1955 Первый эшелон
1958 Шли солдаты
1961 Горизонт
1963 Непридуманная история
1963 Очарованный странник - фильм-спектакль
1965 Обещание счастья - фильм-спектакль
1965 Перекличка
1965 Рабочий поселок
1966 Старшая сестра
1967 «Три тополя» на Плющихе
1968 Еще раз про любовь
1970 Чудный характер
1971
Двадцать лет спустя - фильм-спектакль
1973 Мачеха
1974 Бесприданница - фильм-спектакль
1975 На ясный огонь
1975 Ольга Сергеевна
1976
Ну, публика! - фильм-спектакль
1980
Бенефис Татьяны Дорониной - фильм-спектакль
1981 Капель
1985 Валентин и Валентина
1986 БДТ тридцать лет спустя - фильм-спектакль
1987 Живи и помни - фильм-спектакль
ДОРОНИНА
Татьяна Васильевна
Родилась 12.09.1933, Ленинград
Народная артистка СССР (1981)
Лауреат первой премии Всесоюзного театрального конкурса (1967)
Лучшая актриса 1967 года по итогам опроса журнала «Советский экран» (за фильм
«Старшая сестра»)
Лучшая актриса 1968 года по итогам опроса журнала «Советский экран» (за фильмы
«Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь»)
Лучшая актриса 1973 года по итогам опроса журнала «Советский экран» (за фильм
«Мачеха»)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998, в связи со 100-летием
МХАТ)
Детство
Род Дорониных происходит из небольшого городка Данилов Ярославской области.
Ее дед был очень уважаем земляками за доброту, трезвость и работоспособность.
Неудивительно, что за это он был выбран церковным старостой.
Татьяна Доронина родилась в Ленинграде, куда незадолго до ее рождения переехали
ее родители. Но вскоре началась война, и семье Дорониных вновь пришлось вернуться
в Данилов. Здесь и прошло военное детство Татьяны. Детство нелегкое, голодное,
как и у большинства населения. Не случайно, возвращаясь после войны в Ленинград,
Доронины везли с собой козу, - страх голода еще долго не отпускал их.
В Ленинграде Таня продолжила учебу в школе. Там же и зародилась ее любовь к
театру, - девочка с увлечением играла в самодеятельности. «Славная девочка, она
так любила самодеятельность! - вспоминает первая учительница Дорониной Валентина
Васильевна Ковчегова. - Часто выступала в платьице из марли перед рабочими в клубе.
Таня выделялась необыкновенной красотой, но не зазнавалась».
Учеба. Дебют в кино
В восьмом классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать
в Школу-студию МХАТ. Девочка произвела на приемную комиссию благоприятное впечатление,
и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у нее еще нет аттестата
о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться.
Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления
во все театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию
МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов, Татьяна
выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.
Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. На одном курсе с Дорониной
учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим
талантом. В последствии Масальский не раз ставил Доронину в пример остальным студентам.
А выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов и вовсе боготворил эту замечательную
актрису.
В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино. Татьяна сыграла Зою в мелодраме
Михаила Колатозова «Первый эшелон». Вместе с Дорониной дебютировали Олег
Ефремов и Алексей Кожевников.
Первый брак
На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима
и горда. Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали
Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор
по комсомольской части».
Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег
Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили
считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был
бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали
в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена
кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»
БДТ
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько
театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь
Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из
столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было
перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер
на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев
жили в гримуборной театра. Но спустя три года - в 1959 году – самобытный талант
Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием
Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила
условие - зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина
продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное,
что условия будущей звезды были приняты. Диктовать свою волю она умела уже тогда.
Одной из первых ролей Дорониной была Надежда Монахова в спектакле «Варвары».
Вспоминает Виталий Вульф: «Отчетливо помню первые гастроли БДТ в Москве. <…>
Доронинская Надежда жила в вымышленном мире, у нее были свои понятия, и она никогда
не слушала, только где-то в глубине, скрыто от глаз, шла совсем другая жизнь,
напряженная и драматичная. Она искала любви, только любви, которая везде одинакова,
если она настоящая. Аскетизм выразительных средств усиливал содержательность внутренней
жизни. В ее медлительности была энергия, в нелепости - что-то пугающее и дремучее.
Навсегда сохранился в сознании короткий диалог Дорониной-Надежды с Луспекаевым-Черкуновым
и романс, который она пела: "Жалобно стонет ветер осенний". Голос и
манера завораживали. Зал устроил ей овацию, длившуюся более получаса».
После «Варваров» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать
исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее участием…
Развод. Второй брак
Доронина и Басилашвили разошлись в 1963 году. «Таня была простой девочкой из
рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер
и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться;
под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», - рассказывает Олег
Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло
что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился
от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором
развода».
Вторым мужем Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел
в театр и был сражен ее красотой. В биографии Дорониной о Юфите не сказано ничего,
однако питерский бомонд да и предпоследний муж Дорониной актер Борис Химичев подтверждают,
что Татьяна Васильевна жила в гражданском браке с Юфитом около трех лет. Юфит
был старше нее почти на десять лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой
истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки
и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.
Кино. 60-е годы
Как уже говорилось, дебютировала Татьяна Доронина в кино еще в середине 50-х.
Однако затем она практически не снималась. Вновь появляться на экране она начала
лишь в начале 60-х. К тому времени она была уже известной театральной актрисой.
В кино она сыграла не так много ролей, но среди них не было «проходных», почти
всегда удачные. Так в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) она
сыграла Надю – девушку, которая отказывается от своей мечты стать актрисой. Но
пройдут годы, - и она придет в театр… На роль Нади режиссер Георгий Натансон хотел
пригласить Инну Чурикову, но худсовет «Мосфильма» был категорически против. В
конечном итоге было принято решение пригласить Доронину, и режиссер не ошибся.
Великолепный ансамбль актеров – Доронина, Жаров, Тенякова, Соломин, Куравлев –
создали прекрасный фильм, полюбившийся зрителям.
А на следующий год Доронину ждал еще больший успех. Она была приглашена Татьяной
Лиозновой на главную роль в мелодраму «Три тополя» на Плющихе». Эта картина, по
сути, - фильм-дуэт. Лиознова свела двух очень разных актеров - Татьяну Доронину
и Олега Ефремова.
Ирина Шилова: «Татьяна Доронина - артистка не только по призванию, но и по
складу. Ее искусственность, даже манерность, здесь оказались кстати. Ее героиня
вынуждена играть роль в роли, вынуждена притворяться, обороняясь от обстоятельств
и от нечаянного сердечного отклика, который вызвал в ней доброжелательный таксист.
В нем для нее сосредоточилось то, чего уже не хватает в муже — внимательность,
заботливость, чуткость. Олег Ефремов — органичный актер, искренний и достоверный.
Внешне невозмутимый, он точен в каждой реакции, убедителен в каждом движении.
Потому отношения двух героев и выглядят столь привлекательными: узнавая другого,
каждый узнает и себя. Встреча состоялась. Она ничего не может изменить в жизни
героини, которая никогда не изменит дому и семье. Но вернется она уже другим человеком,
знающим, что ее можно любить, что она заслуживает нормального женского счастья».
Как признается в своей книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина, в роли Надежды
она воплотила образ своей мамы, «ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость
и самоотрешенность».
Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя» на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного
кино, а Доронина два года подряд (1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны
по итогам опроса журнала «Советский экран».
Третий брак
В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву – в Московский
Художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей удовлетворения.
Спустя три десятилетия актриса признается: «Уход из БДТ- это моя ошибка. Нельзя
было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».
Кстати в Москву Доронина уехала уже с третьим мужем – драматургом Эдвардом
Радзинским. Это случилось после ссоры Дорониной с Юфитом, когда тот не встретил
ее с гастролей. В то время Радзинский приехал в Ленинград в БДТ на репетицию своей
пьесы (и отчасти ради Дорониной, в которую был влюблен).
Молодой талантливый драматург покорил сердце примадонны. Впоследствии он написал
жене множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода.
Несмотря на скорый развод и свой сложный характер, ставший в театральном мире
чуть ли не притчей во языцех, Доронина и сегодня сохраняет добрые отношения с
бывшим супругом. «Ее характер, - говорит Радзинский, - это несчастное продолжение
таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром
- репетиции, вечером - спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в
гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки».
«Еще раз про любовь»
Со своим будущим четвертым мужем, актером Борисом
Химичевым, Доронина познакомилась на пробах к фильму Георгия Натансона «Еще
раз про любовь» (1968), который снимался, между прочим, по пьесе того же Эдварда
Радзинского. Картина ставилась непосредственно под Доронину, которой предстояло
сыграть главную роль – бортпроводницу Наташу.
Борис Химичев вспоминает: «Доронина уже стала кинозвездой - после фильмов "Старшая
сестра" и "Три тополя на Плющихе". А я играл в театре всего несколько
ролей, снимался лишь эпизодически - и вдруг получаю предложение попробоваться
в картину "Еще раз про любовь". На главную роль, которую в итоге сыграл
Лазарев. Приезжаю на "Мосфильм", проводят меня в гримерную - пред ясные
очи Татьяны Васильевны... И таким взглядом она меня смерила с ног до головы! -
снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе... Вышел я из гримерной с горящими
щеками и говорю помрежу: "Передайте мадам, что я не только играть с ней,
но и пробоваться на эту роль не стану..." Хотя уже тогда она мне очень нравилась,
да и сниматься в кино сильно хотелось».
Кстати на роль главного героя пробовался и Владимир
Высоцкий. Но режиссер все же предпочел Александра Лазарева.
Вспоминает Георгий Натансон: «Роль Евдокимова очень хотел сыграть Володя Высоцкий,
но он никак не смотрелся на пару с Дорониной. Диссонанс какой-то возникал, а тут
еще рост его небогатырский. Володя это понимал, нервничал, даже туфли на платформе
во время кинопроб примерял. Нет, вероятно, я все же прав оказался, предпочтя Высоцкому
Александра Лазарева. Была, на мой взгляд, в этом дуэте гармония. «Еще раз про
любовь» на фестивале в Картахене пришлось показывать вне конкурса — чиновники
от кинематографа всячески перестраховывались, боясь, что этой «антиморальной»
лентой мы нанесем ущерб стране. Можно ли такому быть: советская девушка, познакомившись
с молодым человеком в ресторане, в этот же вечер ложится с ним в постель? Так
вот, выставив на показ эту «идеологическую диверсию», мы получили специальный
приз - «За высокое моральное качество фильма».
Театр Маяковского. Четвертый брак
Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1977 году перешла в театр имени Вл. Маяковского.
В то время театр возглавил Андрей Гончаров, который сильно обновил коллектив:
пришли Джигарханян, Леонов,
Гундарева. Отношение к Дорониной в
Театре Маяковского первоначально было настороженно-почтительное. Еще бы в труппу
пришла одна из величайших актрис современности! Говоря откровенно, никого это
особо не обрадовало. Актриса была необходима лишь режиссеру, а другие актрисы…
Ну разве реально им было конкурировать с Дорониной!
Надо сказать, такое отношение для актрисы было не внове. Интриги вокруг нее
плелись и в прежних театрах. Такова уж участь всех талантов. Свою состоятельность
надо было доказывать работой, и делала она это блестяще. Актриса поразила строгих
ценителей своей Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Уильямса
и ролями двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.
Четвертый брак
В Театре им. Маяковского Доронина вновь встретилась с Борисом Химичевым. Как
признается актер, они оба сделали вид, что той первой встречи (на пробах к фильму
«Еще раз про любовь» не было). В театре Химичев и Доронина оказались в одинаковом
положении. В то время Химичев вернулся в труппу после недолгой работы в Театре
Советской Армии, и его возвращения тоже не особо ждали. Это, а также то, что актеры
не входили ни в какие внутритеатральные группировки, невольно их сближало.
Вдобавок судьба свела Химичева и Доронину, сделав их любовниками в спектакле
«Да здравствует королева. Виват!». Вспоминает Борис Химичев: «Правда, по ходу
спектакля "постельных" сцен у нас не было - я только руку целовал королеве,
опустившись на одно колено. Но, скажу вам, делал это страстно и с удовольствием.
Реальный роман накатывался неизбежно и стремительно: я знал, что Доронина после
развода с Радзинским свободна, мне тоже ничего не мешало...»
После гастролей театра в Новосибирске, Доронина и Химичев оформили официально
свои отношения. «В 73-м было нам обоим по сорок лет, у каждого за плечами определенный
семейный опыт, потому шумную "комсомольскую свадьбу" устраивать не стали.
Просто пошли в районный загс и довольно буднично расписались. Таня, правда, надела
нарядное платье, которое до того редко носила, а я был в своем любимом ярком свитере.
Перед этим купили друг другу обручальные кольца в качестве свадебного подарка.
В общем, в меру соблюли традицию: обмен кольцами, автограф в журнале, дежурный
поцелуй. Как помню, было довольно многолюдно: любопытные работники загса исподволь
пришли посмотреть на Доронину (мое имя им тогда ничего не говорило). Застолье
было скромным, в роли посаженного отца, естественно, выступил Андрей Александрович
Гончаров... Свадебной поездкой стал проведенный вдвоем отпуск на Рижском взморье»,
- вспоминает Борис Химичев.
Кино. 70-е годы
В 70-е годы Татьяна Доронина снималась в кино уже реже. Среди ее работ тех
лет – главные роли в мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», лирической драме Цуцульковского
«Обещание счастья», приключенческом фильме Виталия Кольцова «На ясный огонь» (единственная
картина, где Доронина снялась вместе с Борисом Химичевым) и других. Повзрослели
и героини Дорониной. Теперь это - сильные и властные женщины, с широкой неугомонной
натурой. Они всегда хозяйки своей, часто драматической, судьбы, которую актриса
проживает на экране с предельной эмоциональной наполненностью.
Пятый брак
Брак с Борисом Химичевым как и все предыдущие оказался не долговечным. «Я был
под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших
отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении. Скорее всего, я был
не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб.
«Оторваться» было трудно. Когда на спектакле, в котором мы вместе играли, в момент
поклона она мне шепнула: «Зайди ко мне», - я подумал, что мне грозит очередное
примирение. А когда вошел, она со всей прямолинейностью и откровенностью - поскольку
мы не виделись в тот период месяца два или три, я уезжал на съемки, - сказала:
«Боречка, я замуж выхожу». «Ну, вот и все, наконец-то мы можем расстаться».
Пятым мужем Дорониной стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности
и в ЦК комсомола. С ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе
«Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт
Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком
ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они
вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться.
«Роберт Дмитриевич во всем слушался жены, - рассказывает соседка по даче Евгения
Васильевна. - Знаете, я даже его голоса не слышала. Он всегда молчал. Помню, после
спектаклей к Татьяне Васильевне шла череда мужчин с цветами, а Роберт Дмитриевич
послушно и долго ждал ее в машине у театра. Доронина вообще любила повелевать
мужчинами. Был такой случай. Из-за большой занятости Татьяна Васильевна решила
оставить пост председателя нашего товарищества. И вот наши мужчины собрали делегацию
и пошли к ней просить остаться. Она их выслушала и вдруг приказала: «На колени».
И все мужчины покорно встали перед ней на колени!»
Все десять лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру.
Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.
Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять
добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают ее и
как актрису и как женщину.
Снова во МХАТе
В 1983 году Доронина ненадолго вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. И вновь
нашлись противники принятия актрисы. Все понимали, что в театр приходит самая
большая актриса страны. Что, разумеется, не вызывало энтузиазма у женской половины
Художественного театра. Однако тайным голосованием с перевесом всего в три голоса
(17 - «за», 14 - «против») Доронина была принята в труппу.
К сожалению несколько лет спустя, Доронина оказалась втянута в конфликт. В
1987 году произошло разделение театра, в результате которого Татьяна Васильевна
стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре,
а Олег Николаевич остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признается,
что была противницей разделения, но иначе быть не могло…
Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует,
играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной
и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет Татьяны Васильевны:
«Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность
для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство».
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Георгий Шишкин, Интервью с Борисом Химичевым (журнал "Караван историй",
март 1999);
Анна Велигжанина, «Пять мужей Татьяны Дорониной» («Комсомольская правда» от 23.01.2003);
Игорь Изгаршев, «Татьяна Доронина. Барышня-крестьянка» («Аргументы и Факты);
Виталий Вульф, «Срывы в бездну или в бессмертие» («Известия», 11.09.2003 http://www.v-vulf.ru);
Высказывания Т. В. Дорониной из книги «Дневник актрисы» (М.,1998)