возьми. Деньги, оно не лишнее... С этими словами Леонид Петрович встает и уходит. А Петя остается сидеть на столом, на котором лежит пистолет и десять тысяч долларов. Вариантов у него, собственно, нет. Возможно, он понимает, что его подставили свои же друзья-бандюганы, чтобы заставить выполнить заказ, возможно, не понимает - это без разницы. Он должен грохнуть Артура и Дергача - и точка. Ослушания ему не простят в любом случае, независимо от того, кто и как его подставил. Поэтому Петя берет пистолет с деньгами и отправляется выполнять задание... *** Увы, как уже говорилось, изначально я не знал, что это самый поэтический фильм, закрывающий криминальную тему. Поэтому смотрел его с некоторым неудовольствием, которое было вызвано следующими причинами... Во-первых, очень хорошо видно, что у Мурзенко нет режиссерского опыта. В результате этого фильм распадается на сплошные киноцитаты, сделанные из кого угодно, но только не из Мурзенко. Тут вам и Тарантино, и Джармуш, и Балабанов (у которого, кстати, сам Мурзенко снялся в фильме "Брат-2" в роли Фашиста), и Коэны, и чуть ли не Зельдович с его постмодернизмом. А это плохо. Причем я ничего не имею против киноцитат. Это даже забавно. Однако только из них фильм состоять не может. Должно быть что-то свое, личное. У Мурзенко этого ни черта нет. Только пестрое одеяло мешанины различных стилей, замешанных на его фирменных новорусских диалогах, которые некоторые критики почему-то называют феней. Это даже рядом не феня. Это обычный полуприблатненный новояз, где нет ни слова фени, но в нем простые русские слова, такие как: "конкретно", "реально", "валить", "мужчина" и прочие приобретают новый, зачастую достаточно зловещий смысл. Только и всего. Однако именно на таком новоязе говорят и многие современные бизнесмены разных мастей, и откровенные жулики, и всякие несидевшие бандюганы. Поэтому диалоги-то, как обычно у Мурзенко, вполне достоверные. Только им здорово не хватает весьма забавного окружения, которое, судя по всему, создавал Пежемский. То, что отлично звучало в "Маме, не горюй", в окружении мурзенковских режиссерских потуг выглядит очень искусственно и, увы, скучно. Как будто нам пытаются перепеть старую игривую песенку, выдавая ее за глубоко драматическое произведение. Во-вторых, Мурзенко явно пытается сыграть на успехе типажей из "Мама, не горюй", поэтому Артура в исполнении Юрия Куценко вводит в картину as is - то есть точно таким, каким он был в фильме Пежемского. Это смотрится еще более фальшиво и натянуто. С какой стати в некую драму ("Апрель" все-таки позиционируется именно как драма) притянут за уши Артур? Оно понятно, что нет смысла переименовывать персонажа, которого играет тот же Куценко, если персонаж говорит и ведет себя точно так же, как Артур из "Мама, не горюй". Однако сделано это, на мой взгляд, совершенно напрасно. Вместо радости узнавания - горечь раздражения. Потому что нечего Артуру делать в "Апреле", нечего! В-третьих, сценаристу Мурзенко явно не хватает все того же Пежемского. Диалоги - да, узнаваемые мурзенковские. А проработка персонажей и многие сюжетные ходы - явно не удались. Причем по очень многим статьям. Любовная история Апреля с медсестрой и по совместительству проституткой Аллой (Саша Куликова) - оставляет стойкое ощущение неприятного дежавю, в котором временами вспыхивает "Три дня Кондора" на фоне "Птички на проводе" и еще нескольких сотен литературных и кинопроизведений. Если бы здесь была хоть какая-то оригинальная находка, хоть какая-то новая черточка - было бы намного лучше. Однако их нет. Просто Апрель встретил проститутку и они, ах, полюбили друг друга. Ничего более оригинального Мурзенко придумать не смог. В-четвертых, образ рефлексирующего бизнесмена Дергача - ужасен. Точнее, его можно было бы признать неплохим и относительно жизненным, если бы это все сняли лет семь-десять назад. Вот тогда - еще туда-сюда. А такой гротескный бизнесмен в 2001 году выглядит совершеннейшим анахронизмом. Нет сейчас таких бизнесменов, нет! Причем, что самое обидное, Дергача играет очень неплохой актер Денис Бургазлиев. Однако он, во-первых, совершенно не на месте, а во-вторых, ничего не может сделать с этой вычурной и неестественной ролью. А Мурзенко как режиссер ему ничего не может подсказать. Потому что сам не понимает, с какой стати Дергач написан именно так. В-пятых, все эти многочисленные камео (маленькие эпизодические роли, в которых снимаются всякие известные люди - не обязательно актеры) лично меня тоже раздражали. Певец Михаил Круг в роли авторитета Леонида Петровича, певец Сергей Мазаев в роли авторитета Феликса Павловича, Рената Литвинова в роли манерной тетки в боулинге - это, конечно, было бы забавно, если бы речь шла о весьма классном фильме, однако когда налицо вовсе не шедевр, остается странное впечатление, что все эти камео - довольно беспомощная попытка привлечь внимание к фильму, который ничем другим привлечь не может. По крайней мере, у меня создалось именно такое впечатление. Впрочем, меня вообще сильно раздражает, когда музыкантов снимают в кино. За редким исключением, из этого никогда ничего хорошего не получается. В итоге всех дел, когда пытаешься анализировать, что, собственно, Мурзенко снял, ни к какому членораздельному выводу прийти нельзя. Сценарий откровенно слабый. Очень много претензий и к сюжету как таковому, и к проработке персонажей, и к диалогам. Явно тарантиновский финал совершенно не клеится ко всему фильму. Однако там с самого начала не понятно, с какой стати этому несчастному Апрелю заказали двух жертв - прогоревшего бизнесмена Дергача и удачливого бандита Артура, - поэтому дальше весь фильм идет наперекосяк, а все эти раскольниковско-гамлетовские терзания Дергача - просто высосаны из пальца, учитывая изначально неправильные предпосылки. Ладно, хватит уже громить этот фильм, можно написать и о некоторых плюсах. Стичкин, играющий Апреля, как ни странно, очень хорош. Несмотря на все сценарные и постановочные огрехи. Просто актер хороший, ничего тут не сделаешь. Саша Куликова в роли Аллы - просто блеск. Если бы не все те же сценарные нелепости, роль можно было бы назвать замечательной. Но в любом случае Куликова из этой роли сделала нечто намного более значимое, чем это было изначально по сценарию. Ну и еще забавно смотрелись бандюки, участвующие в финальном нападении на больницу. Уж очень они получились какие-то выпуклые, жизненные и естественные. Все остальное - сценарий и постановка, мне, увы, совершенно не понравились. И я ни на грамм не разделяю восторгов критиков. А уж панегирики этому фильму - так просто удивили. Конечно, если помнить о том, что это режиссерский дебют, можно даже похвалить Мурзенко, потому что дебюты бывают и много хуже. Однако если рассматривать "Апрель" как ярчайшее событие в мире российского кинематографа, что пытаются делать многие критики, так вот что я вам скажу - это не событие. К сожалению, это фильм режиссера, который пока не понимает, что он снимает или зачем, а просто по-ученически старательно копирует киноклассиков и некиноклассиков. И это очень видно. Пежемского ему не хватает, Пежемского. Вот вам и весь мой сказ. И в одном я могу вас заверить на сто процентов: после просмотра этого фильма вас не перестанут волновать цены на нефть. Так и передайте Гладильщикову. P.S. Отдельный привет господам Стройло (художник обложки) и Баронову (компьютерный дизайн). Я такое кошмарное оформление обложки (фронтальной стороны) вижу первый раз в жизни. Автор -
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|