Фильмография:
1944-1945 Иван Грозный
1949 Встреча на Эльбе
1949 Кубанские казаки
1953 Застава в горах
1957 Хождение по мукам
1959 Аэродром не принимает (Чехословакия)
1961 Человек-амфибия
1963 Теперь пусть уходит
1965 Чрезвычайное поручение
1966 Выстрел
1967 За нами Москва
1968-1971 Освобождение
1972 Табачный капитан
1972 Звезда в ночи
1972 Враги - фильм-спектакль
1973 Семнадцать мгновений весны
1974 О загадках смеха и... - короткометражный
1975 Обретёшь в бою
1976 Солдаты свободы (СССР, Болгария, Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР)
1977 Диалог
1979 Дачники - фильм-спектакль
1980 Алые погоны
1980 Сицилианская защита
1981 Крепыш
1983 Пробуждение
1984 ТАСС уполномочен заявить...
1984 Три сестры - фильм-спектакль
1987 Суд
1987 Этот фантастический мир. Выпуск 12 - фильм-спектакль
1993 Трагедия века
1993 Вишнёвый сад
1995 Великий полководец Георгий Жуков (Россия, Сирия)
1997 Три сестры - фильм-спектакль
1998 Чехов и К°
1998 Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни - фильм-спектакль
2000 Зависть богов
2000 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 1. Завещание императора
2003 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 5. Вторая невеста императора
2003 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 6. Смерть юного императора
2004 Красная площадь
2011 Утомлённые солнцем 2: Цитадель
|
ДАВЫДОВ
Владлен Семёнович
16.01.1924, Москва – 30.06.2012, Москва
Заслуженный артист РСФСР (1959)
Народный артист РСФСР (1969)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1950, за роль в фильме «Встреча на Эльбе»)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1951, за роль в спектакле «Вторая любовь»)
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997)
Кавалер Ордена «Знак Почёта» (1950)
Кавалер Ордена Дружбы народов (1984)
Кавалер Ордена Почёта (1998)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004)
Кавалер Ордена Петра Великого (2004)
Детство
Владлен Давыдов родился 16 января 1924 года в Москве. Его мама окончила рабфак, затем поступила в гуманитарный вуз, но была вынуждена оставить учёбу из-за рождения сына. Отец окончил Тимирязевскую академию. Родители развелись, когда Владлен был ещё маленьким. Долгое время мальчик считал отцом своего отчима Семёна Александровича Мельникова. О том, что он ему не родной, Владлен узнал лишь в 12 лет. Впоследствии Владлен Семёнович рассказывал, что очень переживал это, замкнулся, и спасло его увлечение театром.
Поначалу Владлен, как и все мальчишки, ходил в кино. Потом он стал посещать находящийся по соседству Вахтанговский театр, затем Малый и другие театры. В МХАТ Владлен впервые попал в 11 лет. Мальчик увидел спектакль «Платон Кречет» с Добронравовым в главной роли, и это его так потрясло, что он написал письмо в Художественный театр. Режиссёр Илья Яковлевич Судаков, прочитав письмо, ответил: «Если Вы решите стать актером, приходите экзаменоваться в наш театр...». С этого времени Владлен Давыдов стал горячим поклонником МХАТа. Он ходил на все спектакли, по много раз смотрел «Вишневый сад», «На дне», «Дни Турбиных» и мечтал стать актёром.
В старших классах Владлен активно занимался в драмкружке, порой даже в ущерб учёбе. Одну из их постановок «Без вины виноватые» по приглашению Владлена Давыдова посетил знаменитый актёр МХАТа Иван Москвин. Знакомство с ним помогло драмкружку – ребят стали приглашать на различные конкурсы…
Студенческие годы
В 1943 году Владлен Давыдов поступил в Школу-студию МХАТ на курс Иосифа Моисеевича Раевского. Надо отметить, что это был первый набор студентов в только что открывшемся учебном заведении. По замыслу руководства МХАТ, студенты данного курса должны были стать сменой именитым мастерам труппы. В стенах Школы-студии преподавали лучшие мхатовские мастера, на экзаменах присутствовала легендарная Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
Неоднократно посещал студентов и знаменитый мхатовец Василий Иванович Качалов, который для Владлена Давыдова был настоящим кумиром. Зная это, а также учитывая способности юноши, спустя некоторое время Владлена назначили секретарём к Качалову. Владлен стал выполнять различные поручения Василия Михайловича, помогать вести переписку. Была в этом назначении и другая подоплёка – преподаватели знали трудное материальное положение юноши и таким образом просто пытались ему помочь. Сам Владлен Семёнович впоследствии вспоминал: «В голодное послевоенное время он (Качалов) просто спас мне жизнь – отправил в санаторий, нашел знаменитых врачей-профессоров.
Качалов был для меня идеалом актера, интеллигента, гражданина».
Съёмки в кино студентов категорически не приветствовались руководством Школы-студии МХАТ. За это можно было легко и вылететь. Потому за это время Владлен Давыдов снялся лишь раз, да и то в крошечном эпизоде фильма «Иван Грозный», который не был даже указан в титрах. А ведь на втором курсе в 1944 году мог состояться и настоящий дебют актёра на экране. Тогда ему предложили роль Незнамова в фильме Владимира Петрова «Без вины виноватые» по одноимённой пьесе Островского. Примечательно, что почти все роли в этой картине исполняли актёры МХАТа. Учитывая это, Давыдов попробовал получить разрешение на съёмки, но ему отказали: «Вы же еще не актёр. Потом сниметесь в кино, зазнаетесь. Мы против». Идти наперекор дирекции Владлен Давыдов не стал, и роль Незнамова сыграл его однокурсник Владимир Дружников. Ему тоже не дали разрешения на съёмки, и Дружников решил пожертвовать учёбой в Школе-студии, предпочтя карьеру киноактёра.
Театр и кино - начало творческого пути
В 1947 году Владлен Давыдов окончил Школу-студию и был принят в труппу МХАТ. Однако с дебютом на сцене ему пришлось подождать. В то время молодым актёрам не спешили давать роли, а если и давали – то лишь эпизоды. Вот и Владлен Давыдов дебютировал на сцене МХАТа в 1948 году крохотной ролью Апреля в спектакле «Двенадцать месяцев».
Куда как лучше стартовала кинокарьера Владлена Давыдова. Его крёстным отцом в кино стал режиссёр Григорий Александров, который доверил молодому актёру одну из главных ролей в военном фильме «». В этой картине Давыдов пробовался на три роли: немецкого учителя Курта Дитриха, американского майора Джеймса Хилла и полковника Кузьмина. Наиболее убедительным актёр оказался в образе Кузьмина. Единственное, что смущало – это то, что по своему возрасту Давыдов как-то не дотягивал до полковника. И тогда в сценарий внесли поправку, сделав его героя Никиту Кузьмина майором.
Владлен Давыдов полностью оправдал ожидания режиссёра, создав сильный, цельный образ советского офицера, воина-освободителя, избавившего Европу от фашизма. Эта работа принесла актёру всенародную известность и официальное признание - год спустя Давыдов был удостоен звания Лауреата Сталинской премии первой степени.
В 1949 состоялась ещё одна работа Владлена Давыдова в кино. У знаменитого режиссёра Ивана Пырьева он снялся в легендарной комедии «», сыграв там роль коневода Николая Матвеевича Ковылёва. В своё время фильм пользовался невероятно огромной популярностью у зрителей. Позже фильм пережил непростую судьбу – его не раз ругали за конъюнктурщину, лакирование действительности. Однако Владлен Давыдов в своём интервью защищал фильм, отмечая, что его жанр особый – музыкальная комедия, сказка, которая должна дарить людям радость. С этой задачей фильм, поставленный в тяжёлые послевоенные годы, отлично справился.
50-е годы
Первый большой успех на сцене к Владлену Давыдову пришёл в 1950 году. Актёру впервые доверили главную роль – Родиона Васильцова в спектакле режиссёра Виктора Станицына «Вторая любовь». За эту работу Давыдов был удостоен Сталинской премии второй степени и ордена «Знак Почёта». Однако сильно это карьеру актёра не изменило. Были периодические вводы (Керкер в спектакле «Домби и сын», Лорд Горинг в спектакле «Идеальный муж»), а так приходилось по-прежнему довольствоваться эпизодами. Владлен Семёнович рассказывал: «В Художественном театре была традиция. Чтобы молодые актеры не зазнавались, они играли в народных сценах. Я, например, со своими молодыми коллегами был занят в ролях лакеев в спектакле Станиславского «Горячее сердце». А на лакеев там еще надевали попону, и получалась такая лошадь из трех человек. Голову играл Алексей Покровский, я – туловище, а хвост – Володя Трошин. У него была Сталинская премия. У меня – две (за кино и за театральный спектакль «Вторая любовь»). То есть на троих у нас было три Сталинские премии, и вот так мы играли лошадь».
В кино Владлен Давыдов снимался в 50-е годы крайне редко. При этом образы, создаваемые им на экране, были очень разноплановые. Так в остросюжетном фильме «Застава в горах» он сыграл умного и проницательного заместителя погранзаставы старшего лейтенанта Сергея Лукина, а в исторической драме «Хождение по мукам» создал образ холодного и надменного поэта-декадента Бессонова.
МХАТ. 60-е – 90-е
Не смотря ни на какие трудности Владлен Давыдов всегда жил одной сценой – МХАТ. Были времена, когда его приглашали в другие театры, но он оставался верен МХАТу. В 60-е годы его стали активно задействовать во многих постановках. Так он сыграл Крогстеда в «Кукольном доме» по Ибсену, Барона в «На дне» Горького, Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Владимира Тальберга в «Днях Турбиных» Булгакова, Фёдора Ильича Кулыгина в «Трёх сёстрах» Чехова, Дорна в знаменитой чеховской «Чайке».
Со временем Владлен Давыдов стал одним из ведущих актёров труппы, классическим актёром «чеховского театра». Среди его работ в 70-е годы можно выделить Николая Скроботова в спектакле «Враги», Семёна Двоеточие в спектакле «Дачники», сталевар Сартакова в спектакле «Сталевары». В 1980 году в новой версии «Чайки» он создал образ Сорина. Позже играл Иосифа II в спектакле «Амадей», Павла Кирилловича Лебедева в спектакле «Иванов», Александра Владимировича Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня» и другие роли.
В 1993 году Олег Ефремов возобновил постановку чеховской «Чайки», в которой Владлен Давыдов вновь исполнил роль Дорна. А в 1997 году на сцене МХАТа вновь вышли чеховские «Три сестры», где Давыдов теперь уже сыграл роль Ферапонта.
Кино: Рокоссовский, Пётр Первый, Дмитрий Голицын и др.
Все эти годы Владлен Давыдов параллельно работе в театре продолжал сниматься в кино. Его героями, чаще всего, становились сильные и мужественные люди. Многим он запомнился по роли журналиста Ольсена в знаменитом фантастическом фильме «Человек-амфибия», вышедшем на экраны в 1962 году. Среди персонажей актёра немало людей военных. Владлен Давыдов неоднократно создавал на экране образ выдающегося советского полководца Константина Константиновича Рокоссовского – в фильмах «За нами Москва» (1967), «Освобождение» (1968-1971), «Солдаты свободы» (1976), «Трагедия века» (1993). Кроме того, его героями становились: генерал-майор Степан Тимофеевич Пашков в фильме «Алые погоны» (1980), генерал Андрей Николаевич Панкратов в фильме «Силицианская защита» (1980). Безусловно, одна из самых ярких работ Владлена Давыдова – роль Петра Первого в музыкальной комедии «» (1972). В его изображении великий российский император предстал человеком увлечённым, вдохновенным, оценивающим своих подданных по делам.
В 90-е годы Владлен Давыдов практически не снимался в кино. А вот в начале нового века он вновь появился на экране. Режиссёр Светлана Дружинина пригласила актёра на роль Дмитрия Голицына в первый фильм исторического цикла «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» - «Завещание императора». Чуть позже Давыдов снялся во втором и третьем фильмах – «Вторая невеста императора» и «Смерть юного императора».
Личная жизнь
Владлен Давыдов прожил долгую счастливую семейную жизнь со своей супругой, актрисой Маргаритой Викторовной Анастасьевой. Их сын Андрей Давыдов пошёл по стопам родителей, став актёром МХАТа. Вместе с отцом он снимался в фильмах «Табачный капитан», «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», фильме-спектакле «Этот фантастический мир».
Главным увлечением Владлена Семеновича, которому он посвятил всю свою жизнь, стала работа над созданием архива мхатовской жизни. Год за годом он, подобно профессиональному театральному историку, вёл запись событий, собирал и систематизировал различные материалы. С этими материалами Владлен Семёнович неоднократо выступал по радио, на телевидении, в газетах и журналах. Он принимал участие в создании «Книги о Евгении Александровиче Евстигнееве». Его авторству принадлежат: сборник «Борис Георгиевич Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы», ряд статей в юбилейном двухтомнике «Московский Художественный театр. 100 лет», а также в сборниках воспоминаний о Ливанове и Смоктуновском. Кроме того, с 1986 года по 2001 год Владлен Давыдов работал директором музея МХАТа.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Галина Степанова, Интервью с Владленом Давыдовым, Специально для «Совершенно секретно»
|