1970 Бег
1970 Возвращение Святого Луки
1972 Нам некогда ждать
1972 Солярис
1973 Возврата нет
1973 До последней минуты
1973 За облаками - небо
1973 Земля Санникова
1973 Открытая книга
1973 Сад
1974 Единственная дорога
1975 Капитан Немо
1975 Там, за горизонтом
1976 Легенда о Тиле
1977 Встреча на далеком меридиане
1977 Юлия Вревская
1978 Однокашники
ДВОРЖЕЦКИЙ
Владислав Вацлавович
26.04.1939, Омск - 28.05.1978, Гомель
Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г. Шевченко
(1975, за участие в фильме "До последней минуты")
Родители
Владислав Дворжецкий родился в Омске в актерской семье. Его отец - Вацлав
Янович - актер, будучи студентом Киевского политехнического института,одновременно
окончил театральную студию при польском театре, мать - Таисия Владимировна Рэй
- балерина, выпускница ленинградского хореографического училища имени Вагановой.
Родители Владислава познакомились в Омске в 1937 году, где Вацлав Янович, после
8 лет отсидки за "контрреволюционную деятельность", отбывал ссылку.
Через год появился сын, а еще через три года - осенью 1941 года - Вацлава Яновича
арестовали во второй раз. Во время этой отсидки Вацлав Дворжецкий познакомился
с вольнонаемной служащей, и на свет появилась девочка, которую назвали Татьяной.
Так у Владислава появилась сестра.
Между тем Таисия Владимировна не смогла простить мужу измены и в 1946 году,
когда Вацлава Яновича освободили, подала на развод. Однако чинить препятствия
в общении отца и сына не стала. Когда в самом начале 50-х Вацлав Янович женился
в третий раз - на актрисе и режиссере Риве Яковлевне Левите - 11-летний Владислав
подружился с ней и стал называть "моя любимая мачеха".
На распутье
В 1955 году Вацлав Янович и Рива Яковлевна переехали в Саратов, где устроились
на работу в местный драматический театр. Вместе с ними переехал на волжские берега
и Владислав. Однако их совместная жизнь там продолжалась недолго. В один из дней,
не предупредив домашних, Владислав внезапно исчез. Отец с мачехой не на шутку
перепугались, думая, что он уехал от них в сильной обиде на что-то. Однако вскоре
ситуация прояснилась. Владислав прислал письмо, в котором сообщал, что он уехал
в Омск и там поступил в Омское военно-медицинское училище.
В медучилище Владислав учился с увлечением, а его свободное время было занято
художественной самодеятельностью. Он стал вдохновителем, организатором и участником
многих студенческих постановок. Записные книжки Владислава того периода заполнены
"сочинениями" на тему жизни учащихся-медиков.
Завершение обучения в медицинском училище практически совпало с призывом в
июле 1959 года на действительную службу в Советской Армии. Призвали Владислава
на Дальний Восток - на остров Сахалин. Там ему довелось служить старшим фельдшером
полка. Свободного времени - ни минуты, а если оно и появляется, то опять было
заполнено любительскими постановками, организацией досуга сослуживцев в праздники.
Честно отдав армии два года, Владислав решил никуда не уезжать. Устроился работать
заведующим аптекой, женился (в этом браке у него в 1962 году родился сын Александр).
Однако жизнь у молодых не заладилась, и они расстались. В 1964 году Владислав
вернулся к матери в Омскс с намерением поступить в медицинский институт. Однако,
мечтам не суждено было сбыться - прием документов в институт уже был завершен,
и, чтобы не потерять учебный год, мама Таисья Владимировна предложила Владу сдать
документы для поступления в открывающуюся студию при Омском ТЮЗе. Среди студийцев,
вчерашних школьников, 26-летний Владислав стал признанным лидером. Учился он с
интересом и жадностью, постигая премудрости актерского мастерства.
Между тем, в 1960 году у Вацлава Дворжецкого родился второй сын - Евгений,
который впоследствии тоже стал известным актером.
Театр - 60-е
По окончании студии в 1967 году Владислав принят в труппу Омского областного
драматического театра. Вместе с ним туда же была зачислена и его вторая жена -
Светлана, с которой он познакомился во время учебы в студии. В 1968 году них родилась
дочь Лидочка
К концу 60-х годов карьера Дворжецкого в театре складывалась не слишком благополучно.
Главных ролей в репертуаре актера почти не было, и ему приходилось довольствоваться
одними эпизодами. Желание уйти в другой театр возникало у Дворжецкого все чаще,
но одного желания для этого было мало - требовалось приглашение кого-нибудь из
режиссеров. Но подобных приглашений актеру долгое время не поступало. Пока в дело
не вмешался случай.
Дебют в кино
В 1968 году в Омский детский театр приехала ассистент режиссера с "Мосфильма"
Наталья Коренева - по просьбе режиссера Самсона Самсонова она искала актеров для
фильма "Каждый вечер в одиннадцать". Ей показали его, такого необычного
- высокого, статного, с огромным лбом, потрясающими глазами. Наталья попросила
у него фотографии, и Владислав дал, в душе почти не надеясь на успех. Так оно,
собственно, и получилось - в фильм Самсонова его не взяли. Однако прошло всего
лишь несколько месяцев, и фотографии Дворжецкого случайно оказались в руках у
режиссеров А. Алова и В. Наумова, которые приступали к съемкам фильма "Бег"
по М. Булгакову. Лицо актера им показалось интересным, и они вызвали его на пробы.
Владислав Дворжецкий так вспоминал об этом: "Получив телеграмму с приглашением
на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого
бы я мог там сыграть. Светлана сказала: "Может, Хлудова?" Она всегда
преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался.При
первой встрече режиссеры предупредили меня: "Не стесняйтесь, будем вас разглядывать".
Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А
я целый месяц маялся в Омске ожиданием и все на что-то надеялся. Наконец свершилось.
Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась - поручили Хлудова. Работа
над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду,
его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову о его
зверствах... Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной
и радостной..."
Почти одновременно с утверждением Владислава Дворжецкого на роль белогвардейского
генерала Хлудова в кино состоялся и дебют его отца - Вацлава Дворжецкого. Причем
так же, как и сын, он играл врага - шефа германской разведки Лансдорфа в фильме
Владимира Басова "Щит и меч" (1968).
Едва были завершены съемки в "Беге", как Дворжецкого пригласили в
еще одну мосфильмовскую ленту-детектив "Возвращение "Святого Луки"
режиссера Анатолия Бобровского. И вновь актеру досталась отрицательная роль -
вор-рецидивист Карабанов по кличке Граф. Первоначально на эту роль предполагалось
пригласить Георгия Жженова, однако мосфильмовское
руководство, считая его актером глубоко положительным, запретило ему играть бандита.
"Пусть этого Графа сыграет кто-нибудь из молодых" - таков был вердикт
начальства. И на роль пригласили никому еще не известного Владислава Дворжецкого,
которого для пущего эффекта даже не гримировали (среди членов съемочного коллектива
Дворжецкого за его лысину прозвали Черепом).
"Бег" и "Возвращение "Святого Луки" вышли на широкий
экран в один год - 1971-й. С этого момента имя Владислава Дворжецкого стало известно
миллионам зрителей.
Роли, роли...
Следующей киноработой Дворжецкого стала эпизодическая роль летчика-испытателя
Бертона в фильме «Солярис» (1971) Андрея Тарковского, сняться у которого
было мечтой Владислава.Ради этого фильма он отказывается от участия в киноэкранизации
чеховской " Моей жизни", в которую приглашен и его отец, актер Вацлав
Дворжецкий.
Между тем, в бытовом отношении московская жизнь Владислава была совершенно
не устроена - не имея ни прописки ни денег, ему приходилось скитаться по друзьям,
потому и жену с дочерью привезти в столицу никак не удавалось. А в Омский театр
он не возвращаться не хотел, - "В своем отечестве пророком мне не быть",
- писал он матери. В начале 70-х годов его семейная жизнь окончательно разладилась,
и актер полностью посвятил себя кинематографу. Его жизнь постоянно проходила в
разъездах, в самолетах и поездах, в гостиничных номерах. Предложения сняться сыпались
одно за другим. Кого он только не играл: белогвардейских и фашистских офицеров,
летчиков и врачей, бандитов и путешественников, журналистов и ученых. В одних
фильмах режиссеры эксплуатировали лишь его необычные внешние данные, в других
- Владислав искал и находил пути для ухода от одноплановости, новые повороты и
грани для раскрытия духовного облика героев. Все это оставляло ощущение того,
как много заложено в этом актере, и как мало порой от него хотят.
Весной 1972 года Дворжецкий приступил к работе над очередной картиной - в фильме
режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова» он должен
был сыграть роль политического ссыльного Александра Ильина, организатора похода
к недосягаемой, легендарной земле Санникова. К работе над этой ролью Дворжецкий
приступал с огромным воодушевлением, надеясь на то, что она станет одной из лучших
в его, тогда еще коротком послужном списке. Однако этим надеждам не суждено было
сбыться. В ходе съемок Дворжецкий настолько разошелся во взглядах на свою роль
с режиссерами, что дело дошло до скандала - актер собирался даже покинуть съемочный
коллектив (в этом с ним полностью солидаризировался и другой исполнитель главной
роли - Олег Даль). Какими-то неведомыми
усилиями режиссерам все же удалось удержать актеров на площадке и завершить работу
над фильмом. Несмотря на то, что съемки этой картины сопровождались непрерывными
скандалами, и атмосферу на съемочной площадке порой трудно было назвать творческой,
фильм чрезвычайно понравился публике.
Параллельно со съемками в "Земле Санникова" Дворжецкий снимался еще
в двух картинах: "Зарубки на память" и "Нам некогда ждать".
И вновь, как и роль Ильина, обе они не принесли актеру большого удовлетворения.
То же самое можно сказать и про другую работу Дворжецкого - роль коммуниста Ярослава
Гайдая в фильме Валерия Исакова "До последней минуты" (1974). В самом
начале работы над этой ролью Дворжецкий так объяснял свое желание играть ее: "За
последнее время в моей актерской судьбе наметился резкий крен. Из разряда "отрицательных"
героев волей режиссуры перехожу в разряд "положительных". Одноплановость
ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то
новые повороты, грани. В картине "До последней минуты" в чем-то это
и легче. Речь идет о реальном человеке, о нем сохранилось множество воспоминаний,
сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения,
из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно
важно не изменить духовному облику героя..."
Как и большинство картин подобного рода, этот фильм изначально был обречен
на хвалу в официальной пропаганде (его даже удостоили Государственной премии УССР).
Однако массовый зритель остался к картине равнодушным. Чего нельзя сказать о другой
работе актера - главной роли в приключенческом фильме "Капитан Немо"
(по мотивам романов Жюля Верна), где Дворжецкий сыграл главную роль. Картина,
в которой также снимались Михаил Кононов, Владимир Талашко, Марианна Вертинская,
Владимир Басов, была принята зрителями с восторгом. Также тепло были были встеречены
его работы в картинах: "За облаками небо" (1973, летчик-испытатель Сергей
Руднев) и "Возврата нет" (1974, комбат Николай Никитин).
Трагедия
Вспышкой большого интереса московской публики было отмечено исполнение Дворжецким
роли святого Антония в спектакле "Чудо" (пьеса М.Метерлинка "Чудо
Святого Антония"), поставленном Саввой Кулишом в Театре-студии киноактера
осенью 1976 года. Эта работа совпала с исполнением главной роли в телефильме "Встреча
на далеком меридиане", съемки которого из Москвы переместились в Ялту. Там
Владислава и настигла болезнь. В тяжелом состоянии он 29 декабря 1976 года попал
в Ливадийскую больницу, где узнал от врачей о двух инфарктах, случившихся у него
в течение последнего месяца. Близкие Владислава, да и сам он, понимали, что это
следствие больших перегрузок и того ритма, в котором он жил и работал.
Отпечаток на его душевное состояние наложила очередная неудача в личной жизни,
завершившаяся год назад разводом. В том браке родился сын Дмитрий, после развода
родителей оставшийся с матерью. В постоянной тревоге Владислав пребывал и за судьбу
старшего сына Александра, пожелавшего жить с отцом, и незадолго до этого приехавшего
в Москву. Своей квартиры у него по-прежнему не было, и постоянные киноэкспедиции
вынудили Владислава определить сына в школу-интернат. Размышляя обо всем этом,
Владислав писал из больницы другу: "Тот год ничем другим закончиться не мог".
Врачам удалось сохранить Дворжецкому жизнь, и через полтора месяца, в феврале
1977 года он возвратился в Москву. Там его ждала любимая женщина, с которой он
познакомился за полгода до своей болезни. Она ждала его еще под Новый 1977 год
вместе с Сашей, - мальчика она тоже успела полюбить. А как иначе, - ведь это Его
сын! Именно ей первой Влад попросил сообщить о своей болезни и о больнице. И она
примчалась туда, не надеясь, что пустят в палату, желая лишь одного - быть рядом.
Ее пустили, и Владислав был рад, он ведь любил, она это знала. Она успокаивала:
"Все будет хорошо, только живи!"
Судьбой им были подарены почти целых полтора года совместной жизни. Только
полтора года, весной 1977 года были завершены съемки "Встреч на далеком меридиане",
прерванные из-за его болезни. К началу 1978 году на киностудии Мосфильм была отснята
еще одна телевизионная лента "Однокашники", в ней Владислав тоже сыграл
главную роль. Появилась и долгожданная квартира, обустройством которой занимались
вместе. В нее, как он этого хотел, въехали любимая мама и сын Саша... Уже после
смерти Дворжецкого некоторое время там жила и его дочь Лидия...
Еще были поездки по стране - антрепризные спектакли с его участием, встречи
со зрителями от Бюро кинопропаганды. Из последней такой поездки он не вернулся...
Это случилось 28 мая 1978 года. Владислав Дворжецкий умер в гостинице Гомеля
от острой сердечной недостаточности в возрасте 39 лет. Похоронили его в Москве,
на Кунцевском кладбище.
Мать Владислава - Таисия Владимировна - пережила сына всего лишь на три года.
Отец - Вацлав Янович - скончался 11 апреля 1993 года. Его сын от брака с Ривой
Левите Евгений Дворжецкий пошел по стопам родителей - закончив Щукинское училище,
пришел в труппу Центрального молодежного театра. Активно снимался в кино. Трагически
погиб 1 декабря 1999 года.
Ни один из трех детей Владислава Дворжецкого не связал свою жизнь с искусством.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Трошнева Вера Михайловна, исследователь творчества Вл. Дворжецкого, искусствовед. Полная биография Владислава Дворжецкого;
Федор Раззаков, "Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели" стр.103-110;
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000")