1980 Двадцать шесть дней из жизни Достоевского
1983 Когда играли Баха
1983 Нежный возраст
1983 Ромео и Джульетта
1984 Все начинается с любви
1985 День гнева
1985 Танцплощадка
1985 Михайло Ломоносов
1986 Лермонтов
1987 Поражение
1988 Диссидент
1988 Узник замка Иф
1989 Вход в лабиринт
1991 Ночь грешников
1992 Риск без контракта
1993 Благотворительный бал
1993 Мечты идиота
1993 О ней, но без нее
1993 Раскол
1994 дравствуй, племя молодое...
1994 Хаги-траггер
1997 Графиня де Монсоро
1998 Сибирский цирюльник
1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского
1999 Максимилиан
ДВОРЖЕЦКИЙ
Евгений Вацлавович
12.07.1960, Москва - 01.12.1999, Москва
Заслуженный артист РФ (1997)
Родители. Детство
У отца Евгения - актера Вацлава
Дворжецкого была трудная судьба. Дважды он отбывал сроки в сталинских лагерях
как антисоветчик: в 1929-1937 и в 1941-1946. В 1939 году у него родился сын Владислав,
впоследствии ставший известным актером.
В самом начале 50-х Вацлав Янович женился в третий раз - на начинающей актрисе
Риве Яковлевне Левите, которую распределили после окончания ГИТИСа в Омск. Вацлав
предложил ей руку и сердце в день совместной премьеры, 24 декабря 1950 года. И
началась интенсивная совместная творческая работа в театре, на радио. 12 июля
1960 года родился Женя.
В школе и детском саду Евгений участвовал, как и все, в самодеятельности. Но
ни в какие театральные кружки или студии он не ходил. Так он подрастал, не проявляя
особых актерских наклонностей. И когда Евгений, окончив школу, собрался в Москву
поступать в театральное училище, отец отнесся к этой затее довольно скептически.
Щукинское училище. Свадьба
В Театральное училище имени Б.В. Щукина Евгений Дворжецкий поступил со второго
раза. Вспоминает вдова Евгения Нина Дворжецкая:
"…на экзамене обратила внимание на молодого человека по фамилии Дворжецкий,
который поступал второй раз, в первый ему удалось написать сочинение с 28 ошибками.
Фамилия Дворжецкий уже вовсю гремела: вышел на экран фильм с отцом Владика и Жени
Вацлавом Дворжецким "Щит и меч", стал знаменитым на весь мир Владик
после фильмов "Бег" и "Земля Санникова". Кто-то мне шепнул
на ухо, что месяц назад умер его старший брат Владик. Женя мне ужасно понравился,
хотя он ни на кого не обращал внимания. Он был одет в черную водолазку, черный
пиджак, и у него были черные волосы. Помню, я поглядела на него, такого смурного,
сосредоточенно-хмурого, и подумала почему-то про себя: "Он будет моим мужем".
Но их знакомство произошло чуть позже… Евгений учился, а вечерами подрабатывал
на "вешалке" училища - выдавал пальто и номерки. Там и произошло их
знакомство. Выдавая Нине пальто, "гардеробщик" Дворжецкий предложил
ее проводить. Надо сказать, что у девушки к тому времени уже появился жених, и
она прямо сказала об этом Евгению. Он принял это к сведению, но ухаживаний не
прекратил.
Чем же Евгений покорил Нину? "Сразу же выяснилось, что мы потрясающе умели
разговаривать друг с другом, - вспоминала она после смерти Евгения. - Для меня
трагичнее всего то, что я потеряла собеседника. Мужа, отца детей, любовника -
это тоже, тоже... Но ведь многие живут, любят и не находят тем для разговора.
Молчат. А мы могли разговаривать о чем угодно. Это был разговор с другом...".
Это была настоящая любовь. Евгений и Нина прогуливали занятия в училище, лишь
бы побыть вместе. Естественно, что своему прежнему ухажеру девушка отказала, и
24 марта 1981 года они зарегистрировали свои отношения в Гнибедовском ЗАГСе. В
день регистрации Нина никак не могла надеть Евгению обручальное кольцо. Стандартное,
купленное вроде бы по размеру, оно оказалось мало. И тогда один из свидетелей
радостно приковал молодоженов друг к другу наручниками - самыми натуральными,
прихваченными Евгением из реквизита дипломного спектакля "Сенсация",
где он играл шерифа. Так они и ехали до дому, скованные одной цепью.
Театр
В 1982 году Евгений Дворжецкий окончил Щукинское училище, и с 1983 стал работать
в Российском академическом молодежном театре (бывшем Центральном детском театре).
Довольно быстро он стал там ведущим актером. Играл Фауста ("Фауст"),
императора Тита ("Береника"), Эдмунда ("Король Лир"), индейца
Джо ("Приключения Тома Сойера"), Панталоне ("Любовь к трём апельсинам").
На одной сцене вместе с ним играла и его жена Нина.
В конце 90-х Дворжецкий стал совмещать работу в нескольких театрах, принимал
участие в антрепризах. В Школе современной пьесы он, вместе со своим лучшим другом
Владимиром Стекловым, играл в пьесе Гловацкого "Антигона в Нью-Йорке".
Среди других спектаклей - "Дон Кихот", "Чайка", "Затерянные
в раю".
Первые роли в кино
В кино Евгений дебютировал еще, будучи студентом Щукинского училища. Тогда,
в 1980 году, он сыграл Пашу Исаева, пасынка великого писателя в фильме А. Зархи
"Двадцать шесть дней из жизни Достоевского". Актер появился на экране
всего на несколько минут, но сколь значим для него был опыт работы с таким мастером
как Анатолий Солоницин.
По окончании училища роли последовали одна за другой. Обладая незаурядным талантом,
Дворжецкий виртуозно сочетал эксцентрику и драму, легко переключался из жанра
в жанр. В 1983 году он снялся в героической киноповести Валерия Исакова "Нежный
возраст". Евгений сыграл Кира Лопухова, молодого паренька из поколения замечательных
интеллигентных мальчиков, чье взросление пришлось на годы Великой Отечественной
Войны. В мелодраме "Танцплощадка" (1985) Дворжецкий снялся в роли инженера
Кости, приехавшего в курортный городок строить санаторий. Но, узнав, что санаторий
решено возвести на месте танцплощадки, единственного места, где по вечерам собирались
люди, он на следующий день вместе с жителями городка встает на ее защиту.
В других фильмах Дворжецкий играл в основном небольшие, эпизодические роли.
Так в биографической ленте Александра Прошкина "Михайло Ломоносов" он
сыграл Йогана Пютера.
Известность
Всенародную известность Дворжецкому принес фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича
"Узник замка Иф" (1988). В этой картине актер сыграл сразу две роли
- главного героя Эдмона Дантеса и Альбера де Морсера, сына Мерседес.
В том же году вышла драма молдавского режиссера Валериу Жереги "Диссидент".
Эта яркая картина из разряда "кино не для всех", с наслоением смыслов
и подтекстов, в настоящее время оказалась незаслуженно забытой. Герой Дворжецкого
- Автор - художник, режиссер, писатель, радиожурналист. Не имея возможности реализовать
свои творческие способности на родине, Автор уезжает за границу, но и там не находит
понимания...
Зато не осталась незамеченной другая интересная работа актера в телевизионном
детективе Валерия Кремнева "Вход в лабиринт" (1989), где Дворжецкий
сыграл погибшего на костре средневекового ученого и поэт Ариэля.
90-е годы
Евгений мечтал сыграть в кино вместе с отцом. Это отчасти удалось в эпатажной
фантазии по мотивам ильфо-петровского "Золотого теленка" - "Мечты
идиота", которую снял в 1993 году давний товарищ Дворжецкого Василий Пичул.
Но сам Евгений не считал это совместной работой, поскольку Вацлав Дворжецкий сыграл
там лишь крошечную роль нищего.
Евгению досталась роль Шуры Балаганова. Режиссер щедро использовал его комедийный,
искрометный дар. Возможность не следовать актерским и литературным канонам, беззлобное
хулиганство было в духе Дворжецкого, и неслучайно он очень любил эту роль.
Вместе с отцом Евгений Дворжецкий должен был сняться в криминальном боевике
"Хаги-траггер". Предполагалось, что старший Дворжецкий сыграет мастера-кукольника.
Но 11 апреля 1993 года Вацлав Янович скончался. В результате эта роль досталась
блистательному Георгию Вицину - это была
его последняя работа в кино…
Самой заметной работой Евгения Дворжецкого в 90-е годы стала роль короля Франции
Генриха III в телесериале "Графиня де Монсоро". После этой работы популярность
актера очень возросла, и в журналистских кругах стали говорить о рождении нового
секс-символа отечественного кино.
"Он торопился жить"
О том, какой Евгений Дворжецкий был в жизни, никто не расскажет лучше его жены
Нины Дворжецкой::
"Он был очень взрывным человеком. Это не то что я со своей еврейской дипломатией.
Он, случалось, орал на нас, бешено вращая глазами, всех строил. Но при этом был
очень отходчивым. Вечером после утреннего скандала приходил и удивлялся: "А
ты чего такая надутая?" Нельзя сказать, что жизнь была безоблачной, она была
такая... классная... Может показаться, что я осталась в его тени, просто я хорошо
понимала, с кем имею дело. Замечательно, если бы я была звездой. Но тогда бы все
наши трения привели к разрыву. В нашем тандеме это было бы невозможно. Мужчина
должен быть первым. У него должна быть слава, деньги и успех. Вот тогда он чувствует
себя мужчиной. А Женя был абсолютным мужчиной. В нем совершенно не было тряпочности,
безволия, неспособности принять решение, что встречается сейчас на каждом шагу.
И в то же время он был мягким человеком, он не мог отказать кому-то...".
Он снимался в кино, играл в театре, вел телепередачи "Бесконечное путешествие"
(РТР), "Про фото" (канал "Культура"), снимался в клипах…
"Установка ни от чего не отказываться - это от папы. Раз дают работу -
ее надо сделать хорошо. Какого фига ты тогда пошел в артисты! Его как-то пригласили
сняться в клипе начинающей певицы. Предлагали заплатить какие-то доллары. Он согласился.
Это к вопросу, почему он на все соглашался, ведь он кормил всю семью. Это не всеядность,
это просто мужская ответственность. Глупая и наивная мечта, чтобы столько было
денег, чтобы, когда пришли друзья, не надо было бежать куда-то. У нас есть бар,
плиз! Это тоже некоторое гусарство! Что сам заработал на это, не чужой какой-то
дядя. У кого в театре деньги занимали? Только у него. Он всегда давал. Он говорил:
"100 баксов я могу теперь дать в долг, даже зная, что мне их не вернут".
Евгений Дворжецкий был человеком-праздником. Вокруг него всегда сыпались шутки,
гремел смех...
"Прежде всего это нужно было ему самому. "Если я буду таким, то и
всем остальным вокруг будет легче". Он создавал праздник не только на людях,
но и дома. А при этом мог быть и мрачным, грустным, недобрым. Мог скандалить,
ругаться. Нам с его мамой, как самым его близким людям, естественно, доставалось.
Он приходил домой и говорил: "Нина, я сегодня развлекал группу чудаков, мне
это стоило стольких сил!" Усталый, недовольный, мрачный. А если спросить
тех, кого он развлекал, в каком настроении был сегодня Женя, они бы ответили:
"Он так веселился и так всех завел!".
Он очень любил женщин, и они отвечали ему взаимностью.
"У него были подружки. Он всегда любил больше женщин. Потом эти подружки
становились моими подружками, причем по-настоящему. Он умел в них выбирать личностное,
умное... Женька влюбляющийся, увлекающийся... Это всегда было, независимо от прожитых
лет. Он вдруг начинал испытывать к кому-нибудь восторженные чувства. Но я была
всегда спокойна, никогда не задумывалась, платонический у него роман или нет.
Это был творческий полет, который никаким образом на мне не отражался".
Как и во всех семьях, у Дворжецких бывали и размолвки, но до серьезного не
доходило никогда. Любовь, взаимопонимание, поддержка, общий язык всегда брали
верх. Им никогда не было скучно вместе, супруги для себя всегда делали новые открытия
друг друга. Наверное это и называется идеальной семьей…
Актриса Чулпан Хаматова: "Это
был человек, любивший жизнь, людей, учеников. Эта его любовь помогала нам, его
ученикам, и на сцене, и в жизни. Их с Ниной дом был открыт нараспашку, после спектакля
к ним можно было прийти, посидеть, поговорить. Его хватало на семью, на нас, на
походы, в которые мы ходили, на компьютер, которым он в последнее время увлекся.
Это был разносторонний, интересующийся всем человек".
Рок
В 1990 году у Дворжецких родилась дочь Анна,
девять лет спустя - сын Миша. А через 6 месяцев после его рождения счастливого
отца не стало. Евгений погиб в 39 лет, так же как и его старший брат Владислав…
Утром 1 декабря 1999 года Евгений отправился на своей "девятке" на
консультацию в Институт иммунологии. Врачи подозревали у него наличие астмы, но
диагноз не подтвердился. Радостный он возвращался домой. "Значит, ее не будет
у моих детей! - сказал он сидевшему в машине приятелю. - Успокою Нину". Включая
мобильный телефон, он не заметил знака "Уступи дорогу". На перекрестке
"девятка" столкнулась с грузовиком. Смерть наступила мгновенно.
За свою короткую жизнь он успел немало, но, сколько он мог бы сделать еще!
При его уровне одаренности можно и нужно было еще работать и работать. Под него
можно было снимать кино - интеллектуальное, концептуальное, экшн, мелодрамы, -
любое. В последнее время стали появляться замыслы, проекты, наметки. Все еще могло
быть…
Используемые материалы:
Материалы официального сайта Евгения Дворжецкого http://www.dvorjetsky.ru;
Нина Дворжецкая: "За что - младенцу?!.." (http://www.komok.ru);
Ирина Зайчик, "Нина Дворжецкая: Я просто хорошо понимала, с кем имею дело"
("Огонек");
Дворжецкий Евгений Вацлавович http://actors.km.ru;
фото http://a-graph.narod.ru, http://www.mdf.ru