12.12.1971, Москва - 20.09.2002, Кармадонское ущелье
Приз за лучшую мужскую роль на фестивале "Кинотавр" за
фильм "Кавказский пленник" (1995)
Приз "За лучший кинодебют" на фестивале "Балтийская жемчужина"
в Риге за фильм "Кавказский пленник" (1995)
Приз Кинопрессы как лучшему актеру за 1996 года (вместе с Ф.Абдраимовым)
Лауреат Государственной премии Российской Федерациии 1997 года в области литературы
и искусства (за фильм "Кавказский пленник")
Лауреат премии "Ника-2003" за лучшую мужскую роль второго плана (за
фильм "Война")
Вступление
Сергей Бодров-младший родился в Москве в 1971 году, и волею родителей стал
тезкой своего отца, известного сценариста и режиссера Сергея Бодрова, проживающего
сейчас в США.
С 1989 по 1994 г. учился на отделении истории искусства исторического факультета
МГУ им.Ломоносова. С 1994 по 1996 - учеба в аспирантуре.
Вначале работал в школе учителем, затем кондитером на фабрике "Ударница",
журналистом и даже спасателем на пляже в Италии.
С 1997 по 1999г. - был ведущим телепрограммы "Взгляд".
В 1998 г. на кафедре истории искусства МГУ защитил кандидатскую диссертацию
по теме "Архитектура в венецианской живописи Возрождения".
Кинодебют
Кинодебют
Сергея состоялся в 1995 году в фильме "Кавказский пленник", режиссером
которого стал его отец. В роли стриженого солдата - первогодка Вани Жилина, угодившего
в дымящейся кавказский котел, Бодров поставил в тупик всех, даже своего знаменитого
партнера - Олега Меньшикова. Актер-непрофессионал,
он был убедителен в любом жесте и интонации какой-то особой, животной органикой.
Тем не менее, наградить Бодрова призом за лучшую мужскую роль на фестивале "Кинотавр"
одного, обойдя Олега Меньшикова оказалось невозможным. И приз поделили на двоих.
Та же судьба постигла и "Нику" - приз Киноакадемии. Так же Бодров удостоился
за "Кавказского пленника" приза "За лучший кинодебют" на фестивале
"Балтийская жемчужина" в Риге и приза Кинопрессы как лучшему актеру
за 1996 года (вместе с Ф.Абдраимовым).
Фильм собрал просто невероятный урожай призов: приз ФИПРЕССИ и приз зрительских
симпатий МКФ В Каннах. Даже был номинирован на "Оскар" как лучший иностранный
фильм! Прибыв на сочинский фестиваль никем, Бодров уезжал победителем.
"Брат"
Вскоре последовало предложение от Алексея Балабанова сняться в главной роли
в фильме «Брат», по его собственному сценарию. Фильм собрал ворох призов:
призы "Silver Hugo" МКФ в Чикаго и фестиваля "Кинотавр" -
за "Лучшую мужскую роль". Кроме того Бодров был номинирован на премию
"Золотой Овен-97" в категории "Лучший актер".
"Брат"
сделал Сергея фигурой сверхпопулярной, чуть ли не культовой. Фильм был по-настоящему
модным в 1997 году. Пресса называла его "лицом поколения", с чем он
сам категорически не соглашался. Отдельного внимания заслуживают фразы и общая
стилистика фильма. "My car - кирдык" - говорит герой Бодрова Данила,
- и словечко сразу подхватывается народом.
Однако, в отличие от "Пленника", новый фильм был принят в критике
отнюдь не на "ура". Режиссера обвиняли в черносотенстве, исполнителю
главной роли тоже досталось. Мол, какой из него провинциальный пацан? По сюжету
герой, попавший из захолустья в большой город, проживал бурный отрезок молодой
жизни и в финале отчаливал - другим. Вот этот трудный переход Бодров сыграть не
сумел... Что это был за паренек - вопрос оставался открытым: бандит или Робин
Гуд? Герой нашего времени или его проклятие? Балабанов предложил разобраться в
своих чувствах к Даниле самостоятельно.
Телевидение
После "Брата" началась бодровская телеэпопея: на правах соведущего
он стал работать с Любимовым во "Взгляде". По большому счету "Брат"
"Взгляду" скорее мешал, чем помогал. В помещение входил улыбчивый и
слегка застенчивый Сергей Бодров, а казалось, врывается Данила Багров с обрезом…
В общем через три года роман с телевидением Сергею наскучил, и он ушел, как всегда
- вдруг, объяснившись второпях и как всегда невнятно.. На телевидение он еще раз
вернется в 2001 году, приняв участие в качестве ведущего в съемках телешоу "Последний
герой".
Личная жизнь
В 1987 году Сергей Бодров женился. Как сам он не раз признавался в интервью,
влюбился в Светлану с первого взгляда и сразу же понял, что это его будущая жена.
В 1988 году у Бодровых родилась дочь Ольга.
Супруга Бодрова-младшего тоже занимается телевидением, она режиссер известных
телевизионных проектов "Акулы пера" и "Канон".
"Брат-2" и другие работы в кино
В
том, что бодровская органичность - это классно, но не каждый режиссер может с
ней работать - убедил британский "Стрингер" (1998). Бодров играет молодого
человека по имени Вадим, обладателя видеокамеры и охотника за скандальным. Здесь
он смотрится тенью себя - скучен, неинтересен. Зато попав в руки к режиссеру Режису
Варнье, пригласившему его на роль в "Восток-Запад" (1999), Сергей Бодров
снова ожил и вполне убедительно выглядел молодым юношей из 50-х, влюбленным в
соседку-француженку.
Тем временем Балабанов решил взяться за «Брат-2», где бодровский
Данила держит путь из Москвы в Нью-Йорк и далее в Чикаго. Фильм снимался в Москве
и два месяца в Америке. Были задействованы настоящие полицейские, хотя в США существует
запрет снимать в кино реальных полицейских, их форму и одежду. Однако полицейские
небольшого городка Лонг-Айленд около Чикаго разрешили снять на пленку их самих.
Интересный момент связан с оружием: в фильме есть эпизод, когда Данила стреляет
в здоровенных негров из самопала, заряженного железными опилками. Амерканские
реквизиторы только в недоумении разводили руками, когда их попросили найти нечто
похожее. Тогда оператор - Астахов за час сделал этот самопал с помощью одного
только армейского ножа. Сделали также паспорт на имя Данилы Багрова и долго уговаривали
пограничницу поставить там настоящий штамп. Наконец разрешил ее начальник, у которого
победило чувство юмора. Так что штамп в фильме настоящий.
Хотя "Брат" заметно проигрывает зарубежным аналогам, таким как "Леон",
"Киллер", "Что делать мертвецу в Денвере", его популярность
объясняется тем, что зритель соскучился по родному кино.
"Брат-2" поднял новую волну интереса к его персоне со стороны журналистов.
Надо сказать, Сергей Бодров журналистов недолюбливал: они совершенно замучили
его лобовыми сравнениями и линейными аналогиями. Они все время спрашивали: как
это ты, гражданский Бодров, смог так глубоко проникнуть в образ диковатого рядового
Жилина ("Кавказский пленник")? Что тебя, Бодров, сын Бодрова, связывает
с этим отморозком Багровым? Какой их тебя, искусствоведа, итальянский пловец ("Восток-Запад").
Тут Бодров живо включал любого из своих киногероев и начинал изъясняться междометиями.
Журналисты впадали в ступор и вспоминали рассказы коллег о том, как трудно Бодрова
поймать и почти невозможно разговорить. А тут и разговаривать то не о чем: просто
Бодров действительно не был актером. И перевоплощаться не умел. И Станиславского
читал лишь для общего образования. Зато он умел жить не обращая внимания на камеру,
его снимающую, повизгивания толпы поклонниц, в которую приходилось попадать, вопли
режиссеров, на которые полагалось бы обидеться…
В одном интервью, на вопрос, какая связь между ним и его экранным героем, Сергей
Бодров признался: "Мы с ним как близнецы. Знаешь, бывают такие близнецы -
внешне друг на друга похожие как две капли воды, а внутренне совершенно разные.
Идет такое виртуальное влияние. Возможно, он делает меня жестче, а я его - мягче".
После фильма "Брат-2" популярность Сергея Бодрова, особенно среди
молодежи, возросла еще больше. У него появились огромное количество поклонников
и поклонниц. Но Сергей относился к этому очень спокойно. Да и отец говорил: "Сереж,
ну неужели ты не понимаешь, что это полная ерунда! Как мастер ты еще не состоялся".
Хотя когда сына не было рядом Сергей Бодров-старший с гордостью рассказывал, как
в аэропорту Германии полтысячи человек подошли брать автографы у "брата".
После такого успеха любой "секс-символ", каким к этому времени стал
Бодров, обязательно хотя бы пол-года - год покупался бы в лучах славы. Однако
он тут же засел за компьютер - работать над сценарием собственного фильма. За
все это время он посетил лишь пару презентаций и конференций, и то - лишь не обижать
продюсера.
Алексея Балабанова и Сергея Бодрова засыпали вопросами, о чем будет "Брат-3",
"Брат-4"… Балабанов отвечал, что продолжения не будет, сериалы он не
любит, а персонаж уже исчерпал себя. Бодров подтверждал его слова, у него были
совсем другие планы…
В
2001 году Бодров выступил в качестве режиссера, сняв фильм "Сестры",
где сам он снялся в эпизодической роли. Фильм Сергей посвятил своей жене, назвав
одну из главных героинь именем Светлана.
В 2002 году Бодров снялся в фильмах Алексея Балабанова "Война" и
своего отца "Медвежий поцелуй". "Медвежий поцелуй" был последним
фильмом Сергея. В нем он сыграл медведя Мишу, силой любви превращающегося в человека.
Роль главной героини исполнила шведская актриса Ребекка
Лильеберг. Сценарий фильма лежал у Бодрова-старшего десять лет, словно ждал,
когда подрастет сын.
Трагедия
В том же году Бодров начал снимать фильм "Связной". Он являлся и
автором сценария, и режиссером, и исполнителем главной роли. По сюжету герою Сергея
бандиты прострелили когда-то колени, и ноги пришлось ампутировать. Он ходит на
протезах и о том, что ног у него нет, никто даже не догадывается. Фильм задумывался
как философско-мистическая притча. Большая часть фильма должна была сниматься
в Москве, а съемочной группе в Осетии надо было отснять всего несколько эпизодов.
В начале августа 2002, за месяц до отъезда на Кавказ на съемки фильма, у Сергея
Бодрова родился сын.
Вечером 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье произошла трагедия. Сошел
ледник протяженностью пять километров, шириной 200 метров и толщиной от 10 до
100 метров. В результате стихийного бедствия пропали без вести 117 человек. Среди
них и съемочная группа под руководством Сергея Бодрова, находящаяся в это время
в ущелье.
Жена Сергея Светлана рассказывает, что вечером 19 сентября у нее был необычно
длинный разговор с Сергеем. "У него был очень грустный голос, - вспоминает
Светлана. - Мне показалось, что-то с ним случилось... Он был не такой, как всегда.
Но Сережа успокоил меня и стал расспрашивать о детях. Обычно мы говорим с ним
всего по несколько минут, а тут наш последний разговор затянулся... Я чувствовала,
что он никак не может попрощаться со мной. А на прощание он сказал: "Береги
детей".
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Алексей Косульников, "Бодров нам брат, но свобода дороже" (журнал "Башня",
февраль 2001 года);
Сергей Бодров (биография) http://znamenitosti.peeps.ru
Сергей Бодров (биография) http://bodrov.i-networx.de
"Прощай брат" http://www.ria.ua
фото с сайтов http://mediapolis.com.ru, http://www.ewca.ru, http://allnews.ru,
http://www.izvestia.ru, http://www.vokruginfo.ru, http://www.sova.ru