1957 Поединок
1959 Анюта
1959 Баллада о солдате
1961 В трудный час
1961 Девять дней одного года
1961 Любушка
1961 Человек идет за Солнцем
1962 Молодо-зелено
1962 Никогда
1963 Им покоряется небо
1963 Сотрудник ЧК
1964 Верьте мне, люди
1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
1964 Хотите - верьте, хотите - нет...
1965 Верность
1965 Гиперболоид инженера
Гарина
1965 Знойный июль
1965 Строится мост
1966 Берегись автомобиля
1966 Всадник над городом
1966 Крылья
1966 Скверный анекдот
1966 Старшая сестра
1967 Они живут рядом
1967 Стюардесса
1968 Всего одна жизнь
1968 Зигзаг удачи
1968 Золотой теленок
1968 Это было в разведке
1969 Странные люди
1969 Обвиняются в убийстве
1969 Свой
1969 Старый дом
1969 Чайковский
1970 Бег
1971 Вся королевская рать
1971 Достояние Республики
1971 Старики-разбойники
1971 Ход белой королевы
1972 Командир счастливой "Щуки"
1972 На дне
1972 Приваловские миллионы
1972 Учитель пения
1973 Дача
1973 Невероятные приключения итальянцев в России
1973 Нейлон 100%
1973 Семнадцать мгновений весны
1973 Старая крепость
1974 Еще можно успеть
1974 Жребий
1974 Моя судьба
1974 Последнее лето детства
1975 Вариант "Омега"
1975 Вкус халвы
1975 Гамлет Щигровского уезда
1975 На ясный огонь
1975 Потрясающий Берендеев
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1976 Легенда о Тиле
1976 Повесть о неизвестном
1976 Подранки
1977 Заседание парткома
1977 По семейным обстоятельствам
1977 Про Красную Шапочку
1978 Кровь и пот
1978 Переезд
1979 Место встречи изменить нельзя
1979 Примите телеграмму в долг
1980 Старый Новый Год
1980 Черная курица, или Подземные жители
1981 Любимая женщина механика Гаврилова
1981 Рожденные бурей
1981 Этот фантастический мир. Выпуск
6 - фильм-спектакль
1982 Не хочу быть взрослым
1983 Демидовы
1983 Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
1983 Мы из джаза
1983 Человек из
страны Грин - фильм-сектакль
1984 Еще люблю, еще надеюсь...
1984 И жизнь, и слезы, и любовь
1984 Перикола
1984 Предел возможного
1984 Сказки старого волшебника
1985 Зимний вечер в Гаграх
1985 Человек с аккордеоном
1987 Гардемарины, вперед!
1987 Джек Восьмеркин - "американец"
1987 Моонзунд
1987 Следопыт
1988 Город Зеро
1988 Елки-Палки!..
1988 Новые приключения
Янки при дворе короля Артура
1988 Собачье сердце
1989 Биндюжник и король
1989 Канувшее время
1989 Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным
1990 Десять лет без права переписки
1990 По прозвищу "Зверь"
1990 Сукины дети
1990 Шапка
1990 Яма
1991 Виват, гардемарины!
1991 Ночные забавы
1992 Вишневый сад
1992 Гардемарины-III
1992 Как живете, караси?
1992 Лавка "Рубинчик и..."
1992 Сны о России
1996 Ермак
ЕВСТИГНЕЕВ
Евгений Александрович
09.10.1926, Нижний Новгород - 04.03.1992, Лондон, похоронен в Москве
Народный артист СССР (1983)
Лауреат Гос. премии СССР (1974 - за театральную работу)
Лауреат премии "Хрустальная Турандот"
Детство. Юность
Евгений Евстигнеев - человек из провинции, родился и вырос в Нижнем Новгороде
- на окраине, которая называлась поселком Володарского. Его отец был на двадцать
лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович - металлист, Мария
Ивановна - фрезеровщица. Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз
вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел
окончить семилетку и в сорок первом пошел работать электромонтером. Потом год
проучился в дизеле-строительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти
зарабатывать. Четыре года он слесарил на заводе "Красная Этна", занимался в самодеятельности,
играл в джазе, о театре, может, и думал, но мама очень боялась театра. Имела место
семейная история, которая ее сильно пугала.
У Жени был старший сводный брат по отцу, комик в провинциальном театре. Он
умер рано, и Мария Ивановна о театре не хотела и слышать: ей казалось, что актеры
плохо кончают, что это роковая профессия. Женя был очень музыкален, виртуозно
играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле, хоть на вилках. Выступал в
разных местах, и вот однажды в кинотеатр, где играл его джаз-оркестр, пришел директор
театрального училища. Директор от одного актера узнал, что там необыкновенный
ударник, и решил посмотреть. Парень, действительно, был странный. Он вытворял
с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя целый оркестр. От него нельзя
было оторваться. "Кто вы?" - подошел к нему директор. Через два дня Евстигнеев
был зачислен в училище, без экзаменов и даже без полного среднего образования.
И, несмотря на то, что учебный год уже начался, курс, на котором он учился, был
сильный, и пятерых выпускников пригласила Горьковская драма. Педагог Евстигнеева
удивилась, что Женю, ее лучшего ученика, не взяли, и просила за него, но ей объяснили,
что так решил худрук. Евстигнеев в это время дружил с девушкой, которую взяли
в Горьковский театр юного зрителя. Он пришел проситься туда, а главный режиссер
отказал: "У нас ТЮЗ, мы берем только юных, а у вас лысина, вы мальчишек играть
не можете".
В 1944 году Евстигнеев поступил в театральную студию при Горьковском драматическом
театре, но завод, где он тогда работал, не отпустил молодого человека: война еще
не кончилась и позарез нужны были рабочие руки. Но Евстигнеев не расстался со
своей мечтой и через три года все-таки 6ыл зачислен в студию, которую и закончил
в 1951 году. Потом молодой актер еще три года работал по распределению во Владимирском
областном театре, однако постоянно чувствовал, что образования ему все-таки не
хватает. В 28 лет Евстигнеев поехал в Москву, где его сразу же приняли на третий
курс школы-студии МХАТ. После ее окончания ему предложили остаться в труппе прославленного
театра. Многие молодые актеры не смели и мечтать о таком счастье, но Евстигнеев
решил по-другому. Он хотел большей самостоятельности и новых открытий в искусстве.
Театр
В то время Олег Ефремов только что создал
новый театр "Современник", и Евстигнеев пришел работать туда. Новый театр предоставил
ему широкое поле деятельности. Актер играл как гротескные роли, например, в комедии
Е. Шварца "Голый король", так и трагические - в пьесе В. Розова "Традиционный
сбор". В 1971 году Евстигнеев все-таки вернулся во МХАТ следом за Олегом Ефремовым
и Олегом Табаковым. Сыграв целый ряд интересных, запоминающихся ролей, он вполне
освоился в новом для него актёрском ансамбле. В 1974 году за театральную работу
ему была присуждена Государственная премия.
Сам Евстигнеев говорил о себе так: "Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно.
У меня не было творческих взлетев или провалов. Работал, двигался. Я - характерный
актер, потому и роли играл разные, преимущественно не главные. Считаю, что актер
должен уметь и хотеть играть все, то есть как профессионал я должен уметь и хотеть
играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос - надо ли актеру давать играть все,
что он ни пожелает, но уметь он обязан".
Евгений Евстигнеев все это испытал на собственном опыте. За три года работы
во Владимирском драматическом театре актер сыграл двадцать три роли - от Меркуцио
до гоголевского Шпекина. Среди них были и современные, и классические герои. Возможно,
поэтому Евстигнеев с такой убедительностью рассказал о нелегкой судьбе актера
провинциального театра в фильме "Повесть о неизвестном актере" режиссера А. Зархи,
который зрители увидели в 1977 году.
Кино
В кино Евгений Евстигнеев начал сниматься, когда ему уже исполнилось тридцать.
В 1957 году он дебютировал на экране небольшой ролью капитана Петерсона в фильме
"Поединок", поставленном режиссером Владимиром Петровым по одноименной повести
Куприна. Колоритный персонаж Евстигнеева появлялся лишь в паре сцен в начале фильма,
а затем в его финале, зачитывая размеренным голосом приговор. Но эта по сути эпизодическая
роль являлась неотъемлемой частью купринской мозаики.
Более заметной работой Евгения Евстигнеева, продемонстрировавшей его огромный
талант, стала роль ученого Николая Ивановича в известной драме Михаила Ромма "Девять
дней одного года" (1961). Вспомним, например, блестящий диалог в фильме двух бывших
сокурсников, Михаила Козакова
и Евгения Евстигнеева, где последний мастерски работает с деталью - салфеткой,
которую то держит в руке, то пишет на ней, то показывает записи окружающим. Режиссеры
давно подметили великолепное умение Евстигнеева делать яркой и запоминающейся
даже небольшую, эпизодическую роль, поэтому его постоянно приглашали сниматься
в эпизодах то в одном, то в другом фильме - конюх-выпивоха Филипп Акимович в драме
"Любушка", мотогонщик Николай Черных в детском фильме "Человек
идёт за солнцем", православный священник Василий Жохов в драме "Молодо-зелено",
генеральный конструктор Иван Сергеевич в киноповести "Им покоряется небо"
и др. Однако особого удовлётворения Евстигнееву это уже не приносило. Такой талантливый
актер мог рассчитывать на крупные роли, которые вскоре к нему и пришли.
Начиная
с шестидесятых годов Евстигнеев сыграл в кино целый ряд интересных острохарактерных
ролей. Первой его большой работой в кино стала роль начальника пионерского лагеря
Дынина в фильме режиссера Элена Климова Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»,
который вышел на экраны в 1964 году. Меткость разоблачительных характеристик,
критика человеческих недостатков и пороков сочетаются у актера с внимательным
и точным психологическим анализом, гротеск - с реалистической проработкой образа.
Дынин у Евстигнеева вышел и жалким, и страшноватым. Создавая образ своего современника,
Евстигнеев скорее всего исходил из роли Короля, сыгранного им в "Современнике",
и своей реплики-лейтмотива пьесы: "А король-то голый!". В фильме "Добро пожаловать,
или Посторонним вход воспрещен" ему удалось блестяще создать образ самодовольного,
уверенного в себе бюрократа, который так до конца и не может понять, почему же
он потерпел крах.
Совершенно иной характер был создан Евгением Евстигнеевым в фантастическом
фильме режиссера Александра Гинзбурга «Гиперболоид
инженера Гарина» (экранизации одноименного романа Алексея Толстого).
Актер предстал в образе авантюриста, ставящего целью мировое господство. При этом
Евстигнеев не рисовал своего героя исключительно отрицательными красками. Да,
он был жесток и циничен, но вместе с тем талантлив и дерзок, а в определенные
моменты и обаятелен. И эта многогранность характера, полностью совпадающая с замыслом
самого писателя, делала персонаж крайне интересным. Вместе с Зоей Монроз (которую
сыграла Наталья Климова) они составляли яркий злодейский дуэт, который доминировал
на протяжении всего фильма, задавая ему тон, и даже противовстоящий им положительный
герой Шельга в кои веки для советского кинематографа (!) как-то теряется на их
фоне.
Особую страницу в творчестве Евгения Евстигнеева занимает его сотрудничество
с режиссером Эльдаром Рязановым. Их первой совместной работой стала комедия «Берегись
автомобиля» (1966). Актер в очередной раз доказал, что не бывает маленьких ролей,
и любой персонаж, сыгранный настоящим мастером запоминается зрителям на десятилетия.
В фильме "Берегись автомобиля" Евстигнеев перевоплотился в режиссера
самодеятельного театра Евгения Александровича - самоуверенную, но совершенно не
вписывающуюся в простую житейскую ситуацию личность, рассуждающуб о том, насколько
Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете ли, работала у шлифовального
станка. А его фраза "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, на Шекспира"
стала поистине крылатой.
В
кино часто случается так, что режиссер приглашает для съемок одних и тех же актеров,
которые уже снимались в его предыдущих фильмах. В результате образуются великолепные
творческие ансамбли. После "Берегись автомобиля" Евстигнеев снялся еще
в нескольких фильмах Рязанова. В "Зигзаге удачи" он сыграл директора автобазы
Ивана Степановича Калачева, в "Стариках-разбойниках" составил блестящий дуэт с
Юрием Никулиным, а в фильме
"Невероятные приключения итальянцев в России" исполнил роль хромого итальянца.
Совместная работа во многом обогатила и актера, и режиссера. Работая с Рязановым,
Евстигнеев, в частности, научился акцентировать свою игру мимикой, жестом, как
это он делал в роли Хромого, а присоздании своего героя в "Стариках-разбойниках"
Евстигнеев очень удачно совмещал комедийные нотки с лирическими.
Конечно, уходить от привычного амплуа актеру всегда сложно, тем более, когда
зритель привык видеть его только в комических ролях. Но, обладая трагикомическим
дарованием и безупречным чувством меры, Евстигнеев решился на этот шаг и не ошибся.
В последующие годы актер сыграл в кино свои, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся
роли. До сих пор невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева,
в роли Корзухина в фильме "Бег" (1970) или профессора Плейшнера в фильме «Семнадцать мгновений весны»(1973). Глубоко драматические образы тронули сердца миллионов
зрителей.
Впрочем, все образы, которые Евгений Евстигнеев создал в кино, по-своему значительны
и неординарны. Диапазон персонажей и характеров, создаваемых актером на экране
был необычайно широк, и с годами становился все разнообразнее и интереснее. Как
не вспомнить его лицемерного Валентина Валентиновича Навроцкого из приключенческого
фильма "Последнее лето детства" (1974) или спокойного и уверенного майора
госбезопасности Николая Алексеевича Симакова из военного фильма " Вариант
"Омега" (1975), забавного, добродушного Звездочета из сказки "Про
Красную Шапочку" (1977) или опытного вора-карманника Петра Ручникова из знаменитого
телесериала "Место встречи изменить нельзя" (1979). В исторической драме
Ярополка Лапшина "Демидовы" (1983) Евстигнеев воплотил на экране легендарную
историческую личность - тульского оружейника Никиты Демидова, построивший первые
литейные заводы на Урале и ставшим одним из самых могущественных русских промышленников.
А в драме Карена Шахназарова "Зимний вечер в Гаграх" его героем стал
некогда знаменитый артист-чечеточник, а ныне забытый всеми тихий человек, влачащий
свою жизнь в качестве консультанта мюзтк-холла.
Перечислять работы Евгения Евстигнеева можно долго. Все они - многочисленные
грани одного огромного бриллианта. Из еще не упомянутых - криминальный авторитет
"Папа" в музыкальной комедии "Мы из джаза", вице-канцлер Бестужев
в историко-приключенческих фильмах "Гардемарины, вперед!" и "Виват, гардемарины!",
адмирал фон Эссен в исторической драме "Моонзунд", архиепископ в парадоксальной
ленте «Новые
приключения янки при дворе короля Артура», музыкант Александр Григорьевич
Андрющенко в молодежном фильме "Ночные забавы". Как тут определить какая
из всех перечисленных ролей является самой-самой?... И все-таки если сейчас можно
было бы спросить у Евстигнеева, каким он хотел бы остаться в памяти зрителей,
вполне вероятно, что он, вероятно, назвал бы профессора Преображенского из фильма
"Собачье сердце" (1988). В этой роли актер воплотил образ настоящего русского
ученого и интеллигента с большой буквы, человека честного, глубокопорядочного,
не терпящего хамства и невежества и способного всему этому противовстоять.
Последней работой Евстигнеева в кино стало его участие в пятисерийной исторической
телеэпопее "Ермак", однако картина была смонтирована только в 1996 году, уже после
смерти актера...
Личная жизнь
Со своей первой женой актрисой Галиной
Волчек Евстигнеев познакомился в Школе-студии. Галина была дочерью известного
кинооператора и профессора ВГИКа. Она жила с отцом и няней в отдельной квартире,
что по тем временам было редкостью. У нее можно было собираться. После репетиций
туда закатывалась компания: Ефремов, Кваша, Евстигнеев... Вынашивался стратегический
план создания "Современника".
Волчековская няня поначалу выбор своей любимицы не одобрила: "Не стыдно ему
лысым ходить, хоть бы какую-нибудь шапчонку надел". Да и самой Галине он казался
тогда странным до дикости пареньком: "Стоял он очень прямо - по третьей балетной
позиции: руки висели по бокам, одна чуть согнута, мизинец левой руки с ногтем
был оттопырен, из-под брюк виднелись желтые модельные ботинки с узором из дырочек.
Видя проходящую мимо какую-нибудь студентку, он, как бы прочищая глотку, как это
делают певцы, говорил: "Розочка, здрасте!" Он произносил именно здрассте, нажимая
на букву "с" и пропуская все остальные, называл всех женщин Розочка, потому что
именно так в его представлении должен был стоять, говорить, действовать светский
лев, интеллигент и будущий столичный артист".
С Галиной Борисовной он остался в дружеских отношениях и после их развода.
У них были совместные встречи Нового года, она готовила в Школу-студию его дочь
Машу, а потом взяла ее в "Современник". Все они были из одной среды, их отношения
были на виду и горячо обсуждались. И женитьба на Галине Борисовне, и разрыв с
нею одинаково вызывали в театре шок. И не только в театре - в семье Волчек объявление
о том, что они решили пожениться, тоже приняли с трудом.
Студенты его обожали, и по вине этого обожания произошла замечательная лирическая
история, переменившая его жизнь. К тому времени его вторая жена, актриса Художественного
театра Лилия Дмитриевна Евстигнеева
(Селянская), умерла, и он жил один. Среди его учениц была молодая девушка
Ирина Цывина. Евстигнеев начал репетировать
"Женитьбу Белугина" Островского. Цывина считалась на курсе характерной актрисой,
но Евстигнеев дал ей роль главной героини Елены Карминой. Однажды после спектакля
она долго сидела в гримерке и думала: как жаль, что премьера позади и репетиции
Евстигнеева кончились. Все, кажется, уже ушли. Но в фойе она увидела Евгения Александровича.
И тогда, неожиданно для себя, набралась смелости и сказала: "А давайте устроим
еще какой-нибудь спектакль". Так началась их совместная жизнь.
Брак их был очень счастливым. Что бы ни говорили окружающие, а женитьба немолодого
преподавателя на студентке - роскошный повод для пересудов, сами они знали, что
их соединило. Все заметили, что Евгений Александрович стал ухожен, лучше выглядит.
Он повесил на стену портрет Дениса, своего сына от первой жены, Галины Волчек,
чего не решался при Лиле.
Денис Евстигнеев (1961 г.р.) стал известным клипмейкером. Он снял целый сериал
маленьких фильмов с участием таких известных актеров, как Никита Михалков и Нонна
Мордюкова. Как пишут критики, эти фильмы стали для зрителя "романтическим заменителем
большого кино", поскольку несут в себе светлые чувства, какими когда-то одаривал
зрителя отец Дениса - великий актер Евгений Евстигнеев.
Трагедия
Первого марта 1992 г. Евгений Евстигнеев сыграл спектакль, а второго улетел
с Ириной в Лондон. Там ему должны были делать операцию на сердце. Один из его
знакомых уже делал такую же операцию и у этого же врача - знаменитого Тэрри Льюиса.
Этот знакомый рассказывал, что на четвертый день после операции уже ходил по лестнице
и пил коньяк. Казалось, Евгений Александрович относился к предстоящему легко.
Обещал успеть к следующим "Игрокам" 21 марта.
В клинике ему сделали небольшое обследование - коронарографию. Чувствовал он
себя хорошо, попросил есть. Но тут вошли Тэрри Льюис и - в качестве переводчика
- врач нашего посольства. Льюис взял бумагу и принялся рисовать, а посольский
врач - переводить его слова: "Завтра мы будем вас оперировать, но у нас принято
предупреждать пациента о возможных последствиях операции. - Он нарисовал сердце
с четырьмя сосудами. - Три из них забиты, а четвертый забит на девяносто процентов.
Ваше сердце работает только потому, что в одном сосуде есть десять процентов отверстия.
Вы умрете в любом случае, сделаете операцию или нет".
Эти слова оказались решающими. Воображение Артиста заставило его проиграть
свою смерть. Экран, на который поступала кардиограмма, показал прямую линию. Не
отпускавшую его руки Ирину быстро увели, а его повезли в операционную. За те четыре
часа, что длилась операция, к ней несколько раз подходил посольский врач. То сообщал:
"Он умирает", то "Он жив". Она уже не знала, надеяться или нет. Потом он вышел
и сказал: "Операция закончена, но ваш муж умирает. Операцию провели блестяще,
но нужна пересадка сердца". - "Ну так сделайте!" Он холодно ответил: "Нельзя,
это обговаривается заранее. Поэтому мы отключили его от всех аппаратов"...
Больница вернула оставшиеся от операции деньги, и на них был куплен роскошный
гроб красного дерева. Кто-то в посольстве недовольно заметил, что гроб слишком
тяжелый, мол, за такой вес можно перевезти пять тел. Ирина закричала: "Он вам
не тело, он великий русский артист!"
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия "Все обо всех". Том 4. (М. "Слово" 1997);
С. Ганелина, "Он и умер, как артист: включил воображение и проиграл свою роль"
("АиФ-новости".http://www.rt-online.ru);