1973 Письмо из юности
1975 Мальчик и лось
1978 Искушение
1980 Лес
1982 Люди на болоте
1982 Дыхание грозы
1983 Я, сын трудового народа
1984 Лучшие годы
1984 За ночью день идет
1985 Осторожно - Василек!
1985 Мужские тревоги
1986 Последняя электричка
1986 Голубая роза
1986 Где ваш сын?
1987 Переправа
1987 Николай Подвойский
1987 Испытатели / Випробувачi
1988 Передай дальше...
1988 Красный цвет папоротника
1989 Хочу сделать признание
1989 Транти-Ванти
1989 Тайные милости
1989 Опаленные Кандагаром
1990 Убийца
1990 Овраги
1990 Коррупция
1990 Дамский портной
1991 Не будите спящую собаку
1991 Круиз или разводное путешествие
1991 Клан
1991 Грех
1992 То, что важнее всего / Wszystko со najwazniejsze (Великобритания-Казахстан-Польша)
1992 Паутина
1992 Оплачено заранее (Украина)
1994 Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах (Беларусь)
1994 Кодекс молчания-2 (Россия-Узбекистан)
1996 Короли российского сыска
2002 Next 2
2003 Ангел на дорогах
2003 Евлампия Романова 1: Маникюр для покойника
2004 Близнецы
2005-2007 Обреченная стать звездой
2006 Невеста
2007 Точка возврата
2007-2008 Понять. Простить
2008 Взрослые игры 2008 Багровый цвет снегопада
2008-2009 Ранетки
2009 Последний кордон
2010 Путь к себе
2010 Последний аккорд
2010 Обручальное кольцо
2011 Пятницкий
2011 Последний кордон. Продолжение
2011 Лжесвидетельница
2011 Дикий-2
2011 Волшебника вызывали?
2011 Бежать
2013 Людмила
2015 Пусть так будет
2015 Опекун
2016 Рядом с нами
2018 Случайная невеста
БОРЗОВА
Елена Николаевна
Родилась 23.10.1956 г, Москва.
Заслуженная артистка России
Лауреат Специального приза Международного Кинофестиваля в Карловых Варах (1982)
Лауреат Гранпри за исполнение женской роли на Всесоюзном кинофестивале в Таллине
(1982)
Лауреат государственной премии СССР (1984)
Дебют
Елена Борзова родилась в Москве, - центре советской киноиндустрии. Не удивительно,
что в детстве она мечтала о том, как когда-нибудь к ней на улице подойдут и предложат:
«Девочка, хочешь сниматься в кино?» Проходил год за годом, а мечта так и оставалась
мечтой. К девятому классу она уже распрощалась с карьерой актрисы и стала подумывать
о том, чтобы стать архитектором, как мама. И тут – свершилось!
Елена занималась бальными танцами, и однажды к ним на репетицию пришла Вера
Евгеньевна Лель. Она долго наблюдала за девочками, а по окончании репетиции пригласила
Елену на киностудию имени М. Горького. Успешно пройдя пробы, девочка была утверждена
на роль Тони в военную ленту Юрия Григорьева «Письма из юности» (по повести Анатолия
Соболева «Какая-то станция»). Юная актриса оказалась на одной площадке с такими
мастерами, как: Леонид Неведомский, Валентина Сперантова. Вспоминая о той работе,
Елена Николаевна признается, что попала в среду профессионалов, которая и сформировала
ее как личность.
После окончания съемок в картине «Письма из юности» Елена Борзова уже твердо
знала, что будет только актрисой. Причем на предложение мамы позаниматься с кем-нибудь,
девочка заявила: «Ни в коем случае! Если я им такая не нужна, какая есть, то я
вообще как актриса не нужна!»
Школа-студия МХАТ. И только она!
Окончив школу (к тому времени она снялась еще в одной картине - в фильме режиссера
И.Туманяна «Мальчик и лось» она сыграла роль невесты), Елена Борзова подала документы
сразу в несколько театральных ВУЗов столицы.
Елена Борзова рассказывает, что многое в ее жизни происходило спонтанно. Вот
и в МХАТ она пришла после дождя – мокрая, грязная. Прочитала отрывок из поэмы
«Руслан и Людмила», - это было единственное, что она помнила наизусть. Приемная
комиссия, которой за день уже не в первый раз приходилось слышать этот отрывок,
все же обратила внимание на необычную девушку. Елене подробно рассказали, как
подготовить репертуар к поступлению, и посоветовали прийти через год. Она пришла
через несколько дней…
Ее все же допустили к конкурсу. Мало того, она успешно сдала все экзамены и
уже была готова к зачислению! Осталось только принести документы, которые в это
время находились училище имени Щепкина. А там ей заявили, что документы отдадут
только когда окончатся экзамены. В «Щепку» она не прошла, а когда вернулась с
документами в МХАТ, там на ее место уже зачислили другую…
Через год Елена Борзова вновь отправилась покорять МХАТ. Ей советовали: «Поступай
везде, не валяй дурака!», а Лиознова, покоренная игрой актрисы в картине «Письма
из юности», и вовсе готова была взять ее во ВГИК без экзаменов. Но Елена твердо
для себя решила: только школа-студия МХАТ! И на этот раз она поступила!
Театр, кино и личная жизнь
Будучи студенткой школы-студии МХАТ, Елена Борзова безумно влюбилась. Она вспоминает:
«Он был моим преподавателем и делал со мной отрывки. И в ходе репетиции полюбил
меня и заразил своим чувством. У него за плечами уже был опыт семейной жизни,
а я была наивной и смотрела на мир широко раскрытыми глазами. И замуж я вышла,
так толком и не поняв, любила я его или нет. Слепая страсть! Хочу — и все!!!»
В 1979 году, по окончании учебы, Елена получила приглашение сразу в три театра
- Пушкинский, «Современник» и МХАТ, но ушла в Московский Новый драматический театр.
Ушла по большой страсти - следом за мужем, о чем очень потом пожалела. Но об этом
позже…
А поначалу все складывалось хорошо. Елену даже не смутило то, что режиссер
заставил ее написать «документ», в котором она обещала не рожать в течение трех
лет. Да мало ли какой документ! Ей захотелось ребенка, и она родила!
Беременность актрисы совпала с назначением на роль главной героини Ганны Чернушки
в эпической белорусской ленте Юрия Турова «Люди на болотах» (по роману Ивана Мележа).
Актриса вспоминает: «Мне пришлось прийти к режиссеру Юрию Турову, чтобы сказать
о своей беременности. От ужаса, что он начнет кричать, у меня аж челюсть дрожала...
А Виктор Тимофеевич так обрадовался и говорит: «Давай, Лена, рожай!» Мы сняли
свадьбу, где моя героиня выходила замуж за персонажа Бориса Невзорова, и следующий
раз я приехала на съемочную площадку уже с грудным ребенком…»
Специалисты считают картину «Люди на болотах» - лучшей экранизацией из жизни
белорусского народа. Для самой Елены Борзовой эта роль стала настоящей творческой
удачей, самой яркой, самой значимой работой в ее актерской судьбе. Дитя асфальта,
как сама она о себе говорила, Елена Борзова настолько «совпала» с любимой героиней
Мележа и Турова, настолько слилась с образом сильной и независимой по натуре и
в то же время мягкой и очень женственной полешучки, что другой Ганну белорусский
зритель уже не представлял. В нее поверили, ее приняли и полюбили. Именно с того
времени коренную москвичку миллионы зрителей стали искренне считать белорусской
актрисой…
Театр. Розы и шипы
Белорусская тема в творчестве Елены Борзовой «прозвучала» и на сцене. Как-то
раз Борис Луценко, который в то время был режиссером Минского театра-студии киноактера,
дал ей прочитать пьесу Червинского «Счастье мое», а затем пригласил посмотреть
этот спектакль. Елена Николаевна признается, что сразу же влюбилась в материал.
Каково же было ее счастье, когда через полгода раздался звонок, и Луценко предложил
ей сыграть роль Вики в этом спектакле. Не раздумывая, она «рванула» в Минск…
Елена Николаевна вспоминает: «Первый спектакль был форменным кошмаром. Я не
помнила текст и просила своего партнера Петю Юрченкова помогать мне, если стану
запинаться. Волновалась страшно, но потом наступила сладость от того, что зрителям
понравилась моя игра. Я влюбилась в эту пьесу, в этот спектакль. Я его восприняла
как глоток творческой свободы, и, сознаюсь, лучшей роли в театре у меня не было...»
Тем временем положение актрисы в Новом драматическом театре стало невыносимым.
Причиной этому явилась любовь. Елена Борзова позволила себе полюбить другого мужчину.
Полюбить так сильно, что решилась на развод. После этого и началась травля…
Да, она выходила на сцену, играя в спектаклях: «Годы странствий» (Нина), «Необыкновенные
приключения» (принцесса), «Кто этот Диззи Гилеспи» (Катя), «Игра Воображения»
(Женя), «Перстенек» (Варюша), «Единственный наследник» (Лизетта), «Летним вечером»
(Варя), «Танго» (Аля) и других. Но за спиной ее безжалостно «жалили» коллеги.
Театральные «доброжелатели» дошли до того, что позвонили в Госкино и заявили,
что не рекомендуют актрису Борзову к выезду за рубеж, по ее политическим взглядам.
Масла в огонь «подлила» и сама Борзова, отказавшись вступать в КПСС. Это привело
к тому, что ее вызвали в КГБ, где допрашивали 12 часов! А после этого еще долго
не выпускали за рубеж на фестивали…
Кино и жизнь. Неразрывная связь
Свою отдушину актриса находила в кинематографе. Она много снималась в 80-е
годы. Зрителям запомнились ее работы в картинах: «Осторожно - Василек!» (мать
Василька), «Голубая роза» (Любовь Гощинская), «Опаленные Кандагаром» (Валентина),
«Николай Подвойский» (Нина Подвойская), «Последняя электричка» (Ольга), «Клан»
(Ольга), «Грех» (Нина Чеботарь) и др.
Рассказывая о своих героинях, Елена Николаевна признается: «Я не смогла разорвать
ниточки, связывающие мою жизнь и роли. Например, я играла героинь, которые не
дождались своей любви. У меня в жизни то же самое. Когда я осознала существование
некой связи между ролями и жизнью, то очень боялась рожать второго ребенка, потому
что, по сценариям, дважды хоронила дочь. А в какой-то момент поняла, что никогда
не рожу девочку, потому что уже оплакала ее на съемках. И у меня родился второй
сын. А потом события моей жизни стали опережать сценарии. Когда я уводила из семьи
мужчину, мне в это же время предложили сценарий, в котором я должна была сыграть
разлучницу. При этом никто не знал, что в моей жизни происходят такие события…»
Вторая половина 90-х
После феноменального успеха в картинах: «Люди на болотах», «Лес», «Не будите
спящую собаку», «Клан», «Грех», «Шляхтич Завальня», взявших немало международных
наград на десятках фестивалях, Елена Николаевна с середины 90-х исчезла с экранов.
В 1994 году она стала актрисой Драматического театра им.Станиславского, где
сыграла роль Варвары Михайловны в спектакле «Дачники» Максима Горького (режиссер
В.Ланской). В 1996 году Борзова перешла в МХАТ им. Горького и там запомнилась
по роли в спектакле «Мы идем смотреть Чапаева» (режиссер Татьяна Доронина).
Кроме того, Елена Николаевна в 1995 году создала ряд авторских программ (Крандиевская-Толстая
«В тени великого писателя», И.Бунин «Солнечный удар», Б.Шергин «Пинежский Пушкин»),
а также стала соавтором и ведущей пяти концертов в концертном зале «Россия» поэта
Николая Зиновьева.
Третий брак
Со вторым мужем Елена Борзова рассталась после того, как он уехал в США. Сначала
ничто не предвещало беды. Он уехал подрабатывать, и ему там удалось не только
зацепиться, но и раскрутиться. Елена Николаевна вместе с сыном тоже приехала в
Штаты, но смогла там прожить лишь три месяца, - постоянно тянуло домой. «И вот
однажды, - вспоминает она, - утром я схватила ребенка и, в чем была, сбежала из
Америки, радуясь тому, что вернусь к друзьям, к маме. Когда я улетала, надеялась,
что муж вскоре приедет за мной, за сыном. А он не приехал. Я жутко на него обиделась
и подала на развод. Сейчас понимаю, что обида - огромный грех, поэтому научилась
ни на кого не обижаться, даже если бы хотела…»
Третьим мужем Елены Николаевны стал тот самый поэт Николай Зиновьев, чьи концерты
она проводила в «России». Актриса признается: «Замуж я вышла потому, что преклоняюсь
перед талантом этого человека, но не более. Мы с ним не пара, и я прекрасно себе
в этом отдаю отчет. Парой мы были со вторым мужем! Но Коля попросил моей руки,
и я не отказала, боясь причинить боль талантливому человеку».
Возвращение на экран
Пройдя с честью все испытания, Елена Борзова словно восстала из пепла в начале
нового века. Сначала она появилась в небольших ролях в сериалах «Next-2» (официантка)
и «Евлампия Романова» (Наташа), а затем судьба подарила ей роль Клеопатры, увядающей
звезды шоу–бизнеса в популярном российском сериале «Обреченная стать звездой».
Затем были: Серафима в «Точке возврата», Мама Ложкиных во «Взрослых играх» и,
наконец, великолепная работа в сериале «Ранетки», где актриса появилась в образе
Людмилы Федоровны Борзовой, строгой алгебраички по прозвищу «Терминатор».
Елена Николаевна любит свою однофамилицу из «Ранеток» и гордится созданной
ею героиней. Ее прототипом стала учительница биологии, у которой Борзова когда-то
училась. Используя грим, костюмы и актерское мастерство, актриса создала образ,
совершенно противоположный ее индивидуальности. Образ живой, многогранный и неоднозначный.
Преподавательская деятельность
Помимо работы в кино Елена Николаевна, начиная с 2002 года, занимается преподавательской
деятельностью. Она преподает технику речи в Международном Славянском институте
им. Г.Р.Державина и в Высшей школе телевидения (Останкино). Является руководителем
театра-студии в Университете МВД.