1932 Встречный
1932 Концертина
1934 Гармонь
1935 Подруги
1935 Лётчики
1937 Шахтеры
1937 Женитьба
1937 Большие крылья
1937-1939 Великий гражданин
1938 Человек с ружьём
1938 На границе
1938 Враги
1939 Станица Дальняя
1939 Огненные годы
1939 Ночь в сентябре
1940 Шестьдесят дней
1940 На путях - короткометражный
1940 Музыкальная история
1941 Фронтовые подруги
1941 Подруги, на фронт! - короткометражный
1941 Боевой киносборник №4
1941 Боевой киносборник №6
1944 Иван Никулин - русский матрос
1944 Свадьба
1956 Медовый месяц
1956 Своими руками
1956 Поэт
1956 Девочка и крокодил
1957 Ночной патруль
1957 Ленинградская симфония
1957 Девушка без адреса
1957 Борец и клоун
1958 Жених с того света - короткометражный
1958 Дружок
1958 Дело "пёстрых"
1959 Я вам пишу...
1959 Особый подход
1959 В нашем городе - короткометражный
1961 Сердце не прощает
1961 Взрослые дети
1961 Алые паруса
1962 Шестнадцатая весна
1962 Знакомый адрес - короткометражный
1963 Слепая птица
1963 Пропало лето
1963 Мамочка и два трутня - короткометражный
1963 Это случилось в милиции
1964 Хотите - верьте, хотите - нет...
1964 Фитиль - короткометражный
1964 Сказка о потерянном времени
1964 Ракеты не должны взлететь
1964 Зелёный огонёк
1965 Стряпуха
1965 Спящий лев
1965 Пущик едет в Прагу (СССР, Чехословакия)
1965 От семи до двенадцати
1965 Черный котёнок
1965 Дайте жалобную книгу
1965 Операция "Ы" и другие приключения Шурика
1965 Иностранка
1966 Формула радуги
1966 Скверный анекдот
1967 Свадьба в Малиновке
1968 Улыбнись соседу
1968 Весёлая прогулка - короткометражный
1969 С первого взгляда - фильм-спектакль
1969 Похищение
1969 Внимание, черепаха!
1970 Меж высоких хлебов
1971 Шельменко-денщик
1971 Русское поле
1971 За рекой - граница
1971 Алло, Варшава!
1972 Первый экзамен - короткометражный
1972 Вот моя деревня
1973 По собственному желанию
1973 Назначение
1973 Кортик
1973 Капля в море
1973 Жизнь в опасности - короткометражный
1973 Дело было, да!?.
1974 Происшествие
1974 Гнев
1974 Врача вызывали?
1974 Автомобиль, скрипка и собака Клякса
1975 Пузырьки
1978 Живите в радости
1979 Утренний обход
1979 Москва слезам не верит
ФЁДОРОВА
Зоя Алексеевна
08.12 (21.12).1909, Санкт-Петербург – 11.12.1981, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1965)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1941, за роль Клавы в фильме «Музыкальная история»)
Лауреат Сталинской премии степени (1942, за роль Наташи в фильме «Фронтовые подруги»)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1939, за роль в фильме «На границе»)
Лауреат Премии III-го Всесоюзного кинофестиваля «За лучший комедийный ансамбль» в фильме «Свадьба в Малиновке» вместе с актерами В. Самойловым, М. Водяным и М. Пуговкиным (1968)
Родители, детство
Зоя Фёдорова родилась в 1909 году в Санкт-Петербурге в семье рабочего Алексея Фёдорова. Отец был на хорошем счету на заводе, поэтому семья ни в чём не нуждалась. Жили они в трёхкомнатной квартире. Мама Екатерина Федорова не работала. Она занималась воспитанием четырёх детей – сына и трёх дочерей, из которых Зоя была самой младшей. Революцию 1917 года Алексей Фёдоров принял всей душой. Он вступил в партию большевиков и в 1918 году переехал вместе со всей семьёй в Москву. Там его назначили начальником паспортной службы в Кремле.
Театр вошёл в жизнь Зои Фёдоровой ещё в школьные годы. Девочка посещала драмкружок и грезила сценой. Вот только отец не разделял её увлечения. Он считал, что дочери необходимо иметь более серьёзную профессию. Поэтому после окончания школы Зоя устроилась работать счётчицей в Госстрах.
Первый арест
В 1926 году Зоя Фёдорова на одной из вечеринок познакомилась с военным Кириллом Прове. Между ними возникли чувства, а спустя год Кирилла неожиданно арестовали. Ему инкриминировали шпионскую деятельность в пользу Великобритании. Вскоре по обвинению в пособничестве иностранному шпиону была арестована и Зоя Фёдорова. По всем раскладам девушке не светило ничего хорошего. Однако произошло совершенно невероятное для того времени – следствие не нашло доказательств причастности Зои Фёдоровой в шпионаже, и по санкции самого Ягоды она была освобождена.
Впоследствии некоторые исследователи стали утверждать, что уже тогда Зоя Фёдорова была завербована ОГПУ. Однако доказательств этому нет.
Первые шаги в актёрской профессии
В конце 20-х годов Зоя Фёдорова всё же вопреки воле родителей решилась реализовать свою давнюю мечту - она поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский. Правда, окончить его Зое не удалось – спустя два года училище закрыли. Но Зоя не опустила руки и в 1930 году стала студенткой Драматической студии при Театре Революции.
В период учёбы, в 1932 году, Зоя Фёдорова получила приглашение сняться в эпизодической роли в фильме Сергея Юткевича «Встречный». Начинающая актриса была счастлива и на премьеру пригласила всех родственников. Однако Зою ожидало разочарование – оказалось, что во время монтажа картины эпизод с её участием был вырезан.
Но нет худа без добра – в ходе съёмок Зоя Фёдорова познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, которому на тот момент было 25 лет. Спустя два года они поженились…
В том же 1934 году Зоя Фёдорова окончила Драматическую студию и уже полноценно дебютировала на киноэкране. Она снялась в музыкальной комедии режиссёра Игоря Савченко «Гармонь», поставленной по одноимённой поэме Александра Жарова. Лента повествовала о весёлом деревенском гармонисте Тимошке, а Зоя Фёдорова исполнила главную женскую роль девушки Марусеньки, влюблённой в него.
Вслед за первой большой работой последовали и другие роли. Большой успех и широкую известность Зое Фёдоровой принесла военная мелодрама режиссёра Льва Арнштама «Подруги», в которой она снялась вместе с Яниной Жеймо и Ириной Зарубиной. Картина рассказывала о трёх девушках-подругах, в годы Гражданской войны служивших сёстрами милосердия на фронте. Следом вышли фильмы: «Шахтеры» (роль Галки), «Женитьба» (роль Дуняши), «Большие крылья» (роль Лёли). Одним словом, карьера актрисы набирала обороты. И именно в этот момент она чуть было не оборвалась. Всё дело в том, что арестовали её отца…
Арест отца, довоенные роли в кино
Отец Зои был истинным большевиком, в своё время работавший с Лениным. Он не мог оставаться равнодушным к происходящему вокруг и порой позволял себе критические отзывы о тех или иных партийных руководителях. Это не могло пройти ему даром, и в 1938 году его арестовали, предъявив обвинение в шпионаже и подготовке убийства членов правительства. Приговор был суров - 10 лет лагерей усиленного режима.
Попав в категорию «дочери врага народа» Зоя Фёдорова, по идее, должна была распроститься с мыслью о дальнейшей кинокарьере. Но, как ни странно, актриса продолжила активно работать в кино. До начала войны она снялась ещё в десятке картин, играя разноплановые роли. Среди них: горничная Катя Шадрина в фильме «Человек с ружьём», политрук Анна в фильме «Огненные годы», лаборантка Люсенька в фильме «Шестьдесят дней», диспетчер в таксопарке Клава Белкина в фильме «Музыкальная история». Мало того, за роль Клавы Зоя Фёдорова была даже удостоена звания Лауреата Сталинской премии второй степени.
Всё это время Зоя Фёдорова не оставляла надежд вызволить отца. Она даже напросилась на приём к Лаврентию Павловичу Берии. Рассказывают, что Берия благоволил к Фёдоровой и был готов помочь в ответ на её благосклонность. Некоторые исследователи утверждают, что она отвергла это, другие – что ответила на его предложение. В любом случае – всё это в области догадок.
Как бы то ни было, но летом 1941 года Алексей Фёдоров был освобождён. Из заключения он вернулся тяжелобольным человеком и прожил всего около месяца…
Иван Клещёв
Брак Зои Фёдоровой с Владимиром Рапопортом распался в конце 30-х годов. А вскоре актриса встретила свою новую любовь в лице лётчика Ивана Клёщёва. Они познакомились в 1939 году, затем встречались, планировали свадьбу, но этому помешала начавшаяся в 1941 году война. Клещёв отправился на фронт. В боях под Сталинградом он был сбит, но остался жив, получив звезду Героя Советского Союза.
После выздоровления Клещёв был направлен проходить службу в отдел по расследованию авиакатастроф. Они с Зоей Фёдоровой вновь стали готовиться к свадьбе, но, судьба распорядилась иначе. Во время вылета к месту одной из катастроф самолёт Клещёва был атакован и сбит. На этот раз Иван не выжил…
Актёрская деятельность в 1941-1945 годы
Незадолго до начала Великой Отечественной войны – в мае 1941 года – вышла военная драма Виктора Эйсымонта «Фронтовые подруги». Зоя Фёдорова исполнила там главную роль командира отряда девушек-санитарок Наташи Матвеевой, которая отправлялась в зону боевых действий с Финляндией.
В июне 1941 года фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза, а спустя три недели на экраны вышла агитационная короткометражка «Подруги, на фронт!», в которой Зоя Фёдорова вновь появилась в образе Наташи. Чуть позже зрители ещё раз увидели её в этом образе – уже в «Боевом киносборнике №6». В дальнейшем в годы войны Зоя Фёдорова вела активную концертную деятельность на фронте.
В 1944 году режиссёр Исидор Анненский поставил комедию «Свадьба», в основу сюжета которой легли произведения Антона Павловича Чехова. В картине был задействован цвет советского кинематографа: Алексей Грибов, Фаина Раневская, Эраст Гарин, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Осип Абдулов и многие другие. Одну из главных ролей в этой яркой, сатирической киноленте сыграла и Зоя Фёдорова. Она создала образ невесты Дашеньки, жеманной девушки недалёкого ума. Фразы её героини просто неподражаемы: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном», «Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд!». Фильм был с восторгом принят зрителями. А вскоре Зоя Фёдорова на долгие годы исчезла с экранов…
Роман с Джексоном Тэйтом
Следующая страница жизни Зои Фёдоровой полна загадок. В январе 1945 года на торжественном приёме в особняке на Спиридоновке актриса познакомилась с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом. То, что он фактически руководил агентурой американской разведки в Советском Союзе – не секрет. Тогда возникает вопрос – знали об этом тогда наши спецслужбы, или нет? Если знали – то, как допустили? Или Зоя Фёдорова была намеренно введена в этот круг в качестве нашего агента?
Всё это домыслы, а факты говорят о том, что знакомство Зои с Джексоном переросло в настоящую любовь, и вскоре она оказалась беременна. К тому времени отношения между Советским Союзом и США начали обостряться. Из бывших союзников две супердержавы стали превращаться в непримиримых врагов. Зою Фёдорову отправили на гастроли в Крым, а Джексона Тейта выслали из страны. О том, что в январе 1946 года у Зои Фёдоровой родилась дочь, он тогда не узнал. Джексон неоднократно писал письма в Советский Союз, пока, наконец не получил официальный ответ, что Зоя Фёдорова вышла замуж за некоего композитора и живёт в счастливом браке. Это отчасти было правдой – чтобы не быть матерью-одиночкой, Зоя Фёдорова была вынуждена вступить в брак с композитором Александром Рязановым.
Второй арест и заключение
Вместе с Рязановым Зоя Фёдорова прожила недолго - 27 декабря 1946 года она была арестована. Ей, и ещё шести человекам были предъявлены обвинения в шпионаже в пользу иностранных государств. То, что это было местью за отношения с Джексоном Тейтом, сомнений не вызывает. И тут уже не важно – познакомилась ли она с ним по собственной инициативе, или действительно была агентом и не выполнила задания, поддавшись чувствам.
Следствие длилось полтора года. Всё это время Зоя Фёдорова находилась во внутренней тюрьме на Лубянке и регулярно подвергалась всяческим издевательствам. В декабре 1947 года она написала письмо на имя Лаврентия Павловича Берии. Письмо очень обширное, эмоциональное. Есть в нём и строки, заслуживающие особого внимания: «В январе месяце 1941 года, будучи несколько раз у Вас на приеме по личным вопросам, я хорошо запомнила Ваши слова. Вы разрешили мне обращаться к Вам за помощью в тяжелые минуты жизни». Именно на них опираются те, кто считают, что тогда, в 1941 году Фёдорова пошла на сделку с Берией. Как бы то ни было, но теперь, в 1947 году Берия не ответил на письмо актрисы, и 15 августа 1947 года Фёдоровой был вынесен приговор - 25 лет тюремного заключения.
Какое-то время Зоя Фёдорова провела в челябинской тюрьме, затем она была переведена в закрытую тюрьму во Владимире. Ей довелось сидеть в одной камере с известной певицей Лидией Руслановой.
После смерти Сталина немало репрессированных получили освобождение. Среди них оказалась и Зоя Фёдорова. Правда, на свободу она вышла лишь спустя два года – в феврале 1955-го.
Возобновление актёрской карьеры
Вернувшись в Москву, Зоя Фёдорова оказалась в тяжёлом положении. Её сестра Мария ранее была сослана в Воркуту, где и скончалась. Другая сестра Александра вместе с детьми отбывала пожизненную ссылку в Казахстане. Квартиры у Зои Фёдоровой не было, и её приютила у себя Лидия Русланова. Помог ей и Сергей Михалков, выделив приличную сумму денег. Чуть позже – весной состоялась встреча Зои Фёдоровой со своей девятилетней дочерью Викторией, приехавшей из города Петропавловска.
Кинокарьера Зои Фёдоровой возобновилась не сразу. Сначала на «Мосфильме» ей ответили отказом. Но через несколько месяцев актрису пригласила в свой фильм «Медовый месяц» режиссёр Надежда Кошеверова. Зоя Фёдорова создала заметный образ поварихи Елизаветы Фёдоровны, который не преминули отметить многие зрители. Об актрисе снова заговорили, режиссёры начали приглашать её в свои фильмы.
До конца 50-х Зоя Фёдорова снялась в ряде фильмов, исполняя характерные роли второго плана. Пожалуй, наиболее яркой её работой стала роль мещанки Раисы Павловны Комаринской в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», сыгранная с большой долей юмора. Многие фразы её героины мгновенно стали крылатыми: «Масик, ты болвасик!», «Это не та пыль, с которой надо бороться. Она неподвижная», «Домработница - это своего рода внутренний враг».
Также стоит отметить роль Зои Фёдоровой в драме режиссёра Михаила Израилева «Я вам пишу...», поставленной по мотивам повести Алексина «Записки Эльвиры». В этой картине актриса весьма убедительно создала образ матери, женщины, любыми путями пытающаяся пристроить свою дочь.
В 1959 году Зоя Фёдорова предприняла попытку выяснить судьбу Джексона Тэйта. Через знакомых она вышла женщину, которая была замужем за американцем, и та сумела найти бывшего возлюбленного Фёдоровой. Однако Тэйт был в возрасте, имел семью, и не стал искать встречи ни с Зоей Алексеевной, ни с дочерью.
Работы в кино в 60-е – 70-е годы
В 60—е – 70-е годы Зоя Фёдорова очень активно снималась в кино. Периодически она появлялась в главных ролях: Татьяна Ивановна Королёва в комедии «Взрослые дети» (1961), тётя Даша в детском фильме «Пропало лето» (1963). Но гораздо чаще это были небольшие роли второго и третьего плана. Впрочем, для настоящего таланта количество отведённого времени не так важно, и эпизоды Зои Алексеевны запоминались не меньше, чем главные роли. Среди таких её работ можно выделить дворника Екатерину Ивановну в комедии «Дайте жалобную книгу» (1965), соседку Лиды тётю Зою в комедии «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965), даму на рынке в комедии «Стряпуха» (1965).
А сколько в её активе ярких работ в детском кино! Её героинями неизменно становились обаятельные, излучающие доброту и море позитива бабушки. В первую очередь, конечно, вспоминается её энергичная учительница пения Виктория Михайловна в замечательном фильме Ролана Быкова «Внимание, черепаха!», задорно исполняющая песню: «Главное, ребята, сердцем не стареть!» А ещё были: гардеробщица тётя Наташа в фильме «Сказка о потерянном времени», бабушка Алика в киноальманахе «От семи до двенадцати», бабушка Миши в приключенческом фильме «Кортик», бабушка Олега Анна Константиновна в фильме Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».
В 1967 году актриса приняла участие в съёмках музыкальной комедии режиссёра Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Едва выйдя на экраны, фильм мгновенно стал всенародно любимым. Главные роли в нём исполнили Владимир Самойлов, Людмила Алфимова, Валентина Николаенко и Гелий Сысоев. Но, вот что удивительно, говоря о фильме, зрители в первую очередь вспоминали других актёров – Михаила Водяного в образе Попандополо, а также Михаила Пуговкина, исполнившего роль Яшки-артиллериста, и Зою Фёдорову, сыгравшую Горпину Дормидонтовну. Дуэт Фёдоровой и Пуговкина искрил, фонтанировал юмором и энергией, придавая фильму особую окраску. А знаменитый монолог про Трындычиху?! С подачи Фёдоровой после выхода фильма слово Трындычиха стало нарицательным. Заслуженной наградой актрисе стало присуждение Премии III-го Всесоюзного кинофестиваля «За лучший комедийный ансамбль» совместно с Самойловым, Водяным и Пуговкиным.
Чуть позже, в 1971 году, Андрей Тутышкин вновь пригласил Зою Фёдорову и Михаила Пуговкина, на этот раз уже на главные роли в свою музыкальную комедию «Шельменко-денщик». В основу фильма лёг одноимённый водевиль Григория Квитки-Основьяненко, повествующий о ловком денщике, устраивающем личную жизнь своего молодого барина. Роль денщика, соответственно, исполнил Пуговкин, а Фёдорова сыграла Фенну Степановну Шпак. И хотя по популярности новая картина Тутышкина заметно уступила «Свадьбе в Малиновке», но свою долю народной любви всё же получила.
Зоя Фёдорова продолжала работать в кино до конца 70-х. Её последняя роль на экране – вахтер женского общежития тётя Паша в оскароносной мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1979 года. Вновь эпизод – но его помнят миллионы зрителей. С какой непередаваемой интонацией героиня Фёдоровой говорила в трубку телефона: «Хэллоу! Общежитие слушает!»
После этой картины актриса решила закончить с кино, объявив, что уходит на пенсию - пора отдохнуть.
Таинственная гибель
В 1973 году от Джексона Тэйта неожиданно пришло письмо, в котором он просил прощения у бывшей возлюбленной и своей дочери Виктории Фёдоровой. После этого у Виктории возникло горячее желание отправиться в США. Два года она добивалась этого, после чего, наконец, уехала.
На карьере Фёдоровой отъезд дочери не отразился. Актриса продолжала сниматься, получила престижную квартиру на Кутузовском проспекте. Мало того, в апреле 1976 года ей разрешили съездить в США повидаться с Джексоном и дочерью. Тогда Зоя Алексеевна вполне могла остаться в США, но предпочла вернуться на Родину.
В 1978 году Джэксон Тэйт умер от рака. После его смерти Зоя Фёдорова ещё дважды ездила к дочери. В 1980-м Зоя Фёдорова, уже завершившая сниматься в кино, вновь собралась в США. Она долго ждала визу, а когда, наконец, получила, то вскоре была застрелена в своей квартире. Случилось это 11 декабря 1981 года.
Убийство Зои Фёдоровой окутано тайной. Расследование ни к чему не привело. Позже было выпущено множество книг, статей, передач на эту тему. Выдвигалось множество самых разных версий, но однозначного подтверждения ни одна из них не нашла. Выделим основные версии.
Первая – политическое убийство, организованное спецслужбами Советского Союза (в частности КГБ). Сторонники версии утверждают, что КГБ, таким образом, не допустил отъезда артистки за рубеж. Однако тут возникают вопросы. Почему-то ранее её дочь отпустили в США, да и самой Фёдоровой неоднократно разрешали поездки. И почему ей на этот раз дали выездную визу, если не собирались выпускать? Разрешить, а потом устранить? Маловероятно. А если даже и допустить это, то вряд ли спецслужбы стали столь громко обставлять убийство – скорее свели бы всё к несчастному случаю.
Вторая версия – так называемый «бриллиантовый» криминальный бизнес, связанный с перепродажей драгоценностей и предметов искусства. Известно, что этим бизнесом занимались ряд высокопоставленных людей. Сторонники данной версии утверждают, что в него была вовлечена и Зоя Фёдорова, много гастролирующая по стране и имеющая связь с Западом. Она обладала информацией об участниках бриллиантовых махинаций, и накануне отъезда вышел какой-то конфликт, стоивший ей жизни. Впрочем, и этому прямых доказательств нет. Многие коллеги по актёрскому цеху утверждают, что это чушь, и у Фёдоровой никогда не было особо ценных вещей. Другие же говорят, что в последнее время актриса имела контакты с людьми не своего круга, с которыми она никого не знакомила. Потому вполне могла вести двойную жизнь.
Есть версия с неким должником, который не хотел отдавать долг и застрелил актрису. Есть и вовсе экзотическая – якобы Зоя Фёдорова была двойным агентом советской и зарубежной спецслужб и погибла в результате разоблачения. Сценарист Эдуард Володарский в книге «Русская, или Преступление без наказания» выдвинул версию убийства Фёдоровой её зятем-американцем Ричардом Пойном, мужем Виктории. И, мол, здесь также замешаны деньги и бриллианты.
Словом, версий немало. Ясно же одно – в убийство были вовлечены влиятельные люди, незаинтересованные в огласке.
Похоронена Зоя Фёдорова в Москве на Ваганьковском кладбище.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Биография Зои Фёдоровой на Википедии
«Тайна Кутузовского проспекта - Зоя Федорова», https://www.liveinternet.ru/
«Зоя Федорова: жертва любви или шпионка?», Первый канал. Семейные тайны. Выпуск от 16.06.2019